Парусные фрегаты в помощь линейному кораблю

В эпоху парусного флота фрегатами называли трехмачтовые корабли с численностью пушек до 60 единиц. Эти судна по скорости хода и дальности плавания значительно превосходили корабли многих других классов. Во время боя они поддерживали другие суда артиллерийским огнем или шли на абордаж. Основным же назначением фрегатов были действия на морских коммуникациях (как для нарушения неприятельских, так и для защиты собственных).

Русский фрегат «Паллада», 1832 г.
Русский фрегат «Паллада», 1832 г.

На вооружении датского флота в XVII в. имелось несколько десятков небольших фрегатов. Один из них — «Норске Леве» («Северный Лев») — был построен в 1643 г. и имел на вооружении 44 пушки. С 1649 г. «Норске Леве» в составе датского флота патрулировал воды Балтийского моря, охраняя его от шведских и английских кораблей. Патрулирование прекратилось в 1954 г., когда англичане признали господство на Балтике Дании и ее союзницы Голландии.

Тяжелый фрегат «Фридрих Вильгельм цу Пферде» германского герцогства Бранденбург был спущен на воду в 1661 г. Барельеф на корме этого корабля изображал бранденбургского курфюрста Фридриха Вильгельма верхом на лошади. По размерам (водоизмещение 900 т) и мощности вооружения (до 60 орудий) фрегат лить немного не «дотягивал» до линейного корабля. 30 октября 1692 г., когда Бранденбург состоял в войне с Францией, фрегат вел бой сразу с тремя французскими кораблями и был ими сожжен.

«Фрегат Герб Гамбурга салютует орудийными выстрелами». Картина Ильи Галли,1680 г.
«Фрегат "Герб Гамбурга" салютует орудийными выстрелами». Картина Ильи Галли,1680 г. Фрегат «Ваппен фон Гамбург» — самый большой из всех (первый слева)

К тяжелым фрегатам относится и немецкое судно «Ваппен фон Гамбург» («Герб Гамбурга»), построенное в 1669 г. Длина фрегата — 35 м, вооружение — 54 пушки различных калибров. «Ваппен фон Гамбург» — типичное охранное судно, участвовавшее в торговых конвоях города. 10 октября 1683 г. корабль взорвался на рейде Кадиса от пожара, возникшего по неизвестной причине. При этом погибли адмирал Карпфангер и 64 члена экипажа из общего числа 220 человек.

Старейшим из ныне существующих военных кораблей является американский 54-пушечный фрегат «Конститьюшн» («Конституция»). Он был спущен на воду 21 октября 1797 г. И водоизмещением (2200 т), и размерами (длина — 53,4 м) фрегат превосходил большинство современных ему 60-пушечных линкоров. Экипаж насчитывал 450 человек. Борта корабля изготовлены из особо прочного дуба и имеют толщину более полуметра.

Старейший из ныне существующих военных кораблей — американский фрегат «Конститьюшн».
Старейший из ныне существующих военных кораблей — американский фрегат «Конститьюшн».

Во время войны с Британией «Конститьюшн» 19 августа 1812 г. у берегов Канады вступил в бой с английским 38-пушечным фрегатом «Гуэрьер». К изумлению англичан, ядра отскакивали от обшивки американского корабля, как от железной. Несколькими залпами «Конститьюшн» уничтожил паруса и мачты своего врага и вынудил его спустить флаг.

В 1934 г. «Конститьюшн» был поставлен на вечную стоянку в Бостоне.

54-пушечный фрегат «Ваппен фон Гамбург»
54-пушечный фрегат «Ваппен фон Гамбург» немецкого города Гамбурга

Одним из лучших судов этого типа считается русский фрегат «Паллада», построенный в Петербурге в 1832 г. Парусное вооружение позволяло кораблю идти со скоростью до 12 узлов, артиллерийское вооружение было достаточно мощным — 44—52 орудия. Почти 20 лет фрегат исправно нес ратную службу, а в октябре 1852 г. в составе экспедиции адмирала Е. Путятина отправился из Кронштадта для заключения торговых и дипломатических отношений с Японией. Учебный парусник с таким же именем существует в современном флоте России.

С течением времени паровая машина вытеснила паруса с военных кораблей, а класс фрегатов плавно трансформировался в крейсеры и броненосцы.

Фрегат «Фридрих Вильгельм цу Пферде»
Тяжелый фрегат «Фридрих Вильгельм цу Пферде» германского герцогства Бранденбург



Поделиться ссылкой