В природе существует не так много птиц, которым для взлета требуется разбег, а для посадки — посадочная дорожка. В основном пернатые взлетают и садятся вертикально. Идея создать самолет с подобным способом взлета давно занимала умы авиастроителей мира. Особенно актуально создание таких самолетов стало после появления кораблей-авианосцев.
Вертикальные взлет и посадка, а также горизонтальный полет самолета «Харриер» осуществляются за счет двигателя с «секретом». Этот «секрет» кроется в четырех поворотных соплах (1), которые создают силу, отрывающую самолет от земли (2). Для балансировки при взлете и посадке специальные каналы направляют воздух на кончики крыльев (3) и в хвостовой отсек (4).
Первый в истории советской авиации серийный самолет вертикальных взлета и посадки — Як-38. Его вооружение составляет до 1,7 т и включает пушки, управляемые и неуправляемые ракеты и авиабомбы. Как и в случае с «Харриером», за горизонтальный полет отвечает основной двигатель с поворотными соплами. Однако для вертикального взлета самолет оборудован дополнительным двигателем, установленным за кабиной. Через его открывающуюся крышку засасывается воздух.
Новейший палубный самолет ВМФ США — истребитель F-35 «Лайтнинг» (в переводе — «молния») производства компании «Локхид-Мартин». Его боевая нагрузка составляет 8000 кг, максимальная скорость — около 1900 км/ч. Как и Як-38, этот самолет оборудован дополнительным двигателем для вертикальных взлета и посадки.