Если и был в истории отечественного флота в мирное время самый трудный период, то он, вне сомнения, наступил после распада СССР. Более 15 лет самый крупный обломок некогда могучего ВМФ СССР сокращали по кораблям, и по базам, и по людям. Сокращали настолько, что великим российский флот был скорее на бумаге, чем на деле. Впрочем, всему приходит конец, и сегодня ВМФ Российской Федерации пусть и медленно, но активно и успешно развивается.
Распад Советского Союза в декабре 1991 г. самым негативным образом отразился на военно-морском флоте некогда великой страны. Его финансирование в прежних объемах прекратилось, выделенных средств едва хватало на поддержание минимального уровня технической готовности кораблей, самолетов, береговых объектов. Пропаганда военно-морской службы среди молодежи уступила место коммерческим ценностям, и недавно сформированный ВМФ России стал медленно умирать.
Получившие независимость Эстония, Латвия и Литва лишили Дважды Краснознаменный Балтийский флот прекрасных баз в Таллине и Лиепае. В Палдиски прекратил свое существование уникальный центр подготовки экипажей атомных ракетоносцев, а под Тарту (и не только) дальняя и морская авиация лишилась великолепных аэродромов. Флот перебазировался в Кронштадт, Балтийск и Калининград, где от кораблей Балтфлота стало откровенно тесно.
В независимой Украине оказались практически все базы Краснознаменного Черноморского флота, включая и прославленный Севастополь. Кроме того, Россия и Украина с 1992 г. вступили в долгий и во многом бессмысленный спор по разделу Черноморского флота. Тяжело пришлось морякам, особенно офицерам и мичманам, которые оказались перед сложным выбором — присягать независимой Украине или новой России, бывшим некогда близкими друг другу республиками Советского Союза. Неслучайно до мая 1997 г., когда наконец президенты двух стран подписали договор по разделу флота, корабли КЧФ ходили под старым флагом ВМФ СССР.
Раздел, разумеется, не затронул Краснознаменные Северный и Тихоокеанский флоты — все их базы и корабли остались в России. Однако начавшийся глубокий экономический кризис привел к тому, что жить и служить в далеких и холодных базах было невыгодно. Да и у Москвы не находилось достаточных средств, чтобы содержать самые крупные отечественные флоты, как это было в Советском Союзе.
В результате началось массовое списание не только старых, но, что самое печальное, и практически новых боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов ВМС России, а также самолетов и вертолетов его морской авиации. Лишь за первое десятилетие существования Российской Федерации численность корабельного состава ее военного флота сократилась в 2,5 раза. И это притом что задачи флота никто не отменял.
То, насколько тяжелой была ситуация с российским военным флотом, говорят хотя бы такие факты. Его первая боевая служба началась лишь в конце 1995 г. Тогда в Средиземное море вышел авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» с кораблями сопровождения. За три месяца похода соединение провело ряд учений и посетило несколько иностранных портов. Все автономное пребывание единственного российского авианосца на морских и океанских просторах сопровождалось серьезными проблемами с энергетической установкой и иными корабельными системами. В результате корабль несколько раз лишался хода, так и не смог развить максимальной скорости и не отработал ряд запланированных задач.
Еще один факт. Когда 24 марта 1999 г. блок НАТО развязал войну против Югославии, на стороне которой и дипломатически, и морально выступала Россия, она до мая не смогла ничего выделить для поддержки этой страны (пусть формально), лишь для обозначения своего военного присутствия в Средиземном море. Только спустя 2 месяца после начала военных событий средний разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман» вы шел к берегам Югославии, чтобы отслеживать действия флотов и авиации стран НАТО. Пробыв почти 3 недели у берегов атакованной страны, «Лиман» вернулся в Севастополь явно не с тем результатом, который от него ожидали.
Иногда в истории случается так, что глобальные события совершают люди, государственной властью не обладающие. Так случилось и с генерал-майором отечественной морской авиации Тимуром Автандиловичем Апакидзе (1954-2001), который вошел в историю как первый пилот, осуществивший настоящую посадку на полноценный авианосец. На своем МиГ-29К 26 сентября 1991 г. он впервые сел на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси». Построенный николаевскими корабелами, этот уникальный корабль проходил тогда испытания в Чёрном море.
Быстро изменившаяся политическая обстановка, связанная с распадом Советского Союза, заставила и политиков, и военных моряков делать свой выбор. Получалось так, что новейший и наимощнейший корабль мог оказаться навсегда запертым в ограниченной акватории. Ни российские, ни украинские политики решать ни его судьбу, ни судьбу всего Черноморского флота не желали.
Летчик и командир корабельного авиаполка Апакидзе приложил максимум усилий, чтобы направить своих подчиненных на Северный флот, а сам корабль в срочном порядке, пока он окончательно не введен в боевой состав Черноморского флота, — в Североморск. Так, возможно, даже вопреки желаниям ряда московских политиков, флот новой России обрел полноценный авианесущий корабль, вокруг которого и должна была строиться вся конфигурация российского Северного флота.
Тимур Автандилович воспитал первое поколение летчиков отечественной палубной авиации, стал автором многочисленных приемов высшего пилотажа, самостоятельно совершил 300 взлетов и посадок с авианосца в различных акваториях, но, к сожалению, погиб под Псковом, осуществляя тренировочный полет.
В условиях массового списания боевых единиц российского флота выявилось, что в период экономического кризиса выгоднее строить корабли новых типов. Вопрос был лишь в том, какие. Понятно, что крупные крейсеры, эсминцы или большие противолодочные корабли экономика потянуть в то время не могла, а вот строить многоцелевые сторожевые небольшого водоизмещения с новейшим вооружением была в состоянии.
Таким стал проект 1244 «Гром», который полностью соответствовал мировым тенденциям. В качестве инициативного он разрабатывался в знаменитом ленинградском катерном конструкторском бюро «Алмаз» с 1980 г. и был закончен как раз под занавес существования СССР, но к его реализации приступили лишь в 1994 г. Планировалось построить серию на заводах Калининграда, Санкт-Петербурга и Комсомольска-на-Амуре. Головной корабль — сторожевик III ранга с традиционным для русского флота названием «Новик» — был заложен на калининградском заводе «Янтарь» в 1997 г. Однако этот достаточно амбициозный и перспективный проект превратился в долгострой из-за отсутствия финансовых средств.
Флот требовал новых кораблей, экипажей и идей. На повестке дня стояла задача возвращения российского флота в Мировой океан, организация постоянной боевой службы в ключевых акваториях — так, как это было во времена Советского Союза.
Уроки из не совсем удачного средиземноморского похода «Адмирала флота Советского Союза Кузнецова» в 1995-1996 г. были извлечены, и после тщательной подготовки в декабре 1997 г. российские корабли вышли в Северо-Восточную Атлантику и Средиземное море.
Это было лишь началом, по результатам которого следовало принять ряд решений, направленных на возрождение мощи отечественного флота. Пока резолюции разрабатывались, флот новой России впервые применил оружие.
В день начала пекинской Олимпиады 8 августа 2008 г. началась война Грузии против Южной Осетии. Россия в этом конфликте однозначно поддержала самопровозглашенную республику и направила для обороны ее союзника, не признанной мировым сообществом Абхазии, отряд боевых кораблей Черноморского флота в составе больших десантных «Цезарь Куников» и «Саратов», малого ракетного «Мираж» и малого противолодочного «Суздалец».
Вечером 10 августа был обнаружен отряд грузинских катеров из 5 единиц, идущий на сближение. С корабля «Мираж» полетела в качестве предупреждения зенитная ракета «Оса». Она разорвалась между катерами, повредив один из них — сторожевой Р-204 (проект 1400М, «Гриф»). Несмотря на это, грузинские катера продолжали двигаться прежним курсом, увеличивая скорость. Через 3 минуты с «Миража» по грузинскому отряду с дистанции 25 км выпустили 2 противокорабельные ракеты «Малахит». Они попали в гидрографический катер (бывший сейнер) «Гантиади», в результате чего тот быстро затонул. Тогда катера Грузии повернули обратно. Через несколько минут один из них — DHK-82, отделившись от отряда, вновь пошел на сближение. Тогда «Мираж» выпустил зенитную ракету «Оса», которая повредила катер. Он остановился, загорелся и вскоре затонул.
Возвратившись в порт Поти, остальные грузинские катера не оказались в безопасности: 13 августа их базу атаковал отряд российских десантников — он и уничтожил практически весь флот Грузии, в том числе ракетные катера.
К началу второго десятилетия XXI в. стало совершенно очевидно, что выводить корабли из боевого состава флота, не заменяя их, больше нельзя. Невозможно было полностью ориентироваться и на разработанные в советские годы проекты перспективных кораблей, так как они не отвечали современным реалиям ни по концепции, ни по стоимости строительства. Потому ставка была сделана на последние советские проекты кораблей и подводных лодок, изрядно модернизированные после распада СССР, а также на совершенно новые по концепции и техническому исполнению корабли уже собственно российской разработки.
В 2011 г. правительство Российской Федерации приняло Государственную программу вооружений, рассчитанную до 2020 г. В ней заложены и планы строительства нового российского военного флота, который за десятилетие планируется оснастить 54 новыми боевыми кораблями и подводными лодками новейших проектов.
Предполагается ввести в строй:
Еще несколько десятков российских боевых кораблей и подводных лодок за этот период должны пройти модернизацию, в их числе авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и все российские ракетные крейсеры, включая атомные. Предполагается одновременное пополнение флота новейшими модернизированными самолетами и вертолетами, оснащение передовыми береговыми ракетными комплексами.
Российский флот с 2008 г. стал возвращаться на океанские просторы. Было полностью восстановлено его присутствие в Средиземном море и Северной Атлантике на постоянной основе.
Стало возможным освоение новых оперативных районов. Так, благодаря заключенному в 2010 г. союзу с Венесуэлой российские корабли стали постоянно проводить учения у ее берегов, оказывая давление на вездесущий военный флот США.
На горизонте — освоение и других акваторий. Если в 2013 г. была достигнута лишь предварительная договоренность с правительством Сингапура на использование его портов в интересах российского флота, то события 2014 г. показали, что отечественный флот уже прописался в базах Сирии, Анголы, Вьетнама и Венесуэлы.
Вхождение весной 2014 г. Крыма в состав Российской Федерации и восстановление на полуострове военно-морской инфраструктуры, как в старые добрые времена, открыли для отечественного флота новые перспективы. Российский ВМФ смог восстановить свое постоянное присутствие в Средиземном море, но главное, он стал оказывать помощь самому надежному своему союзнику — Сирийской Арабской Республике, где с 2011 г. идет война против террористов ИГИЛ. С лета 2013 г. десантные корабли отечественного флота организовали переброску всего необходимого правительственным войскам (так называемый сирийский экспресс), а с сентября 2015 г. у берегов Сирии активно действует российская военно-морская группировка.