Ботик Петра I

Вероятно, ботик был построен в Англии в период правления царя Алексея Михайловича Тишайшего и доставлен в Россию примерно в 1660-е гг. вместе с английскими корабелами. На нем молодой Пётр I под руководством Брандта научился ставить паруса и ходить при меняющемся ветре. Судно фактически использовалось до 1693 г., а после находилось на отстое в селе Измайлово. Лишь в 1701 г. царь приказал перевезти «дедушку русского флота» в Московский Кремль для вечного хранения. В январе 1722 г. кораблик поставили на деревянную тумбу в честь подписания Ништадского мирного договора, которым закончилась долгая, но победоносная для России война со Швецией.

Ботик Петра I на советской почтовой марке
Ботик Петра I на советской почтовой марке

11 августа 1723 г. ботик прошел мимо строя Котлинской эскадры молодого и уже победившего в Северной войне Балтийского флота. Линейные корабли салютовали ему из 1500 орудий. За штурвалом был адмирал Пётр Михайлов (император Пётр I), на веслах — вице-адмиралы Пётр Сиверс и Томас Гордон, контр-адмиралы Наум Сенявин и Томас Сандерс. Вице-адмирал Александр Меншиков исполнял функции лотового. Главный артиллерист флота Отто Христиан был канониром и отвечал на салют из установленных на ботике 2 малых пушек. Командовал именитым кораблем первый генерал-адмирал Российского императорского флота (высшее в то время военно-морское звание) Фёдор Апраксин. Событие это было столь масштабным и торжественным, что Пётр I сказал: «Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют!»

После торжества ботик переместили под навес Петропавловской крепости, а позже архитектор А. Ф. Вист соорудил для него Ботный домик.

Пётр I повелел каждый год 30 августа торжественно выводить кораблик на воду. После его смерти об указе забыли. И только 16 мая 1803 г. по случаю празднования 100-летия Санкт-Петербурга «дедушка русского флота» находился на шкафуте 110-пушечного линейного корабля «Гавриил», стоящего на Неве напротив Сенатской площади. Почетный караул ботика состоял из 4 столетних матросов — современников Петра I. В 1828 г. подобный смотр эскадры адмирала Д. Н. Сенявина с участием ботика проводил Николай I. В последний раз кораблик был показан флоту на морском параде в 1836 г.

Ботный домик на территории Петропавловской крепости, Санкт-Петербург
Ботный домик на территории Петропавловской крепости, Санкт-Петербург

В Российской Федерации возрождена традиция морских парадов на Неве с участием ботика. Главный морской парад в Санкт-Петербурге по случаю 300-летия Российского флота и 50-летия Великой Победы открывал именно он. Вернее, его точная копия, построенная на Петрозаводе — старейшей судостроительной верфи России, созданной на Охте в 1721 г. царем-реформатором. В день празднования 55-летия Победы в Великой Отечественной войне ботику (тоже копии) салютовал уже недавно введенный в боевой состав атомный ракетный крейсер Краснознаменного Северного флота «Пётр Великий».

Характеристики

  • Длина: 6,096 м.
  • Ширина без обшивки/ с обшивкой: 1,911 м/1,968 м.
  • Высота борта по миделю/ форштевню/ахтерштевню: 0,848 м/0,997 м/1,003 м.
  • Высота мачты: 6,606 м.
  • Общий вес корпуса: около 1286 кг (или 78 пудов и 22 фунта по измерениям 1837 г.).



Поделиться ссылкой