Соревнования спортивных автомобилей очень популярны. Они собирают миллионы болельщиков и регулярно транслируются по телевидению во многих странах мира. Для водителей-спортсменов это прежде всего способ достижения новых побед и совершенствования своего мастерства. А для фирм-производителей — еще один способ выгодно преподнести и в очередной раз прорекламировать свою продукцию.
История автомобильного спорта началась в 1894 г., когда во Франции было объявлено о проведении первой автомобильной гонки. Участие в ней могли принять владельцы любых безлошадных экипажей, приводимых в движение паром, газом, бензином и электричеством. Претенденты на победу должны были преодолеть дистанцию в 126 км — от Парижа до Руана — менее чем за 8,5 ч. В тот год из 21 допущенного автомобиля в отведенный срок уложились только 12 бензиновых и 3 паровых. Уже на следующий год под эгидой специально созданного для этого Автомобильного клуба Франции прошла автогонка по маршруту Париж—Бордо—Париж. Примерно в те же годы подобного рода состязания прошли в Италии, Великобритании и США.
В наши дни главной автоспортивной организацией является Международная автомобильная федерация — FIA (Federation Internationale de L’Automobile). Наибольшую популярность среди современных соревнований завоевали кольцевые автогонки, которые проходят по замкнутой асфальтированной трассе, по ней гонщики проезжают определенное количество кругов. К этой категории соревнований относится и знаменитая «Формула-1», учрежденная FIA в 1950 г. В этом поединке соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов. При этом команды используют автомобили, или, как их еще называют, болиды, собственного производства.
К разряду кольцевых также можно отнести и наиболее старую автомобильную гонку на выносливость, проходящую ежегодно недалеко от французского города Ле-Ман, — «24 Heures du Mans» («24 часа Ле-Мана»). Впервые она состоялась 26—27 мая 1923 г. Соревнования проходят на трассе Сарт (Circuit de la Sarthe), длина которой почти 14 км. Основная часть этой трассы проходит по обычным дорогам, в остальное время года используемым для передвижения транспорта, а некоторые участки построены специально для соревнований. Победителем гонки считается автомобиль, который прошел за 24 ч наибольшее расстояние.
Соревнования по незамкнутым трассам, часто по дорогам общего пользования или по внедорожью, получили название «ралли». Оно образовано от английского слова «rally» — «слет», «сбор». Автомобили выпускаются на трассу по одному, победителем становится тот, кто пройдет дистанцию за меньшее время. В гонках участвуют серийные автомобили, но значительно доработанные. Установлены международные правила, ограничивающие степень такой переделки. Фактически первые автомобильные гонки между Парижем и Руаном 1894 г. и были первыми ралли. В наши дни наибольшую известность получило ралли «Дакар» (долгие годы было известно как ралли «Париж—Дакар») — ежегодный трансконтинентальный чемпионат, который проводится с 1978 г.
Соревнования по преодолению бездорожья на кольцевой трассе называются автокроссом (от английского слова «cross» — «пересекать»). Эти гонки достаточно зрелищны, так как большая часть трассы имеет неровную поверхность, содержит ямы, трамплины, спуски и подъемы. Автокросс устраивают на обычных автомобилях и на багги — одноместных автомобилях с наружными колесами и рамной конструкцией, сделанных специально для таких гонок. Особенно популярен автокросс стал в постсоветских странах.