Многоцелевой истребитель ПАК ФА Т-50 (Россия)

Ввиду того, что большая часть информации о ПАК ФА в настоящий момент является засекреченной, характеристики серийных машин могут несколько отличаться от параметров, приведенных ниже.

Самолет ПАК ФАТ-50
Самолет ПАК ФАТ-50 — наш ответ американскому истребителю Raptor. Пока судьба этой разработки не ясна, но перспективы инженерных наработок русских авиастроителей вполне очевидны

ПАК ФА Т-50 (ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50 — индекс истребителя на заводе-производителе) — реактивный многоцелевой истребитель, разрабатываемый опытно-конструкторским бюро имени П. О. Сухого. По совокупности своих характеристик относится к истребителям пятого поколения.

Предполагается, что полномасштабное производство ПАК ФА Т-50 будет запущено в 2015 г. на авиационном заводе «КнААЗ». В будущем он должен заменить истребитель Су-27 на вооружении Военно-воздушных сил Российской Федерации. Совместно с Индией ведутся работы над экспортной модификацией планера, получившей обозначение FGFA (англ. Fifth Generation Fighter Aircraft — «Истребитель пятого поколения»).

Помимо завоевания превосходства в воздухе в число основных задач ПАК ФА Т-50 будут входить уничтожение наземной техники и стационарных объектов противника, ведение разведки.

Многоцелевой истребитель ПАК ФА Т-50 (Россия)

Особенности

В ходе работ по созданию истребителей пятого поколения разработчикам приходится сталкиваться с рядом, казалось бы, неразрешимых задач. Одной из них можно считать проблему совместимости основных требований к такому истребителю: малозаметность самолета в инфракрасном и радиолокационном диапазонах, а также способность сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками (сверхманевренность).

Так как требованиям эффективного рассеивания лучей радиолокационных станций отвечает одна форма фюзеляжа, а обеспечению возможности сверхманевренности — несколько другая, при современном уровне развития технологий достичь максимальных значений обоих показателей одновременно невозможно.

Многоцелевой истребитель ПАК ФА Т-50 (Россия)
Очередной стартовый полет новейшего российского истребителя. Опытные образцы Т-50 налетали несколько сотен часов испытательных полетов

В результате разработчикам истребителей пятого поколения приходится делать выбор между малозаметностью и сверхманевренностью. И если американские специалисты в ходе работ над истребителями F-22 Raptor и F-35 Lightning II сделали ставку на обеспечение их максимальной малозаметности, пусть даже в ущерб маневренным характеристикам, то их российские коллеги, напротив, сделали выбор в пользу высоких показателей маневренности своего истребителя (этим фактом, в частности, и обусловлены основные различия в конструкции американских и российских истребителей). Но это вовсе не значит, что российские разработчики пренебрегли показателями малозаметности. Напротив, была проделана огромная работа, направленная на уменьшение эффективной площади рассеивания российского истребителя.

К настоящему моменту ПАК ФА Т-50 с ЭПР, равной 0,4–0,5 м2, значительно опережает по данному показателю своих предшественников и лишь немного уступает самолетам американского производства (ЭПР истребителя F-22 Raptor — 0,3 м2). Для сравнения, среднее значение ЭПР для истребителя четвертого поколения F-16 равняется 3 м2.

Конструкция

Многоцелевой истребитель ПАК ФА Т-50 имеет планер, выполненный по нормальной (классической) аэродинамической схеме с высокорасположенным треугольным крылом, обеспечивающим самолету высокие показатели маневренности. ПАК ФА Т-50 имеет полностью поворотные стабилизаторы и кили, благодаря чему удалось значительно уменьшить их размер.

Многоцелевой истребитель ПАК ФА Т-50

На сегодня ПАК ФА Т-50 является единственным истребителем, оснащенным цельноповоротным вертикальным хвостовым оперением. Кроме того, важными конструктивными особенностями планера самолета являются: большое содержание композиционных материалов и титановых сплавов; широко разнесенные двигатели, увеличивающие живучесть в случае повреждений; наличие единственного внутреннего отсека для вооружения, что положительно сказывается на прочности планера. В конструкции системы жизнеобеспечения предусмотрен генератор кислорода.

В настоящий момент все опытные истребители ПАК ФА Т-50 оснащены двумя турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 с максимальной тягой 15 000 кгс (форсаж) каждый. Однако к началу серийного производства планируется переоснащение истребителя новыми двигателями с максимальной тягой 19 500 кгс (форсаж).

Вооружение

Состав вооружения многоцелевого истребителя ПАК ФА Т-50, как, впрочем, и остальные данные по нему, в настоящее времени засекречен. Известно, что основное вооружение будет размещено во внутреннем отсеке самолета, как в американском истребителе F-22. Но в отличие от американской машины на российском планере будут широко задействованы внешние подкрыльевые узлы подвески, благодаря чему появится возможность увеличить и количество, и ассортимент вооружения.

Многоцелевой истребитель ПАК ФА Т-50

Также известно, что ПАК ФА Т-50 должен быть оснащен двумя управляемыми ракетами сверхбольшой дальности действия КС-172. По некоторым сведениям, дальность действия этих ракет должна составить 400 км, что, без сомнения, дает ПАК ФА Т-50 существенное преимущество перед его главным конкурентом — многоцелевым истребителем американского производства F-22 Raptor.

Технические характеристики

Длина/размах крыла/высота, м19,4/14/4,8
Площадь крыла, м290
Максимальная взлетная масса, кг37 000
Максимальная тяга двигателей/максимальная тяга двигателя на форсаже, кгс2 × 8800/2 × 15 000
Максимальная скорость на высоте 11 000 м/крейсерская скорость, км/ч2570/1890
Практическая дальность (без ПТБ), км4300
Практический потолок, м20 000
Экипаж, чел1



Поделиться ссылкой