Русский флот в основных сражениях Северной войны. 1712-1721 гг.

С 1712 г. русский Балтийский флот уже представлял собой грозную силу, и его моряки смело оперировали в водах Финского и Ботнического заливов. Все — от командующего до простого матроса — ждали случая разгромить в морской баталии сильных шведов. Однако те, испытав серьезные поражения на суше и лишившись значительной части своих владений в Прибалтике, отнюдь не спешили давать повод отличиться своим противникам.

Шхерный крейсер шнява

В Дании, Швеции и России в XVII— XVIII вв. строили шнявы — малые 12-18-пушечные быстроходные корабли, предназначенные для разведки, участия в крейсерских операциях, борьбы с каперами, действий против корабельного и гребного флота в шхерах. Обладая малой осадкой и великолепной маневренностью, шнявы прекрасно зарекомендовали себя во время Северной войны в качестве универсальных военных кораблей, хотя первоначально строились как торговые суда.

Схема парусного вооружения шнявы
Схема парусного вооружения шнявы. Корабль имел обычно 2 мачты с прямым парусным вооружением, бушприт, стаксель и кливер. Часто ставилась и третья, шняв-мачта (она располагалась непосредственно за гротмачтой). На ней поднимался трисель. Именно поэтому в некоторых источниках шнявы фигурируют как 3-мачтовые корабли

Благодаря полным обводам и развитой кормовой части на шнявах можно было довольно быстро менять расположение грузов и тем самым влиять на осадку — качество, незаменимое в узких местах и шхерах. При этом корабль оставался достаточно мощно вооружен и комфортен для начальствующего состава. Это обстоятельство и возможность легко устанавливать массивный кормовой флагшток, на котором обычно поднимали большие штандарты, послужили причиной популярности данного типа корабля у адмиралов и монархов. Так, у Петра I любимой была шнява с названием «Мункер» (с нидерл. — «Мое сердце»), она строилась и для Азовского, и для молодого Балтийского флотов. В обоих случаях это был 14-пушечный корабль, выполненный, скорее всего, по одному проекту.

Гангутское сражение

Кампания 1714 г. ознаменовалась первой морской победой русского флота у мыса Гангут. В тот год намечалось овладеть Финляндией (начало было положено в 1712 г.), занять Аландские острова и перенести войну на территорию Швеции.

Подготовка к кампании

Всю зиму Пётр I тщательно готовился к походу: гребной флот, предназначенный для прорыва в Або, был доведен до 99 галер, полугалер и скампавей, корабельный флот состоял из 11 линейных кораблей, 4 фрегатов и ряда мелких парусных судов. Гребным флотом командовал генерал-адмирал Апраксин, корабельным — сам царь.

В июле 1714 г. состоялся бой у мыса Гангут — выдающееся, неповторимое в истории сражение. Его уникальность в том, что типичное десантное (с флотской точки зрения, вспомогательное) соединение противостояло мощному шведскому флоту. Обычно при таких неравных условиях нужно либо уходить (иначе обречь себя на гибель), либо ждать помощи своего флота. Пётр I принял иное решение. Вот как развивались события.

Карта сражения

Еще в мае русские галеры отправились к Аландским островам для высадки десанта, но у Гангута путь им преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Густава Ватранга. Воспользовавшись ранним освобождением западной части Финского залива ото льдов, он уже в апреле занял позицию на открытом плесе у южной оконечности Гангутского полуострова.

Определив силы и позицию шведского флота, Апраксин сообщил Петру I в Ревель о невозможности беспрепятственного прохода его галер в Або, предложив варианты прорыва: отвлечение шведского флота Ревельской эскадрой или совместная атака линейного и гребного флотов. Ввиду превосходства шведов над эскадрой Пётр I отказался от ее использования и отправился к Гангуту, чтобы на месте определить действия гребного флота.

Военная хитрость Петра

Из Тверминне Пётр I произвел личную разведку шведского флота, после чего приказал строго наблюдать за противником. С этой целью были усилены наблюдательные посты на берегу Гангутского полуострова, а к опушке шхер, ближе к шведскому флоту, выдвинут дозорный отряд из 15 скампавей. При обследовании Гангутского полуострова царь пришел к мысли построить через узкий перешеек (2,5 км) деревянный помост (переволоку) для переброски по нему нескольких легких судов в район к западу от Гангута.

Военная хитрость Петра заключалась в том, что внезапное появление в тылу противника нескольких скампавей вызовет замешательство у шведов и этим облегчит прорыв главных сил гребного флота мимо Гангута.

Типичная русская скампавея (полугалера) — гребно-парусное десантное и боевое судно. Модель М. Крахмального
Типичная русская скампавея (полугалера) — гребно-парусное десантное и боевое судно. Модель М. Крахмального. Именно такие суда составляли основу русского флота в 1714 г.

Узнав от местных жителей о строительстве переволоки, шведский командующий разделил свой флот на 3 части, оставив у мыса меньшую. Отряд контр-адмирала Эреншильда (10 гребных кораблей) направился к западному берегу перешейка. Для атаки русского флота к Тверминне вышли фрегат и 2 бомбардирских судна под началом вице-адмирала Лиллье. Сам Ватранг с 7 линейными кораблями и 2 фрегатами продолжал занимать позицию у Гангута.

Прорыв. 26 июля

С дозорного отряда и наблюдательных постов Петру донесли о движении шведских кораблей. Всесторонняя оценка обстановки позволила ему правильно определить время операции. Зная, что в районе мыса в летние дни до полудня часто бывает штиль, Пётр I решил направить в прорыв свои галеры утром 26 июля, чтобы шведы не смогли маневрировать под парусами. Первыми в строю кильватерной колонны мимо кораблей Ватранга прошли 20 скампавей русского авангарда. Это застало шведов врасплох. Их корабли, буксируемые шлюпками, безуспешно пытались сблизиться с противником. Беспорядочный огонь пушек с большой дистанции не причинил ему вреда, и вскоре в прорыв бросились 15 русских скампавей дозора. Они также успешно выполнили свою задачу и присоединились к первому отряду.

В тот же день прорвавшаяся часть флота блокировала в Рилакс-фьорде гребные корабли Эреншильда, который напрасно ожидал спуска русских галер с переволоки. Отряд Лиллье, заштилевший в первой половине дня восточнее Гангута, не смог подойти к Тверминне и атаковать русский флот. К вечеру, по сигналу Ватранга, Лиллье вернулся к Гангуту. Опасаясь ночной атаки русских, командующий шведским флотом оттянул свои корабли от берега и выстроил их в 2 линии на направлении прорыва авангарда противника. Прибрежный фарватер оказался открытым. Это было новым промахом шведских адмиралов, чем немедленно воспользовались Пётр I и Апраксин. Вечером незаметно для шведов главные силы гребного флота были подтянуты из Тверминне к гангутскому плесу.

Заключительный этап. 27 июля

С утра при штиле и небольшом тумане Апраксин начал прорыв главными силами своего флота, обходя корабли неприятеля прибрежным фарватером. Снова шведы буксировали свои корабли и вели огонь с большой дистанции, но не смогли помешать стремительным действиям русских: все корабли, кроме одной приткнувшейся к мели скампавеи, успешно прорвались в абоские шхеры.

Гравюра М. Бакуа «Баталия при Гангуте 27 июля 1714 г.» на российской почтовой марке
Гравюра М. Бакуа «Баталия при Гангуте 27 июля 1714 г.» на российской почтовой марке, выпущенной к 300-летию победы русского флота в Гангутском сражении

Заключительным этапом гангутского сражения был бой русских кораблей с отрядом Эреншильда, который состоял из парусно-гребного фрегата, 6 больших галер и 3 шхерботов, имевших на вооружении около 120 орудий. Шведы заняли позицию в узком проливе к западу от Гангутского полуострова. Их корабли, обращенные бортом в сторону русского флота, были выстроены в 2 линии с выдвинутыми вперед флангами, упиравшимися в прибрежные отмели. В центре первой линии стоял 18-пушечный фрегат, а справа и слева от него по 3 галеры. Во второй линии — слабые шхерботы.

Позиция, занятая шведами, не позволяла русскому флоту использовать свое численное превосходство. Для атаки были выделены 23 скампавеи под командованием Петра. Боевой порядок русского отряда представлял собой строй фронта с одним рядом кораблей в центре и двумя на флангах. Главные силы флота во главе с Апраксиным развернулись за атакующим отрядом — это был тактический резерв. Трудность заключалась в том, что шведские корабли имели подавляющее превосходство в артиллерии и могли быть атакованы только с фронта. Кроме того, русским солдатам и матросам нужно было брать на абордаж высокобортные шведские корабли.

В 14 часов 27 июля флот Петра I устремился в атаку по всему фронту противника. Две попытки, встреченные перекрестным огнем, не увенчались успехом. Тогда русский самодержец решил действовать иначе: третья атака была направлена на фланговые суда противника, при подходе к ним наряду с артиллерией использовали ружейный огонь. Цель была достигнута — шведам был навязан абордажный бой. В безжалостной схватке, длившейся около 3 часов, флагманский корабль шведов — фрегат «Элефант» — взяли на абордаж, остальные 10 судов не выдержали и сдались. Эреншильд пытался спастись на шлюпке, но был пойман и пленен.

Атака и захват русскими галерами флагмана шведской эскадры фрегата «Элефант» в ходе Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Я. Хэгг. 1910. Морской музей, Стокгольм
Атака и захват русскими галерами флагмана шведской эскадры фрегата «Элефант» в ходе Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Я. Хэгг. 1910. Морской музей, Стокгольм

Гангутское сражение навсегда вошло в анналы отечественной военно-морской истории не только как первый триумф русских над шведами на море, но и как стратегическая победа, поскольку она привела Шведское королевство к поражению в войне в целом.

Успехи русского флота

Гангутское сражение фактически явилось победой галер. Корабельный флот, строительству которого Пётр Великий уделял огромное значение, своего звездного часа ждал еще 5 лет. Но обо всем по порядку.

К 1715 г. русская армия овладела крепостями Выборг, Ревель (Таллин), портовыми городами Пернов (Пярну), Рига, Гельсингфорс (Хельсинки) и Або (Турку), а также Моонзундскими островами. Опираясь на Кронштадт и Ревель, русский Балтийский флот мог контролировать всю северную и восточную Балтику и потому создал серьезнейшую угрозу шведским морским коммуникациям. Ведь в образовавшейся ситуации шведские караваны можно было с равным успехом атаковать как возле Шведского королевства, так и в акваториях, близких к местам вывоза стратегических товаров — портовым городам Южной Балтики. Одновременно русские использовали гребной флот, который действовал в шхерных районах. В результате завозимый кораблями приток продовольствия в Швецию уменьшился.

Эзельское сражение

Для борьбы с торговым судоходством противника в ходе кампании 1719 г. силами Балтийского флота велась форсированная разведка. В мае, после опроса команд шведских торговых судов, захваченных русскими крейсерами у Эланда, было установлено присутствие в районе Пиллау (Данциг) нескольких шведских военных кораблей, обеспечивавших перевозки хлеба из Прибалтики в Стокгольм. На основании этих данных адмирал Апраксин приказал капитану II ранга Науму Сенявину с отрядом (6 линейных кораблей и 1 шнява) срочно выходить из Ревеля. В ночь на 24 мая 1719 г. в районе между островами Эзель и Готска-Санден Сенявин обнаружил 3 шведских корабля и стал их преследовать.

Линейный корабль «Вахтмейстер» сражается против русской эскадры в 1719 г. Л. Рихард. 1902
Линейный корабль «Вахтмейстер» сражается против русской эскадры в 1719 г. Л. Рихард. 1902

На рассвете русские корабли сблизились со шведами на короткую дистанцию и вступили в артиллерийский бой. Главный удар пришелся по линейному кораблю противника, сильно повредив его. Но и у русского флагмана был поврежден рангоут, из- за чего тот стал отставать от шведского корабля. Тогда Сенявин приказал другим кораблям преследовать уходящего противника, а сам вступил в бой со шведским фрегатом. Сильный продольный залп артиллерии принудил неприятеля сдаться. После починки Сенявин возобновил погоню за уходившим шведским линейным кораблем, и тот был захвачен.

В результате боя у Эзеля трофеи русских составили 52-пушечный линейный корабль, 34-пушечный фрегат и 12-пушечная бригантина. Сражение продемонстрировало высокое тактическое искусство моряков и командиров молодого российского флота, благодаря которому шведским кораблям был отрезан отход в шхеры.

Бой у острова Гренгам

В то время когда силы корабельного флота успешно выполняли задачу по обороне Финского залива и нарушению морских коммуникаций врага, русский гребной флот продолжал активные действия против шведских кораблей в районе Аландских островов. В июле 1720 г., получив сообщение от разведки о появлении неприятельских кораблей у острова Ламеланд, командующий гребным флотом (61 скампавея и до 20 лодок) генерал Голицын вышел на поиск противника.

Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г. Ф. Перро. 1841
Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г. Ф. Перро. 1841

На пути к острову был обнаружен шведский корабельный отряд, на который Голицын не рискнул напасть на свободном плесе при сильном ветре и волнении. Он решил отойти в шхеры к острову Гренгам, чтобы выбрать удобный момент для атаки. Шведские корабли начали преследовать русских. Увлекшись погоней, они втянулись в шхеры и оказались в ловушке. Быстро оценив новую обстановку, русское командование решило атаковать фрегаты врага. В результате скампавеи взяли на абордаж и пленили 4 шведских корабля, остальные стали поспешно отступать. Русские преследовали шведов до выхода на свободный плес, где вынуждены были прекратить погоню из-за ветра и сильного волнения.

Бой у острова Гренгам явился своеобразным продолжением гангутской победы, своего рода ее окончательным закреплением. Он продемонстрировал успешные действия русского гребного флота против хорошо вооруженных парусных кораблей противника.

Сражение при Гренгаме. Иллюстрация из «Военной энциклопедии». Санкт-Петербург. 1911–1915
Сражение при Гренгаме. Иллюстрация из «Военной энциклопедии». Санкт-Петербург. 1911–1915

Захват русскими галерами 4 шведских фрегатов — замечательный образец русского военно-морского искусства, повторить который не удалось ни одному иностранному флоту за всю историю их существования.

Бой у Гренгама был последним крупным столкновением русского и шведского флотов в ходе Северной войны. К 1721 г. соотношение сил на Балтике кардинально изменилось. Русский Балтийский флот насчитывал 32 линейных корабля, около 100 других парусных кораблей и до 400 гребных судов. Их экипажи общей численностью 27 000 человек были хорошо подготовлены, а многие командиры мыслили нетривиально. Шведский же флот сократился существенно: к 1718 г. он насчитывал лишь 21 линейный корабль и 10 фрегатов, и то в плачевном состоянии. Через 3 года их количество еще уменьшилось.




Поделиться ссылкой