Линкоры — эра больших пушек

Опыт Русско-японской войны показал, что основная ударная сила классического эскадренного броненосца четыре 305-мм орудия слитком малочисленная и не отвечает требованиям времени. В то время как многочисленные орудия следующего калибра (чаще всего 152 мм) не способны нанести противнику серьезного вреда.

Американский дредноут «Саут Каролина» (типа «Мичиган») в Нью-Йорке
Американский дредноут «Саут Каролина» (типа «Мичиган») в Нью-Йорке

На первых порах пробовали обойтись половинчатыми решениями, увеличивая вспомогательный калибр. В германском флоте на броненосцы стали устанавливать 170-мм орудия, во французском — 194-мм. В России заложили броненосцы типа «Андрей Первозванный», которые помимо четырех 305-мм несли еще 14 203-мм орудий. Затем пошли дальше. Англичане построили броненосцы типа «Кинг Эдуард VII» и «Лорд Нельсон» с 234-мм орудиями, французы — типа «Дантон» с 240-мм орудиями. Такой же, как у французов, калибр применили в Австро-Венгрии на броненосцах типа «Радецкий», японцы на своих броненосцах «Сацума» и «Аки» установили 254-мм орудия.

Переход к единому главному калибру постепенно становился все более очевидным. Он был почти одновременно осуществлен в США и Великобритании. Однако первенство все же осталось за англичанами, которые невероятно быстрыми темпами построили «Дредноут» (вступил в строй 3 октября 1906 г.). Американцы хотя и заложили свой «Мичиган» (восемь 305-мм орудий) раньше, но в строй он вступил лишь в январе 1910 г. Таким образом, новый класс получил свое нарицательное имя в честь британского корабля.

«Дредноут» под адмиральским флагом, 1907 г.
«Дредноут» под адмиральским флагом, 1907 г.
«Айрон Дюк» под флагом адмирала Джеллико
«Айрон Дюк» под флагом адмирала Джеллико

В ходе проектирования дредноутов конструкторам пришлось многократно экспериментировать с различными вариантами расположения многочисленных башен главного калибра. С одной стороны, требования живучести заставляли устанавливать башни и погреба на безопасном расстоянии друг от друга, с другой — требовалось обеспечить воз максимального числа стволов. Различные проекты предполагали линейно-эшелонированные, линейно-ромбические, линейные и линейно-возвышенные варианты. Кстати, отличительной чертой американских линкоров стало расположение орудий главного калибра исключительно в диаметральной плоскости.

После постройки в единственном экземпляре «Дредноута» англичане заложили серию линкоров типа «Беллерофон» по несколько измененному проекту. В частности, калибр противоминных пушек увеличили с 76 мм (как было у «Дредноута») до 102 мм. Линкоры типа «Сент-Винсент» получили новые 305-мм орудия со стволами длиной в 50 калибров против использовавшихся ранее 45-калиберных пушек. На линкорах типа «Нептун» и «Колоссус» с целью усиления бортового залпа бортовые башни расположили диагонально, но эта мера себя не оправдала: при стрельбе на противоположный борт пороховые газы наносили сильные повреждения надстройкам.

Линейный корабль «Нассау»
Линейный корабль «Нассау»
Линейный корабль
Линейный корабль "Кениг"

В следующих сериях линкоров типа «Орион» и «Кинг Джордж V» британцы перешли к более мощным 343-мм пушкам, причем впервые в британской практике все пять двухорудийных башен установили в диаметральной плоскости. А после закладки кораблей типа «Айрон Дьюк», на которых осуществили переход к 152-мм противоминному калибру, английский флот получил мощное соединение из 12 кораблей достаточно однородного состава, которые иногда стали называть «сверхдредноутами». Но все же настоящий «ход конем» в Англии сделали, перейдя на линкорах типа «Куин Элизабет» и «Ривендж» на 381-мм орудия главного калибра. Позднее в «гонку калибров» включились и другие страны.

Еще до вступления «Дредноута» в строй в Германии приступили к строительству линкоров типа «Нассау». К специфике немецкого кораблестроения того времени следует отнести несколько меньший главный калибр (280 мм). Германские корабли проектировались для боя в Северном море, условия видимости в котором делают возможным бой лишь на сравнительно небольшой дистанции. И более легкий снаряд с высокой начальной скоростью способен продемонстрировать лучшую бронепробиваемость. К тому же 280-мм орудия отличались более высокой скорострельностью. Однако уже на своих следующих линкорах типа «Остфрисланд» немцы перешли к 305-мм 50-калиберным пушкам. С другой стороны, немецкие линкоры защищались гораздо более толстой броней.

Линейный корабль «Императрица Екатерина Великая»
Линейный корабль «Императрица Екатерина Великая»

Кстати, немцы не спешили переходить на паровые турбины и оснащали свои первые линкоры архаичными паровыми машинами тройного расширения.

Другой особенностью германских линкоров стали повышенные меры безопасности в отношении хранения боезапаса. На германских кораблях заряды вместо принятых в других флотах шелковых картузов помещали в латунные гильзы. Также предпринимались дополнительные меры для обеспечения герметичности артиллерийских погребов и подбашенных отделений.

Линейный корабль «Петропавловск»
Линейный корабль «Петропавловск»

Значительным шагом вперед для германского кораблестроения стала постройка линкоров типа «Кайзер». В качестве энергетической установки теперь использовали паровые турбины. Число башен главного калибра сократили до пяти, но за счет более удачного их расположения удалось сохранить восьмиорудийный бортовой залп. А вот на линкорах типа «Кениг» все пять башен смогли установить в диаметральной плоскости.

В России технические условия для конкурса на проект отечественного дредноута разрабатывались комиссией под руководством Н.Е. Титова и А.Н. Крылова. В конечном итоге лучшим признали проект Балтийского завода, созданный под руководством И.Г. Бубнова. Артиллерия главного калибра состояла из двенадцати 305-мм пушек Обуховского завода со стволами длиной в 52 калибра, которые по своим баллистическим характеристикам превосходили аналогичные иностранные образцы. Они размещались в четырех трехорудийных башнях конструкции Металлического завода.

Американский линкор «Пенсильвания»
Американский линкор «Пенсильвания» — представитель «стандартных линкоров» с 14-дюймовой артиллерией главного калибра

Охватившая мир «дредноутная лихорадка» оказалась исключительно «заразной». За 15 лет в мире построили 114 кораблей этого класса. Первое место занимала Британская империя, построившая 35 единиц, далее следовали США (23), Германия (19), Япония (8), Франция (7), Россия (7). Кроме того, четыре дредноута имела Австро-Венгрия, три — Испания и два — Бразилия.

Однако после начала Первой мировой войны практически все морские державы, из опасения потерять столь дорогостоящие корабли, не спешили устраивать на море генеральное сражение в духе прошлых эпох. Тем не менее, благодаря стечению ряда обстоятельств 31 мая 1916 г. началось продолжавшееся два дня грандиозное Ютландское сражение: в генеральном бою сошлись британские и германские дредноуты. В ходе него германские линкоры продемонстрировали высокую живучесть, а англичане — разрушительную силу своих тяжелых крупнокалиберных снарядов. Хотя «по горячим следам» каждая сторона заявила о победе, завышая в реляциях потери противника и скрывая свои, британский флот сумел сохранить свое «владение морем», оспорить которое германский флот более уже не пытался.

Немецкий линкор «Баден»
«Баден» — первый немецкий линкор с 15-дюймовыми орудиями главного калибра

После окончание в 1918 г. Первой мировой войны экономическое состояние большинства держав, как победителей, так и побежденных, было исключительно плохим. Для дальнейшего поддержания гонки морских вооружений не имелось ни сил, ни средств. Поэтому в 1923 г. открылась Вашингтонская конференция по ограничению морских вооружений. 6 февраля 1922 г. ведущие морские державы подписали договор, устанавливающий между флотами Великобритании, США, Японии, Франции и Италии соотношение 5:5:3:1,75:1,75. Максимальное водоизмещение для линкоров устанавливалось в 35 тыс. т, а калибр их орудий не должен быт превышать 406 мм. Также объявлялся 10-летний мораторий на строительство новых линкоров, а замена старых могла производиться лишь по достижению ими 20-летнего возраста. Но оговаривались отдельные исключения. Япония могла достроить линкор «Муцу», США — «Колорадо» и «Вест-Вирджинию». Для Великобритании устанавливалась возможность построить два новых линкора водоизмещением не более 35 тыс. т каждый, чем английские кораблестроители немедленно и воспользовались, заложив в 1924 г. линкоры «Нельсон» и «Родней» с вооружением из девяти 406-мм орудий.

Следует отметить, что в межвоенный период конструкция линкора претерпела самые радикальные изменения. Прогресс в области энергетических установок позволил развивать скорость, доступную ранее только линейным крейсерам. Толщина броневого пояса установилась на уровне оптимальных значений. Но широкое применение авиации потребовало усиления горизонтального бронирования и зенитного вооружения.

Германский «карманный линкор», «броненосец» «Дойчланд»
Германский «карманный линкор», или, как его называли сами немцы, «броненосец» «Дойчланд», вскоре после вступленият в строй

Согласно условиям Версальского договора проигравшей Первую мировую войну Германии запрещалось иметь в составе своего флота линкоры дредноутного типа. Поэтому и на Вашингтонской конференции немецкая делегация не присутствовала. Однако союзники разрешили сохранить шесть старых броненосцев. После истечения 20-летнего срока службы их разрешалось заменить на новые корабли водоизмещением не более 10 тыс. т. Предполагалось, что взамен трех старых броненосцев — «Брауншвейг», «Ганновер» и «Эльзас» — чей возраст в 1920-е гг. перевалил установленный договором предел, немцы построят, по образцу соседних балтийских стран, сравнительно небольшие броненосцы береговой обороны, однако «сумрачный германский гений» пошел другим путем. Было решено построить рейдеры, способные благодаря преимуществу в скорости уйти от любого линкора, но в то же время настолько сильные, чтобы справиться с любым тяжелым крейсером.

Первый из трех единиц серии, «Дойчланд» вступил в строй в 1933 г. Благодаря применению дизельной энергетической установки (впервые в мире на кораблях подобного тоннажа) удалось получить необходимую для рейдера высокую дальность плавания. В двух трехорудийных башнях разместили шесть 280-мм орудий, поэтому с легкой руки одного из американских репортеров корабли этого типа прозвали «карманными линкорами», хотя сами немцы именовали их броненосцами. И это при том, что толщина их броневого пояса была более чем скромной и не превышала 80 мм. Избегать боя с более сильным противником им помогала 28- узловая скорость. Реальную опасность представляла лишь встреча с линейными крейсерами: британскими «Ринау- ном», «Рипалсом» и «Худом», а также японскими типа «Конго».

«Родней» вскоре после вступления в строй
«Родней» вскоре после вступления в строй

Больше всех появление в составе немецкого флота «карманных линкоров» напугало французов. Специально для борьбы с ними они построили линкоры «Дюнкерк» и «Страсбург», которым было суждено стать первыми в мире быстроходными линкорами. Их 225-мм наклонный броневой пояс мог успешно противостоять снарядам немецких 280мм орудий, скорость в 29,5 узла — догнать любой из «карманных линкоров», а 330-мм орудия были способны превратить настигнутого противника в груду горящего искореженного металла.

Немцы, к тому времени уже денонсировавшие Версальский договор, ответили на это постройкой линкоров «Шарнхорс» и «Гнейзенау». Позднее последовали самые крупные из построенных на германских верфях линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». Но и они смотрелись жалкими недомерками на фоне японских гигантов «Ямато» и «Мусаси».

«Карманный линкор» «Дойчланд» во время службы на Средиземном море. Вторая половина 1930-х гг.
«Карманный линкор» «Дойчланд» во время службы на Средиземном море во второй половине 1930-х гг. (во время Гражданской войны в Испании). На орудийные башни нанесены т.н. марки нейтралитета

Что же касается других стран, то они в гораздо меньшей степени страдали гигантоманией. Накануне Второй мировой войны англичане построили пять линкоров типа «Кинг Джордж V», в Италии — четыре типа «Литторио», во Франции заложили «Ришелье» и «Жан Бар».

В СССР разработали проект линкора с вооружением из девяти 406-мм орудий главного калибра. В предвоенные годы успели заложить «Советский Союз», «Советскую Россию», «Советскую Украину» и «Советскую Белоруссию». Но их достройке помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Французский линкор
Французский линкор "Страссбург", 1942 г.

В ходе Второй мировой войны, несмотря на активное использование линкоров практически на всех морских театрах, стало ясно, что эпоха кораблей этого класса завершилась. Главной ударной силой на море стали авианосцы. Единственным линкором, вступившим в строй после завершения военных действий, стал британский «Вэнгард».

 «Дредноут»

Имя этого корабля вскоре стало нарицательным для обозначения линкоров, спроектированных по принципу «all- big-gun» («только большие пушки). В отличие от строившихся ранее эскадренных броненосцев он имел не четыре, а десять орудий главного калибра, причем в нос и корму могли стрелять шесть из них, а на борт — восемь. При этом характерные для броненосцев орудия среднего калибра (150—254 мм) отсутствовали.

«Дредноут» вскоре после вступления в строй
«Дредноут» вскоре после вступления в строй

Таков был воплощенный в металл замысел Первого морского лорда адмирала Фишера. Еще будучи командиром Средиземноморской эскадры, он заметил, что при использовании корректировки по всплескам от снарядов можно вести прицельный огонь на гораздо больших дистанциях, чем было принято. Однако при одновременной стрельбе нескольких калибров корректировка становилась невозможной.

К непосредственному проектированию такого корабля приступили в ноябре 1904 г. Первоначально рассматривали два варианта энергетической установки: классические паровые машины и турбины Парсонса. В конечном итоге конструкторы остановили свой выбор на турбинах, так как они обеспечивали более высокую скорость и давали существенную экономию веса (около 1000 т).

Постройку на Королевской верфи в Портсмуте осуществили в рекордно короткие строки. В этом была немалая заслуга адмирала Фишера, много сделавшего для улучшения организации работ. 3 октября 1906 г. «Дредноут» вступил в строй.

Орудия главного калибра «Дредноута» (правая бортовая башня)
Орудия главного калибра «Дредноута» (правая бортовая башня)

Это событие стало едва ли не самым значительным в истории кораблестроения начала XX в. Вскоре большинство ведущих морских держав приступило к постройке аналогичных кораблей, запустив новый виток гонки военно-морских вооружений.

В годы Первой мировой войны характеристики «Дредноута» на фоне «собратьев» смотрелись уже весьма скромно, и он не считался кораблем первой линии.

18 марта 1915 г. во время возвращения на базу в Кромарти с «Дредноута» заметили перископ подводной лодки. Линкор немедленно пошел на таран и вскоре потопил ее ударом своего мощного форштевня. Как выяснилось, это была U-29 под командованием знаменитого германского подводного аса Отто Веддингена, потопившего 22 сентября 1914 г. в один день сразу три британских броненосных крейсера: «Абукир», «Хог» и «Кресси».

В январе 1918 г. «Дредноут» вывели в резерв, а в марте 1920 г. исключили из списков флота.

 «Данте Алигьери»

Итальянские военно-морские специалисты не сразу осознали значение появления линкоров-дредноутов. Однако по мере пополнения флотов других держав кораблями этого класса объявили конкурс на разработку собственного проекта. Согласно техническим требованиям, скорость итальянского дредноута должна составлять 22 узла, броня — защищать от снарядов среднего и крупного калибров на дистанциях 30—40 кабельтов, а водоизмещение — не превышать 20 тыс. т

«Данте Алигьери» вскоре после вступления в строй
«Данте Алигьери» вскоре после вступления в строй

В конечном итоге верх одержала идея Витторио Куниберти установить в диаметральной плоскости на одном уровне четыре трехорудийные башни главного калибра, что, с одной стороны, упрощало управление их огнем, с другой — для обеспечения хороших углов обстрела требовало в максимальной степени уменьшить размеры надстроек.

После выделения итальянским парламентом необходимой суммы на верфи Кастелламаре ди Стабиа 6 июня 1909 г. заложили первый итальянский дредноут, получивший имя «Данте Алигьери». Постройка заняла три с половиной года, что для итальянского кораблестроения того времени было весьма высоким темпом, но низким в сравнении с ведущими морскими державами.

«Данте Алигьери» стал последним итальянским линкором с таранным форштевнем. В результате строительной перегрузки реальное водоизмещение превысило проектное на 900 т, что повлекло увеличение осадки на 35 см. Однако специально созданная по этому поводу техническая комиссия не обнаружила существенного ухудшения мореходности и живучести.

Энергетическая установка была представлена четырьмя турбинами Парсонса суммарной мощностью 32 200 л.с., пар для которых вырабатывали 23 водотрубных котла.

Вид с бака на носовую башню главного калибра линкора «Данте Алигьери»
Вид с бака на носовую башню главного калибра линкора «Данте Алигьери»

«Данте Алигьери» должен был стать первым в мире линкором с трехорудийными башнями главного калибра, но его опередил заложенный позже, но построенный быстрее австро-венгерский «Вирибус Унитис».

В годы Первой мировой войны линкор стал флагманом итальянского флота. При этом он не участвовал ни в одном морском сражении. Боевая служба «Данте Алигьери» ограничивалась лишь участием в блокаде восточного побережья Адриатики.

 Линкоры типа «Кавати»

Победа над русским флотом в Цусимском сражении не принесла Японии передышки в гонке морских вооружений. Нельзя было исключить повторной войны с Россией. К тому же в роли потенциального противника японское правительство все чаще стало рассматривать США.

«Кавати»
«Кавати»

После появления дредноутов у европейских стран в 1907 г. в Японии решили пополнить флот восемью кораблями этого типа. Но в программу собственно 1907 г. включили только два: «Кавати» и «Сетцу».

Следует отметить, что до этого времени японские конструкторы старались не связываться с проектированием крупных боевых единиц, предпочитая копировать опыт ведущих морских держав. А вот проект первых японских дредноутов в полной мере мог считаться национальным. Он базировался на броненосце додредноутного типа «Аки», но предусматривал замену шести 254-мм двухорудийных башен на четыре 305-мм. Первоначально планировали установить 305-мм орудия со стволами длиной в 45 калибров. Однако в 1908 г. в Японию попали сведения об английских линкорах типа «Сен-Винсент», вооруженных 50-калиберными орудиями. По приказу адмирала Того на первые японские дредноуты тоже установили 50-калиберные орудия, но только в концевые башни. Судя по всему, их установка и в бортовые башни была сопряжена со значительными трудностями, и там оставили старые 45-калиберные. Хотя использование орудий пусть даже и одного калибра, но с совершенно различной баллистикой порождало серьезные трудности в организации управления огнем. Да и расположение башен нельзя было считать удачным: из двенадцати орудий главного калибра на один борт могли стрелять только восемь.

Энергетическая установка на каждом из кораблей была представлена двумя турбинами Кертисса суммарной мощностью 25 тыс. л.с., что обеспечивало скорость хода в 20 узлов. Пар вырабатывали 16 котлов системы Миябара.

Оба корабля вступили в строй в 1912 г. В годы Первой мировой войны они вместе с броненосцами-додредноутами входили в состав 1-й эскадры и находились на второстепенных ролях. 12 июля 1918 г. на «Кавати» произошла детонация погребов боезапаса одной из башен главного калибра. Корабль затонул в течение четырех минут. Погибло 700 человек. «Сэтцу» до конца Второй мировой войны прослужил в качестве радиоуправляемого корабля-мишени.

 «Императрица Мария»

При выборе проектов первых отечественных дредноутов российские инженеры старались в максимальной степени учесть горькие уроки Цусимского сражения. По словам А.Н. Крылова, они стремились «обеспечить боевую плавучесть возможно толстым слоем брони по всей длине; для обеспечения же остойчивости и сохранения по мере возможности целости надводного борта... поставить во всю его высоту и по всей длине пояс тонкой брони, которая при косвенном ударе фугасными снарядами не пробивается, а при ударе ближе к нормали если и пробивается, то получается малой площади входное отверстие с гладкими, а не развороченными кромками, которое весьма быстро может быть задраено специально заготовленными щитами».

«Императрица Мария»
«Императрица Мария»

3 июня 1909 г. на Балтике заложили четыре линкора-дредноута. Силы Черноморского флота считались в то время вполне достаточными для противостояния переживающему упадок турецкому флоту. Ситуация изменилась, когда Турция пожелала заказать в Англии новейшие дредноуты. 2 декабря 1910 г. Совет министров под председательством П.А. Столыпина обратился в Государственную думу с просьбой о выделении средств на строительство трех линкоров для Черноморского флота.

Их проект представлял собой слегка измененные балтийские дредноуты. При этом скорость уменьшили на 2 узла, но увеличили толщину броневого пояса до 262 мм. Если вполне удачные трехорудийные башни главного калибра остались без изменений, то в качестве противоминной артиллерии предусмотрели, в отличие от балтийских собратьев с их 120-мм пушками, новейшие 130-мм орудия.

Строительство линкора «Императрица Мария» на заводе «Руссуд» в Николаеве начали 30 октября 1911 г. Использовали по большей части отечественные материалы и оборудование, лишь главные турбины пришлось заказать в Англии. Стапельный период продлился 15 месяцев. Торжественная церемония спуска на воду состоялась 19 октября 1913 г. в присутствии морского министра И.К. Григоровича, который записал в своем дневнике: «Я счастлив, что работы идут столь успешно и запаздывания нет».

20 марта 1915 г. «Императрицу Марию» предъявили на ходовые испытания, которые в условиях уже бушевавшей Первой мировой войны пришлось проводить по сокращенной программе, и 28 мая корабль «приняли в казну». 30 июня «Императрица Мария» прибыла в Севастополь, удостоившись торжественной встречи со стороны экипажей кораблей Черноморского флота и местного населения.

Линкор
Линкор "Императрица Мария" под флагом адмирала Эбенгарда, 1915 г.

Вступление в строй «Императрицы Марии» радикально изменило баланс сил на Черном море. Если в первый период войны на этом театре, по сути, господствовал формально проданный Турции германский линейный крейсер «Гебен», то теперь он утратил возможность вести себя столь безнаказанно, как раньше. Действия русских моряков у турецкого побережья фактически парализовали снабжение Стамбула углем. А после вступления в войну Болгарии (на стороне Германии и Турции) «Императрица Мария» обстреляла Варну.

В ноябре 1915 г. вступил в строй однотипный с «Императрицей Марией» дредноут, получивший имя «Императрица Екатерина Великая». Именно ей 8 января 1916 г. пришлось помериться силами с «Гебеном». После того как русский линкор быстро добился накрытия, противник счел необходимым увеличить скорость и быстро ретироваться к Босфору.

В мая 1916 г. «Императрицу Марию» посетил император Николай II. Вот как позднее описывал это один из очевидцев: «Государь интересуется всеми мельчайшими усовершенствованиями, задерживается у орудий, выслушивает объяснения старшего артиллерийского офицера князя Урусова, входит в четвертую башню, смотрит заряжание. Комендоры и прислуга работают молодцами, отчетливо, быстро, бесшумно. Все идет как по маслу...»

На палубе Императрицы Марии, 1915 г.
На палубе "Императрицы Марии", 1915 г.

28 июня 1916 г. командующим Черноморским флотом был назначен прославленный вице-адмирал А.В. Колчак. С его приездом действия Черноморского флота стали еще более энергичными. У Босфора выставлялись обширные минные заграждения, регулярно обстреливались турецкие и болгарские порты. В большинстве операций участвовала и «Императрица Мария».

Примерно в 6 часов утра 20 октября 1916 г. на стоявшей на рейде Севастополя «Императрице Марии» услышали необычное шипение в погребах боеприпасов в районе носовой башни главного калибра. Из люков и горловин повалил густой дым. Матросы и офицеры немедленно принялись заливать водой подбашенное отделение. Но вскоре в районе носовых артиллерийских погребов раздался сильный взрыв. Носовую рубку с мостиками и дымовую трубу снесло за борт. Вышли из строя турбодинамо-машины, в результате чего корабль лишился электроэнергии. Погибло более ста моряков.

Стоявшие рядом корабли поспешили оказать помощь терпящему бедствие линкору. Они подали на палубу пожарные шланги. Шлюпки поднимали выброшенных за борт людей и принимали раненых.

В 07:02 раздался новый мощный взрыв. «Императрица Мария» стала быстро крениться на правый борт и оседать носом и вскоре, перевернувшись вверх килем, затонула. Общее количество погибших составило 228 человек. Шлюпки смогли подобрать из воды 225 раненых и обожженных.

Для расследования причин катастрофы в Севастополь прибыла специальная комиссия, в состав которой входил выдающийся ученый-кораблестроитель А.Н. Крылов. После опроса всех оставшихся в живых очевидцев комиссия установила, что на линкоре, в общей сложности, произошло 19 внутренних взрывов, причиной которых стал пожар, возникший в носовом погребе зарядов орудий главного калибра. Однако причину пожара установить так и не удалось. Хотя в качестве версий называли небрежность в обращении с огнем, самовозгорание пороха и даже диверсию. В заключении А.Н. Крылова говорилось: «Прийти к точному и доказательному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства».

«Императрица Мария» в Севастополе, 1915 г.
«Императрица Мария» в Севастополе, 1915 г.

Практически сразу же после гибели стали разрабатывать проекты подъема «Императрицы Марии». А.Н. Крылов предложил поднять корабль вверх килем путем нагнетания в корпус воздуха, после чего ввести его в сухой док, откачать воду и восстановить разрушенную взрывом верхнюю палубу. После чего герметизированный корпус следовало вывести из дока и перевернуть на глубоком месте.

К работам приступили в июле 1917 г. С помощью кессона осушили часть днища, после чего появилась возможность проникнуть в междудонное пространство и далее внутрь корпуса. К октябрю закончили выгрузку снарядов. В ноябре удалось оторвать от грунта кормовую часть корпуса, а в марте 1918 г. — носовую. Лишь в августе всплывший корпус линкора смогли отбуксировать в сторону, при этом все четыре башни главного калибра остались лежать на грунте.

В июне 1919 г. находившийся в доке корпус «Императрицы Марии» осмотрел генерал А.И. Деникин. Но в охваченной Гражданской войной России не было возможностей даже мечтать о восстановлении линкора. Работы по разделке его на металл завершились к 1937 г.

Летом 1931 г. начали работы по подъему башен главного калибра. После их завершения в 1933 г. все 12 понятых орудий прошли заводской ремонт. Одно из них в настоящее время демонстрируется на открытой площадке Музея Великой Отечественной войны в Москве.

 Тип «Нью-Йорк»

В 1908 г. военно-морское руководство США приняло решение вооружать линкоры 356-мм орудиями, заказ на разработку которых выдали промышленности уже в январе следующего года, а в марте 1910-го завершились успешные испытания.

Линкор «Техас» на испытаниях
Линкор «Техас» на испытаниях, скорость свыше 21 узла

Тогда в рамках кораблестроительной программы 1911-го бюджетного года решили построить два линкора с вооружением из десяти новых орудий, впоследствии получившие наименования «Нью-Йорк» и «Техас». В ходе постройки проект подвергался постоянным корректировкам. Например, усилили броню главного пояса и центрального артиллерийского поста. Однако наибольшие изменения коснулись энергетической установки.

Одним из основополагающих требований для кораблей американского флота считалась способность без дозаправки пересечь Тихий океан. Ставшими к тому времени «стандартными» для линкоров паровые турбины такой дальности плавания обеспечить не могли, и ожидать от промышленности их поставок в ближайшее время не представлялось возможным. Поэтому конструкторы были вынуждены пойти на парадоксальный шаг — вернуться к классическим паровым машинам, обеспечивающим возможность пройти 7684 мили экономическим 12-узловым ходом.

«Техас» после вступления в строй
«Техас» после вступления в строй

Оба корабля вступили в строй весной 1914 г. и сразу же в составе Атлантического флота под командованием контр-адмирала Фрэнка Флетчера приняли участие в блокаде мексиканского порта Веракрус.

После вступления США в Первую мировую войну «Нью-Йорк» и «Техас» вместе с другими американскими линкорами вошли в состав 6-й эскадры линкоров Гранд-Флита. В апреле 1918 г. они осуществляли прикрытие идущего в Норвегию конвоя, а 20 ноября «Нью-Йорк» находился в составе кораблей, встречавших идущий сдаваться немецкий Флот Открытого моря.

«Техас» после модернизации, 1940 г.
«Техас» после модернизации, 1940 г.

В межвоенный период оба линкора прошли капитальную модернизацию: усилили палубное бронирование и зенитное вооружение, установили новые приборы управления огнем.

Когда в сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война, «Нью-Йорк» и «Техас» вошли в состав так называемого «нейтрального» патруля, занимавшегося охраной судоходства в Атлантике и сопровождением конвоев с американскими войсками в Исландию. В дальнейшем выполняли различные боевые задачи в Атлантическом и Тихом океанах.

Линкор Нью-Йорк и авианосец Чарджер, 1942 г.
Линкор "Нью-Йорк" и авианосец "Чарджер", 1942 г.

В 1948 г. «Техас» стал кораблем-музеем.

 Тип «Невада»

Построенные по программе 1912-го финансового года американские линкоры «Невада» и «Оклахома» при минимальном в сравнении с типом «Нью-Йорк» приросте водоизмещения оказались значительно более сильными и вобрали в свою конструкцию множество новейших технических достижений своего времени.

Оклахома» на испытаниях, январь 1915 г.
Оклахома» на испытаниях, январь 1915 г.

Стремительное развитие корабельной артиллерии привело к значительному увеличению дистанции боя, что характеризовалось уменьшением процента попаданий. С другой стороны, тяжелые бронебойные снаряды даже при небольшом числе попаданий были способны наносить громадный ущерб. Поэтому возникла идея защищать броней максимальной толщины лишь жизненно важные части корабля, оставляя остальные и вовсе без прикрытия. Эта концепция получила название «все или ничего» и нашла самое широкое применение. В частности, американцы применили ее на двенадцати своих линкорах. И первыми из них стали «Оклахома» и «Невада».

В целом их проект стоит признать практически идеально сбалансированным. Линкоры несли мощное вооружение, были хорошо забронированы и обладали большой дальностью плавания.

«Оклахома» после вступления в строй
«Оклахома» после вступления в строй
«Оклахома» после модернизации. 1941 г.
«Оклахома» после модернизации. 1941 г.

Два однотипных линкора оснастили совершенно различными энергетическими установками. Если «Невада» получила паровые турбины, то на «Оклахоме» установили классические паровые машины тройного расширения. Однако эксплуатация кораблей показала, что в подвижности «Оклахома» практически не уступала «Неваде».

Как и предшественники, линкоры типа «Невада» получили по десять 356мм орудий главного калибра, но число башен сократили до четырех, причем носовую и кормовую выполнили трехорудийными, расположив стволы в одной общей люльке.

Линкор Невада, сентябрь 1945 г.
Линкор "Невада", сентябрь 1945 г.

Проект обладал и высоким модернизационным потенциалом, позволявшим в течение долгой службы поддерживать боевые качества кораблей на уроне требований времени. Даже в 1945 г. «Невада» считалась весьма серьезной боевой единицей.

7 декабря 1941 г. во время налета японской авиации на Перл-Харбор «Оклахома» затонула после попадания в нее девяти торпед. В 1943 г. корабль подняли, но ремонтировать не стали. «Невада» отделалась гораздо меньшими повреждениями, поэтому после ремонта вернулась в строй и участвовала в боевых действиях на Тихом океане.

 «Канада»

Узнав о заказе дредноутов Бразилией и Аргентиной, правительство расположенного по соседству Чили также решило усилить свой флот. Победу в конкурсе на лучший проект одержала британская фирма «Армстронг», с которой 5 августа 1911 г. заключили контракт на постройку двух линкоров, названных сначала «Либертад» и «Коститусьон», а затем переименованных в «Альмиранте Латорре» и «Альмиранте Кохрейн».

«Канада»
«Канада»

Сдача кораблей заказчику планировалась на 1914 г., но потом этот срок сдвинули на 1915 г. Когда началась Первая мировая война, британское правительство решило реквизировать оба корабля, обратившись к чилийскому руководству с предложением о продаже.

В состав британского флота корабли вошли под названиями «Канада» и «Индия». Но если «Канада» уже в сентябре 1915 г. вступила в строй, то работы на «Индии» сильно затянулись. Осенью 1917 г. было принято решение о переделке корабля в авианосец со сплошной полетной палубой, который и вошел в 1923 г. в состав британского флота под названием «Игл».

Чилийский линкор «Альмиранте Латорре» (б. «Канада»)
Чилийский линкор «Альмиранте Латорре» (б. «Канада»)

Во время Ютландского сражения «Канада» находилась в составе 3-й дивизии контр-адмирала Даффа и вел огонь по германскому крейсеру «Висбаден», а также по одному из линкоров типа «Кайзер». Сама же «Канада» потерь и повреждений не имела.

В 1919 г. линкор вывели в резерв, а чилийское правительство выкупило корабль обратно, вернув ему имя «Альмиранте Латорре». В августе 1931 г., в разгар Великой депрессии на его борту вспыхнул мятеж. Повстанцы требовали восстановления на прежнем уровне сниженного ранее денежного довольствия. Стремясь подавить выступление, правительство прибегло даже к бомбовым ударам по кораблю. В конечном итоге 7 сентября было принято решение о прекращении восстания. Из 51 активного участника трибунал шестерых приговорил к смертной казни, двоих — к пожизненному заключению, остальных — к различным тюремным срокам. Но вскоре смертные приговоры заменили пожизненным заключением, а в июле 1932 г. и вовсе освободили всех осужденных.

В составе чилийского флота «Альмиранте Латорре» прослужил до 1959 г., после чего был продан на слом.

Тип «Куин Элизабет»

Появление «Дредноута» породило новый виток гонки морских вооружений. Кораблями нового типа желали обзавестись практически все страны. Чтобы соблюдать принятый в то время в военно-морской доктрине Великобритании двухдержавный стандарт (британский флот должен быть сильнее двух наиболее мощных иностранных флотов, вместе взятых) требовалось не только строить больше линкоров, но и радикально улучшать их характеристики.

Линкор «Малайя», 1918 г.
Линкор «Малайя», 1918 г.

В британском военно-морском руководстве решили, что для успешного противостояния иностранным (прежде всего германским) линкорам новым английским дредноутам требуется невиданная ранее для этого класса кораблей скорость в 23—25 узлов. Получить такой результат при использовании угольного отопления котлов не представлялось возможным. Поэтому решили перейти на нефтяное, что стало весьма смелым и неоднозначным шагом, так месторождений нефти (в отличие от угля) на территории метрополии не имелось, а транспортировка больших объемов топлива из района Персидского залива могла быть сопряжена с изрядными рисками.

Кораблестроительная программа 1912 г. предусматривала постройку трех линкоров и одного линейного крейсера с 343-мм орудиями главного калибра. Однако как раз в это время в Великобританию стала приходить информация о строительстве в США, Германии и Японии линкоров, вооруженных 356- мм пушками. Занимавший пост Первого лорда Адмиралтейства Уинстон Черчилль предложил установить на новых британских кораблях орудия калибром 381 мм, которые существовали тогда лишь в виде проекта. С другой стороны, установленные на корабле в четырех расположенных линейно-возвышенно башнях восемь таких орудий могли обеспечить бортовой залп весом в 6804 кг — больший, чем у любого из строившихся в других странах линкоров.

Линкор «Бархэм» после модернизации, конец 1930-х гг.
Линкор «Бархэм» после модернизации, конец 1930-х гг.
Линкор «Бархэм» после модернизации, конец 1930-х гг.

Дебаты были исключительно горячими. Многие выступали против установки на корабли орудий, которые даже не прошли испытаний. Позднее Уинстон Черчилль вспоминал:

«Я пришел к лорду Фишеру. Он был тверд и даже неистов в своей защите. Поэтому я скрепил свое сердце и сделал решительный шаг. Незамедлительно был заказан целый комплект орудий. Мы договорились, что будут приложены исключительные усилия и одно орудие построят за четыре месяца, раньше других, чтобы испытать его на дальность и точность стрельбы и выработать таблицы дальностей и прицелов и другой комплекс приборов, а также инструкции, которые зависели от результатов стрельбы. С этого момента мы были поглощены вопросами главного вооружения, и каждая в наших судах, а их были тысячи, была перепроектирована под эти орудия».

В ходе корректировки кораблестроительной программы 1912 г. из нее исключили линейный крейсер, заменив его на линкор. А финансирование постройки еще одного линкора в качестве подарка метрополии взяла на себя Малайзия. Таким образом, в 1912—1913 гг. на британских верфях заложили пять быстроходных линкоров с 381-мм орудиями, получивших имена «Куин Элизабет», «Уорспайт», «Вэлиант», «Бархэм» и «Малайя». Рискованные решения Адмиралтейства себя полностью оправдали и британский флот получил отличные корабли, которые с честью прошли обе мировые войны.

«Куин Элизабет» участвовал в неудачной для союзников Дарданелльской операции, обстреливая из своих 381-мм орудий турецкие укрепления. Но вскоре, опасаясь возможных торпедных атак, британцы вернули свой новейший линкор в метрополию и поставили на ремонт.

В Ютландском сражении «Бархэм», «Вэлиант», «Уорспайт» и «Малайя» составили 5-ю эскадру линкоров под флагом контр-адмирала Хью Эван-Томаса. Пять попаданий их 870-кг снарядов получил немецкий линейный крейсер «Зейдлиц». После этого он находился на грани гибели. Тяжелые повреждения нанесли и «Фон дер Танну». Фактически своими действиями 5-я эскадра спасла линейные крейсера Битти если не от полного разгрома, то по меньшей мере от гораздо больших потерь.

«Куин Элизабет» вскоре после вступления в строй
«Куин Элизабет» вскоре после вступления в строй, во время участия корабля в Дарданелльской операции

В межвоенный период линкоры типа «Куин Элизабет» прошли серьезную модернизацию. Корабли получили противоторпедные були, мощную зенитную артиллерию, новые приборы управления огнем, усилили бронирование палуб. Значительным изменениям подверглась конструкция мостиков, а чтобы избежать их задымления, две дымовые трубы объединили в одну. Также установили катапульты для запуска гидросамолетов-разведчиков.

В годы Второй мировой войны модернизированные корабли приняли самое активное участие в боевых действиях практически на всех театрах. Неоднократно им приходилось прикрывать конвои с транспортами.

9 июля 1940 г. в бою у Калабрии «Уорспайт» первым же залпом поразил итальянский флагман «Джулио Чезаре», после чего итальянские линкоры стали выходить в море гораздо реже. В сражении у мыса Матапан в марте 1941 г., кроме «Уорспайта», принимали участие «Брахэм» и «Вэлиант». Огнем своих орудий они потопили тяжелый крейсер «Фиуме» и нанесли значительные повреждения «Заре», которую потом добили эсминцы.

22 мая 1941 г., во время Критской операции, «Уорспайт» подвергся атаке авиации и был тяжело поврежден 250кг бомбой. Потери экипажа составило 38 человек убитыми и 31 — ранеными. Корабль направился на ремонт в Александрию, где в ночь на 24 июня рядом с ним взорвалась уже 500-кг бомба. Однако, несмотря на полученные повреждения, «Уорспайт» все же вышел в море и направился на ремонт в США. В тот же день от атак авиации пострадал и «Вэлиант», но его повреждения смогли исправить в Александрии.

Линкор «Куин Элизабэт», 1843 г.
Линкор «Куин Элизабэт», 1843 г.

25 ноября 1941 г. недалеко от ливийско-египетской границы немецкая подводная лодка U-331 под командованием лейтенанта Тизенгаузена потопила «Бархэм», который, таким образом, стал единственным британским линкором, уничтоженным подводной лодкой в открытом море. Погибли 862 человека.

18 декабря в Александрию проникли итальянские подводные диверсанты. Они прикрепили подрывные заряды к корпусам «Куин Элизабет» и «Вэлианта». В результате взрывов линкоры надолго вышли из строя, хотя и остались на плаву. После завершения ремонта «Вэлиант» вместе с «Уорспайтом» в сентябре 1943 г. своим огнем поддержал высадку союзников на Сицилию. 16 сентября «Уорспайт» подвергся налету немецких бомбардировщиков, сбросивших на корабль три управляемые бронебойные авиабомбы. В линкор попали две из них. Оказались разрушены несколько отсеков, ход был потерян. Израненный корабль на буксирах отвели сначала на Мальту, а потом в Гибралтар, где поставили в сухой док. В июне 1944 г. он уже поддерживал высадку в Нормандии. 13-го числа он, подорвавшись на мине, вновь получил серьезные повреждения. Пройдя срочный ремонт, он уже в августе вел огонь по немецким береговым батареям в районе Бреста и Гавра.

Что же касается «Куин Элизабет», то в январе 1944 г. он стал флагманом британского Восточного флота и действовал у берегов Юго-Восточной Азии. Он обстреливал побережье Бирмы и Андаманские острова, а также в январе 1945 г. участвовал в авианосных рейдах на нефтеперегонные заводы Белавана и Сабанга.

После завершения Второй мировой войны уцелевшие линкоры типа «Куин Элизабет» вывели из состава флота и в 1947—1948 гг. продали на слом.

Тип «Байерн»

Традиционно на германских линкорах устанавливали орудия несколько меньшего калибра, чем у других морских держав, прежде всего Великобритании. Это объясняется тем, что они предназначались для боя в условиях Северного моря, с его туманами и ограниченной видимостью на меньших, чем обычно, дистанциях. При таких условиях предпочтительнее оказывался летящий по настильной траектории более легкий снаряд с высокой начальной скоростью. Поэтому первые германские дредноуты типа «Нассау» вооружили 280-мм орудиями главного калибра. Правда, начиная с типа «Остфрисланд» стали уже устанавливать 305-мм пушки.

«Байерн» в период прохождения ходовых испытаний
«Байерн» в период прохождения ходовых испытаний
«Байерн» с высоты пичьего полета (снимок с дирижабля)
«Байерн» с высоты птичьего полета (снимок с дирижабля)

Но гонка морских вооружений продолжала набирать обороты. Великобритания обзавелась линкорами с 343-мм орудиями главного калибра. Все понимали, что не за горами и переход на калибр 381 мм. Все это заставило германских конструкторов разработать проект линкора с 380-мм орудиями. Так как Германия на тот момент только что завершила дорогостоящую модернизацию своих верфей, доков и якорных стоянок, от разработчиков потребовали, чтобы размеры новых кораблей не отличались сильно от построенных ранее. Решать эту проблему пришлось путем придания корпусу более полных обводов.

Проект был уже готов, но гросс-адмирал Тирпиц не спешил с закладкой новых кораблей, так как предварительно хотел всесторонне ознакомиться с результатами испытаний 380-мм орудий. Наконец, в апреле 1913 г. по этому проекту заложили два линкора (позднее заложили еще два, оставшиеся недостроенными): «Байерн» и «Баден». Постройка заняла для «Байерна» 26 месяцев, для «Бадена» — 34. По этой причине, в отличие от британских линкоров типа «Куин Элизабет», они не поспели к Ютландскому сражению.

«Байерн»
«Байерн»
«Баден», 1918 г.
«Баден», 1918 г.

В октябре 1917 г. они участвовали в операции по овладению Моонзундским архипелагом. Германское командование полагало, что надежная конструктивная защита корпуса позволит линкорам этого типа более успешно действовать среди многочисленных русских минных полей. Однако «Байер», подорвавшись 12-го числа на мине, принял около 1000 т воды и начал быстро уходить под воду. Осевший почти до якорных клюзов корабль с трудом удалось дотащить до ремонтной базы.

21 июня 1919 г. оба линкора были затоплены своими экипажами в бухте Скапа-Флоу.

 Тип «Нельсон»

Условия Вашингтонского соглашения позволяли Великобритании построить еще два линкора по 35 тыс. т и орудиями калибром не более 406 мм. Конструкторские решения во многом базировались на так и не реализованном проекте линейных крейсеров типа «G-3», но теперь все требовалось «втиснуть» в оговоренное водоизмещение. Так как его было явно недостаточно для полноценного бронирования, приняли решение сосредоточить все три башни главного калибра в носовой части, а энергетическую установку — в корме, что позволяло сократить длину главного броневого пояса и давало тем самым существенную экономию в весе брони. При этом плиты главного пояса установили с наклоном к вертикали и на некотором удалении от внешней обшивки, что увеличивало их сопротивляемость, а толщина броневой палубы в районе машин и снарядных погребов достигала 160 мм. Основным недостатком такой компоновки была прежде всего невозможность стрелять главным калибром в кормовом направлении. Другой особенностью проекта стало расположение противоминной артиллерии в башенных установках.

Линкор «Нельсон», вид на 1942 г.
Линкор «Нельсон», вид на 1942 г.
Линкор «Родней», предвоенное фото
Линкор «Родней», предвоенное фото

Оба корабля, получившие имена «Нельсон» и «Родней», вступили в строй в 1927 г. После начала Второй мировой войны линкоры участвовали в охране норвежских конвоев, а также несколько раз пытались перехватить германские рейдеры. В 1940 г. «Нельсон» и «Родней» участвовали в проводке конвоев на осажденную Мальту, а в 1941 г. «Родней» сыграл решающую роль в уничтожении германского линкора «Бисмарк». Именно его мощные снаряды поставили крест на судьбе самого знаменитого из немецких кораблей.

18 июня 1944 г., во время высадки союзников в Нормандии, «Нельсон» подорвался на немецкой магнитной мине и был направлен на ремонт в США, а «Родней» обстреливал германские береговые батареи на острове Олдерни.

«Нельсон» вскоре после вступления в строй
«Нельсон» вскоре после вступления в строй
Линкор «Родней», вид на май 1942 г.
Линкор «Родней», вид на май 1942 г.

В апреле 1945 г. «Нельсон» направили в Индийский океан, где он обстреливал береговые батареи острова Пхукет, а также принимал капитуляцию японских войск в Пенанге и Малайе.

Построение на палубе «Нельсона»
Построение на палубе «Нельсона». Хорошо видны зенитные «эрликоны» и «виккерсы» на крыше башен главного калибра

Тип «Шарнхорст»

Когда в Германию просочились сведения о французских быстроходных линкорах типа «Дюнкерк», адмирал Эрих Редер распорядился пересмотреть проект броненосцев типа «Дойчланд» в сторону усиления вооружения и увеличения скорости.

Линкор «Гнейзенау», вид на 1938 г.
Линкор «Гнейзенау», вид на 1938 г.

В 1935 г. в Лондоне было подписано соглашение, позволяющее Германии иметь флот, суммарный тоннаж которого составлял бы 35 % от британского, что придало дополнительный импульс немецкому кораблестроению. Конструкторы разработали несколько проектов нового линкора, различавшихся водоизмещением, вооружением и стоимостью. В конечном итоге остановились на варианте с девятью 280-мм орудиями и паротурбинной энергетической установкой.

283-мм орудия SKC/34 отличались от установленных на «карманных линкорах» большими длиной ствола, весом снаряда и дальностью стрельбы. Толщина главного броневого пояса позволяла на дистанциях свыше 11 км противостоять даже 406-мм бронебойным снарядам.

Шарнхорст, весна 1939 г.
"Шарнхорст", весна 1939 г.
Вид на носовые башни главного калибра линкора «Гнейзенау», зима 1939/40 г.
Вид на носовые башни главного калибра линкора «Гнейзенау», зима 1939/40 г.

Паротурбинная энергетическая установка работала на паре высоких параметров. Ранее пар с подобными температурой и давлением (58 атм. и 450 °С) использовался на турбинах береговых электростанций и ряде пассажирских лайнеров, поэтому германские инженеры не ожидали проблем с их эксплуатацией на линкорах. Но на самом деле, на протяжении всего времени эксплуатации линкоров надежность энергетических установок оставляла желать лучшего.

Закладка двух линкоров, получивших имена «Шарнхорст» и «Гнейзенау», состоялась в мае 1935 г. Они приняли самое активное участие во Второй мировой войне. В начальный период они использовались для нанесения ударов по британским патрульным силам между Исландией и Фарерскими островами. Во время одного из таких рейдов был потоплен вспомогательный крейсер «Равалпинди». В ходе Норвежской операции 8 июня 1940 г. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» уничтожили авианосец «Глориес».

Линкор «Шарнхорст», вид на 1940 г.
Линкор «Шарнхорст», вид на 1940 г.
«Гнейзенау»
«Гнейзенау»

В феврале 1942 г. линкоры осуществили успешный прорыв из французского Бреста в Вильгельмсгафен, но уже 27 февраля, во время стоянки в Киле, удачно попавшая британская авиабомба нанесла «Гнейзенау» столь серьезные повреждения, что восстанавливать его не стали.

26 декабря 1943 г. эскадра союзников во главе с линкором «Дьюк оф Йорк» у Нордкапа потопила пытавшийся атаковать один из арктических конвоев «Шарнхорст».

Тип «Бисмарк

Проектирование линкоров водоизмещением 35 тыс. т началось в Германии в 1932 г., в обстановке строгой секретности, так как это запрещалось Версальским договором. Первоначально предусматривалось вооружение из восьми 330-мм орудий, по примеру французского «Дюнкерка». Однако орудия планировали установить в четырех двухорудийных башнях, что, по мнению немецких конструкторов, обеспечивало лучшее управление огнем и большую скорострельность.

Линкор «Бисмарк», вид на весну 1941 г.
Линкор «Бисмарк», вид на весну 1941 г.

К ноябрю 1934 г. стало ясно, что корабль с такими параметрами невозможно «втиснуть» в заданный лимит водоизмещения. Адмирал Эрих Редер соглашался повысить превысить лимит только при условии существенного роста боевой мощи.

После денонсации Германией в марте 1935 г. Версальского договора смогли, не оглядываясь на ограничения, приступить к проектированию линкора с 380-мм орудиями, по примеру Франции и Италии.

Линейный корабль «Бисмарк», сентябрь 1940 г.
Линейный корабль «Бисмарк», сентябрь 1940 г.

16 ноября 1935 г. фирме «Блом унд Фосс» выдали заказ на линкор «F», именовавшийся в документах на протяжении стапельного периода как «Эрзац-Ганновер». 14 февраля 1939 г. при спуске на воду он получил имя «Бисмарк». Заказ на линкор «G», названный позднее «Тирпицем», выдали несколько позже, 14 июня 1936 г., после спуска на воду «Шарнхорста».

Стандартное водоизмещение новых германских линкоров достигало 41 700 т, намного выше установленного Вашингтонским соглашением предела. При постройке для экономии веса широко применялась сварка.

Линкор «Тирпиц», вид на июнь 1942 г.
Линкор «Тирпиц», вид на июнь 1942 г.

Главный калибр составляли восемь 380-мм орудий в четырех двухорудийных башнях, размещенных по линейно-возвышенной схеме. В конструкции башен широко применялись гидравлические приводы, причем из соображений пожарной безопасности отказались использовать минеральные масла в качестве рабочего тела, применив смесь из равных долей дистиллированной воды и глицерина с небольшим количеством касторового масла.

Общий вес брони — 18 700 т, или 40 % от проектного водоизмещения. Считая, что линкорам предстоит действовать в основном в условиях Северного моря с характерными для него средними дистанциями боя, германские конструкторы отказались от общепринятой в то время схемы бронирования «все или ничего». Они отдали приоритет вертикальной защите над горизонтальной. Толщина главного броневого пояса достигала 320 мм, верхнего — 145 мм (он доходил до верхней палубы и предназначался для защиты от снарядов крейсеров и эсминцев). Горизонтальная защита состояла из двух броневых палуб. Толщина главной над погребами главного калибра достигала 95 мм (на «Тирпице» — 100 мм), верхней — 80 мм (в районе барбетов 150-мм орудий).

«Бисмарк» в ходе учений на Балтике, апрель-май 1941 г.
«Бисмарк» в ходе учений на Балтике, апрель-май 1941 г.

Главная энергетическая установка развивала мощность до 138 000 л.с., что обеспечивало скорость 29 узлов. Как и все немецкие установки того времени с высокими параметрами пара, она не отличалась хорошей надежностью и характеризовалась высоким расходом топлива.

«Бисмарк» вступил в строй 24 апреля 1940 г. В мае 1941 г., после прохождения курса боевой подготовки, германское командование назначило «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» для проведения операции против британского судоходства в Северной Атлантике, получившей кодовое наименование «Рейнские учения». Практически сразу после выхода 19 мая из Го- тенхафена немецкие корабли были обнаружены шведским крейсером «Готланд», а далее это стало известно британскому военно-морскому атташе. Вскоре эти сведения подтвердила британская разведка, обнаружившая 21 мая немцев в Корс-фьорде.

«Тирпиц», весна 1941 г.
«Тирпиц», весна 1941 г.

23 мая в Датском проливе британские крейсера «Норфолк» и «Саффолк» установили визуальный контакт с германскими кораблями. На следующий день к месту событий подошли линейный крейсер «Худ» и линкор «Принс оф Уэлс».

Бой начался 24 мая в 05:52. Уже на четвертой минуте в «Бисмарк» попал снаряд с «Принс оф Уэлс», вызвавший утечку топлива и поступление воды в топливные цистерны. В 06:00 после третьего залпа «Бисмарка» на «Худе» раздался мощный взрыв, после которого корабль затонул за несколько минут. Погибли 1415 человек, спастись удалось лишь троим. «Принс оф Уэлс» также вскоре вышел из боя, но перед этим он, в общей сложности, сумел добиться трех попаданий в «Бисмарк».

Линкор «Тирпиц», вид на июль 1942 г
Линкор «Тирпиц», вид на июль 1942 г

После этого боя немецкие корабли разделились. «Принц Ойген» продолжил крейсерство, а теряющий топливо «Бисмарк» направился во французский Брест. На следующий день британский флот сумел вновь обнаружить немецкий линкор, после чего его атаковали самолеты авианосца «Арк Ройал». Им удалось добиться двух торпедных попаданий, одно из которых серьезно повредило рулевое устройство, что вынудило «Бисмарк» снизить скорость. Вскоре его настигли британские линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V». Получив множество попаданий британских тяжелых снарядов, «Бисмарк» лишился хода и был добит торпедами крейсера «Дорсетшир».

«Тирпиц» к концу 1941 г. завершил курс боевой подготовки, после чего вся его служба проходила большей частью, в норвежских водах с целью противодействия арктическим конвоям. Например, выход «Тирпица» в море в июле 1942 г. заставил англичан распустить конвой PQ-17, что предопределило гибель большей части судов.

«Тирпиц» в Каа-фьорде. Фото с английского самолета-разведчика, 12 июня 1944 г.
«Тирпиц» в Каа-фьорде. Фото с английского самолета-разведчика, 12 июня 1944 г.

С целью нейтрализации «Тирпица» союзники предприняли несколько операций. 22 сентября 1943 г. его атаковали сверхмалые подводные лодки. С помощью прикрепленных к корпусу линкора подрывных зарядов им удалось повредить валопроводы и сорвать с погонов башни главного калибра. 3 апреля 1944 г. линкор подвергся массированной атаке британской палубной авиации, причинившей ему серьезные повреждения. Но окончательную точку поставили бомбардировщики «Ланкастер», которые в ходе двух налетов, 15 сентября и 12 ноября, с помощью сверхтяжелых 5,5-тонных бомб «Толбой», смогли, наконец, потопить «Тирпиц».

Тип «Литторио»

Проект этих линкоров в Италии начали разрабатывать в начале 1930-х годов, когда большинство стран строили свои линкоры либо строго по верхней границе установленного Вашингтонским соглашением предела водоизмещения в 35 тыс. т, либо просто игнорировали это ограничение.

Линкор «Литторио», вид на 1941 г.
Линкор «Литторио», вид на 1941 г.

Чтобы максимально полностью использовать установленный для страны лимит на суммарное водоизмещение линкоров, итальянские конструкторы решили создать корабли, превосходящие по своим характеристикам линкоры потенциальных противников. Действительно, им удалось достичь оптимального баланса наступательных и оборонительных качеств, хотя в традициях итальянского флота была очень стойкая привычка жертвовать защищенностью ради достижения более высокой скорости.

Артиллерия главного калибра была на уровне самых высоких мировых стандартов. Бронепробиваемость 381-мм орудий итальянских кораблей оказалась даже лучше, чем у большинства 406-мм. Более высокие показатели имели только орудия американских линкоров типа «Айова», а также японских гигантов «Ямато» и «Мусаси».

Ограниченные размеры Средиземноморского театра, для действий на котором и предназначались линкоры, позволяли обойтись меньшей дальностью плавания, а сэкономленный за счет уменьшения запасов топлива вес использовать для улучшения других характеристик.

«Витторио Венето», лето 1940 г.
«Витторио Венето», лето 1940 г.

В 1934 г. заложили «Литторио» и «Витторио Венето», в 1938 г. к ним добавились «Рома» и «Имперо», но последний так и не достроили.

Во время Второй мировой войны итальянские линкоры типа «Литторио» оказались самыми сильными боевыми кораблями на Средиземном море. Однако им так и не удалость продемонстрировать свой потенциал из-за слабой подготовки экипажей и грубых просчетов высшего итальянского командования. Как верно подметил Уинстон Черчилль: «Итальянцы строят корабли лучше, чем потом на них плавают».

«Литторио» получил тяжелые повреждения в ходе налета английской палубной авиации на Таранто 11 ноября 1940 г. «Витторио Венето» получил попадание авиационной торпедой в бою у мыса Матапан. «Рома» 9 сентября 1943 г. затонул в результате попаданий двух немецких планирующих авиационных бомб уже после капитуляции Италии.

Тип «Ямато»

Не имея возможности строить больше кораблей, чем американцы, японцы сделали ставку на качественное превосходство.

Линкор «Ямато», вид на 1941 г.
Линкор «Ямато», вид на 1941 г.

Первые проекты «суперлинкоров» в инициативном порядке еще в 1920-х годах выполнили контр-адмирал Хирага и капитан 1 ранга Фудзимото, но все они выходили за пределы, установленные Вашингтонским соглашением. Но после его денонсации Японией в 1934 г. появилась возможность открыто работать над превосходящим все зарубежные аналоги проектом. Окончательный вариант утвердили в марте 1937 г.

В 1937—1938 гг. на японских верфях заложили два «суперлинкора»: «Ямато» и «Мусаси». Постройка велась в условиях самой строгой секретности. Например, ни один из инженеров не имел доступа ко всем чертежам, а всех входящих и выходящих рабочих контролировали по специально сделанным фотографиям. Эти меры дали свой результат — за рубежом до конца Второй мировой войны о характеристиках этих линкоров имели самое смутное представление.

Ямато в достройке
"Ямато" в достройке

К тому же новые линкоры стали настоящим испытанием для всей японской экономики. Потребовалась модернизация металлургических заводов, строились четыре новых дока, новые плавучие краны и даже специальное судно для перевозки башен главного калибра.

4 мая 1940 г. по этому проекту заложили третий линкор — «Синано», но достраивали его уже как авианосец. А заложенный 7 ноября того же года четвертый корабль даже не получил названия.

Ямато» во время испытаний, декабрь 1941 г.
Ямато» во время испытаний, декабрь 1941 г.
Вид на носовые башни главного калибра с бака линкора «Мусаси»
Вид на носовые башни главного калибра с бака линкора «Мусаси»

Полное водоизмещение линкоров типа «Ямато» составляло 72 810 т. Паротурбинная энергетическая установка обеспечивала скорость 27,5 узла. Толщина главного броневого пояса достигала 410 мм, а башен главного калибра — 650 мм. Артиллерия главного калибра была представлена девятью 460-мм орудиями в трехорудийных башнях.

«Ямато» вступил в строй в декабре 1941 г., «Мусаси» — в августе 1942 г. Во время сражения у атолла Мидуэй «Ямато» служил флагманским кораблем, но непосредственного участия в боевых действиях не принимал, так как находился в 300 милях от своих авианосцев. Затем оба линкора сражались у Марианских островов, в Филиппинском море и в заливе Лейте.

Последний бой «Ямато», 5 апреля 1945 г.
Последний бой «Ямато», 5 апреля 1945 г.

В целом гиганты совершенно не оправдали возложенных на них надежд, и, так и ничем не проявив себя, погибли под ударами американской авиации.




Поделиться ссылкой