Азовский флот и Великое посольство. 1696-1711 гг.

Россия получила столь желанный выход к Азовскому морю. Правда, его по-прежнему контролировали турки, опираясь на мощнейшую военно-морскую базу в Керчи. Однако начало было положено.

Рождение новых кораблей

Строительство кораблей на Воронежской верфи
Строительство кораблей на Воронежской верфи

23 июля 1696 г. Пётр I подписал указ о строительстве новых укреплений в Азовской крепости, которая была сильно повреждена во время штурма. Сразу стало ясно: гавань слишком мала и не совсем подходит для базирования всего Азовского флота, потому на Таганьем мысу выбрали более удачное место — город и порт Таганрог.

К тому времени уже полным ходом шла работа по строительству кораблей на старых верфях и были организованы новые — на реках Хопёр и Середа, в селе Троицком и городках Осеред и Чертовицкая Пристань. Комплекс из 15 верфей был объединен в Воронежское адмиралтейство. Пушки для кораблей плавили олонецкие и брянские заводы, якоря поступали из Тамбова, парусина — из Тулы, тросы — из Липецка.

Прам с 48 пушками, построенный на верфи города Таврова в 1698 г.
Прам с 48 пушками, построенный на верфи города Таврова в 1698 г.

Кумпанства

Поскольку строительство военных кораблей, как и любых морских судов, стоило очень дорого, а Московское государство имело скромную казну, Пётр I создал систему кумпанств (артелей). Их обязанностью было финансировать строительство конкретного корабля, обеспечить его всем необходимым и сдать государству, а также искать плотников, кузнецов, резчиков по всей стране или нанимать корабелов из Голландии и Англии. Для того чтобы не возникало вопросов, зачем нужны такие сложные сооружения, Пётр I решил отдать приказ не личным указом, а постановлением Боярской думы. Она и вынесла 20 октября 1696 г. решение: «Морским судам быть». Эту дату по праву можно считать днем создания русского регулярного военного флота.

Боярская дума и консилия генералов — специальный временный орган для разработки и проведения военной реформы — заседали до 4 ноября и вынесли решение: создать отдельное кумпанство должны монастыри, объединяющие 8000 дворов, для помещиков норму установили в 10 000 дворов, а для бояр и иных крестьян и мещан — 20 000. С 1696 по 1700 г. было организовано 68 артелей, почти половина из них принадлежала церкви. В их обязанности входило построить за год 52 корабля, не считая галер и различных мелких судов. Представители кумпанств стремились откупиться от столь тяжелой повинности. Прознав об этом, Пётр I добавил церковным и боярским артелям еще 19 кораблей, а купеческим — 6.

Азовский флот. Гравюра из книги И. Г. Корба «Дневник путешествия в Московию». 1867
Азовский флот. Гравюра из книги И. Г. Корба «Дневник путешествия в Московию». 1867

В России в то время не существовало своей кораблестроительной школы, равно как и четкого представления о том, каким должен быть военный флот, поэтому Пётр Алексеевич и его сподвижники при строительстве кораблей и фрегатов ориентировались на англичан и голландцев, а для возведения галер пригласили 13 мастеров из Венецианской республики. Основной тип многопушечного военного корабля для Азовского флота получил название «баркалон» и фактически являл нечто среднее между классическим линейным кораблем, фрегатом и галеасом, который предназначался для прибрежного плавания. Он строился из практически невысушенного леса, был перетяжелен, а потому инертен и тихоходен.

О серийности говорить не приходилось, равно как и об унификации. Осознавая это, Пётр I причислил баркалоны (всего 21 корабль) к V, IV и III рангам. Их артиллерийское вооружение варьировалось в широких пределах: на кораблях V ранга имелось - от 6 до 58 пушек, IV — от 42 до 46, III — от 44 до 52.

Корабль «Крепость»

Лишь когда в 1698 г. флот начал строиться за счет казны и контроль за этим стал обязанностью государственных чиновников, корабли выходили более добротные и стандартно оснащенные. Они уже соответствовали европейским понятиям «фрегат» и «линейный корабль».

Одним из первых таких военных кораблей была «Крепость», построенная в 1699 г. на верфи в Паншине. В историю этот 52-пушечный корабль вошел благодаря своему заграничному плаванию: в мае этого же года он вышел в Азов, приняв на борт думного дьяка Емельяна Украинцева, который возглавил русское посольство, и 1 сентября прибыл в Стамбул. Там в результате успешных переговоров был заключен Константинопольский мир сроком на 30 лет. По нему султанское правительство официально признавало русские завоевания на Азовском побережье.

52-пушечный корабль «Крепость» Иллюстрация из «Военной энциклопедии». Санкт-Петербург. 1911–1915
52-пушечный корабль «Крепость» Иллюстрация из «Военной энциклопедии». Санкт-Петербург. 1911–1915

Корабль «Крепость» по указу царя в 1709 г. переместили на берег, чтобы сохранить «для славы, что был в Константинополе». Тогда деревянные суда не умели превращать в музеи и памятники, а потому к апрелю 1711 г. знаменитый фрегат сгнил, а его корпус в октябре следующего года достался туркам.

В Европу с дипломатической миссией

Молодому царю Петру Алексеевичу и его соратникам было совершенно ясно: без изучения опыта ведущих морских держав помышлять о создании мощного русского военного флота нельзя, равно как и делать ставку исключительно на иноземных корабелов, морских офицеров и моряков. Нужны были свои кадры, кораблестроительные и морские школы, а для этого требовалось изучить зарубежный опыт.

В марте 1697 г. Пётр I предпринял масштабную дипломатическую миссию в страны Западной Европы, вошедшую в историю как Великое посольство. С одной стороны, русский царь хотел в лице Англии, Голландии, Дании, Пруссии, Австрии и Венеции найти союзников в борьбе с Османской империей за выход к Чёрному морю, с другой — обрести опыт в создании военно-морского флота. Официально Великое посольство возглавляли адмирал Лефорт и боярин Головин, а не Пётр I, ведь он ехал в Европу прежде всего учиться.

Великое посольство Петра I в Европу (1697–1698). Справа портрет Петра в одежде матроса во время его пребывания в голландском городе Саардам. Гравюры Маркуса. Ок. 1699
Великое посольство Петра I в Европу (1697–1698). Справа портрет Петра в одежде матроса во время его пребывания в голландском городе Саардам. Гравюры Маркуса. Ок. 1699

Великое посольство первым посетило портовый город Ригу, принадлежавший Шведскому королевству. Здесь его члены не только отдыхали после трудного переезда, но и интересовались, какие корабли стоят в гавани, как они расположены, чем оснащены, для чего предназначены и т. д. В кабачках Либавы (теперь Лиепая) Пётр I выдавал себя за шкипера, в этом городе у него и возникла мысль о выходе России к Балтийскому морю. Далее Кёнигсберг, где русский царь с товарищами усиленно изучал артиллерийское дело. После недолгих остановок в Польше и различных германских государствах они прибыли в Нидерланды, в честь чего Ост-Индская компания устроила 19 августа 1697 г. фейерверк.

Поскольку Пётр I интересовался верфями и мануфактурами, лесопильнями и сукновальнями, жизнью и бытом голландских кораблестроителей и моряков, ему предложили поработать на верфи в Саардаме (Заандам), где специально был заложен 40-пушечный фрегат «Пётр и Павел». Руководил строительством известный тогда нидерландский мастер Гаррит Клас Поль, в подчинении у которого и ходил молодой царь. Под именем Петра Михайлова он 4 месяца работал плотником, участвуя в строительстве фрегата от момента его закладки до спуска на воду и испытаний. В это время русские официальные чины скупали все необходимое для флота и вербовали кадры: было нанято около 900 человек — от вице-адмирала до корабельного повара. Именно им вместе с сотней молодых русских людей, направленных Великим посольством на обучение кораблестроению и морскому делу, пришлось выводить корабли русского регулярного флота в первые морские походы.

Пребывая в Нидерландах, царь официально участвовал в показательных маневрах и морском бою, которые 1 сентября 1697 г. на реке Эй специально для него устроило командование голландского флота и Ост- Индской компании. Царя порадовала организация службы на голландских боевых кораблях, выучка их экипажей, однако теоретической подготовкой нидерландских корабелов он остался недоволен — мастера работали без чертежей, руководствуясь лишь собственным опытом.

Музей в Заандаме (Нидерланды) «Домик царя Петра»
Музей в Заандаме (Нидерланды) «Домик царя Петра». В этом доме в 1697 г. жил русский царь во время пребывания в Голландии с Великим посольством. В XIX в. вокруг домика был сооружен каменный футляр

Стремясь найти альтернативу, Пётр Михайлов вместе с Великим посольством в январе 1698 г. прибыл в Англию. Уже 11 января он как официальное лицо встретился в Лондоне с британским монархом — Вильгельмом III Оранским. В знак своего доброго расположения король подарил русскому царю 20-пушечную яхту «Королевский транспорт», построенную по чертежам адмирала лорда Кармартена. Яхта отличалась не только отделкой, но и прекрасными мореходными качествами. Первоначально Пётр I планировал включить ее в состав Азовского флота, но переброска корабля по мелководным рекам не увенчалась успехом. Гораздо позже, в 1715 г., царь приказал перевести яхту на Балтийское море, но у берегов Норвегии она попала в шторм и погибла.

В Англии Пётр I поселился в Дептфорде, недалеко от Лондона. В этом небольшом городе тогда была крупная военная кораблестроительная верфь. На ней русский царь с подвижниками постигал кораблестроительную и морскую науки. Уроки давал сам адмирал лорд Кармартен. Царь посещал знаменитый Вуличский арсенал, где знакомился с артиллерийским делом в Королевском флоте, а также различные верфи и доки, арсеналы и мастерские в Портсмуте, Оксфорде, Лондоне и др.

Бюст Петра I, установленный около музея «Домик царя Петра» в Заандаме (Нидерланды)
Бюст Петра I, установленный около музея «Домик царя Петра» в Заандаме (Нидерланды)

На 80-пушечном линейном корабле «Гамбург» он совершил путешествие к острову Уайт и стал свидетелем учебного боя, устроенного в его честь.

Далее Великое посольство отправилось в Вену и планировало побывать в Венеции. Однако неудачные переговоры с австрийскими дипломатами, которые не захотели объединиться против Турции, а также весть о начале Стрелецкого бунта заставили царя 25 августа 1698 г. вернуться в Москву. На обратном пути, правда, Пётр I встретился в Раве-Русской с польским королем и саксонским курфюрстом Августом II Сильным и заключил союз против Швеции, что определило дальнейшее направление русской внешней политики. Однако чтобы начать борьбу за выход к побережью Балтийского моря, России следовало избавиться от опасности войны на два фронта. Потому важно было заключить мир с Османской империей. А поскольку турки не хотели идти на это, Пётр I и Головин решили провести демонстрацию мощи Азовского флота.

Пётр Великий осматривает корабль в Амстердаме. А. Сторк. Ок. 1700. Национальный морской музей, Лондон
Пётр Великий осматривает корабль в Амстердаме. А. Сторк. Ок. 1700. Национальный морской музей, Лондон

Керченский поход

В 1699 г. Азовский флот совершил свой самый масштабный выход к турецким берегам по Азовскому морю, известный в истории как Керченский поход. Им Пётр I намеревался оказать давление на Османскую империю, в то время когда русское посольство во главе с Е. Украинцевым на корабле «Крепость» направлялось на переговоры в Стамбул.

Из числа лучших кораблей была организована эскадра. В галерный отряд вошли яхта, галеон, 4 казацких струга, галеры «Заячий бег» и «Периная тягота», в корабельный — баркалоны: 52-пушечные «Скорпион» и «Крепость», 36-пушечные «Благословенное начало», «Цвет войны», «Растворенные врата», «Святой апостол Пётр», «Сила», «Безбоязнь», «Благое соединение» и 28-пушечный «Меркурий». Руководил походом командующий Азовским флотом адмирал Головин.

Экипажи всех кораблей состояли из нанятых на русскую службу иностранцев, а также солдат элитных Преображенского и Семеновского полков и стольников, вернувшихся из-за границы после обучения морскому делу. Сам Пётр I шел на баркалоне «Растворенные врата». Корабли русского Азовского флота 18 августа прибыли с визитом в Керчь, где стояла турецкая флотилия. Они произвели на турецких моряков и их адмирала настолько сильное впечатление, что фрегат «Крепость» и 4 сопровождавших его корабля свободно вышли в Чёрное море.

Закат Азовского флота

После Керченского похода и заключения Константинопольского мира все усилия Петра I, его дипломатов и военных были обращены на начавшуюся в 1700 г. войну со Швецией, а опытные моряки и кораблестроители с Азовского региона переброшены на север. В итоге верфи Воронежского адмиралтейства постепенно стали приходить в упадок, а боевая подготовка на кораблях и в крепостях оставляла желать лучшего. Несмотря на то, что с 1700 г. в строй первого русского флота начали поступать добротно сделанные и мощно вооруженные боевые единицы, в море они выходили очень редко.

Принятая в 1706 г. новая кораблестроительная программа для Азовского флота не была выполнена. Неудачный Прутский поход (1710-1711) привел к тому, что Азов пришлось вернуть туркам, Азовский же флот прекратил на время свое существование. Тем не менее эта страница в истории русского военного флота имеет огромное значение: подвиги корабелов восхищают, а количество созданных кораблей изумляет.




Поделиться ссылкой