Ракетные катера — «остро жалящие москиты»

21 октября 1967 г. прошли боевое крещение катера с противокорабельными ракетами. В этот день вошедший в территориальные воды Египта 2500-т израильский эсминец «Эйлат» был потоплен двумя крылатыми ракетами П-15, пущенными с египетского ракетного катера проекта 183Р советской постройки.

Советский катер проекта 183Р
Советский катер проекта 183Р

Этот катер (шифр «Комар») разработали в 1957 г. на базе торпедного катера проекта 183. Два торпедных аппарата заменили двумя пусковыми установками крылатых ракет. Полное водоизмещение катера составило 77,5 т, максимальная скорость хода равнялась 38 узлам. С 1959 по 1965 г. были построены 64 ракетных катера этого проекта, еще 54 корабля переоборудовали из торпедных катеров проекта 183.

В 1973 г. в СССР была начата разработка новых ракетных катеров проекта 1241 (шифр «Молния») водоизмещением 493 т. Его вооружение включает ракетный комплекс «Москит» (4 пусковые установки), 76-мм артустановку, 2 спаренные 6-ствольные зенитные пушки калибра 30 мм, а также ПЗРК «Стрела». Всего до 1991 г. ВМФ СССР получил 41 катер этого проекта.

Ракетный катер проекта 1241 (шифр «Молния») ВМФ России
Ракетный катер проекта 1241 (шифр «Молния») ВМФ России

Появление подобного оружия вызвало настоящий шок среди западных военных. Спешно были развернуты работы по созданию аналогичных катеров. Если в 1970 г. в ВМФ стран Запада было всего несколько ракетных катеров, то к середине 1980 г. их число превышало 400.

Кораблестроители Франции создали целое семейство ракетных катеров. Катер «Ла комбатанте 1» водоизмещением 202 т оснащался дизельной установкой мощностью 12 000 л. с. и развивал скорость до 38 узлов. Он мог поражать надводные цели управляемыми противотанковыми ракетами SS 11 на дальностях до 6 км. Усовершенствованная модификация «Ла комбатанте 2» имела до 8 ракетных установок и 76-мм артустановку. Такие аппараты поставлялись ВМС Франции, Израиля и Греции.

Ракетный катер «Спика» из состава флота Швеции
Ракетный катер «Спика» из состава флота Швеции

Существенное повышение огневой мощи французских ракетных катеров было достигнуто в результате разработки противокорабельного комплекса «Экзосет», способного поражать цели на дальности до 70 км.

В 1983—1984 гг. были перевооружены ракетами 12 шведских торпедных катеров «Спика 2», а с 1985 г. в состав флота Швеции стали поступать усовершенствованные ракетные катера «Спика 3» водоизмещением 320 т. Энергетическая установка таких кораблей имеет мощность 10 200 л. с., что обеспечивает скорость хода 32 узла. Вооружение состоит из 6 комплексов противокорабельных ракет SAAB RBS 15, одной 57-мм артустановки, 40-мм зенитной пушки и 2 торпедных аппаратов.

В целом ракетные катера представляют собой весьма эффективный инструмент морской войны. Это один из самых скоростных типов надводного флота. Постройка и содержание в боевом состоянии ракетных катеров не слишком затратны для военного бюджета. При этом состав современного вооружения позволяет эффективно бороться с кораблями намного большего водоизмещения.

Ракетный катер Р27 «Ксенос»
Ракетный катер Р27 «Ксенос» класса «Ла комбатанте 3» греческих ВМС
Греческий катер Р74 «Влахавас» класса «Ла комбатанте 2»
Греческий катер Р74 «Влахавас» класса «Ла комбатанте 2»
Орудие российского катера проекта 1241
Орудие российского катера проекта 1241
Советский ракетный катер проекта 205
Советский ракетный катер проекта 205



Поделиться ссылкой