Флот сталинских пятилеток. 1921—1941 гг.

Гражданская война, закончившаяся для Красного флота в начале 1921 г., выявила ужасные последствия.

На Севере и Дальнем Востоке у Советской России (с конца 1922 г. — Советский Союз) флота не было. Немногочисленные корабли, имеющиеся там, либо погибли, либо были уведены интервентами и белогвардейцами за границу. На Балтике все еще сохранялась внушительная сила — 121 боевой корабль (7 линкоров, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 9 подлодок и т. д.) и 121 вспомогательное судно. Однако техническое состояние кораблей было плачевным, и к 1924 г. Балтфлот мог выставить лишь 2 линкора, 1 крейсер, 8 эсминцев и 9 подлодок. Черноморского флота, по сути, не было тоже — лишь отдельные боеспособные корабли.

Меры к возрождению флота

Естественно, на повестку дня стал вопрос о модернизации имеющихся кораблей и судов и строительстве новых. Однако никто за рубежом продавать Советскому государству ни готовые корабли, ни технологии их строительства не желал. Своя же конструкторская школа была частично уничтожена (репрессии и эмиграция). Впрочем, ее костяк в виде талантливых кораблестроителей с мировым именем сохранился.

В марте 1921 г. Х съезд РКП(б) принял постановление о мерах по возрождению и укреплению отечественного военно-морского флота, согласно которому в течение 5 лет необходимо было отремонтировать и по возможности модернизировать ядро Балтийского и Черноморского флотов, восстановить отечественную судостроительную промышленность, воссоздать береговую оборону и морскую авиацию. Главное — превратить советский флот в надежную опору и защиту государства. Это было невозможно без привлечения на флотскую службу преданных стране и революции людей, потому 16 октября 1922 г. V Всероссийский съезд РКСМ принял постановление о шефстве комсомола над Рабоче-крестьянским Красным флотом (РККФ). Уже в следующем году комсомольцы составляли более 90 % личного состава РККФ, и тенденция эта сохранилась до конца существования СССР.

Яхта «Штандарт» в Тулоне. 1917
Яхта «Штандарт» в Тулоне. 1917. Впоследствии эту яхту перестроили в минный заградитель «Марти»

Всего за 1920-е гг. в состав РККФ вошло более сотни отремонтированных кораблей дореволюционной постройки или закладки. Частичная модернизация затронула лишь те из них, которые были либо недостроены, либо серьезно повреждены в ходе Гражданской войны. Ими, например, стали эсминец Черноморского флота «Незаможник» (бывший «Занте») и легкие крейсеры «Червона Украина» (Черноморский флот — бывший «Адмирал Нахимов») и «Профин- терн» (Балтийский флот — бывший «Светлана»).

В 1925 г. была принята первая полноценная советская программа военного кораблестроения. Несмотря на свою скромность, она в целом оказалась непосильной для еще слабой судостроительной промышленности СССР.

Первые восстановленные эсминцы советского Черноморского флота «Незаможник» и «Петровский» в Новороссийске. Конец 1920-х
Первые восстановленные эсминцы советского Черноморского флота «Незаможник» и «Петровский» в Новороссийске. Конец 1920-х
Крейсеры «Аврора» (на дальнем плане) и «Профинтерн» в Свинемюнде. 1929. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Крейсеры «Аврора» (на дальнем плане) и «Профинтерн» в Свинемюнде. 1929. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ. Первые крейсеры советского флота — учебный «Аврора» и боевой «Профинтерн» — наносят визит в военно-морскую базу Германии
Минный заградитель Краснознаменного Балтийского флота «Марти» (переоборудован из паровой императорской яхты «Штандарт»). 1942
Минный заградитель Краснознаменного Балтийского флота «Марти» (переоборудован из паровой императорской яхты «Штандарт»). 1942. Если бы не малая скорость — 14 узлов, этот корабль благодаря мощнейшему артиллерийскому вооружению (4 u 130-мм и 7 u 76-мм орудий) был бы самым мощным в истории крейсером — минным заградителем

С этого момента началось проектирование первых советских боевых кораблей. Частично они создавались на базе уже имевшихся корпусов (императорская яхта «Штандарт» была перестроена в минный заградитель «Марти», а легкий крейсер «Адмирал Лазарев», переименованный в «Красный Кавказ», внешне изменился до неузнаваемости и формально стал самым сильным легким крейсером в мире, получив первые советские корабельные артсистемы — 180-миллиметровые одноорудийные установки Б-1-П), частично это были абсолютно новые и весьма оригинальные проекты.

К наиболее удавшимся можно отнести 6 первых больших подводных лодок типа «Д» («Декабрист», I серия) и 6 первых советских лидеров типа «Ленинград» (проекты 1 и 38). Были и неудачи — тройка единственных эскадренных подводных лодок типа «П» («Правда», IV серия) и 50 первых советских «малюток» — малых подводных лодок II серии. Вполне успешными стали и первые базовые тральщики типа «Фугас» (проект 3), хотя они и обладали значительной осадкой. Не полностью удовлетворяли современным требованиям первые средние подводные лодки типа «Щ» («Щука», III серия), сторожевые корабли типа «Ураган» (проект 2 и 4) и первые торпедные катера типа Ш-4.

Крейсер «Красный Кавказ». 1930-е. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Крейсер «Красный Кавказ». 1930-е. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Лидер эскадренных миноносцев проекта 1 «Ленинград»
Лидер эскадренных миноносцев проекта 1 «Ленинград»
Крейсер «Киров» накануне Великой Отечественной войны. 1941. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
Крейсер «Киров» накануне Великой Отечественной войны. 1941. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Однако к началу 1930-х гг. СССР вступил в фазу активного сотрудничества с фашистской Италией в области кораблестроения. Советскими конструкторами после тщательного изучения итальянских проектов были созданы свои в высшей степени оригинальные эсминцы типа «Гневный» (проект 7), легкие крейсеры типа «Киров» (проект 26), крейсерские подводные лодки типа «К» (проект 41) и др. Именно эти корабли составят костяк РККФ в будущей Великой Отечественной войне. Однако впервые после Гражданской войны советские моряки понюхали порох, участвуя в гражданской войне в Испании, где их противниками выступили именно итальянские моряки.

Советские моряки в Испанской Гражданской войне. 1936-1939

Развернувшееся на Пиренеях противостояние между левой по сути Испанской республикой и националистами-мятежниками до сих пор рассматривается большинством исследователей не иначе как полигон будущей Второй мировой войны. Исключением не был и морской театр. Вот только он, в отличие от действий на суше и в воздухе, имел свои особенности. Главная заключалась в кадрах.

Почти весь личный состав испанского флота оказался на стороне республики (вместе с кораблями, конечно), офицеры же в большинстве своем поддержали мятеж. Советский Союз, безоговорочно вставший на сторону республиканцев в лице и правительства и населения, направил в Испанию целую группу своих военно-морских советников — 77 человек (и всего лишь 4 торпедных катера типа Г-5). Возглавил ее «алмиранте Николос Лепанто» — так называли испанцы Николая Герасимовича Кузнецова, бывшего командира легкого крейсера «Червона Украина» (лучшего корабля РККФ) и будущего народного комиссара РККФ.

Советские морские командиры возглавили испанские корабли и штабы.

Один лишь факт того, что всеми испанскими подлодками (12 единиц) командовали граждане СССР, говорит о многом. Правда, особыми успехами советские моряки похвастаться не смогли — их подлодки совершили 30 походов и только 4 раза вышли в торпедные атаки, но безуспешно. Подобным образом действовали торпедные катера — сказалось отсутствие должного опыта и огромное превосходство в силах флота испанских националистов (при ограниченном количестве боевых кораблей все они действовали с огромной интенсивностью) и поддерживающих их флотов фашистских Италии, Португалии и нацистской Германии. Но в ночь на 6 марта 1938 г. 4 республиканских эсминца, ведомые советскими командирами, по всем правилам вышли в торпедную атаку на флагман флота националистов — тяжелый крейсер «Балеарес» — и у мыса Палос потопили его.

Проекции одного из вариантов знаменитого советского торпедного катера типа Г-5
Проекции одного из вариантов знаменитого советского торпедного катера типа Г-5. Для советского флота было построено 329 таких катеров, заслуживших разные оценки у моряков и историков

Этот успех, однако, не изменил общего положения вещей. К началу 1939 г. Испанская республика была уничтожена фашистами, несмотря на огромную материальную и людскую помощь, которую ей оказывали многие страны. Советский Союз поставил больше всех — 648 самолетов и 347 танков. Однако шла эта помощь через Францию, правительство которой проводило политику невмешательства, что в итоге и погубило республиканскую Испанию. СССР, не имея полноценного военного флота, не смог прикрыть свои транспорты боевыми кораблями, как это делали немцы и итальянцы, которые легко топили и захватывали советские суда. Потому для Испании было сделано меньше, чем на это была способна Советская страна.

Большой флот

Испанская междоусобица со всей наглядностью показала необходимость для Страны Советов иметь полноценный и мощный военно-морской флот. К тому времени успехи индустриализации (первая и начавшаяся вторая пятилетки) дали возможность развернуть массовое строительство боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов по проектам, как полностью оригинальных (например, линкоры типа «Советский Союз», тяжелые крейсеры типа «Кронштадт» и легкие типа «Чапаев»), так и переработанных немецких (подводные лодки типа «С»). Были предприняты также попытки купить корабли за границей. В итоге в состав Черноморского флота буквально перед Великой Отечественной войной вошел самый скоростной боевой корабль РККФ — лидер эсминцев «Ташкент», а в Германии для Краснознаменного Балтийского флота был приобретен недостроенный тяжелый крейсер «Таллин».

Испанский крейсер «Канарис». Ок. 1969
Испанский крейсер «Канарис». Ок. 1969. Боевой корабль, однотипный «Балеаресу», в бою у мыса Палос получил повреждения от одного торпедного попадания с республиканского эсминца

Программа строительства морского и океанского флота, принятая в 1937 г., предполагала, что к 1 января 1947 г. ВМФ пополнится целым рядом военных кораблей.

Совершенно очевидно, что в случае успеха реализации этой программы РККФ вышел бы если не на первое, то на второе место в мире. Однако к 22 июня 1941 г. в СССР было заложено лишь 3 линкора, 2 тяжелых и 14 легких крейсеров, 2 лидера эсминцев и 28 эсминцев уже нового проекта 30, а также сторожевые корабли, подводные лодки и др. Из всех этих кораблей только эсминец «Огневой» в мае 1945 г. вошел в состав Черноморского флота, а 5 легких крейсеров и 11 эсминцев довоенной закладки были достроены лишь после войны и по откорректированным проектам.

В боях и походах Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала для советского флота тяжелейшим испытанием. Крайне ярко проявились как сильные, так и слабые стороны его кораблей и катеров, моряков и командиров, организации, системы базирования и пр. Все воевавшие флоты с честью выполнили свои задачи, и награждение их в 1965 г. орденами Красного Знамени стало вполне заслуженным. Об участии советского флота в самом масштабном военном столкновении в истории человечества написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов. Потому мы ограничимся лишь кратким обзором этой многогранной и заслуживающей не одной сотни страниц темы.

Краснознаменный Балтийский флот

К началу войны Краснознаменный Балтийский флот (далее — КБФ) был самым мощным флотским объединением Страны Советов (командующий вице-адмирал В. Ф. Трибуц).

Адмирал В. Ф. Трибуц, командующий Балтийским флотом. К. В. Аккуратов. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Адмирал В. Ф. Трибуц, командующий Балтийским флотом. К. В. Аккуратов. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

После вхождения в состав СССР в 1940 г. Литвы, Латвии и Эстонии и получения в аренду полуострова Ханко у Финляндии (по результатам войны 1939-1940 гг.) КБФ впервые со времен Первой мировой теоретически имел своей оперативной зоной всю Балтику. Считалось, что главным противником нашего самого мощного флота выступит Швеция и Польша, но на помощь им, как в 1919 г., придет английская эскадра, а потому мины и авиация в сочетании с действиями легких сил (торпедных катеров, эсминцев, подлодок) должны быть главным элементом противодействия врагу.

Таллинский переход

Реальность оказалась совершенно иной. Быстрое наступление вермахта в Прибалтике заставило в срочном порядке перебазировать корабли КБФ из Таллина в Кронштадт и Ленинград. К тому времени пала Либава: 6 дней героической обороны и 10 потерянных кораблей — эсминец «Ленин» и 9 подлодок пришлось взорвать, были захвачены иные прибалтийские города и оба берега Финского залива оказались в руках фашистов. Потому первая стратегическая операция КБФ — знаменитый Таллинский переход 28-30 августа 1941 г. — оказалась весьма трагичной. Флот от действий вражеских береговых батарей, торпедных катеров, авиации, а главное, мин потерял 14 боевых кораблей, включая 5 эсминцев (в том числе и знаменитый «Новик», вернее тогда «Яков Свердлов»), 6 боевых катеров и 34 судна. Пункта назначения достигли 104 боевых корабля и 23 транспорта.

Переход кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, август 1941 г. А. А. Блинков. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Переход кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, август 1941 г. А. А. Блинков. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Оборона Ленинграда

Далее — героическая оборона Ленинграда. Неприступной стеной стали на его защиту корабли КБФ. Именно их артиллерия нарушила все планы врага по захвату колыбели революции. Только за сентябрь — декабрь 1941 г. боевые корабли и береговая артиллерия КБФ выпустили по наступавшим немецким и финским войскам 70 000 снарядов калибром от 100 до 406 мм. Преодолеть такую стену огня противник не смог и тогда вздумал уничтожить корабли КБФ с воздуха. Начиная с августа и вплоть до конца битвы за Ленинград бомбардировщики люфтваффе чуть ли не ежедневно наносили удары по городу на Неве и Кронштадту. Самые мощные пришлись на 21-24 сентября. Тогда были уничтожены линкор «Марат», лидер «Минск», эсминец «Стерегущий», повреждены линкор «Октябрьская революция», крейсер «Киров» и 3 эсминца. Немедленный анализ этой трагедии вскрыл в противовоздушной обороне Ленинградской военно-морской базы ряд упущений, которые быстро устранили. Больше советская ПВО и КБФ не дали люфтваффе повторить успех.

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 во внешней экспозиции Музея железных дорог России.
Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 во внешней экспозиции Музея железных дорог России. Это 305-мм артиллерийское орудие образца 1938 г., принимавшее активное участие в обороне Ленинграда, представляет собой сверхтяжелую артиллерийскую систему с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария»

Корабли КБФ, запечатанные немецкими активными минными постановками и постоянными налетами авиации в Ленинграде и Кронштадте, смогли выйти на оперативный простор лишь весной 1944 г. Тогда они выявились весьма полезными, поддержав наступающую на приморском направлении Красную армию. Председатель Государственного Комитета Обороны Иосиф Виссарионович Сталин, понимая прежде всего политическое значение флота, разрешил поддерживать войска лишь малым кораблям, а активно выступать против немецкого и финского судоходства — торпедным катерам и подводным лодкам. И хотя последние активно действовали в 1941-1943 гг. и понесли в этих операциях колоссальные потери — 33 субмарины, их главный успех пришелся на самое начало 1945 г.

Атака века

Подводная лодка КБФ С-13 под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Маринеско 30 января 1945 г. обнаружила и после длительного маневрирования торпедировала немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф» (25 480 т), на борту которого находилось свыше 10 000 человек. Продолжая поход, подлодка 9 февраля вышла в атаку на другой нацистский транспорт — «Генерал Штойбен» (14 925 т и 3000 погибших). Так, за один поход С-13 отправила на дно больше тоннажа, чем все иные балтийские подлодки (лишь подводная лодка Л-3 «Фрунзевец» записала на свой счет наибольшее число побед за всю историю советского ВМФ: официально в 7 боевых походах она торпедами и минами отправила на дно 18 транспортов и 7 боевых кораблей противника).

Памятник Герою Советского Союза, выдающемуся подводнику А. И. Маринеско, в Калининграде
Памятник Герою Советского Союза, выдающемуся подводнику А. И. Маринеско, в Калининграде

Действия Маринеско именуют атакой века (советская подлодка потопила две крупные, хорошо охраняемые цели, шедшие на мелководье и вблизи берега. Военно-политическое значение этой атаки до сих пор является предметом споров. Ввиду почти полного отсутствия документов нынче трудно установить, перевозили ли эти лайнеры раненых солдат вермахта и тысячи эвакуируемых из Восточной Пруссии мирных жителей или же на них отступало полнокровное соединение германской армии либо СС. Кроме того, известно, что «Вильгельм Густлоф» использовался как база для подготовки экипажей новейших немецких подлодок XXI и XXIII серий. Только находились ли они в тот злополучный момент на борту корабля и сколько их было (30 или 57), доподлинно неизвестно.

Черноморский флот

К 22 июня 1941 г. Черноморский флот (командующий адмирал Ф. С. Октябрьский) в качестве реального своего противника имел Румынию, у которой было 3 подлодки, 7 эсминцев и миноносцев и 30 других боевых кораблей и катеров. Не исключалось появление в Чёрном море англо-французской или итальянской эскадры, потому боевой состав Черноморского флота был мощным, но не сбалансированным — 1 линейный корабль, 6 легких крейсеров, 3 лидера эсминцев, 13 эскадренных миноносцев, 47 подводных лодок, 84 торпедных катера, иные корабли и суда, 625 самолетов. Флот готовился вести исключительно активные, наступательные действия и фактически должен был завоевать в первые часы войны господство на своем театре.

Адмирал Ф. С. Октябрьский, командующий Черноморским флотом. К. В. Аккуратов. 1947. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Адмирал Ф. С. Октябрьский, командующий Черноморским флотом. К. В. Аккуратов. 1947. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Иная реальность

Первый же налет германской авиации на главную базу Черноморского флота в Севастополе был отражен, казалось бы, успешно. Однако немецкие самолеты сбросили не только авиабомбы, но и новейшие к тому времени магнитные донные мины. В результате фарватеры Севастополя временно были закрыты. Тем не менее, ядро Черноморского флота в составе лидеров эскадренных миноносцев (средний тип корабля между эсминцами и легкими крейсерами, строившийся в 1919-1945 гг.) «Москва» и «Харьков» 25 июня вышло к главной базе и порту Румынии — Констанце — с целью ее обстрела. Операция эта была плохо подготовлена и не скоординирована с патрулировавшими район советскими подлодками. В итоге на следующий день лидер «Москва» наткнулся на мину, разломился пополам и затонул за 8 минут. В это время советская подлодка Щ-206 вышла в торпедную атаку на «Харьков», приняв его за румынский эсминец «Королева Мария». Выпущенные субмариной торпеды не попали в лидера, но его экипаж быстро потопил ее.

Впрочем, этот конфуз последним не стал. Во время ходовых испытаний на Херсонской мерной миле 30 сентября 1941 г. подорвался на нашем минном заграждении только построенный эсминец «Совершенный», а 5 октября 1943 г. Черноморский флот понес самую тяжелую и обидную потерю — при выходе из Поти для обстрела Феодосии лидер «Харьков», эсминцы «Способный» и «Беспощадный» были обнаружены, атакованы и потоплены торпедными катерами и пикирующими бомбардировщиками противника. После этого случая Сталин строжайше запретил крупным кораблям советского флота покидать базы.

Предыдущие операции

До описываемых событий корабли Черноморского флота приняли самое активное участие в обороне Одессы и Севастополя. Все, начиная от малого катера-охотника и заканчивая единственным черноморским линкором «Парижская Коммуна» (с 1943 г. снова «Севастополь»), активно перевозили в осажденные города войска и грузы, эвакуировали раненых, обстреливали береговые объекты противника, поддерживали огнем свои войска на берегу. И не было корабля, который не отличился бы в этих походах, где их самым главным, трудным и опасным врагом стала гитлеровская авиация.

Линейный корабль «Севастополь»
Линейный корабль «Севастополь». Во время Великой Отечественной войны линкор участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива

Сейчас много спорят о том, что мощный Черноморский флот во время Великой Отечественной не смог завоевать господство на своем театре. Однако именно благодаря ему Одесса героически держалась 73 дня в полном окружении, Севастополь — 250 дней. Моряки-черноморцы провели 24 морские десантные операции, из них 2, по сути, оперативного масштаба — Григорьевский десант под Одессой в сентябре 1941 г. и Керченско-Феодосийскую операцию в 1941-1942 гг.

Именно морякам-черноморцам было доверено принимать корабли- репарации из Италии уже в послевоенный период. Примечательно, что, несмотря на большие потери, Краснознаменный Черноморский флот вышел из войны даже более сильным, чем был к ее началу, благодаря приобретенному боевому опыту и трофейным румынским кораблям.

Северный флот

Оперативная обстановка на самом молодом в СССР Северном флоте (создан в 1937 г.) отличалась. В основном в Великую Отечественную советский флот вынужден был действовать не так, как учился перед войной. Главные цели оказались не на море, а на берегу, а страшнейшим врагом выступали не корабли, а авиация нацистов. Поэтому советские корабли преимущественно поддерживали огнем свои войска, защищали города, эвакуировали людей, доставляли грузы, и лишь на Севере в открытом море им противостоял традиционный противник — корабли и суда гитлеровцев, только там наши корабли сопровождали союзные конвои и уничтожали вражеские.

Состав и задачи флота

Между тем только корабельного состава для выполнения поставленных задач было недостаточно. И это притом что, имея открытый выход в океан и выполняя важнейшие государственные задачи по обеспечению поставок из США и Великобритании по лендлизу, Северный флот за весь период войны, пусть и с потерями, увеличил численность состава за счет боевых кораблей и катеров союзников.

Адмирал А. Г. Головко, командующий Северным флотом. К. В. Аккуратов. 1944. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Адмирал А. Г. Головко, командующий Северным флотом. К. В. Аккуратов. 1944. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

В ходе военных действий 19411945 гг. Северный флот выполнял три основные задачи — обеспечение и защита внутренних и внешних коммуникаций, прежде всего союзных конвоев, активные действия подводными лодками на коммуникациях противника и действия легких сил, прежде всего торпедных катеров, в том числе в деле высадки морских десантов. Причем именно на Севере великолепно проявили себя советские торпедные катера, бившие немецкие конвои и высаживавшие десанты в германских базах. Но не только они. В силу технических возможностей и подготовки действовали экипажи советских подводных лодок. Так, летом 1942 г. советская подводная лодка К-21 под командованием Н. А. Лунина атаковала крупнейший корабль германского флота — линкор «Тирпиц»: 2 торпеды — и линкор с кораблями сопровождения не вышел в атаку известного своей трагичностью конвоя РQ-17, вернулся в базу и простоял на ремонте 3 месяца. (По поводу этого военного эпизода историки спорят до сих пор: немцы утверждают, что атаки Лунина не было вообще, их российские коллеги считают, что атаки, может, и не было, но К-21 определенно вышла на «Тирпиц».)

Воевали интенсивно и надводные корабли. Так, самый знаменитый эсминец Северного флота «Гремящий» за годы войны прошел 59 850 миль, выполнил 90 заданий командования, в число которых входили обеспечение 24 отечественных и 39 союзных конвоев, поддержка своей артиллерией морских десантов и приморского фланга Карельского фронта, потопил 1 и повредил 2 нацистские подводные лодки, сбил 14 и повредил 23 немецких самолета. По праву 1 марта 1943 г. эсминец был удостоен гвардейского звания, а его первый командир, А. И. Гурин, стал Героем Советского Союза.

Особенности войны на Севере

Спецификой боев на Севере было то, что противником советских моряков являлся не только нацистский враг, но и природа. Так, в условиях 11-балльного шторма 20 ноября 1942 г. погиб эскадренный миноносец «Сокрушительный». К сожалению, именно на Севере проявилась политическая трусость высшего советского руководства: получив от союзников линкор и крейсер, Сталин запретил им покидать Ваенгу (будущий Североморск), несмотря на то что полученные от англичан и американцев корабли и катера иных классов действовали активно. По отзывам самих британцев, проверить которые маловероятно, возвращенный им в 1949 г. линкор «Архангельск» (английский «Королевский властелин») был настолько ржавым, что его тут же отправили на слом.

Сражение у Лиинахамари

План сражения

Великая Отечественная была войной одиночных кораблей или малых корабельных отрядов, в результате чего в ее истории мы не найдем примеров крупных морских боев. Тем примечательнее крайне успешные действия групп торпедных катеров Северного флота под командованием Александра Осиповича Шабалина и Владимира Николаевича Алексеева. Трудность и уникальность состояла в том, что на маленьких торпедных катерах приходилось преодолевать огромные расстояния в бурном море и искать хорошо охраняемого противника в многочисленных фьордах, откуда он вывозил стратегически важную для рейха руду. Шансов на успех у советских торпедников было мало, но они побеждали.

Двое против конвоя

В ночь с 17 на 18 апреля 1943 г. в районе Петсамо — Лиинахамари на перехват вражеского конвоя из 2 транспортов под охраной 6 сторожевых катеров вышел отряд советских торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта В. М. Лозового. Катеров было всего 2, но советские моряки смело пошли в атаку. Первые две противник отразил шквальным огнем, не позволив им выйти на дистанцию торпедной стрельбы. Увидев настойчивость советских торпедников, транспорты врага легли на обратный курс, а их катера прижали советские кораблики к берегу полукольцом.

Тогда командир второго советского катера, старший лейтенант А. 0. Шабалин, удачно воспользовался дымовой завесой, которую противник поставил ранее, и, умело маневрируя и стреляя из пулеметов по сторожевым катерам противника, сумел отвлечь их на себя. Это позволило катеру под командованием лейтенанта Д. Ф. Колотия и капитан-лейтенанта В. М. Лозового на полном ходу пройти между вражескими катерами, догнать концевой транспорт, 2 торпедами потопить его и, как по учебнику, отвернуть и уйти. Но бой продолжался.

Дважды Герой Советского Союза контр-адмирал А. О. Шабалин (1914–1982)
Дважды Герой Советского Союза контр-адмирал А. О. Шабалин (1914–1982). На его счету потопленная подводная лодка, 4 транспорта и 2 сторожевых фашистских корабля

Потрясенные немцы не заметили, как катер Шабалина прорвался вглубь фьорда, достиг второго транспорта и потопил его торпедой. Только тогда командиры немецких катеров поняли, что катер Шабалина находится в ловушке, и заблокировали выход из фьорда. Однако будущий советский контр-адмирал развернул и направил свой катер к вражескому берегу под огонь береговых батарей противника. Находясь в мертвой зоне, между берегом и разрывами снарядов батарей неприятеля, он стремительно пошел на прорыв. Немцы не рискнули преследовать маленький советский корабль, опасаясь попасть под снаряды своих же артиллеристов, потому катер Шабалина благополучно прибыл в родную базу.

После боя старшему лейтенанту Шабалину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Торпедный катер ТКА-12 типа «Д-3» легендарного А. О. Шабалина в качестве памятника в Североморске
Торпедный катер ТКА-12 типа «Д-3» легендарного А. О. Шабалина в качестве памятника в Североморске

Лучший бой торпедных катеров

В отличие от Шабалина, Алексеев командовал дивизионом торпедных катеров Северного флота типа «Воспер», полученных от США по ленд-лизу. Стихией этого смелого офицера был бой в открытой акватории. Самый известный состоялся 25 сентября 1944 г.

План сражения
План сражения

Ранним утром того дня советская подводная лодка С-56 под командованием капитана II ранга Щедрина недалеко от Варангер-фьорда (Варяжский залив) обнаружила гитлеровский конвой. Щедрин не только вывел свой корабль в атаку и потопил один транспорт противника, но и смог сообщить точные координаты вражеского конвоя командованию. В результате возникла идея разгромить его совместным ударом авиации и торпедных катеров. Операцию назначили на 11:00.

По плану через 5 минут после удара советских штурмовиков конвой должны были атаковать торпедные катера под командованием капитана II ранга В. Н. Алексеева (5 единиц) и капитан-лейтенанта И. Я. Решетько (4 единицы), но «Восперы» Алексеева вышли к конвою почти на полчаса раньше назначенного срока. Ждать начала операции — значит дать противнику обнаружить себя и уйти, потому Алексеев решил атаковать, рассчитывая только на свои силы. Советские катера развили максимальный ход и быстро сблизились с противником, но с дистанции 3,6 км немецкие корабли охраны открыли огонь. Тогда ТКА-213, вырвавшись вперед на полном ходу, поставил дымовую завесу, что позволило ТКА-240 уже в 10:44 с дистанции 1,2 км выпустить торпеды по тральщику, который переломился и затонул. Через минуту торпедами головного ТКА-215 был потоплен флагман вражеского конвоя — сторожевой корабль V-6101 «Гауляйтер Бохлес». Как раз в это время в атаку пошли советские штурмовики Ил-2, обрушившие на конвой град бомб, снарядов и пуль.

Герой Советского Союза, адмирал В. Н. Алексеев (1912–1999)
Герой Советского Союза, адмирал В. Н. Алексеев (1912–1999). На его счету 17 потопленных кораблей и транспортов противника и первая в истории ВМФ СССР атака с помощью радиолокатора 12 октября 1944 г. в Перс-фьорде

Под прикрытием самолетов и дымовой завесы ТКА-240 вновь сблизился с противником и потопил концевой транспорт. Одновременно ТКА-208 уничтожил второй корабль в строю охраны, а ТКА-213 — самоходную баржу. Подошедшие к месту сражения самолеты-дымзавесчики прикрыли отход катеров первой группы, и в бой вступили «Восперы» второй группы. Конвой противника был разгромлен.

В результате боя, который обошелся без потерь для советских моряков, нацистский флот потерял 4 транспорта, 1 большую десантную баржу, 2 сторожевых корабля и 1 тральщик, еще 1 сторожевик получил повреждения.

Тихоокеанский флот

Всю войну моряки-тихоокеанцы готовились сразиться с японским агрессором, который с 1922 г. не оставлял в покое советские дальневосточные рубежи. Впрочем, тяжелейшая обстановка на советско-германском фронте заставляла тихоокеанцев помогать иным флотам и Красной армии. Так, 147 000 моряков-тихоокеанцев воевали на сухопутных фронтах. В 1943 г. Северным морским путем на Северный флот пришли лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный», через Тихий и Атлантический океан — целая бригада подводных лодок из 6 единиц. Правда, прибыло лишь 5 из них — Л-15 была потоплена японской субмариной у западного побережья США.

Бюст Героя Советского Союза, адмирала, командующего Тихоокеанским флотом И. С. Юмашева, установленный на его могиле на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге
Бюст Героя Советского Союза, адмирала, командующего Тихоокеанским флотом И. С. Юмашева, установленный на его могиле на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге
Легендарная Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56, установленная во Владивостоке как мемориал
Легендарная Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56, установленная во Владивостоке как мемориал. Будучи в составе Тихоокеанского флота, она прославилась переходом через два океана на Северный флот и успехами в борьбе с фашистами. После войны вновь вернулась на Тихоокеанский флот и служила там долгое время

Начало испытаний

Для Тихоокеанского флота настоящие испытания начались 9 августа 1945 г., когда СССР объявил Японии войну. Стремительное наступление войск 3 советских фронтов привело к разгрому Квантунской армии, освобождению северо-восточного Китая и Северной Кореи. Моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской военной флотилии внесли свой неоценимый вклад в победу.

Тихоокеанский флот. 1945. В небе виден бомбардировщик Ил-4, пролетающий над эсминцами проекта 7
На боевое задание. Тихоокеанский флот. 1945. Советско-японская война началась. Силы Тихоокеанского флота приступают к выполнению боевого задания, в небе виден бомбардировщик Ил-4, пролетающий над эсминцами проекта 7

Эпизоды войны

Несмотря на то, что крупные надводные корабли — 2 крейсера, лидер и большая часть из 12 эсминцев — простояли на замаскированных стоянках в районе Владивостока и Находки, другие корабли и их экипажи действовали интенсивно и грамотно. Наверное, самым уникальным эпизодом был бой минного заградителя «Аргунь» с японским бронепоездом в районе корейского порта Сейсин. Тогда советские моряки меткими залпами разрушили с обеих сторон железнодорожное полотно и уже потом добили своего обездвиженного, но мощного противника.

Моряки-тихоокеанцы в ходе Советско-японской войны провели стратегическую Курильскую морскую десантную операцию, взяв острова Северной и Южной Курильской грады и понеся в этих боях наибольшие потери в кораблях и судах — одних только десантных 5 из 30 имевшихся. В составе Тихоокеанского флота воевали моряки, летчики и десантники, прошедшие горнило войны с немцами и их союзниками. Рассматривая их операции, однозначно приходишь к выводу: опыт, полученный в европейских сражениях, на Востоке был использован не просто в полной мере, но и филигранно.

Флотоводческие военные награды

Во время Великой Отечественной войны встал вопрос о наградах для морских офицеров, которых практически не награждали «сухопутными» полководческими орденами. Идея создания флотоводческих знаков отличия, а именно орденов Ушакова и Нахимова, принадлежала наркому и главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу Николаю Герасимовичу Кузнецову. Их удостаивались и штабные офицеры, труд которых, в отличие от армейских коллег, был куда более тяжелым.

Надо отметить, что моряки получили в 30 раз меньше наград, чем бойцы армии и авиации. Однако почти все командующие советскими флотами в войну или после нее получили звание Героя Советского Союза. Трибуц — за Таллинский переход, Октябрьский — за действия у Констанцы (хотя это спорный момент, поскольку потери были большими и глупыми). А вот Головко этого звания так и не получил, хотя все — от простого матроса до адмирала — были уверены, что за выдающиеся (без преувеличения) успехи Северного флота их командующий просто обязан был быть Героем Советского Союза.

Орден Ушакова

Реконструкция облика Ушакова по черепу, выполненная академиком М. М. Герасимовым
Реконструкция облика Ушакова по черепу, выполненная академиком М. М. Герасимовым. Учитывая уникальность его метода, нет сомнений в том, что лицо великого флотоводца воссоздано достоверно

Когда возник вопрос о том, какая из наград должна стоять выше в негласном табеле о рангах, Кузнецов убедил комиссию ГКО и ее председателя А. С. Щербакова в целесообразности выделения ордена Ушакова на первое место. Дело в том, что историки редко упоминали этого флотоводца, а Нахимов был хорошо известен как герой Крымской войны. Аргументы Кузнецова в пользу Ушакова выглядели весомо: на счету адмирала ни одного поражения и множество побед, особая роль одной из них — в сражении с турецким флотом у мыса Калиакрия летом 1791 г., которая закрепила престиж России как морской державы и утвердила ее интересы на Чёрном и Средиземном морях, при Ушакове построили сильный флот и надежные крепости в Крыму, Днестровском, Бугском и Днепровском лиманах. Для ознакомления бойцов, командиров и гражданских лиц с жизнью и деятельностью Ушакова издавались специальные листовки, а сразу после войны была снята историческая кинолента «Адмирал Ушаков».

По приказу Сталина в 1944 г. был учрежден орден Ушакова, разумеется, с его портретом. Перед художниками встала серьезная проблема: как в действительности выглядел адмирал? Дело в том, что раньше каждый художник и иконописец воплощал собственное представление о том, каким был прославленный флотоводец, причисленный к лику святых. Сталин же требовал максимальной точности портрета, поэтому в Санаксарский монастырь в Мордовии выехала группа специалистов во главе с известным советским антропологом Михаилом Михайловичем Герасимовым. Миссия ее была секретной — найти могилу Ушакова. В августе 1944 г. в развалинах старого монастыря вскрыли заброшенное захоронение и нашли там позолоченный адмиральский погон с черными орлами образца 1808 г., что рассеяло сомнения в том, что найденный прах принадлежит Ушакову. На основе останков обнаруженного черепа облик Ушакова был реконструирован.

Орден Ушакова I степени
Орден Ушакова I степени
Орден Ушакова II степени
Орден Ушакова II степени

Орден Нахимова

В самые трудные годы Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 г. был учрежден флотоводческий орден Нахимова I и II степени «для награждения офицеров Военно-Морского Флота СССР за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была отражена наступательная операция противника или обеспечены активные операции флота, нанесен противнику значительный урон и сохранены свои основные силы», а также медаль Нахимова. Орден стал чуть ли не самой редкой наградой СССР — всего 500 награждений. После знаменитого ордена «Победа» он считается вторым по ценности.

Бюст П. С. Нахимова в парке Победы на Соколовой горе. Саратов
Бюст П. С. Нахимова в парке Победы на Соколовой горе. Саратов
Орден Нахимова I степени
Орден Нахимова I степени
Орден Нахимова II степени
Орден Нахимова II степени
Российский орден Нахимова
Российский орден Нахимова

В Российской Федерации в 2010 г. был учрежден свой орден имени великого русского флотоводца и полководца, правда, только одной степени.




Поделиться ссылкой