Некоторые рыцари покидали свои замки и отправлялись странствовать в поисках приключений. Они принимали участие в турнирах и Крестовых походах, чтобы продемонстрировать свою доблесть и стяжать бессмертную славу. Зачастую это были молодые люди, только что посвящённые в рыцари. Они стремились повидать чужие земли, на других посмотреть и себя показать. В странствиях рыцарь набирался житейского опыта и знаний, совершенствуя свои умения и навыки доблестного воина и галантного кавалера. Он изучал правила этикета, принятые при чужеземных дворах, знакомился с самыми знатными сеньорами, рыцарями и дамами, узнавал о славных деяниях великих воителей прошлого, служивших для него поучительным примером. В дороге рыцарь, как правило, питался дичью, добытой собственными руками, а за отсутствием вина пил обычную воду. Попутно он защищал слабых и обиженных, наказывал злодеев и обуздывал насилие, следуя рыцарскому кодексу чести.
Жан де Бонифас, покинувший двор арагонского короля в качестве странствующего рыцаря, носил на левой ноге подвешенные на золотой цепи оковы, какие надевали рабам, в знак того, что он желает сразиться с кем-либо.
Жак де Лален, известный как Славный Рыцарь, герой множества турнирных поединков, побывал при королевских дворах Кастилии, Арагона, Португалии, Наварры, Шотландии и везде его восторженно и с почётом принимали. Порой несколько рыцарей, собравшихся при каком-нибудь дворе, объединялись в сообщество и отправлялись в поход на поиски приключений либо вдохновляясь некой высокой целью: например, разыскать исчезнувшего рыцаря или спасти захваченную врагами даму. По окончании предприятия рыцари были обязаны, вернувшись ко двору, поведать о своих похождениях, подвигах и неудачах в форме поучительных, занимательных и приятных рассказов. Из них трубадуры и труверы зачастую черпали сюжеты своих произведений, в которых правдивые детали неизбежно обрастали романтическим вымыслом, порождённым пылким поэтическим воображением.
Знатные сеньоры охотно предоставляли приют странствующим рыцарям, осыпая их своими милостями и богатыми дарами: ведь щедрость радушного хозяина как бы приобщала его к доблести и славе облагодетельствованного им гостя. На воротах и башенных шпилях многих замков выставлялись позолоченные изображения шлемов - условные знаки гостеприимства и пристанища, готового для странствующих рыцарей.