История военного судостроения в XIX-XX вв.

До середины XIX в. прогресс в военном судостроении был едва заметен: боевые корабли, построенные из отборного высушенного дерева, могли оставаться в строю в течение столетий. Классический пример боевого долголетия – флагман Нельсона «Виктори»: на момент гибели на его борту великого адмирала кораблю шёл девятый десяток! Единственным признаком надвигающихся перемен были воздвигнутые над палубами нескольких мэноваров Британии и Франции трубы паровых машин, что давало им возможность передвигаться в безветрие. Наборные борта из дуба метровой толщины держали попадания даже сотен чугунных ядер. Единственное, что губило корабль в сражении, – это пожар. Сражаться с огнём среди дерева и парусины затруднительно, а если огонь добирался до пороховых погребов – корабль разносило в щепки.

Сражение в бухте города Синопа
Сражение в бухте города Синопа

В ноябре 1853 г. русский вице-адмирал Павел Нахимов уничтожил турецкий флот в бухте г. Синопа. Секретом его успеха были тяжёлые пушки новейшей конструкции, стрелявшие бомбами – начинёнными порохом металлическими сферами. Такая бомба выносила огромный кусок прочного дубового борта любого линкора, да к тому же вызывала сильный пожар. Изобрёл такой снаряд француз А. Пексан. Новое оружие потребовало новой защиты. Во-первых, нужно было списывать из первой линии деревянные линкоры, а во-вторых, придумывать защиту от нового средства нападения. Первые опыты по обшиванию деревянного корабля несколькими слоями тонкого железа оказались плачевными: взрыв бомбы крошил тонкое железо. Пришлось ковать железные листы большой толщины.

В Крымской войне, при осаде крепости Кинбурн на Чёрном море, французы применили диковинные плавучие батареи, прикрытые панцирями толщиной 10 см. Русские ядра и бомбы ничего не могли поделать с этими посудинами! Но строить такие корабли на замену годным лишь на дрова деревянным линкорам никто не спешил: промышленность ведущих морских держав была к этому не готова. Первым кораблём, несущим железную броню, стал деревянный французский паровой линкор «Ля Глуар», спиленный при постройке до уровня главной палубы. Корабль имел одну батарейную палубу, на которой размещались 36 новейших нарезных бомбических орудий, имеющих повышенную дальность стрельбы.

Паровой линкор «Ля Глуар»
Паровой линкор «Ля Глуар»

В 1860–1862 гг. французы ввели в строй три таких корабля. Параллельно и англичане стали вводить в строй броненосцы, построенные из железа. Первоначально они напоминали линкоры прежних времён, но лишь с одной батарейной палубой, на которой располагались совершенные нарезные орудия.

В 1914 г. в действующем составе британского флота числилось в качестве учебных кораблей два мэновара постройки начала XIX в.! Один из этих доблестных кораблей готовил курсантов даже в 1930-е гг.

«Монитор» и «Мерримак»

В 1861 г. началась Гражданская война в США, поделившая страну на сторонников и противников рабства. Южные штаты поддерживали рабство, северные ратовали за его отмену. Весной 1861 г. южане захватили обгоревший и затопленный северянами при отступлении фрегат «Мерримак». На его отремонтированном корпусе инженеры-южане соорудили бронированную цитадель с десятью мощными орудиями внутри. В носовой части под водой был смонтирован чугунный бивень – таран. В таком виде корабль мог войти в реку Потомак и разгромить стоящую на его берегах столицу северян Вашингтон.

Хэмптонский рейд 9 марта 1862 г. Горит фрегат «Конгресс»
Хэмптонский рейд 9 марта 1862 г. Горит фрегат «Конгресс». Правее ведут бой «Монитор» и «Мерримак»

Северянам пришлось принимать ответные меры. Шведский эмигрант, инженер Дж. Эриксон, сумел полностью упрятать свой новый корабль под воду: высота борта у его детища составляла 60 см. Борта, палуба и днище были прикрыты бронёй. У корабля не было надстроек и мачт. Посреди корпуса возвышалась круглая вертящаяся орудийная башня с двумя овальными амбразурами, сквозь которые вели огонь два тяжёлых орудия. Сверху башни была оборудована галерея – командирский мостик, а ближе к корме – две дымовые трубы. Корабль, предназначенный для действий в спокойных речных водах, получил имя «Монитор» («присматривающий»).

«Монитор» (на первом плане) пытается таранить «Мерримака»
«Монитор» (на первом плане) пытается таранить «Мерримака»

Эскадра северян, находившаяся на мелководном Хемптонском рейде и блокировавшая устье реки Джеймс, 8 марта 1862 г. была атакована эскадрой южан, флагманом которой был «Мерримак», переименованный в «Вирджинию». В начале боя броненосец нанёс таранный удар корвету северян, который тут же затонул. Пушки «Вирджинии» нанесли смертельные повреждения флагманскому фрегату «Конгресс». Командир «Вирджинии» решил закончить разгром неприятеля утром. Но его планы нарушил прибывший на место боя в ночной тьме «Монитор». Южане, увидев диковинный корабль, приняли его за сорванный с привязи буй или плавающую бочку! Три часа «Монитор» и «Вирджиния» кружились по рейду в смертельном танго, осыпая друг друга бомбами, которые оказались бессильны против железной брони. В этом поединке броня одержала первую победу над снарядом. Бой закончился вничью. Но класс речных бронированных кораблей и небольших броненосцев береговой обороны в память о своём прародителе получил имя мониторы.

Оружейники и металлурги стали изобретать несокрушимые сорта броневой стали и совершенствовать методы её размещения и крепления на кораблях, а также новые типы орудий, снарядов и башен для взламывания этой брони.

Торпедное оружие

Впервые термин «торпеда» был применён к несамоходным плавающим минам, которые ставились на фарватерах американских рек во время Гражданской войны. В составе многих флотов имелись также минные катера, вооружённые шестовыми минами. Такую мину, укреплённую на длинном шесте, необходимо было приблизить к борту вражеского корабля, который при этом нещадно обстреливал крошечное судёнышко, и замкнуть электрическую цепь взрывателя. Во время последней Русско-турецкой войны русские минные катера добились выдающихся успехов на Дунае в борьбе с турецким судоходством, в основном благодаря героизму своих экипажей. Но всем было ясно, что будущее – за самоходными подводными минами, которые изобрели независимо друг от друга русский инженер И. Ф. Александровский и англичанин Р. Уайтхэд.

Минный катер «Бычок» с двумя шестовыми минами
Минный катер «Бычок» с двумя шестовыми минами

Изобретение Александровского развития не получило, а торпеда Уайтхэда была успешно испытана в 1866 г. Вскоре было налажено производство торпед. А затем появились миноносцы – корабли, для которых торпеда стала главным оружием. Миноносец нёс два варианта торпедных аппаратов – неподвижные, стрелявшие прямо по курсу, и многотрубные, поворотные, которые стреляли вбок. Выпущенная из аппарата торпеда включала двигатель, который вращал винты, и, выдерживая курс и глубину хода, она устремлялась к цели. При ударе о борт вражеского корабля срабатывал взрыватель, и торпеда проделывала в подводной части корабля опасную пробоину, заделать которую в море было почти невозможно.

Миноносец был лёгок, маневренен и быстроходен: он должен был догонять корабли противника, уклоняться от обстрела, выходить на рубеж торпедного залпа и выпускать торпеды. Первым успехом нового класса кораблей была атака японскими миноносцами русской эскадры на рейде Порт-Артура в 1904 г. Для эффективного применения торпед миноносцы должны были действовать сообща, эскадрой. Вскоре к названию этих кораблей добавилось слово «эскадренный», а для краткости их стали именовать эсминцами. Для ведения эскадры эсминцев в атаку строились крупные корабли – лидеры эсминцев с усиленным артиллерийским вооружением.

Эскадренный миноносец «Москвитянин»
Эскадренный миноносец «Москвитянин»

Со временем к арсеналу вооружения эсминцев добавились глубинные бомбы для борьбы с подлодками. Во Второй мировой войне эта функция стала для эсминцев главной. С некоторых кораблей этого класса снимали торпедные аппараты, чтобы поставить бомбосбрасыватели и бомбомёты. Сегодня эсминец — мощный боевой корабль с ракетно-артиллерийским вооружением, противолодочными торпедами, мощными гидрофонами и вертолётами для поиска подводных лодок и радиолокаторами, которые наблюдают за водной поверхностью и воздухом. Название сохранилось как дань традиции.

Наследники минных катеров – торпедные катера. Эти сверхскоростные небольшие суда, получившие название «москитный флот», несли по две–четыре торпеды и лёгкое ствольное оружие. Они использовались во внутренних морях.

Охотник и разведчик

Слово «крейсер» происходит от голландского «крейцер», что означает «крест». Одной из основных задач этого класса кораблей – наследников парусных фрегатов – была «война на перекрещивающихся курсах», перехват неприятельской морской торговли. Кроме того, крейсера должны были служить не только авангардом эскадры линкоров, но и её глазами и ушами: тогда ещё не была изобретена радиолокация, крейсера высылались вперёд: разведывать тактическую обстановку, обнаруживать и отслеживать перемещения кораблей противника. В бою крейсера должны были вести артиллерийскую дуэль с противником и отражать нападения эсминцев и «москитного флота». Именно поэтому в классе крейсеров имелось большое количество подклассов.

Крейсер «Аврора»
Крейсер «Аврора»

 Лёгкие крейсера служили в основном для разведки перед эскадрой. Обладая высокой скоростью и большой дальностью плавания, они несли лёгкое вооружение и тонкую броню. Дополнительной защитой служил запас угля, располагавшийся в ящиках – бункерах вдоль бортов. В английском флоте такие крейсера именовались «скаутами» (разведчиками). Более тяжёлые собратья скаутов по классу – броненосные и бронепалубные крейсера – служили как для истребления торговых судов противника, так и для боя в составе эскадры. У броненосных крейсеров броня располагалась вертикально.

У бронепалубных крейсеров внутри корпуса была скрыта так называемая карпасная броневая палуба, по форме напоминавшая панцирь черепахи. Именно к бронепалубным крейсерам относится и знаменитая своим выстрелом в октябре 1917 г. «Аврора», находящаяся в г. Санкт-Петербурге на вечной стоянке. К началу Второй мировой войны классификация крейсеров изменилась, теперь они подразделялись на лёгкие и тяжёлые, но задачи у них остались, в общем, прежними.

Крейсер «Красный Крым»
Крейсер «Красный Крым»

И наконец, особняком стоит класс линейных крейсеров, изобретённый английским адмиралом – новатором Дж. Фишером. По его замыслу в эскадру линкоров должны были входить более быстроходные корабли с вооружением, как у линкора, но с более лёгким бронированием. Они должны были действовать в авангарде основной эскадры, составляя её маневренную часть и ведя бой в одном строю с линкорами. В Ютландском бою встретились британские и германские линейные крейсера, и вот тут-то и выяснилось, что пренебрежение к защите очень дорого стоит. Германцы при строительстве линейных крейсеров снизили калибр их орудий, но сохранили отличную бронезащиту и боевую живучесть. Меньший калибр пушек с лихвой компенсировался отличной подготовкой германских артиллеристов. В результате три британских линейных крейсера взлетело на воздух от взрывов боевых погребов уже в самом начале боя. А германцы в этом бою лишились только одного корабля этого класса, который при отступлении было решено затопить из-за того, что он потерял ход.

К началу Второй мировой войны линейные крейсера сохранились как класс, но претерпели изменения. В результате серии модификаций и перестроек они превратились в быстроходные линкоры. Все они активно воевали.

Наследники корсаров

Во времена парусного флота корсаром именовался капитан, который на собственные средства снаряжал в военное время боевой корабль и выходил в море на охоту за торговыми кораблями неприятеля. Война велась по так называемому призовому праву: встретив мирный вражеский корабль, корсар был обязан остановить его и обыскать. Если груз представлял собой военные материалы, судно объявлялось призом и конфисковывалось, после чего всё более-менее ценное перегружалось в трюмы корсарского корабля, а приз, как правило, топили. Доходы от корсарского промысла делились между корсаром и казной страны, за которую он выступал. При этом экипаж приза высаживался в шлюпки или брался в плен.

«Зееадлер». 1925 г.
«Зееадлер». 1925 г.

Англия – страна островная, и довольно долго она была зависима от своих заморских колоний, откуда черпала всяческие ресурсы. В августе 1914 г. началась Первая мировая война. Для прерывания снабжения Британской метрополии Германия послала в море несколько крейсеров – рейдеров, чьей основной задачей была война по призовому праву. Германия выслала на морские дороги, ведущие в Англию, несколько лёгких крейсеров, которые должны были получать уголь с пароходов – снабженцев. Несколько крупных лайнеров – скороходов и даже один безобидный с виду парусник были переоборудованы во вспомогательные крейсера: на них поставили вооружение и включили в состав военно-морского флота.

Несмотря на то, что ни один из германских рейдеров в родной порт не вернулся, они создали такие огромные проблемы для неприятеля, что их потеря может считаться вполне оправданной, тем более что их экипажи, хоть и с большими трудностями, всё же вернулись домой. Мало того что рейдер перехватывал и топил вражеских «торговцев», он ещё отвлекал на свои поиски огромную армаду полноценных боевых кораблей, которые могли бы быть полезны в другом месте.

 В Германии в конце 1920-х гг. появились на свет три интересных боевых корабля, прозванных «карманными линкорами». Это были настоящие рейдеры: они несли мощное вооружение, позволявшее справиться с любым лёгким кораблём, и имели большую скорость хода, позволявшую быстро уйти от превосходящего противника.

«Карманный линкор» «Адмирал граф Шпее»
«Карманный линкор» «Адмирал граф Шпее»

Дизельная силовая установка обеспечивала громадную дальность действия. «Карманный линкор» «Адмирал граф Шпее», названный в честь одного из самых удачливых корсаров Первой мировой войны, в 1939 г. вышел в море до начала военных действий, и войну встретил у берегов Бразилии. Здесь он перехватил несколько британских судов, но англичане быстро вычислили местоположение рейдера, и он был вынужден принять тяжёлый бой возле устья реки Ла-Плата.

Повреждённый немецкий корабль «Шпее» укрылся в дельте реки. Англичане, разыграв «драму в эфире», нагнали ужас на экипаж. Поверив, что приближается авианосец и крейсер, командир «Шпее» фон Лангсдорф велел взорвать корабль.

Дредноуты и сверхдредноуты

В истории военного флота не так много изобретений, которые бы отвергали всё существующее ранее, вынуждая военно-морские державы отказываться от старого и срочно усваивать новое. Одной из таких революций было изобретение бомбы А. Пексаном, после чего деревянные линкоры канули в Лету. Следующей революцией стало появление корабля с одинаковым калибром…

Линкор «Дредноут»
Линкор «Дредноут»

Линкор в конце XIX – начале XX в. нёс две башни или четыре орудия главного калибра. В башнях и казематах корабля имелось большое количество орудий «второго главного», или вспомогательного, калибра. Результат стрельбы оценивался по всплескам от падения снарядов. А как в шквале взрывов понять, где и какой снаряд упал и какой высоты водный султан поднял? Британцы решили оснастить линкор одинаковыми орудиями, в помощь старшему артиллерийскому офицеру добавили систему управления огнём.

Такая система устанавливалась на высокой треногой мачте и снабжалась оптическим дальномером, который с точностью до нескольких десятков метров определял дистанцию до цели. Чтобы послать снаряд на эту дистанцию, нужно было поднять стволы орудий на строго определённый уровень. После выстрела нужно было посмотреть, как упали снаряды, затем откорректировать угол возвышения орудий и дать второй залп. Пристрелка в британском флоте завершалась на пятом-шестом залпе, после чего следовал огонь на поражение. Немцы научились пристреливаться с третьего залпа. Первый линкор нового типа, построенный в 1906 г., назвали «Дредноут» («неустрашимый»). Потом этим именем нарекли весь класс новых боевых кораблей. Дредноут в одиночку мог вести бой с эскадрой броненосцев! Так, громадный флот двухбашенных линкоров в одночасье устарел. Отныне их уделом стала вспомогательная служба и обстрел береговых укреплений. Наступила эпидемия «дредноутной лихорадки».

Сверхдредноут
Сверхдредноут

Дредноуты появились в США, Германии, Франции, России, Италии, Испании, Японии. Страны, не имевшие кораблестроительной промышленности, заказывали дредноуты за границей. Не прошло и пяти лет после появления дредноута, как в строй начали вступать корабли с ещё более мощным, крупнокалиберным и дальнобойным вооружением и совершенным бронированием, для которых их прародитель уже не был серьёзным соперником. Эскадры дредноутов и сверхдредноутов стоили безумно дорого: их нужно было сначала построить, затем готовить для них экипажи, снабжать топливом, снарядами, прочими необходимыми предметами и материалами.

В ходе Первой мировой войны в морском сражении, известном как Ютландский бой, в Северном море 31 мая 1915 г. столкнулись британский и германский флоты. Это было последнее морское сражение больших флотов.

Плавучий аэродром

Первый опыт применения самолётов над морем показал, что эти летательные аппараты отлично справляются с задачей разведки и корректирования артиллерийской стрельбы. К концу Первой мировой войны многие линкоры и крейсера стали брать на борт самолёты с колёсным шасси. Такой самолёт взлетал с уложенного поверх башенных орудий помоста: выполнив задание, возвращался на береговой аэродром. Но лётчикам и морякам потребовался корабль, на котором самолёты базировались бы постоянно.

Палубный истребитель «Боинг F4B»
Палубный истребитель «Боинг F4B»

В 1916 г. англичане оснастили лёгкий линейный крейсер «Фьюриэс» длинной взлётной палубой для самолётов. За надстройкой соорудили посадочную палубу, а чтобы завихрения воздуха за надстройкой и дымовыми трубами не мешали садящимся самолётам, полётную палубу сделали сплошной, от носа до кормы. Надстройку сдвинули к правому борту. Так появился авианосец – плавучий аэродром.

Первые авианосцы перестраивали из боевых и гражданских кораблей и судов. Все они имели сплошную полётную палубу, надстройку – «остров», сдвинутую к правому борту, подпалубный одно-двухъярусный ангар, где хранились самолёты, лифты для подачи самолётов с палубы в ангар и обратно. Для разгона взлетающего самолёта использовали паровые катапульты, а для торможения самолёта при посадке – тросы-аэрофинишеры, за которые самолёт цеплялся специальным крюком. По краям полётной палубы размещалось оборонительное вооружение – зенитки и универсальные орудия, позже – ракетные установки. В трюмах авианосца располагались ёмкости с авиационным топливом и погреба с боезапасом для самолётов.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев»
Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев»

С появлением палубных бомбардировщиков и торпедоносцев круг задач этих кораблей стал расширяться: теперь их использовали и для ударов по наземным целям, и по другим кораблям. Но в Англии и США палубные самолёты проектировали с возможностью использования их в качестве разведчиков. Экипаж палубных истребителей того времени состоял из лётчика и наблюдателя-радиста-стрелка, что влекло за собой рост размеров и веса, а как следствие – падение лётно-технических характеристик. Ценность авианосцев, как основной ударной силы на море, раньше всех осознало командование японского императорского флота. Японские авианосные соединения успешно провели ряд наступательных операций в начале Второй мировой войны. Японские палубные самолёты были на тот момент лучшими в мире. Превосходно подготовленные лётчики прекрасно ориентировались в долгих полётах над морем, умели вести воздушный бой и атаковать наземные и надводные цели.

На авианосце появилась посадочная палуба: посадка и взлёт самолётов смогли происходить одновременно. Лифты-самолётоподъёмники стали располагать по бортам, чтобы можно было без сбоев запускать и принимать самолёты.

Авианосцы побеждают линкоры

В ходе флотских маневров в 1930-е гг. самые большие в мире американские авианосцы «Лексингтон» и «Саратога» отрабатывали задачи разведки, хотя в составе их авиагрупп имелись торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики. Авианосцы решили использовать и в качестве рейдеров – истребителей торговых судов противника, игнорируя старую истину: корабль, сочетающий в себе две функции, не справится ни с одной из них. Американские, японские и германские авианосцы должны были с помощью палубных самолётов искать жертвы и топить их огнём крупнокалиберных пушек. Вторая мировая война доказала неосуществимость данной задачи.

Разгром американского флота в Пёрл-Харборе
Разгром американского флота в Пёрл-Харборе

Несмотря на низкое качество палубной авиации Британии, именно ей принадлежат лавры первой успешной атаки неприятельских кораблей в базе: в 1939 г. устаревшие бипланы-торпедоносцы «Свордфиш» с британских авианосцев потопили или повредили четыре итальянских линейных корабля, находившихся в военно-морской базе Таранто. Опыт этой операции использовала Япония.

7 декабря 1941 г. десятки японских торпедоносцев, пикировщиков и истребителей с ударного авианосного соединения адмирала Т. Нагумо появились над американской военно-морской базой Пёрл-Харбор на Гавайских островах, где стоял тихоокеанский линейный флот США – восемь мощных линкоров. Менее чем за час эта армада была разгромлена: один линкор взлетел на воздух от попадания бомбы в пороховой погреб, один перевернулся и лёг на борт, остальные потоплены на мелководье. Во время атак на корабли истребители из японского эскорта носились над американскими аэродромами, расстреливая не успевающие взлетать самолёты. Эта победа была ценой потери полусотни японских самолётов. Так авианосец доказал свою боевую ценность в качестве ударной единицы.

«Ямато» – самый мощный линкор мира
«Ямато» – самый мощный линкор мира

Первое в истории сражение на море началось 4 июня 1942 г., в его ходе корабли противоборствующих сторон так и не увидели друг друга. Японское элитное соединение авианосцев выдвинулось к атоллу Мидуэй в Тихом океане. За авианосцами двигались корабли эскорта, в том числе самый мощный линкор мира «Ямато», и транспорты с десантом. Грозной армаде противостояли три американских авианосца. Казалось, удача благоволит японцам: тяжёлые американские бомбардировщики, бросавшие бомбы с больших высот, не причинили их эскадре вреда. Но эскадрилья американских торпедоносцев была сбита на подлёте к цели. Далее произошло невероятное: американские пикировщики выскочили из облаков, в то время как на палубах японских авианосцев самолёты готовились к взлёту, и три корабля превратились в плавучие костры. Американцы, собрав сводную группу, ударили по четвёртому японскому авианосцу. В ходе Мидуэйского боя японский флот лишился и костяка своих авианосных сил, и лучших лётчиков.

Самые мощные боевые корабли

Подводную лодку долгое время не воспринимали как серьёзное морское оружие, однако с развитием необходимых технологий этот класс кораблей превратился в самых могущественных рукотворных морских хищников всех времён. Одна современная атомная ракетная субмарина может стереть с лица земли огромную территорию. Началось всё с того, что в середине XX в. в нацистской Германии создали баллистические ракеты V–2, способные уничтожать цели в Англии. Родился даже проект, как можно обстрелять такими ракетами цели на американском материке, в первую очередь Нью-Йорк. Согласно этому замыслу германская подлодка брала на буксир громадный цилиндр-пенал, в который была бы заключена ракета. При подходе к цели хвостовик пенала затапливался водой, в результате чего он становился вертикально и превращался в шахту. Оставалось только ввести координаты цели в вычислитель системы наведения и нажать на «пуск».

Баллистическая ракета
Баллистическая ракета

Всё заманчиво смотрелось на бумаге, но существовало несколько непреодолимых обстоятельств, с которыми германские конструкторы поспорить не могли. Главное из них – это качка на волнении, которая сбивала прицел. Необходимо было обеспечить размещение баллистических ракет в корпусе подлодки в положении для запуска, т. е. вертикально. Эту проблему впервые решили в СССР в 1950-х гг.: в корпусе обычной торпедной лодки и дизельными двигателями надводного хода разместили две шахты с ракетами. Для того чтобы их запустить, лодка должна была всплывать на поверхность.

Российский атомоход стратегического назначения класса «Акула»
Российский атомоход стратегического назначения класса «Акула». Это самая крупная подводная лодка в мире

В качестве ответного шага американцы создали подводную лодку «Джордж Вашингтон» с атомным двигателем. В огромном корпусе этой субмарины вертикально стояло в шахтах уже 16 баллистических ракет «Поларис», запускавшихся из-под воды. Сначала ракета выталкивалась в воздух сжатым газом, а потом уже запускался маршевый двигатель. С тех пор подобная схема размещения ракет в подводном корабле считается классической. Подводный корабль, вооружённый ракетами, может в короткое время запустить их из-под воды, поразив «нервные центры» врага. Подводная лодка, несущая ракеты на борту, достаточно сильно шумит. По её «шумовым» следам в море высылается лодка потенциального противника, которая обязана пустить торпеды по своей «подопечной» в случае, если та начнёт открывать шахты для ракетного залпа. Вот так жестоко и страшно устроен наш мир.

Современные атомные и дизельные подводные лодки-охотники вооружены самонаводящимися торпедами. Их корпуса обшиты звукопоглощающей резиной, механизмы издают очень мало шума.

Вертолётоносцы

Благодаря своим уникальным возможностям – вертикальному взлёту, посадке и способности неподвижно зависать в воздухе – вертолёт сразу после своего появления прочно обосновался на корабельных палубах. Его стали применять для разведки, наблюдения, обнаружения и уничтожения подводных лодок, перевозок грузов и людей, поиска и спасения. В некоторых флотах появились специализированные суда – вертолётоносцы. Их переделывали из лёгких авианосцев, которые после окончания войны остались не у дел: демонтировали ненужные катапульты и аэрофинишеры, приспосабливали корабли к эксплуатации винтокрылой техники, добавляли гидрофоны – сонары для поиска подводных лодок.

Специализированный противолодочный вертолётоносец «Москва»
Специализированный противолодочный вертолётоносец «Москва»

В 1960-х гг. в СССР построили два специализированных противолодочных вертолётоносца – «Москва» и «Ленинград». Они имели развитую надстройку – мачту, где размещались многочисленные антенны радиолокаторов, ракетные пусковые установки, дымовая труба, командирский мостик и многочисленные боевые посты. Гладкую палубу кормы приспособили для базирования противолодочных вертолётов. Опыт эксплуатации этих кораблей показал, что при высокой скорости корабля вертолёты, заходящие на посадку, сильно трясёт и бросает в вихрях, которые тянутся за надстройкой. Поэтому на следующей серии советских вертолётоносцев типа «Киев» надстройку сместили к правому борту, как и у авианосцев. В настоящее время противолодочные вертолётоносцы, называемые вертолётоносными эсминцами, строятся в Японии. Однако в США решили полностью «перепрофилировать» вертолётоносец и приспособить его для высадки десанта. Как же это сделать?

Десантный вертолётоносец «Уосп»
Десантный вертолётоносец «Уосп»

На кораблях нового типа должны были базироваться вертолёты большой грузоподъёмности, способные брать на борт солдат и лёгкую боевую технику. В кормовой части десантного вертолётоносца расположили док-камеру. Док-камера — объёмистый трюм, расположенный над и под ватерлинией. Трюм снабжён системой затопления и осушения и воротами, через которые корабль может выпускать в море плавающую амфибийную технику, десантные платформы на воздушной подушке и баржи – плашкоуты для десантирования танков. Из-за необходимости размещать на борту летательные аппараты и десант с боевой техникой в корпусе оборудуются казармы и гаражи для амфибий и танков. Плашкоуты хранятся в док-камере. Для огневой поддержки десанта в авиационную группу вертолётоносца должны входить боевые вертолёты и штурмовики вертикального взлёта и посадки.

На задание вертолётоносец отправляется в сопровождении эскорта из эсминцев и ракетных фрегатов, охраняющих его от крылатых ракет и самонаводящихся торпед. Зачистку плацдарма производят ударные самолёты с авианосцев.



Поделиться ссылкой