Как компонуют автомобиль

Современный легковой автомобиль может иметь различную компоновку — так называют взаимное расположение в нем важнейших агрегатов и узлов. При классической компоновке двигатель расположен спереди, а ведущими колесами являются задние. Существуют и такие модели автомобилей, у которых мотор может располагаться сзади или посередине, а ведущими колесами могут быть передние или вообще все. Каждая из подобных схем, естественно, имеет свои минусы и плюсы и используется конструкторами в зависимости от типа и назначения создаваемого автомобиля.

Размещение узлов легкового автомобиля при классической компоновке
Размещение узлов легкового автомобиля при классической компоновке

«Классика» на колесах

Примером классической компоновки агрегатов может служить значительная часть модельного ряда автомобилей таких знаменитых автопроизводителей, как BMW AG, Fiat и General Motors. Благодаря разделению ведущих и направляющих колес трансмиссия получается достаточно простой, а вес автомобиля равномерно распределяется между осями. С другой стороны, карданный вал и задний мост отнимают часть пространства от салона и багажника, а удлинение трансмиссии приводит к увеличению ее веса.

Седан BMW М5 цвета синий металик на 67-й Международной автомобильной выставке. Франкфурт, Германия, 13 сентября 2017 г.
Седан BMW М5 цвета синий металик на 67-й Международной автомобильной выставке. Франкфурт, Германия, 13 сентября 2017 г.

Если мотор расположить сзади

Заднемоторная компоновка подразумевает, что двигатель автомобиля располагается сзади, а ведущие колеса также задние. Такая конструкция более компактна, так как двигатель и трансмиссию объединяют в один блок, находящийся сзади. Кроме того, при такой схеме расположения агрегатов ведущие и управляемые колеса разделены, что упрощает конструкцию автомобиля. Наиболее известные автомобили, построенные с использованием заднемоторной компоновки, можно встретить среди моделей знаменитых немецких компаний Porsche AG (в том числе и легендарный Porsche 911) и Volkswagen AG (например, «Жук»), а также в числе компактных автомобилей Fiat и бывшего СССР.

Ретроавтомобиль ЗАЗ-968 «Запорожец» на выставке ретроавтомобилей We Prive. Пасвалис, Литва, 5 мая 2018 г.
Ретроавтомобиль ЗАЗ-968 «Запорожец» на выставке ретроавтомобилей We Prive. Пасвалис, Литва, 5 мая 2018 г.

Когда все агрегаты спереди

При переднеприводной компоновке двигатель располагают спереди, ведущие колеса — передние. Отсутствие проходящего через весь салон кардана и заднего моста позволяет создать дополнительные комфортные условия задним пассажирам и существенно увеличить объем багажника. Кроме того, такая компоновка делает автомобиль более безопасным. Ведь сила тяги передних ведущих колес постоянно направлена по ходу машины и «тащит» ее по выбранному пути. По такой схеме построены практически все последние модели «вазов» (ВАЗ-2108 — ВАЗ-2115), «зазов» (ЗАЗ-1102— ЗАЗ-1105) и «москвичей» (Москвич-2139 — Москвич-2144), кроме того, можно встретить их и среди Alfa Romeo, Acura, Chevrolet и Audi (например, знаменитые Audi 80 и Audi 100).

Старый автомобиль Audi 100 5Е на мероприятии Retro Season Opener. Людвигсбург, Германия, 8 апреля 2018 г.
Старый автомобиль Audi 100 5Е на мероприятии Retro Season Opener. Людвигсбург, Германия, 8 апреля 2018 г.

Компоновка для спорткаров

При среднемоторной компоновке двигатель расположен сзади, но перед задней осью. Это улучшает баланс нагрузки на переднюю и заднюю оси, но двигатель отнимает часть пространства от пассажирского салона. Поэтому такую компоновку используют главным образом на спортивных машинах с одним рядом сидений. Теоретически среднемоторные модели могут иметь и переднеприводную компоновку.

Ярко-красный спортивный автомобиль Ferrari F50 на мероприятии Japan-U.S. Friendship Day. Ивакуни, Япония, 5 мая 2018 г.
Ярко-красный спортивный автомобиль Ferrari F50 на мероприятии Japan-U.S. Friendship Day. Ивакуни, Япония, 5 мая 2018 г.

Для поездок по бездорожью

При полноприводной компоновке двигатель, как правило, расположен спереди и все колеса являются ведущими. Это значительно усложняет конструкцию трансмиссии, но зато резко улучшает ходовые свойства и проходимость автомобиля. Пожалуй, самыми известными машинами, построенными по такой схеме, являются люксовые кроссоверы BMW X серии. В наши дни достаточно часто встречается не только переднемоторная, но и среднемоторная (знаменитые спорткары Audi, Bugatti и Lamborghini), и заднемоторная (например, вариации на тему Porsche 911 — Porsche 964, 991,996, 997) полноприводные компоновки.

BMW Х5 цвета серый металлик на 67-й Международной автомобильной выставке. Франкфурт, Германия, 13 сентября 2017 г.
BMW Х5 цвета серый металлик на 67-й Международной автомобильной выставке. Франкфурт, Германия, 13 сентября 2017 г.



Поделиться ссылкой