Корабль «Фредерик»

В конце 1634 г. в Нижний Новгород отправились подданные герцогства Гольштейнского: шкипер Михаэль Кордес из Любека, корабельный плотник Корнелий Йостен, переводчик Ганс Берк, а также Кашпер Зеелер, Йохан Стирпомас и Йохим Кранц, которые, по всей видимости, были мастерами мачтовых и парусных дел. На месте их уже ждали русские плотники и предварительно заготовленный сосновый лес. Уже в июне 1636 г. корабль «Фредерик», названный в честь герцога Гольштейнского Фредерика III, построили. Это было трехмачтовое, плоскодонное (специально для плавания по рекам), парусно-весельное судно со сплошной палубой, ниже которой находились разные помещения, в том числе 6 хороших кают, предназначенных для старших чинов корабля и гольштейнского посольства. В тихую погоду судно могло передвигаться с помощью 12 пар больших галерных весел, каждое из них управлялось двумя людьми.

Корабль «Фредерик» на рейде у Нижнего Новгорода. 1636 г.
Корабль «Фредерик» на рейде у Нижнего Новгорода. 1636 г. Иллюстрация из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»

После спуска на воду 30 июля «Фредерик» вышел в плавание по направлению к Персии. Несмотря на то, что корабль был построен русскими мастерами и основная часть его команды была подданными московского царя, шел он под флагами герцогства Шлезвиг-Гольштейн. Через 3 месяца, 27 октября, судно благополучно вышло в Каспийское море, но 12-14 ноября недалеко от Дербента попало в сильный шторм и было выброшено на скалистый берег Дагестана около местечка Низибад. По иным сведениям, 15 ноября экипаж, пытаясь спасти себя и ценный груз, посадил «Фредерик» с потерянными мачтами на мель.

И хотя миссия первого корабля западноевропейского типа, построенного на территории Русского государства провалилась, она имела огромное значение. Во-первых, никто не погиб, а ценный товар негоцианты позже по суше доставили в Иран и выгодно продали. Во-вторых, на территории Русского государства не только появилась первая полноценная судостроительная верфь, но и были подготовлены корабелы, знакомые с передовой по тому времени кораблестроительной технологией. В-третьих, «Фредерик» вызвал настоящую сенсацию не только на родине, но и на Западе и в Иране. Несмотря на то что постройка запланированных 9 систершипов корабля так и не состоялась, дальнейший путь развития Русского государства без флота уже не мыслился.

Характеристики

  • Длина/ширина: около 35-36,5 м/12 м.
  • Осадка/водоизмещение: 2 м/500 т.
  • Экипаж: 42-49 чел.
  • Вооружение: пушки 2-3-фунтового калибра с чугунными и каменными ядрами — 8 (14).



Поделиться ссылкой