Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 «Борей» (Россия)

Субмарины проекта 955 «Борей» (обозначение НАТО — Borei class, или Dolgorukiy class) представляют собой перспективные атомные российские ракетоносцы класса РПКСН четвертого поколения, считающиеся главными в стратегической подводной триаде России, в которую также входят подлодки проектов 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула». Именно их предполагается заменить кораблями «Борей».

Субмарина типа «Борей»

Как и другие подводные крейсеры этого класса, субмарины «Борей» оснащаются баллистическими ракетами и предназначены для нанесения ракетных (в том числе и ядерных) ударов по важнейшим стратегическим объектам на территории противника.

История

Разработчиком этого проекта стало ЦКБМТ «Рубин». Строительство головного корабля, получившего имя «Юрий Долгорукий», началось в ноябре 1996 г. на северодвинском ОАО «Севмаш». В дальнейшем продвижение проекта застопорилось по финансовым причинам. По состоянию на конец 2013 г. со стапелей завода-изготовителя сошел лишь один корабль этого проекта, поступивший на вооружение 31-й североморской дивизии подводных лодок.

Субмарина типа «Борей»

Второй строящийся корабль проекта «Борей» под именем «Александр Невский», как ожидается, будет принят на вооружение 25-й тихоокеанской дивизии подводных лодок. Еще две субмарины, «Владимир Мономах» и «Князь Владимир», по состоянию на 2014 г. готовились к спуску и испытаниям. В 2011 г. российскими военными была озвучена программа заказа еще восьми кораблей проекта 955 «Борей» со сроками готовности в 2018 г. (для двух из них были даже выбраны названия — «Александр Суворов» и «Михаил Кутузов»). Насколько реалистичны эти планы — покажет время.

Конструкция

Корпус подводных лодок проекта 955 «Борей» выполнен из стали. Его сборка производится блочным методом. Корпус покрывается резиновым материалом, обеспечивающим понижение гидроакустической заметности. Каждый блок шумящей аппаратуры установлен на каркас корпуса через резинокордные пневматические амортизаторы. Это позволило генеральному директору ЦКБ «Рубин» заявить, что шумность субмарин «Борей» в пять раз меньше, чем АПЛ проекта 971 «Щука-Б».

Субмарина типа «Борей»

На подлодке установлены ядерная установка ОК-650В мощностью 190 МВт и паротурбинная установка «Мираж» мощностью 50 000 л. с. Для улучшения маневренности имеется два электродвигателя ПГ-160 мощностью по 410 л. с. Ракетный крейсер «Борей» стал первой российской атомной подводной лодкой с водометным движителем.

Электронное вооружение представлено единым автоматизированным цифровым гидроакустическим комплексом МГК-600Б. Основой системы спасения подводных лодок «Борей» служат всплывающая спасательная капсула, вмещающая весь экипаж, и пять спасательных плотов типа КСУ600Н-4.

Вооружение

Главное вооружение подлодок «Борей» составляют межконтинентальные баллистические ракеты. Первоначально на крейсерах должна была использоваться специально разрабатываемая параллельно с субмариной баллистическая ракета Р-39 УТТХ «Барк». Однако эта разработка оказалась неудачной, поэтому российским военным руководством было принято решение о создании альтернативного комплекса. Однако и его разработка не шла гладко. В 2008 г. даже предлагалось переоборудовать подводные лодки проекта 955 «Борей» под менее мощные, но уже разработанные крылатые ракеты. Сегодня главное оружие «Борея» — 16 баллистических ракет типа Р-30 «Булава» (обозначение НАТО — SS-NX 30) в вертикальных шахтных установках комплекса Д-30.

Субмарина типа «Борей»

Минно-торпедное вооружение представлено восьмью носовыми 533-мм торпедными аппаратами (боезапас — до 40 торпед типа УГСТ, УСЭТ-80, ракето-торпед или мин), из которых можно осуществлять пуск крылатых ракет РК-55 «Гранат» или «Бирюза» либо противолодочных ракет «Водопад». Также имеется шесть одноразовых 324-мм пусковых устройств РЭПС324 «Шлагбаум» для стрельбы средствами гидроакустического противодействия.

Технические характеристики

Надводное/подводное водоизмещение, т14 720/24 000
Длина/ширина/осадка, м170,0/13,5/10,0
Мощность двигателей, л. с1 × 50 000
Максимальная надводная/подводная скорость хода, узлов15/29
Предельная глубина погружения, м480
Автономность плавания, суток90
Экипаж, чел.107 (в том числе 55 офицеров)



Поделиться ссылкой