Истребители

Истребители на авиашоу
Истребители на авиашоу

Истребители — наиболее совершенный тип самолетов в современной авиации. Эти машины предназначены для уничтожения целей в воздухе, в отличие, например, от бомбардировщиков, которые делают то же с объектами на земле. Истребитель должен обладать высокой скоростью, маневренностью и «зрячестью», то есть способностью увидеть противника раньше, чем будет обнаружен сам. По словам американского эксперта в области авиации Пьера Спрея, успех истребителя в современном воздушном бою определяют четыре характеристики:

  • способность первым увидеть противника;
  • возможность превзойти его по численности машин;
  • лучшая маневренность;
  • более высокая скорость поражения цели.

МИГ-21 — гроза вьетнамских небес

Многоцелевой истребитель (СССР)

МиГ-21 в боевой раскраске венгерских ВВС
МиГ-21 в боевой раскраске венгерских ВВС

Самолет МиГ-21 был разработан ОКБ имени А. И. Микояна и М. И. Гуревича в 1953— 1956 годах. Перед конструкторами поставили задачу создать маневренную машину с самой высокой на то время сверхзвуковой скоростью. Это повлекло за собой конструктивные решения, изменившие форму самолета: появились сигарообразный фюзеляж и треугольное крыло с небольшим удлинением, круглый воздухозаборник и коническая форма центральной части тела истребителя.

Первый МиГ-21 (тогда он имел обозначение Е-2) был поднят в воздух в 1955 году летчиком-испытателем Г. К. Мосоловым. В 1956 году В. А. Нефедов проверял опытный образец самолета Е-5, после чего за ним окончательно закрепилось название МиГ-21.

Он стал одним из самых знаменитых в мире реактивных истребителей второго поколения, к которому относят самолеты, обладающие сверхзвуковой скоростью, оснащенные радарами и радиоуправляемыми ракетами. Впервые МиГ-21 проявил себя в небе над ГДР в 1966 году, сбив американский самолет-разведчик RB-66.

Третье поколение МиГ-21 широко применялось в воздухе над воюющим Вьетнамом, где истребители успешно сражались с американскими «Фантомами F-4». Последняя модификация, названная МиГ-21бис, по летным характеристикам уже не уступала даже F-16A.

Самолет узнали и оценили во многих уголках планеты: он состоял на вооружении 25 стран мира. Даже сейчас он стоит на службе в 21 стране. МиГи выпускались по лицензии в Индии, Чехословакии и Китае.

За всю историю было выпущено около 11 500 единиц техники данной модели.

По данным на 1999 год в строю все еще находилось около 3300 самолетов этого семейства.

МИГ-23 — самолет, которого побаивались пилоты F-1G

Фронтовой истребитель (СССР)

МиГ-23
МиГ-23 — первый советский истребитель с изменяемой стреловидностью крыла

Отличительная черта МиГа-23 — крыло изменяемой стреловидностью, а это уже особенность боевых машин третьего поколения. Изменяемая стреловидность крыла нужна для того, чтобы истребитель обладал и высокими скоростью и маневренностью.

Когда крыло разложено (то есть является прямым), оно создает наибольшую подъемную силу, обеспечивая тем самым отличную маневренность истребителя на малых скоростях. Но прямое крыло обладает очень высоким лобовым сопротивлением и не позволяет самолету развить большую скорость. Чтобы уменьшить лобовое сопротивление, истребитель складывает крылья, после чего становится менее маневренным, но способным летать на сверхзвуковых скоростях.

По такому принципу и устроено крыло МиГ-23. По классу эта машина относится к фронтовым истребителям, то есть служит для уничтожения самолетов противника и огневой поддержки наземных сил.

МиГ-23МЛД
Под крыльями стоящего на стоянке МиГ-23МЛД видны дополнительные топливные баки

В 1965 году в небе над Вьетнамом появились американские истребители F-4C «Фантом II». Уравновесить ситуацию должны были новые МиГи.

В 1967 году самолет впервые поднялся в воздух. Техническая новинка — изменяемая стреловидность крыла — проявила себя великолепно. В 1971 году машину запустили в серийное производство. Позднее она была заменена облегченной модификацией МиГ-23МЛ с улучшенной системой управления и расширенным составом вооружения. МиГ-23МЛ хорошо проявил себя в вооруженных конфликтах в Ливане, Анголе и Афганистане, не раз сбивая более современные истребители противника (например F-16). МиГ-23 до сих пор стоит на вооружении 11 государств Азии и Африки.

Списанный МиГ-23
Списанный МиГ-23 доживает свои дни в качестве учебного пособия для курсантов

«МАКДОННЕЛ-ДУГЛАС F-4 ФАНТОМ II» — главный соперник МИГ-21

Многоцелевой истребитель (США)

Взлет F-4 с дополнительными подкрыльевыми баками
Взлет F-4 с дополнительными подкрыльевыми баками

Макдоннел-Дуглас F-4 Фантом II», получивший печальную известность во время войны во Вьетнаме, был сконструирован в 1958 году. Его первым заказчиком стал Военно-морской флот США. Однако летные качества машины оказались настолько высокими, что ей заинтересовались и Военно-воздушные силы.

Самолет превратился в многоцелевой истребитель. Он почти сразу установил несколько мировых рекордов: высоты полета — 30 040 м в 1959 году и скорости — 2586 км/ч в 1961 году. Оснащенный новейшей для своего времени электроникой, «Фантом» мог обнаруживать и поражать объекты, находящиеся за пределами видимости летчика.

истребитель F-4
Снизу рта видна 20-мм пушка M61A1 «Вулкан», которой оснащались все F-4, начиная с модификации «Е»

Боевое крещение машины состоялось 9 апреля 1965 года, когда F-4, взлетевший с палубы авианосца, был атакован четырьмя вьетнамскими истребителями МиГ-17. Американцу удалось сбить один, но вскоре другой поразил его из пушки. Так началось долгое противостояние «Фантомов» и МиГов. Складывалось оно отнюдь не в пользу первых: более маневренные МиГи-17 стремились держаться на малой высоте, где были недосягаемы для американских радаров, а затем внезапно «жалили» противника с близкой дистанции.

Для Америки ситуация ухудшилась, когда во Вьетнаме появился истребитель второго поколения МиГ-21. Общий счет за шесть лет боевых действий составил: 66 сбитых МиГа-21 против 103 уничтоженных «Фантомов».

Сделав выводы из вьетнамских сражений, F-4 модернизировали, устранив основные просчеты. Например, у первых модификаций F-4 не было пушечного вооружения и в ближнем бою они могли противопоставить МиГам только малоэффективные ракеты AIM-9. Поэтому все модернизированные F-4 стали комплектоваться 20-мм пушками «Вулкан».

Законсервированные F-4
Законсервированные F-4 в крупнейшем хранилище списанной техники в штате Аризона, США

Самолет выпускали до 1979 года. В 1998 году, к своему 40-летнему юбилею, он все еще находился на вооружении Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии.

«ДАССО МИРАЖ F-1» — один из лучших истребителей 70-х годов XX века

Легкий многоцелевой истребитель (Франция)

истребитель ДАССО МИРАЖ F-1
F1 — настоящий матерый вояка, который достаточно успешно участвовал во многих вооруженных конфликтах с 1978 по 2011 год

Франция, стоявшая у истоков самолетостроения, включилась в гонку двух великих держав — СССР и США — в 1950-х годах, когда был создан истребитель второго поколения «Дассо Мираж III». В 1970-х годах его сменил «Мираж F1C», относившийся к третьему поколению. Этот самолет стал основным истребителем в составе ВВС Франции. Всего было выпущено около 720 таких машин, из них 251 — для собственных нужд страны. Остальные были приняты на вооружение различными государствами мира, главным образом странами Азии и Африки.

В 1981 году «Миражам» в составе Военно-воздушных сил Южно-Африканской Республики пришлось встретиться с МиГами-21 в небе над Анголой. Счет потерь оказался равным: были сбиты один «Мираж» и один ангольский истребитель.

истребитель ДАССО МИРАЖ F-1
По обе стороны основания передней стойки шасси видны стволы двух 30-мм пушек DEFA — грозного оружия ближнего боя

Во время Ирано-иракской войны 1980-1988 годов «Миражи» Ирака противостояли «Фантомам», которые применял Иран. Здесь преимущество осталось за «Миражами»: 36 побед на 14 поражений.

Последней кампанией, этого, пожалуй, одного из наиболее часто используемых в различных конфликтах самолета, стала война в Персидском заливе в 1991 году. Тогда практически всухую были сбиты девять «Миражей» ВВС Ирака. И это неудивительно, ведь сражались с ними истребители четвертого поколения F-15, которые состояли на вооружении США и Саудовской Аравии. Чтобы хоть как-то подтянуть боевые характеристики стареющих «Миражей F1C», в 1992-1996 годах 55 машин были модернизированы в вариант «Мираж F1CT» с улучшенной радиолокационной системой.

штанга дозаправки в воздухе
У основания остекления кабины F1 видна штанга дозаправки в воздухе

СУ-27 — cверхманевренный «пижон»

Фронтовой истребитель (СССР)

Цилиндрический выступ перед лобовым стеклом кабины пилота
Цилиндрический выступ перед лобовым стеклом кабины пилота — это оптиколокационная станция ОЛС-27, предназначенная для автоматического поиска, сопровождения и поражения воздушных целей управляемыми ракетами «воздух — воздух»

Су-27 относится к четвертому поколению #истребителей и в сравнении с прежними моделями обладает более высокой степенью маневренности, или сверхманевренностью. Он может, например, встать на хвост и перемещаться задом наперед. Такая фигура высшего пилотажа называется «кобра».

Су-27 был задуман как ответ американскому истребителю F-15. К проектированию нового советского самолета в 1969 году приступило ОКБ Сухого. К тому времени первые итоги вьетнамской войны показали, что ближний бой, исключенный было из числа задач истребителя, по-прежнему остается важным средством завоевания воздушного превосходства. Отсюда появилось требование к высокой маневренности.

В конструкции самолета была применена техническая новинка: его крыло вместе с фюзеляжем образовывали единый корпус. Такая компоновка получила название интегральной. В 1977 году состоялся первый полет машины, а в 1984-м она начала поступать на вооружение в авиационные части.

истребитель Су-27
На садящемся Су-27 за кабиной пилота виден выпущенный тормозной щиток, который гасит скорость при заходе на посадку

В 1989 году два самолета Су были показаны на авиасалоне в Ле-Бурже. Агентство «Рейтер» тогда написало о них: «Советские конструкторы создали восхитительную машину... ВВС США были представлены изящными самолетами F-16 и F-18, однако они оттеснены на задний план советским Су-27.»

В последующие 10 лет советский истребитель с триумфом шествовал по авиасалонам Европы и Азии. Вот только боевой опыт у него небольшой: в 1999-2000 годах в составе ВВС Эфиопии Су участвовал в Эфиопо-эритрейской войне, в ходе которой сбил два истребителя МиГ-29, воевавших на стороне Эритреи.

МИГ-29 — самолет, шокировавший запад

Фронтовой истребитель (СССР)

истребитель МиГ-29
Этот МиГ-29 имеет яркую запоминающуюся окраску и принадлежит пилотажной группе «Стрижи»

К проектированию МиГа-29 — машины, способной сражаться как в ближнем бою, так и на большом расстоянии, бить врага из пушки и поражать управляемыми ракетами, перехватывать воздушные цели с помощью радиолокатора на большой дальности, бомбить наземные объекты, прикрывать с воздуха свои войска, — приступили еще в 1970 году.

Первоначально предполагалось применить классическую аэродинамическую схему: трапециевидное крыло, горизонтальное хвостовое оперение, киль. Была использована та же интегральная компоновка, что и в Су-27. Крыло, выполненное заодно с фюзеляжем, позволило достичь низкого лобового сопротивления и хорошей подъемной силы на больших углах атаки. Еще один киль, установленный как раз над двигателем, обеспечивал машине устойчивость в самых изощренных фигурах высшего пилотажа.

истребитель МиГ-29
Для быстрого выхода на сверхзвуковую скорость МиГ-29 использует форсаж

В вооружении истребителя появились новые смертоносные ракеты Р-73, предназначенные для ближнего боя в условиях высокой маневренности, с тепловой головкой наведения, управление которой расположено прямо в шлеме пилота, способного теперь «убивать взглядом». В 1977 году МиГ-29 совершил первый полет.

Впоследствии машину опробовали на различных скоростях и высотах, испытывали ее многочисленное оружие. Только с середины 1980-х годов самолет начал поступать на вооружение. Он стал одним из символов последних лет холодной войны и одним из свидетельств советской мощи в те годы. На Западе о нем ходили легенды, пока не обрушился Варшавский договор и пилоты НАТО не получили возможность лицезреть этот самолет воочию и даже встретиться с ним в учебном бою. Сборник Общества британских аэрокосмических компаний (SBAC), изданный в 1998 году, назвал результаты таких поединков шокирующими для Запада.

МиГ-29 ВВС Словакии выруливает на ВПП
МиГ-29 ВВС Словакии выруливает на ВПП

МИГ-31 — тяжелоуправляемый воздушный корабль

Истребитель-перехватчик дальнего действия (СССР)

истребитель МиГ-31
МиГ-31 — единственный советский истребитель, официально именуемый «воздушным кораблем», его взлетная масса превышает 40 т

МиГ-31 по кодификации НАТО называется Foxhound, что означает «Лисья гончая». Группа из четырех таких машин способна контролировать пространство шириной в 800-900 км, поражая в нем все цели. При этом ночь, буря или радиолокационные помехи воспрепятствовать им не в силах.

К созданию МиГ-31 в ОКБ Микояна приступили в 1968 году. Строился он по схеме МиГ-21, но в связи с применением сложнейших систем управления оружием и обнаружения противника за спиной летчика пришлось посадить штурмана-оператора.

Управлять МиГ-31 было непросто: машина, сделанная на грани аэродинамической устойчивости, требовала от пилотов высокого летного мастерства. Когда число летных часов в авиационных частях России резко сократилось, эти самолеты начали падать.

Кабина штурмана МиГ-31
Кабина штурмана МиГ-31 имеет ограниченный обзор, поэтому для улучшения обзора вперед и вниз на фонаре кабины смонтирован поднимаемый перископ

Первый полет истребитель МиГ-31 совершил в 1975 году. После шести лет испытаний он был принят на вооружение, заменив своего предшественника МиГ-25. В 1985 году машина дебютировала на авиасалоне в Ле-Бурже, но не произвела такого яркого впечатления, как Су-27 или МиГ-29. Приобрести 24 такие машины пожелал лишь Китай.

Сложный в управлении и понимании самолет, требующий высочайшего мастерства пилотов и штурманов, не нашел признания и в современной России, оставшись одним из памятников советской военно-инженерной мысли.

В 1994 году он был снят с производства. Сейчас на вооружении Российской Федерации состоят 252 МиГ-31, Военно-воздушные силы Казахстана насчитывают 43 машины этой модели.

Створки ниш основных опор шасси
Створки ниш основных опор шасси, которые хорошо видны под фюзеляжем, выполняют еще и функцию тормозных щитков и могут отклоняться прямо в полете

СУ-35 — само совершенство

Многоцелевой истребитель (Россия)

истребитель СУ-35
Двигатели 117С с отклоняемым вектором тяги и четырехканальной цифровой системой управления, а также великолепная аэродинамика обеспечивают Су-35 лучшую маневренность, чем у большинства западных истребителей

Еще одна модификация высокоманевренного истребителя Су-27, с усиленным планером и улучшенной системой управления, получила название Су-35. В этом самолете, внешне очень похожем на Су-27, применены новые двигатели с повышенной тягой.

Система управления объединена с системой наблюдения и оповещения в информационно-управляющую систему — ИУС. Два огромных цветных экрана с показаниями электронных средств наблюдения должны обеспечивать пилоту круговую видимость — так, как если бы вся кабина была сделана из прозрачного стекла.

истребитель Сопла СУ-35
Сопла с изменяемым вектором тяги позволяют отклонять нос машины от направления полета на длительное время чего долго не могли добиться западные авиаконструкторы

Пульт управления — окруженный кнопками экран с необходимой информацией. Кнопки запуска многочисленных бомб и ракет находятся прямо на рычагах управления машиной. Вооружение Су-35 дополнено новыми ракетами большой дальности, а общий вес смертоносного груза на его крыльях увеличился до 8 т.

Опытный образец (прототип) самолета был собран в августе 2007 года и продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2007 в подмосковном Жуковском, пока еще на земле.

Первый полет состоялся в 2008 году. 3 мая 2011 года в воздух поднялась серийная машина. Характеристики этого самолета намного превосходят возможности истребителя четвертого поколения, но до пятого не дотягивают по ряду признаков, главный из которых — отсутствие технологии снижения заметности. Для такого истребителя в боевой авиации отвели специальную нишу: поколение 4++.

истребитель Су-35
Во всем мире у Су-35 только два достойных противника: F-35 и F-22A

МИГ-35 — радикально переработанный миг-24

Многоцелевой истребитель (Россия)

истребитель МиГ-35 выполняет боевой разворот
МиГ-35 выполняет боевой разворот

МиГ-35 представляет собой развитие IV истребителя МиГ-29, на базе которого ранее был создан палубный самолет МиГ-29К. Оснащенный новой системой управления и имеющий увеличенную боевую нагрузку МиГ-29 превратился в модификацию МиГ-29М. Многоцелевой истребитель МиГ-35 соединил в себе качества двух этих машин. Кроме того, летных мест стало два.

Вооружение, которое самолет несет на крыле, очень разнообразно — от управляемых ракет, способных сбивать противника на расстоянии свыше 100 км, до встроенной пушки, предназначенной для ближнего боя. Есть авиационные бомбы с корректируемой траекторией, а также неуправляемые ракеты.

истребитель МиГ-35 посадка
Успешная посадка без тормозных парашютов на таком тяжелом и быстром истребителе невозможна

Бортовая радиолокационная система может вести до 10 воздушных целей и атаковать одновременно 4 из них. Для обращения со всем этим смертоносным арсеналом и был введен второй член экипажа.

Имя самолет получил в конце 2006 года. От корабельного варианта он унаследовал «морскую» защищенность конструкции, от МиГ-29М — широкое разнообразие вооружений и радиолокационных средств. К тому же практически каждый узел на самолете имеет дублера, готового войти в строй при неисправности первого.

Кабина МиГ-35 считается «прозрачной». Это, конечно, не значит, что она сделана из стекла, просто все происходящее в радиусе примерно 100 км отображается на четырех экранах. В 2010 году истребитель все еще проходил летные испытания. Как и Су-35, МиГ-35 относится к поколению 4++.

Между соплами в «клюве» расположен контейнер тормозного парашюта
Между соплами в «клюве» расположен контейнер тормозного парашюта

«ГРУММАН F-14 ТОМКЭТ» — лучший истребитель-перехватчик 70-х годов

Двухместный истребитель-перехватчик (США)

истребитель F-14
Для успешной посадки на короткие полосы пилот F-14 выпускает предкрылки (красные элементы на крыльях) и воздушные тормоза (красные створки в хвостовой части)

Подобно МиГ-23, Грумман F-14 имеет изменяемую геометрию крыла. Это наряду с высокой маневренностью позволяет отнести его к истребителям четвертого поколения. Самолет был разработан в начале 1970-х годов и предназначался для замены «Фантома F-4».

В 1969 году проект F-14 выиграл конкурс, объявленный в США с этой целью. Эскадрильи таких машин должны были располагаться на авианосцах и отражать направленные против них ракетные удары. Дальность обнаружения цели с этого самолета достигала 300 км. Для ближнего боя «Томкэт» имел встроенную 20-мм пушку, а его ракеты могли уничтожить противника раньше, чем он появится на экране радара самолета.

истребитель F-14
Для успешной посадки на короткие полосы пилот F-14 выпускает предкрылки (красные элементы на крыльях) и воздушные тормоза (красные створки в хвостовой части)

В 1970-х годах Военно-морским силам США было поставлено 478 таких машин и еще 79 проданы Ирану. В 1981 и 1989 годах «Томкэты» участвовали в стычках с ливийской авиацией над заливом Сидра, в ходе которых сбили два истребителя Су-22 и два МиГ-23.

F-14 были задействованы в операции «Буря в пустыне», в войнах против Югославии, Афганистана и Ирака, где наносили удары по наземным целям. Нужно сказать, что ни в одной из этих войн «Томкэты» не встречали равного себе противника. После введения в строй истребителя F-18 «Супер Хорнет» самолеты «Грумман F-14» были сняты с вооружения армии США, но остались в составе ВВС Ирана.

истребитель F-14
В носовой части, снизу, виден обтекатель системы поиска, обнаружения и сопровождения целей, а чуть выше сбоку выступает ствол 20-мм пушки М61А-1

«МАКДОННЕЛ-ДУГЛАС F-15 ИГЛ» — самый надежный и живучий истребитель США

Тактический истребитель (США)

истребитель F-15
Время выхода с «малого газа» на «полный форсаж» у F-15 составляет всего 4 с

Работы над созданием истребителя «Макдоннел-Дуглас F-15 Игл» начались еще в 1962 году. Это тот самый самолет, для противоборства с которым был спроектирован Су-27. В США считалось, что идеальный истребитель должен вычислять и уничтожать противника раньше, чем тот его заметит. Поэтому и требования к машинам этого типа предъявлялись соответствующие: в три раза превышать скорость звука и иметь мощный комплекс вооружения, позволяющий побеждать врага с дальних дистанций. Только с опытом войны во Вьетнаме пришло понимание, что без ближнего боя в воздухе не обойтись. Тогда вместо высокой скорости был сделан акцент на маневренности. Радиолокационное оснащение теперь позволило видеть врага и на малых высотах. Для ближнего боя добавились пушки «Вулкан», способные производить до 7200 выстрелов в минуту. В 1972 году машина поднялась в воздух.

Испытания «орла» («Игл», от англ. Eagle) прошли без осложнений. В 1976 году машина стала поступать в воинские части. Впоследствии самолет совершенствовался. В частности, вместо аналоговой системы была применена цифровая.

Зеленое пятно на стекле
Зеленое пятно на стекле — это проектор, отображающий на фоне лобового стекла всю наиболее нужную и важную информацию

Боевое крещение «Иглы» получили в 1979 году. Во время войны в Ливане ими было сбито четыре МиГа-21, входящих в состав сирийских ВВС. Однако и МиГи, машины гораздо более старые, сумели уничтожить два F-15. В 1981 году в небе Ливана «Иглы» столкнулись с более серьезным противником — МиГом-25. Бой завершился вничью: два сбитых МиГа против двух «Иглов».

Самолет до сих пор состоит на вооружении США, Израиля, Японии, Саудовской Аравии. Всего произведено свыше 1500 таких машин.

истребитель F-15
F-15 был лучшим истребителем в мире до появления Су-27

«ДЖЕНЕРАЛ ДАЙНЭМИКС F-16 ФАЙТИНГ ФАЛКОН» — прекрасно сбалансированный истребитель

Многофункциональный легкий истребитель (США)

истребитель F-16 ВВС Нидерландов
Отличительная черта «Боевых соколов» ВВС Нидерландов — яркая окраска

Файтинг Фалкон» (Fighting Falcon) означает «Боевой сокол». Так американцы назвали истребитель, сочетающий легкость конструкции с очень большой грузоподъемностью. В 1976 году эти машины впервые поднялись в воздух, а к 1994 году их насчитывалось уже свыше 4000. При весе меньше 10 т они способны нести на крыле и фюзеляже до 50 видов бомб и ракет. F-16, в отличие от «Орла», имеет интегральную компоновку — такую же, как у Су-27 и МиГа-29.

Топливных баков на нем установлено столько, что самолет может пролететь без посадки более 4000 км. Однако это не мешает ему в бою быть очень маневренным. Бортовая ЭВМ считает аэродинамические параметры и выполняет точное наведение на цель.

истребитель F-16 ВВС Норвегии с подвесными топливными баками
F-16 ВВС Норвегии с подвесными топливными баками

В рекламном проспекте «Дженерал Дайнэмикс» говорится, что во время боев в долине Бекаа (Ливан) в 1982 году F-16 уничтожили 45 советских МиГов. По данным СССР, тогда был сбит один истребитель МиГ-23МФ в составе сирийских ВВС, не считая уничтоженных бомбардировщиков и вертолетов, а самолеты МиГ-21 и МиГ-23МФ поразили шесть «соколов».

В ходе войны в Афганистане принадлежащие пакистанским ВВС «Файтинг Фалконы» также встречались с советскими самолетами. Они сбили, в частности, штурмовик Су-25, который пилотировал полковник А. В. Руцкой. Сопровождавшие его два истребителя МиГ-23 уничтожили в том бою один «Фалкон». Самолет экспортируется в 25 стран мира, прежде всего в Турцию и Израиль.

истребитель F-16
С целью уменьшения опасности попадания посторонних предметов в двигатель при движении F-16 по земле носовая стойка шасси расположена за воздухозаборником

«ДАССО МИРАЖ 2000» — гордость Франции

Тактический истребитель (Франция)

истребитель «Мираж 2000»
«Мираж 2000» обладает не самой лучшей маневренностью, но зато оптимизирован для полетов с высокой скоростью на малых высотах

«Дассо Мираж 2000» относится к третьему поколению машин этого семейства. Среди всех реактивных истребителей он представляет четвертое поколение. Как и его предшественники, «Мираж 2000» выполнен по схеме «бесхвостка», то есть лишен хвостового оперения, но зато имеет большую площадь крыла. Истребитель способен отыскивать как земные, так и воздушные цели ночью и в непогоду с помощью телекамеры с лазерной головкой.

В 1978 году эта машина впервые поднялась в воздух. До 1982 года было построено пять опытных экземпляров, после чего состоялся серийный запуск. К 1990 году заказы на поставку таких самолетов общим количеством 440 штук сделали семь стран мира. Сейчас «Мираж 2000» считается основным боевым самолетом Франции и используется, главным образом, в качестве носителя ядерного оружия.

истребитель Мираж 2000
«Мираж 2000» за его треугольное крыло летчики в шутку называют «лопаткой для торта»

В 1991 году он участвовал в кампании в Персидском заливе, однако ни победами, ни поражениями в этих боях не отметился. В общем, по соотношению «цена — качество» данный истребитель уступает самолетам США или России.

Сборочная линия машин «Дассо Мираж 2000» была остановлена в 2007 году. Последний самолет поставлен ВВС Греции. Во французских Вооруженных силах сейчас проводится замена этого истребителя новой машиной «Дассо Рафаль».

истребитель «Мираж 2000»
На воздухозаборнике расположен гребень, который улучшает поперечную и продольную устойчивость самолета на больших углах атаки
истребитель Мираж 2000
«Мираж 2000» французских ВВС с подкрыльевыми топливными баками заходит на посадку

«ЕВРОФАЙТЕР EF-2000 ТАЙФУН» — интернационалист

Многоцелевой истребитель (Германия, Великобритания, Италия, Испания)

истребитель «Тайфун» ВВС Великобритании
«Тайфун» ВВС Великобритании на боевом дежурств

К началу 1980-х годов на вооружении западноевропейских стран состояли преимущественно истребители первого и второго поколений, в основном американские «Локхиды» и «Фантомы». Когда вопрос об их замене приобрел остроту, американцы предложили своего «Боевого сокола» F-16 и еще один истребитель четвертого поколения «Макдоннел-Дуглас F/A-18 Хорнет».

Ничего подобного у европейцев тогда не было. Однако у них взыграло чувство национальной гордости: неужели на старом континенте нет собственных рук и голов? Да и американские монстры предназначались по большей части для нападения, а не для обороны, что также не устраивало европейцев. Заокеанский «Боевой сокол», например, вообще не имел на вооружении ракет средней дальности, предпочитая разить врага с безопасного расстояния.

истребитель EF-2000
У EF-2000 диаметр каждого сопла автоматически регулируется в зависимости от тяги двигателя

В 1970-х годах перспективный боевой самолет, способный противостоять, в том числе, советским Су-27 и МиГ-29, начали создавать в Великобритании. Вскоре похожими проектами занялись Германия и Франция. Сходство результатов и общность цели наводили на мысль объединить усилия.

В 1981 году об этом договорились авиастроительные фирмы Англии, Германии и Италии. Через два года Англия вплотную приступила к проектированию «общеевропейского» самолета, которому было присвоено имя ЕАР. В финансировании работ участвовали Германия и Италия. Самолет обладал высокой маневренностью, сверхзвуковой скоростью и имел аэродинамическую схему «утка» — с передним расположением горизонтального оперения.

В 1983 году к работам присоединились Испания и Франция (последней для этого пришлось свернуть деятельность по созданию собственного истребителя). Проект получил название «Еврофайтер», его штаб-квартира переместилась в Мюнхен, а перспективная машина стала именоваться EFA. К1986 году формирование облика этого истребителя было в основном завершено. В отличие от американских машин, его предполагалось оснастить в первую очередь ракетами средней дальности, а для ближнего боя — мощной встроенной пушкой.

Дозаправка в воздухе EF-2000 ВВС Великобритании
Дозаправка в воздухе EF-2000 ВВС Великобритании

Во второй половине 1980-х годов интерес к созданию «общеевропейского» истребителя стали проявлять Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия. Однако с ослаблением, а затем и распадом СССР эти страны охладели к проекту.

Германия также выразила желание свернуть программу, особенно после того, как с прекращением действия Варшавского договора в состав ее Военно-воздушных сил вошел советский истребитель МиГ-29, почти не уступавший EFA по летным характеристикам. И все же программа была продолжена.

В 1992 году министры обороны Германии, Великобритании, Италии и Испании согласовали конкретные сроки поставки истребителя в летные части. Ему был определен срок службы до 2035 года, а новое имя звучало как «Еврофайтер EF-2000». Эту машину впервые представили в 1992 году в немецком городе Оттобрюн. Через два года она поднялась в воздух.

EF-2000
«Тайфун» уже доказал свою высокую эффективность, когда в учебном воздушном бою два испанских EF-2000 сбили восемь F-15C ВВС США, которые считались одними из лучших истребителей в мире

По словам изготовителей, боевые качества EF-2000 в пять раз превосходят возможности самолета МиГ-29. По мнению же представителей ОКБ Микояна и Гуревича, усовершенствованной модификации МиГ-29М «Еврофайтер» уступает процентов на 20. Первоначально этот многоцелевой истребитель создавался только для собственных нужд стран-участниц проекта, однако в 1998 году было принято решение о его экспорте, после чего имя машины дополнилось словом «Тайфун».

«ДАССО РАФАЛЬ» — последний французский истребитель

Многоцелевой истребитель (Франция)

истребитель «Рафаль»
На истребитель «Рафаль» установлен один из лучших в мире оборонительных комплексов SPECTRA, который способен отслеживать в автоматическом режиме различные угрозы и ставить им помехи

Освоить производство современного истребителя, машины дорогой и очень сложной, одной стране непросто, в чем убедились члены консорциума «Еврофайтер». Сегодня только три страны в мире способны создать такой самолет, от начала и до конца опираясь на собственные ресурсы: США, Россия и Франция. Последняя к началу 1980-х годов располагала вполне современным истребителем четвертого поколения «Мираж 2000». Однако работы, развернувшиеся в США и СССР по созданию машин пятого поколения в 1990-х годах, вынудили французов поторопиться с его заменой.

Новый истребитель должен был соединить высокую маневренность предшественника — «Миража 2000» и боевые качества американского F/A-18. Новый истребитель был выполнен по компоновочной схеме «бесхвостка». Были применены новинки в системе управления самолетом: например, для информирования летчика использовался речевой синтезатор.

истребитель «Рафаль»
«Рафаль» способен летать с большими углами атаки благодаря наличию переднего горизонтального оперения, которое, кроме того, выполняет функцию аэродинамических тормозов при посадке

Проект получил название «Рафаль» (Rafale), что означает «шквал». В 1986 году опытная машина «Рафаль А» впервые поднялась в воздух.

К 1994 году было совершено 865 пробных полетов, по итогам которых американский двигатель заменили считают, что «Рафаль» обладает реальными преимуществами над истребителями своего класса. По боевой нагрузке он превосходит шведский «Грипен», маневреннее, чем «Еврофайтер», и так же малозаметен на экранах радаров, как американский F-16.

истребитель «Рафаль»
Самолетами «Рафаль» вооружена известнейшая французская эскадрилья «Нормандия — Неман», которая была создана в далеком 1942 году и великолепно себя показала во время сражений с фашистской Германией

«Рафаль» может нести на крыле до 10 современных ракет «воздух — воздух», тогда как его соперники — только 6-8. На сегодня в составе ВВС Франции находятся 63 таких самолета, и еще 19 истребителями «палубной» модификации располагает ее Военно-морской флот. Планируется, что к 2015 году летный парк французских истребителей будет полностью укомплектован только двумя машинами: «Рафаль» и «Мираж 2000».

«ЛОКХИД-БОИНГ F-22 РАПТОР» — самолет-невидимка XXI века

Многоцелевой истребитель (США)

истребитель «Раптор»
Для быстрого достижения сверхзвуковой скорости «Раптор» использует форсаж

«Локхид/Боинг F-22 Раптор» — единственный в мире истребитель пятого поколения, находящийся в серийном производстве. Исследования по такой машине — малозаметной для вражеских локаторов, имеющей сверхзвуковую крейсерскую скорость, способной создавать радиолокационные помехи и бороться с ними, обладающей автоматическими системами ведения огня и управления, — в СССР и США начались одновременно в 1981 году. В СССР тогда никто не помышлял о грядущей перестройке и о том, что работы не будут доведены до конца.

В 1982 году облик американского истребителя стал приобретать конкретные очертания. Первоначально предполагалось, что машина будет наносить удары не только по воздушным, но и по наземным целям. Однако в 1983 году это требование сняли. Появившиеся к тому времени советские истребители Су-27 и МиГ-29 заставили переключить все внимание на борьбу с ними. Вместо обеспечения многофункциональности была поставлена задача достижения высокой маневренности в ближнем бою. В памяти еще оставались свежи уроки Вьетнама.

F-22 после посадки движется по рулежной дорожке к месту стоянки
F-22 после посадки движется по рулежной дорожке к месту стоянки

В 1985 году ВВС США объявили конкурс на создание такой машины. Примерно через год появились сообщения о выходе в финал двух участников: компании «Локхид» совместно с корпорацией «Боинг» и предприятия «Нор-троп» с концерном «Макдоннел-Дуглас». Оба получили контракты на постройку опытных самолетов: YF/A-22 и YF-23. Выбрать американскую машину XXI века предстояло именно из них. Первый самолет напоминал истребитель F-15. Второй имел ромбовидное крыло и специально расположенные двигательные сопла, выводившие выхлопные газы так, чтобы снизить заметность машины. У обоих претендентов была интегральная компоновка, напоминавшая о Су-27.

В 1990 году машины поднялись в воздух. Победил маневренный YF/A-22. Это качество перевесило более высокую скорость и меньшую заметность YF-23. В следующем году началось проектирование серийной машины F/A-22. Она имела очевидное преимущество перед создаваемыми в то же время общеевропейским «Еврофайтером» и французским «Рафалем» за счет способности идти на сверхзвуковой скорости в течение нескольких минут и малой радиолокационной заметности. По оценкам специалистов, с F/A-22 мог сравниться только советский Су-27М. Однако этот самолет не обладал радиолокационной малозаметностью.

Весной 1997 года, вопреки усилиям американского конгресса, который возражал против создания сверхдорогой машины, ставшей, по мнению многих, ненужной после распада СССР, было объявлено о дате первого полета — 29 мая. Самолет получил имя «Раптор» (Raptor), что значит «орел-могильщик». Однако дебютный полет все время откладывался. «Раптор» впервые поднялся в воздух 21 сентября 1997 года. Конструкция истребителя выполнена целиком по стелс-технологии (от англ. stealth — тайный, скрытный).

истребитель F-22
При пилотировании F-22, обладающего сверхвысокими скоростными, высотными и маневренными характеристиками, у летчиков часто появлялась гипоксия, поэтому в 2008 году были введены

Малоотражающие формы машины, радиопоглощающие материалы и покрытия — все подчинено задаче снижения заметности самолета. На кабину пилота нанесено специальное напыление, создающее помехи радиолокационным системам противника. Собственная радиолокационная система способна обнаруживать и вести до 20 целей одновременно, перехватывая их на расстоянии до 18 км. Помимо разнообразного арсенала тактических ракет большой и средней дальности «Раптор» имеет встроенную пушку, предназначенную для ближнего боя. На декабрь 2011 года было выпущено 187 таких машин, не считая опытных образцов.




Поделиться ссылкой