Морская новгородская ладья

На основе обычной киевской ладьи был создан более прогрессивный вариант — морская новгородская ладья. Ее еще называют дощатой, поскольку изначально она строилась только из досок.

Морская новгородская ладья
Герб Струго-Красненского района Псковской области РФ с весьма точным (за исключением необычно большой носовой фигуры) изображением новгородской ладьи

Новгородская ладья ходила исключительно под парусом (на съемной мачте поднимался один прямой парус площадью до 80 м2, как правило, орнаментованный стилизованным «новгородским» крестом), но на корабле обязательно было около 10 пар весел, которыми гребли в основном в безветрие. Хотя новгородская морская ладья и была преимущественно торговым судном, ее могли использовать и как боевой корабль. Для этого весь экипаж вооружался копьями, мечами и специальными топорами для абордажного боя. Кроме того, часто на ладьях размещались метательные машины (типа катапульт) и имелись ручные тараны.

Новгородцы, ведя активную торговлю, не имели ни постоянной армии, ни флота. И это несмотря на то, что Новгородская республика была приморским государством, которое находилось в окружении воинственных племен карелов и финнов, а также мощных держав — Шведского королевства, Ливонского ордена, а после 1340 г. и Великого княжества Литовского.

Характеристики

  • Длина/ширина: 25–30 м/4,5–6 м.
  • Осадка/водоизмещение: 2 м/около 60 т.
  • Скорость на веслах/под парусом: 6–7 узлов/10 узлов.
  • Экипаж/грузоподъемность: 50–60 чел./100 т.
  • Вооружение: личное оружие воинов.



Поделиться ссылкой