Перевозить грузы по морю проще и дешевле. Так было в античные времена и в Средние века, так остаётся и до сих пор. Для корабля доставка грузов – каждодневная работа. Крупные морские порты никогда не опустеют.
С момента открытия Америки и до середины прошлого века этот континент заселялся выходцами с других континентов Земли. Они прибывали на свою новую родину на кораблях. В апреле 1838 г. в Нью-Йорк из Англии прибыл пассажирский пароход «Сириус». С этого момента началось состязание в скорости пересечения океана с пассажирами на борту. Самые быстроходные лайнеры удостаивались неофициальной награды – «Голубой ленты Атлантики». За обладание этим призом кипели нешуточные страсти между пароходными компаниями и целыми странами: ведь владение призом «Голубая лента» означало приток пассажиров и финансовое процветание.
У истоков «Голубой ленты» стоял великий предприниматель, канадец С. Кунард, организовавший в 1839 г. британско-американскую пароходную компанию, позже названную «Кунард Лайн». Кунард заказывал на верфях Англии пароходы для перевозки пассажиров из Старого Света в Новый. Вскоре его судоходная компания стала основной на Атлантике. Конкурентам стало сложно: пароходы Кунарда обеспечивали сообщение между континентами строго по расписанию и с неплохим для тех времён комфортом. Компании Кунарда бросали вызов и американцы, и англичане, и германцы. Но гордое имя «Кунард» сохранилось за ней до сих пор, в то время как конкуренты либо поменяли название, либо канули в Лету.
Соревнование для поддержания титула «Голубой ленты» подразумевало внедрение новинок в области судостроения: применение железа, затем более прочной стали в конструкции корпусов, совершенствование форм корпуса, движителей и двигателей.
На дне океана покоятся несколько трансатлантиков – «Титаник», «Лузитания», «Британник», «Эмпресс оф Бритн». Они очутились там по разным причинам и пребывают в морской пучине как памятники кораблестроения XX в.
Паровую машину сменила машина многократного расширения, а в конце XIX в. – паровая турбина, высвободившая пространство под пассажирские помещения и позволившая экономить топливо. В XX в. самыми престижными и быстроходными трансатлантическими лайнерами были британские «Мавритания» и «Куин Мэри», германские «Кайзер Вильгельм дер гроссе» и «Бремен», французская «Нормандия», американский «Юнайтед Стейтс». Это были самые красивые корабли в истории. Совершенствованию морских лайнеров положили конец лайнеры воздушные. До наших дней дожили лишь несколько лайнеров эпохи борьбы за «Голубую ленту». Последний обладатель «Голубой ленты», американский турбоход «Юнайтед Стейтс», хранится в г. Филадельфии.
Научно-исследовательские суда редко скучают без дела у причала. Ведь до сих пор столько тайн хранится в океанских глубинах. Каждый год учёные-океанологи открывают новые виды морских обитателей, будь то малюсенькие рачки или глубоководные рыбы. Отдельная задача научно-исследовательских судов – изучение маршрутов миграции промысловых рыб в морях и океанах. Это очень важная народнохозяйственная задача: необходимо знать, куда посылать рыболовные флотилии, какую рыбу можно ловить в данном месте и в данное время, а какой дать «передышку», чтобы восстановить популяцию.
Советское научно-исследовательское судно «Витязь» вышло в море в 1949 г. и прослужило до 1980 г. «Витязь» внёс огромный вклад в исследование океана. В его трал попал многометровый глубоководный кальмар.
Научные суда исследуют морские течения, следят за ледовой обстановкой в Арктике и Антарктике, поддерживают связь с космическими аппаратами, обеспечивают слежение за испытаниями авиационной и ракетной техники на океанских полигонах, исследуют морское дно и объекты, находящиеся там. Иногда подобные исследования связаны с риском для жизни.
В нескольких сотнях километров от входа в Токийский залив в 1952 г. произошло сильное подводное землетрясение. После него со дна океана к поверхности поднялся новый риф, получивший имя Мёдзин. Этот риф мог помешать судоходству, и для его исследования было послано небольшое исследовательское судно «Кайо Мару». Когда судно приблизилось к рифу, произошло новое извержение подводного вулкана с выбросом из недр земли большого объёма раскалённых газов. Океанская вода в один момент превратилась в кипящую газировку, и несчастное судно буквально провалилось на дно вместе со всем экипажем.
О гибели «Титаника» знают все. Весной 1912 г. огромный британский лайнер в первом своём трансатлантическом рейсе столкнулся с айсбергом и затонул. На протяжении долгих десятилетий велись его поиски, так как вместе с пароходом ко дну пошли немалые ценности. Перед гибелью лайнер передал по радио свои координаты, но в этом месте Северной Атлантики глубина океана превышает 4 км, и долгое время несовершенство подводной техники не позволяло производить широкомасштабные поиски.
В 1985 г. американский океанолог Р. Баллард на исследовательском судне «Норр» занялся поисками «Титаника», и ему сопутствовал успех: обломки судна были найдены на удалении в несколько морских миль от предполагаемого места катастрофы, что указывает на неправильность определённых перед гибелью координат. Был опровергнут и миф о том, что «Титаник» пошёл ко дну целёхоньким, лишившись только первой трубы: оказалось, что ещё на поверхности корпус лайнера развалился на две части.
В современном мире нефть является «кровью» промышленности и одним из двигателей мировой политики. Для её транспортировки ещё в XIX в. были придуманы корабли, которые назвали танкерами. В начале XX в. нефть не была столь популярна, как сегодня. Автомобилей было мало, дома и корабельные топки топились углём. Танкеры были небольшими, они использовались и на морях, и на реках, по берегам которых располагались нефтяные месторождения. По Волге ходили караваны несамоходных барж – «нефтянок», возивших вверх по реке нефть из Бакинских промыслов, а также нефть и керосин из месторождений на территории современного Татарстана.
В ходе Второй мировой войны танкеры возили из США в Европу и СССР и сырую нефть, и продукт нефтеперегонки – высокооктановый авиационный бензин. Это вещество было взрывоопасным, именно поэтому экипажи танкеров, возивших бензин, считали смертниками. Попади в танкер торпеда, корабль рванёт не хуже бомбы, а довершит всё разлившееся по поверхности моря горящее озеро бензина.
После Второй мировой войны спрос на нефть возрос благодаря развитию авиации и автомобилизации. В районе Персидского залива были обнаружены громадные запасы «чёрного золота». В 1960-х гг. стали строиться громадные корабли для транспортировки нефти – супертанкеры, и они стали самыми крупными кораблями всех времён. Если супертанкер идёт без груза, он возвышается над водой на высоту многоэтажного дома, а его длина составляет около полукилометра! Члены команды для быстроты передвижения по палубе пользуются велосипедами.
Другое послевоенное новшество – изобретение контейнера. Эта универсальная огромная коробка предназначена для транспортировки грузов любым транспортом: автомобилем, самолётом, поездом, кораблём. Для перевозки контейнеров придумали специальные суда – контейнеровозы. Такое судно отправляется в рейс, доверху гружённое «кубиками» контейнеров. Для разгрузки контейнеров в порту требуется система учёта грузообмена, контейнерные склады и терминалы, выгружающие и загружающие контейнеры на судно. Имеются также корабли для транспортировки сыпучих грузов – балкеры, прицеповозы, называемые забавным словом «ро-ро», от английского «ролл он-ролл офф», «вкатывать – скатывать». Этот контейнеровоз транспортирует не контейнеры, а прицепы-«дальнобойщики». Такой корабль оборудован слипом (ворота для заезда прицепов) и пандусами для перевозки прицепов с палубы на палубу.
Существует множество грузовых кораблей для перевозки специального груза: например, железнодорожные паромы, берущие на борт составы с грузом или пассажирами… Перевозчиками легковых машин стали и старые авианосцы!
В Германии в 1930-е гг. родилась идея создания плавучего курорта – пассажирского лайнера для отдыха на воде. Такие суда были немедленно построены, их назвали «Вильгельм Густлоф» и «Роберт Лей». Это были плавучие санатории, очень вместительные и экономичные, бегающие с умеренной скоростью и предназначенные для того, чтобы показать немецким рабочим красоты Италии.
В ходе Второй мировой войны оба судна были уничтожены. Но идея плавучего курорта сохранилась. Ещё до войны многие трансатлантические суда зимой возили туристов из холодных Нью-Йорка и Лондона в тёплое Карибское море. Однако трансатлантические суда оказались плохими плавучими санаториями: пассажирам такого курорта не хватало даже места на лежаках, не было бассейнов, аттракционов и много другого для отдыха и развлечений.
Когда «Голубая лента» оказалась не у дел из-за развития трансатлантических полётов, многие лайнеры начали переделывать в круизные, то есть в плавучие пансионаты. Так, построенный в 1960 г. французский красавец – лайнер «Франс» долгое время ржавел у причала из-за отсутствия пассажиров. Потом его купила норвежская судоходная компания, переименовала судно в «Норуэй» («Норвегия») и превратила его в отличный круизный лайнер.
Со временем на судне «Норуэй» надстроили две палубы с каютами люкс. Лайнер продолжал успешную карьеру до того момента, когда у него взорвался паровой котёл. Приговор был однозначен: дешевле построить новый лайнер, чем ремонтировать старый. В 2007 г. «Норуэй» закончил свои дни под факелом газорезки в Индии.
Современные круизные суда очень комфортабельны и функциональны: на них есть масса интересных и полезных для здоровья отдыхающих аттракционов, таких, как водяные горки, водные мотоциклы, солнечные палубы, где можно понежиться в шезлонге, спортивные сооружения типа теннисных кортов и волейбольных площадок. Благодаря небольшой осадке эти плавучие дворцы, размеры которых давно превысили размеры самых больших трансатлантиков, могут заходить в большинство портов мира, где на пирсе пассажиров ожидают автобусы для экскурсий.
Однако красотой современные круизные лайнеры не блещут: они больше похожи на многоэтажный санаторий с многочисленными балконами, установленный на корпус большого высокобортного супертанкера и увенчанный нелепой трубой. Управляются современные лайнеры посредством мощного бортового компьютера, а если он откажет, громадное судно остаётся абсолютно беспомощным.
В 2011 г. одна британская компания предложила круиз в тёплое Карибское море с возможностью покататься на горны х лыжах! На «склоне» дымовой трубы лайнера оборудовали лыжню длиной в 150 м с трамплинами, горками...
В конце XIX и в первой половине XX в. грузовые парусники продолжали бегать по морям наравне с пароходами. Такой корабль на всех парусах, оснащённый четырьмя-пятью мачтами, представлял собой прекрасное зрелище! Называли эти чудеса кораблестроения «винджаммерами»: это английское слово означает «выжиматель ветра». Винджаммеры пользовались при переходах с континента на континент сезонными ветрами, дующими в течение нескольких месяцев в одном направлении. Такие ветра называются пассатами. В Германии существовала даже судоходная компания, принадлежавшая Ф. Лайошу, в состав флота которой входили большие винджаммеры. Все они носили названия, начинавшиеся на букву «П»: «Пассат», «Падуя», «Пудель» и т. д. Кроме транспортных функций, суда Лайоша являлись ещё и плавучими училищами: на них проходили практику будущие матросы и офицеры.
После Второй мировой войны время винджаммеров, казалось, прошло: они не выдерживали конкуренции со стороны пароходов. Тем не менее их продолжали использовать для сверхдальних рейсов. Идущий под всеми парусами в свежий ветер многомачтовый парусник представлял собой велико лепное зрелище. Встречные суда салютовали парусникам длинными гудками. В 1957 г. произошла трагедия: один из последних винджаммеров, германский четырёхмачтовый барк «Памир», который использовался и как грузовое судно, и как учебный парусник, попал в ураган, перевернулся из-за смещения груза к одному борту и затонул. Погибла большая часть экипажа. После этого парусники перестали использоваться для перевозки грузов. Но от них не отказались. Практика на паруснике — отличная школа для молодого моряка. В составе учебных флотов многих стран сохраняются парусные корабли.
Россия может гордиться тем, что в составе её флота остаются два самых больших винджаммера — «Седов» и «Крузенштерн». Эти барки совершают дальние походы, они не раз ходили вокруг света. Большинству учебных парусников мира уже под сотню лет, но прочная конструкция корпуса и отсутствие вибраций от работы силовой установки позволяют им оставаться в строю. Существуют проекты возрождения паруса в качестве основного судового движителя на новом технологическом уровне. Они ещё ждут своего воплощения.
Современные паруса, жёсткие прямоугольные конструкции, поворачивающиеся вокруг вертикальной оси, управляются компьютером! При попутном и боковом ветре они становятся перпендикулярно к нему и толкают судно вперёд.