Советский флот в период холодной войны. 1946—1991 гг.

Самой масштабной, полной героических свершений, выдающихся успехов и обидных неудач страницей в славной истории советского флота навсегда останется холодная война. Великое, не имеющее в истории аналогов по географическому размаху, военно-политическому напряжению усилий и длительности соперничество между двумя супердержавами — Соединёнными Штатами Америки и Советским Союзом — происходило на всех морях, океанах и континентах. С марта 1946 г. по декабрь 1991 г. любое действие одной стороны, целью которого было расширение своей сферы влияния в мировом масштабе, немедленно вызывало противодействие другой. Каждый такой эпизод, на первый взгляд рядовой, мог привести к глобальной ракетно-ядерной войне супердержав с непредсказуемыми для всего человечества последствиями. Это понимали все — от первого лица государства до солдата или моряка, потому все участники холодной войны выясняли отношения скорее в локальных конфликтах, чем непосредственно своими руками.

Строительство флота после войны

Военно-морской флот СССР (далее — ВМФ) в годы холодной войны стал самым универсальным и действенным элементом государственной политики и военной стратегии. Однако если Военно-морские силы США (далее — ВМС) вступили в эту войну самыми сильными в мире (совокупная мощь флотов других государств и близко не достигала американской), то СССР пришлось отстраивать свой ВМФ после Великой Отечественной заново. Ставилась задача сделать его равноправным противником американскому флоту. Для страны, которая в самой страшной в истории человечества войне потеряла 27 млн своих граждан и чуть ли не половину экономики и инфраструктуры (для сравнения: в США погибло 404 000 человек, а объем производства с 1939 по 1945 г. увеличился в 3,5 раза, составляя 40 % мировой экономики), сделать это было архисложно.

Советский Союз в Великую Отечественную получил богатый опыт ведения войны на суше. Однако Сталин понимал, что его страна обязана иметь флот, соответствующий статусу мировой державы, каковой СССР становился после разгрома гитлеровской Германии. Поскольку на море в основном сражались американцы и англичане, представления советского руководства, каким должен быть современный флот, не соответствовали реалиям времени. Вот почему в 1946 г. была принята довоенная программа строительства флота 1937-1947 гг. В ней упор делался на строительство линкоров и крейсеров, несмотря на то, что Вторая мировая показала: на первый план вышли авиация и авианосцы. Первоначальный вариант программы, абсолютно неподъемный для промышленности СССР, разработал советский военно-морской теоретик адмирал Лев Михайлович Галлер (1883-1950). Сталин принял его предложения, но сильно сократил количество предполагаемых к постройке кораблей.

Летчик-истребитель Северного флота Ю. А. Гагарин. В. П. Яркин. 2007
Летчик-истребитель Северного флота Ю. А. Гагарин. В. П. Яркин. 2007. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. Будущий первый космонавт планеты на заре своей карьеры на самолете МиГ-17Ф готовится прикрывать с воздуха корабли Северного флота

По-прежнему основой флота были мощные артиллерийские корабли, только теперь не линейные, а тяжелые (линейные, по сути) и легкие крейсеры. Многочисленные строящиеся эскадренные миноносцы и сторожевые корабли имели недостаточную дальность плавания, артиллерия главного калибра не являлась универсальной (то есть та, которая могла бить и по кораблям, и по берегу, а самое главное, по авиации с большой дальности), зенитное и противолодочное вооружение было слабым. Удивительно, но собственный опыт (гитлеровская авиация потопила чуть ли не половину советских кораблей) игнорировался. Возможно, потому, что воевать собирались не у берегов Америки, как однажды выразился Сталин, а под прикрытием собственной береговой авиации. Следовательно, в строительстве авианосцев нет необходимости, так же как не было нужды увеличивать дальность плавания кораблей, ведь истребитель — лучшая зенитка, он должен быть исключительно береговым, как показал опыт Второй мировой.

Однако отныне главным противником стали ВМС США. Бороться с ними должны были многочисленные подводные лодки, которых запланировали построить 1200 единиц (100 малых, 900 средних и 200 больших). Это стало калькой не совсем удачного опыта ведения подводной войны у немцев. Дело в том, что успехи их подлодок впечатляли союзников, равно как и шокировали новейшие проекты гитлеровских субмарин, появившиеся в конце Второй мировой, из-за чего в послевоенный период немецкие конструкции копировались. С 1943 г. гитлеровские подводные лодки стали уязвимы, поскольку не имели прикрытия собственной авиации и надводного флота, а союзники начали побеждать благодаря активному и массовому применению авиации и новейших гидроакустических систем. Несомненно, ставка гитлеровцев на одни субмарины была порочной. Почему Сталин взял на вооружение этот опыт, историки спорят до сих пор.

Типичный корабль сталинской программы 1946 г. — эскадренный миноносец проекта 30-бис
Типичный корабль сталинской программы 1946 г. — эскадренный миноносец проекта 30-бис. Таких кораблей было построено 70 единиц, для начала 1950-х гг. они годились разве что для учебных целей и поддержки войск на берегу, поскольку главная артиллерия была неуниверсальной, зенитное и противолодочное вооружение слабым, котлы и механизмы устаревшими, гидроакустика примитивной

Таким образом, в разрушенной страшной войной стране, голодной, но гордой развернулось не имеющее аналогов в мире строительство военно-морского флота. Его темпы поражали западных аналитиков: каждые 5 дней ВМФ СССР получал по новой подводной лодке.

Эпоха Горшкова

Вскоре американские и британские специалисты поняли: в СССР строится, по сути, флот прошедшей войны. Отдавало себе в этом отчет и советское руководство, особенно пришедшее на смену Сталину. Так, Никита Сергеевич Хрущёв, заняв пост Председателя Совета Министров СССР, почти сразу остановил программу 1946 г. Недостроенные и даже уже введенные в строй корабли были пущены на слом. «Волюнтаризм» — скажут через 10 лет его коллеги, снимая Хрущёва с должности.

Однако Хрущёв хотя и заявил, что время артиллерийских надводных кораблей прошло и годятся они разве что для парадов и визитов, что пора «запустить ежа в штаны американцам» и «показать им Кузькину мать», прекрасно понимал: для противостояния с ВМС США, причем на равных и в глобальном масштабе, необходимы совершенно иные боевые суда — подводные с атомной энергетикой и ракетные с совершенной радиоэлектроникой. Главное — для такого флота нужны командующие с абсолютно иным мышлением. Следует отдать должное Никите Сергеевичу — такого человека он нашел.

Подводные силы

Главной ударной силой ВМФ СССР весь период холодной войны были подводные лодки. Первые их проекты для массового строительства стали подготавливать в блокадном Ленинграде еще в 1943 г. Но это были лишь слегка доработанные довоенные конструкции, а потому развития они не получили. В серию вошли подводные лодки, проекты которых включали оригинальные идеи советских конструкторов (в частности, концепцию единого двигателя С. Г. Базилевского) и материалы немецкого подводного кораблестроения (система работы дизелей под водой: более обтекаемые формы корпуса и надстройки с целью превосходства подводных элементов — скорости, дальности и длительности подводного плавания — над надводными).

Силуэт подводной лодки с баллистическими ракетами проекта АВ611. Подводная лодка Б-73
Силуэт подводной лодки с баллистическими ракетами проекта АВ611. Подводная лодка Б-73. В октябре 1959 г. именно с такой субмарины состоялся первый в истории пуск баллистической ракеты

Массовое строительство

Уже с 1949 г. развернулось массовое строительство подводных лодок: больших проекта 611 (введено в строй 26 единиц из 40 запланированных), малых проекта А615 (оснащенные единым дизелем для надводного и подводного хода; из-за частых аварий и пожаров эти 29 подлодок из 100 запланированных к постройке получили у моряков прозвище «зажигалки») и самое главное — средних проекта 613 («эсок») (из запланированных к постройке 360 субмарин в строй вошло 215).

Дизельная подводная лодка проекта 613 постройки 1950 г.
Дизельная подводная лодка проекта 613 постройки 1950 г. — представитель самой массовой серии послевоенных подводных лодок
Подводная лодка М-296
Подводная лодка М-296, одна из сохранившихся до настоящего времени «зажигалок», в экспозиции мемориала «411-я береговая батарея» в Одессе. В 1957 г. эта подлодка затонула от пожара в машинном отделении, ее подняли, законсервировали, а в 1984 г. установили в качестве монумента. М-296 — представитель самого массового в истории проекта подлодок с единым дизельным двигателем

Эти лодки верой и правдой служили в советском флоте вплоть до конца существования СССР (кроме законсервированных в конце 1950-х гг. «зажигалок»), а «эски» еще и во флотах Албании, Болгарии, Египта, Индонезии, КНР и КНДР, Польши и Сирии. Последние стали тем оружием, которое заставило США и их союзников не только уважать, но и бояться советский флот. Вот лишь 2 примера.

Вызывающие страх

В декабре 1959 г. С-360 под командованием капитана II ранга В. С. Козлова, совершая поход из албанской базы Влёра до Гибралтара, обнаружила и вышла в учебную торпедную атаку на отряд американских кораблей во главе с крейсером «Де Мойн» (СА-134 Des Moines), на борту которого находился президент США Д. Д. Эйзенхауэр. После советская подлодка оторвалась от преследования и благополучно вернулась в базу.

Крейсер — американский USS Des Moines (CA-134)
Один из самых мощных за всю историю легких крейсеров — американский USS Des Moines (CA-134). Именно на нем президент США Д. Д. Эйзенхауэр был атакован советской ДЭПЛ С-360

В январе 1961 г. на помощь Республике Индонезия с Тихоокеанского флота ушло 12 «эсок» 202-й бригады подводных лодок. Войска и флот Нидерландов, за спиной которых стояли ВМС США, попытались сохранить свое господство на острове Ирриан путем войны с молодой страной. Чтобы не допустить этого, экипажи советских субмарин (которые затем стали индонезийскими) открытым текстом получили приказ топить все, что плавает в окрестных морях. Находились там лишь корабли Нидерландов и США. В итоге Нидерланды закончили колониальную войну, так и не развязав ее.

С начала 1960-х гг. ВМФ СССР стал пополняться новейшими большими дизельными подлодками проекта 641. Из-за уникального, очень длинного и красивого силуэта, который постоянно фотографировала разведка стран — противников СССР, эти субмарины стали необычайно популярными на Западе, а в Советском государстве — благодаря художественному фильму «Слушать в отсеках». Впрочем, «буки» (так их называли советские моряки) стали родоначальниками подводных флотов Индии, Кубы и Ливии.

Великолепная советская большая дизель-электрическая подлодка проекта 641
Великолепная советская большая дизель-электрическая подлодка проекта 641 в надводном положении на полном ходу

Карибский кризис

«Буки» прославились в ходе Карибского кризиса 1962 г. Тогда к берегам Кубы вышла 69-я бригада в составе 4 таких подлодок Северного флота: Б-4, Б-36, Б-59, Б-130. Зная, что советские субмарины оснащены ядерным оружием (в реальности на каждой подлодке была 1 торпеда с ядерным зарядом), ВМС США бросили на их поиск чуть ли не весь свой Атлантический флот. Американцы все же заставили всплыть 3 «фокстрота» (так они называли советские подлодки проекта 641). Казалось бы, миссия 69-й бригады провалилась. Но любому здравомыслящему флотоводцу было понятно: в случае войны у ВМС США не хватит сил сдержать наступление дизельного советского подводного флота.

Атомарины

В то время уже строились и атомоходы: 12 марта 1959 г. в боевой состав Северного флота вошла первая советская атомная подводная лодка К-3, получившая официальное название «Ленинский комсомол» после своего успешного похода и всплытия на Северном полюсе в июле 1962 г. Таких субмарин проекта 627 «Кит» построено было 13.

Затем последовали 8 атомарин проекта 658, на вооружении которых были 3 баллистические ракеты с ядерными боеголовками и 34 «раскладушки» — ракетные атомные подводные лодки проектов 659 и 675.

Производство атомарин в СССР набирало гигантские обороты, и к концу 1980-х гг. для советского флота были построены:

  • атомные ракетные подводные лодки со стратегическими баллистическими ракетами на борту: 91, в их числе 6 самых больших атомных подлодок в мире за всю историю подводного кораблестроения под названием «Акула» (в НАТО их именовали «Тайфун») проекта 941;
  • подводные лодки с крылатыми ракетами надводного старта («раскладушки»): 34 атомных (проекты 659 и 675) и 16 дизельных (проект 651);
  • подводные атомные лодки с подводным стартом крылатых ракет: 31 (проекты 670 «Скат», 670М «Чайка», 949 «Антей» и 949А «Атлант»), их главной задачей было уничтожение американских авианосцев;
  • атомные торпедные (многоцелевые) подводные лодки: 92 (проекты 627 «Кит», 671, 705 «Лира», 685 «Палтус», 945 и 971 «Щука-Б»).

Из этой плеяды наиболее примечательными стали «автоматы» — самые малые и автоматизированные подводные атомные лодки проекта 705 и самая глубоководная в истории боевая подлодка проекта 685 «Комсомолец». К сожалению, судьба последней оказалась трагичной — 7 апреля 1989 г. она погибла в 180 милях от острова Медвежий из-за случившегося под водой пожара.

Одна из построенных в СССР дизель-электрических подводных лодок проекта 877 («Варшавянка»
Одна из построенных в СССР дизель-электрических подводных лодок проекта 877 («Варшавянка»

С начала 1980-х гг. ВМФ СССР стал пополняться самыми малошумными в мире дизельными подводными лодками проекта 877 «Варшавянка», получившими на Западе прозвище «Чёрная дыра в океане».

Операция «Атрина»

В марте 1987 г. в Северную Атлантику по тревоге со своей базы в Западной Лице вышла 33-я дивизия атомных подводных лодок Северного флота. Разведка США не сразу обнаружила пустые причалы базы, и корабли, подлодки и самолеты ВМС США в авральном порядке принялись искать советские атомарины. Это было начало удивительной по своей дерзости и поразительной по результатам операции, которую командир 33-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота капитан I ранга (в настоящее время вице-адмирал) Анатолий Шевченко назвал специально придуманным для нее словом «Атрина».

Вероятный маршрут советских атомарин в ходе операции «Атрина»

Безрезультатные поиски

Советские подлодки американцы пытались обнаружить по всем известным им маршрутам. Безрезультатно. Ведь наши лодки пошли севернее Гренландии, под покровом льдов и в полном отдалении от маршрутов торгового и военного судоходства, туда, где до них под водой никто не ходил. Причем шли на немыслимых скоростях — 20-30 узлов (сказалась практическая реализация концепции Горшкова — сначала в океан научный флот, а потом военный) и появились вскоре в Саргассовом море у американской военно-морской базы Гамильтон, но не поодиночке, а создав у берегов США завесу подводных лодок. Дав себя обнаружить, лодки 33-й дивизии быстро оторвались от преследования и благополучно вернулись на базу.

По воспоминаниям командиров советских подлодок, американцы создали такую плотность противолодочных сил, что даже подвсплыть на минуту для проведения сеанса экспресс-связи и забора воздуха было невозможно. Но, тем не менее, подвсплывали, давали радиограммы-молнии и набирали воздух, а заодно и сверяли свой курс по небесным светилам. Для противодействия противолодочным силам США экипажи советских подлодок применяли секретные и новейшие приборы постановки помех.

Выводы из «атрины»

Одна из советских (российских) атомарин проекта 671РТМ на полном надводном ходу
Одна из советских (российских) атомарин проекта 671РТМ на полном надводном ходу

Результаты операции ввели американских адмиралов в шок. Им стало ясно: в случае войны советские атомные подлодки, в том числе и с ядерными ракетами, появятся там, где их никто не ждет, и так быстро, что никакие меры противодействия ни на выходе из базы, ни на переходе морем-океаном, ни вблизи своего побережья предпринять будет просто невозможно. Это была сокрушительная победа флота Горшкова в холодной войне.

Надводные силы

Сталинская программа 1946 г. отводила надводному флоту главенствующую роль. Хрущёв ставку делал на подлодки. При Брежневе старались при первостепенном развитии подводного флота должное внимание уделять и надводной составляющей, создавая океанский и сбалансированный флот. Результат не замедлил сказаться. ВМФ СССР получал разные корабли и катера — и те, что опередили время, и те, что уже на стадии проектирования считались устаревшими. Советский надводный флот, выйдя в океан, стал постоянно маячить на глазах у командующих и моряков американских и натовских эскадр. Однако все по порядку.

«Карманный линкор» британского флота — палубный штурмовик Buccaneer S.2 на палубе авианосца HMS Eagle в Средиземное море. 1970
«Карманный линкор» британского флота — палубный штурмовик Buccaneer S.2 на палубе авианосца HMS Eagle в Средиземное море. 1970

Лучшими надводными представителями сталинской программы безусловно явились последние советские артиллерийские корабли — легкие крейсеры проекта 68-бис типа «Свердлов» (построено 14 из 25 запланированных) и эскадренные миноносцы проекта 56 (построен 31 из 100 запланированных). Они служили на всех флотах очень долго, что неудивительно, поскольку мощное артиллерийское вооружение кораблей могло превратить в пыль любую наземную или морскую цель за несколько минут. При Сталине главной задачей флота рассматривалась именно поддержка сухопутных войск на приморском направлении, а вот уже со времен Хрущёва вышеназванные боевые единицы сопровождали американские авианосные соединения только для того, чтобы в случае угрозы ядерного удара за 15 минут превратить их в дымящиеся обломки, пусть даже ценой собственной жизни.

Шок от появления крейсеров проекта 68-бис был на Западе столь огромным, что специально для борьбы с ними британские авиаконструкторы разработали компактный и очень мощный палубный бомбардировщик-штурмовик «Буканир».

Эскадренный миноносец проекта 56 «Выдержанный» в первоначальной конфигурации
Эскадренный миноносец проекта 56 «Выдержанный» в первоначальной конфигурации
Легкий крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис
Легкий крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис — крупнейшая серия крейсеров послевоенной постройки. С 1948 по 1953 г. был заложен 21 корабль, но построено лишь 14

Эсминцы проекта 56 благодаря своей восхитительной мореходности (наверное, самой лучшей в истории мирового кораблестроения), а также универсальности стали настоящими рабочими лошадками советского флота во всех морях и океанах. Примеров их успехов много, но ограничимся одним.

В 1959 г. эсминец Северного флота «Находчивый» (к слову, лучший корабль флота, имеющий неофициальное название «Такси главкома», и первый в истории ВМФ СССР корабль, принявший топливо от танкера на ходу) в Кольском заливе обнаружил одну из первых американских подводных атомных лодок типа «Скейт». Он был готов ее уничтожить, если бы не пассивность оперативного дежурного Главного штаба ВМФ СССР, который запрашивал данные о скорости и маневрах «американки», а также состоянии оружия советского корабля до тех пор, пока она не покинула территориальные воды Советского Союза. Если бы атака состоялась, мы, вероятно, не читали бы эти строки.

Эсминец «Находчивый». 1983
Эсминец «Находчивый». 1983. К тому времени корабль находился в составе Краснознаменного Черноморского флота и был модернизирован по проекту 56А (с зенитно-ракетным комплексом М-1 «Волна» в корме)

Корабли новой эпохи

С конца 1950-х гг. ВМФ СССР стал пополняться кораблями абсолютно новой концепции, соответствующей реалиям холодной войны. Теперь на повестке дня было создание кораблей, которые могли бы бороться с атомными подводными лодками противника на всех морях и океанах и бить авианосные и десантные соединения врага как в открытом море, так и у своего побережья противокорабельными ракетами — оружием, приоритет в создании и применении которого советским флотом неоспорим.

Под стать первому направлению в СССР возник новый класс боевых единиц — большие противолодочные корабли (БПК). Родоначальниками их выступили 20 знаменитых «поющих фрегатов» — первые в мире корабли с газотурбинной энергетической установкой (проект 61 типа «Комсомолец Украины»). Удивительно красивые, быстроходные (35,5 узла максимальной скорости), сбалансированные по всем характеристикам, они вызывали восхищение на Западе и в течение 20 лет сохраняли превосходство над аналогами НАТО и американскими, которые классифицировались там как фрегаты УРО (с управляемым ракетным оружием).

Выход в океан — подготовка вертолета к поиску. Л. П. Байков. 1974. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Выход в океан — подготовка вертолета к поиску. Л. П. Байков. 1974. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

За ними последовали 3 серии «Беркутов» — больших противолодочных кораблей проекта 1134. Это были первые советские корабли с постоянным базированием вертолета на борту. Как быстро и эффективно действует наиболее совершенный «Беркут» проекта 1134Б, многие читатели видели в знаменитом советском боевике «Одиночное плавание».

Лучшими советскими противолодочными кораблями стали БПК проекта 1155 типа «Удалой». Они создавались фактически вокруг мощного гидроакустического комплекса «Полином», в результате чего получили слабенькое зенитное и противокорабельное вооружение. Но это не было фатальным, поскольку действовать БПК должны были на пару с последними советскими эсминцами проекта 956 «Современный», которые при слабом противолодочном вооружении получили удивительно сильные противокорабельные (и не только) возможности — 8 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит» на дальности 120 км со 100%-ной вероятностью даже сейчас отправят на дно любую морскую цель (не зря по коду НАТО они получили название «Кораблекрушение»), а 2 спаренные 130-миллиметровые универсальные артустановки АК-130 со скорострельностью 92 выстрела в минуту способны в одночасье обрушить на морского, берегового или воздушного противника металла больше, чем любой крейсер Второй мировой войны.

130-миллиметровая спаренная артустановка АК-130
Самая мощная универсальная корабельная артиллерийская система современности — 130-миллиметровая спаренная артустановка АК-130
Модель ПКР «Москит»
Модель ПКР «Москит»

Не был забыт и средний класс: 32 сторожевых корабля проекта 1135, именуемые моряками «полтинниками», живо дополнили флот СССР. Правда, с одним из таких кораблей связана по сути единственная в истории СССР попытка мятежа.

Мятеж на «Сторожевом»

Группа матросов Дважды Краснознаменного Балтийского флота во главе с заместителем командира по политической части капитаном III ранга В. Саблиным изолировала офицеров и, выведя корабль из парадного строя в Рижской гавани, попыталась перейти в Ленинград, где Саблин планировал обратиться к советскому народу с речью, обличающей антинародную сущность режима Брежнева. Случилось это 8 ноября 1975 г. Корабль был обстрелян с воздуха бомбардировщиком Як-28И, остановлен, после переведен на Тихоокеанский флот, а зачинщик мятежа расстрелян.

Авианесущие крейсеры

Противолодочное направление родило и корабли с авиационным вооружением. В 1967 и 1969 гг. в состав Краснознаменного Черноморского флота были включены одни из первых в истории вертолетоносцев — противолодочные крейсеры «Москва» и «Ленинград», а в 1975, 1978, 1982 и 1987 гг. на Севере и Тихом океане в строй вступили авианесущие крейсеры «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Это были первые советские корабли, вооруженные самолетами вертикального взлета и посадки Як-38.

Противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» проекта 1155 в Персидском заливе в период ирано-иракской войны. В. А. Печатин. 1995. Центральный военноморской музей, Санкт-Петербург
Большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» проекта 1155 обеспечивает движение судов в Персидском заливе в период ирано-иракской войны. В. А. Печатин. 1995. Центральный военноморской музей, Санкт-Петербург

Удивительна судьба авианесущего крейсера «Баку». В августе 1990 г. он был переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков», а позже продан Индии. В 2013 г. после длительной перестройки в классический авианосец (появилась сплошная полетная палуба, позволявшая применять самолеты нормального, а не вертикального взлета и посадки) он вступил в строй флота этой страны под названием «Викрамадия».

В 1990 г. ВМФ СССР получил свой первый классический авианосец — крейсер проекта 1143.5 «Тбилиси». Однако до полноценного развертывания флота авианосцев в нашей стране дело не дошло. Распад СССР привел к тому, что авианосец, переименованный в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», срочно перебазировали на север, а его систершип «Ригу» после длительных и бесплодных переговоров между Россией и Украиной продали в Китай по смешной цене 20 млн долларов. Китайцы планировали сделать этот корабль развлекательным центром, каковым он пробыл недолго. Уже в 2012 г. бывшая «Рига» стала первым авианосцем КНР под названием «Ляонин».

Сторожевой корабль проекта 1135 под крылом американского базового патрульного самолета Р-3 «Орион»
Типичный эпизод холодной войны — советский сторожевой корабль проекта 1135 под крылом американского базового патрульного самолета Р-3 «Орион»
«Киев» постройки 1975 г. — первый советский авианесущий крейсер
«Киев» постройки 1975 г. — первый советский авианесущий крейсер, лучший за историю человечества корабль-гибрид

Ракетные корабли

Задолго до появления советских авианесущих кораблей отечественный флот стал пополняться ракетными боевыми судами. Для борьбы в открытом море создавались ракетные крейсеры. Их было 3 типа по 4 единицы в каждом — проект 58 типа «Грозный», проект 1164 типа «Слава» и атомный проект 1144 типа «Киров». Первые уже давно отправлены на слом, а «Адмирал флота Лобов», последний корабль проекта 1164, застрял в Николаеве, потому что Россия с Украиной не могут договориться о достройке готового на 95 % корабля. Последний «атомник» «Пётр Великий» вступил в строй уже во флот новой России, став его флагманом.

Берега же Отечества с 1959 г. защищают ракетные катера и их увеличенная версия — малые ракетные корабли. Сейчас оба класса слились в один, и российские специалисты заявляют о неперспективности их дальнейшего развития, поскольку противокорабельные ракеты уже бьют на 100-200 км, а вот обнаружить на таких дистанциях противника без вертолета нереально. Поэтому в новой России этот класс заменяется корветами. Однако за Советским Союзом навсегда закреплено первенство в создании и применении ракетных катеров.

Палубные штурмовики Як-38 взлетают с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Новороссийск»
Палубные штурмовики Як-38 взлетают с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Новороссийск»

Морская авиация

Советская морская авиация прошла трудный путь становления и развития. Сначала она очень долгое время была береговой, затем на палубах кораблей прописались противолодочные и поисково-спасательные вертолеты Ка-25 и Ка-28. В середине 1970-х гг. появилась палубная авиация в лице знаменитых «ромбов» — корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки Як-38М. Специалисты часто критикуют эти самолеты за сложность конструкции, малую дальность полета, слабое вооружение и т. д. Но это были первенцы самолетного вооружения кораблей, которые по определению не могут быть совершенными. Лишь в конце 1980-х гг. прошли успешные испытания и были приняты на вооружение палубные модификации знаменитых советских истребителей МиГ-29 и Су-27.

Крейсер с ударным ракетным вооружением «Грозный» (проект 58)
Первый в истории крейсер с ударным ракетным вооружением «Грозный» (проект 58)
Су-33 — первый российский палубный истребитель
Су-33 — первый российский палубный истребитель

Однако куда большее значение в ВМФ СССР имела авиация берегового базирования — противолодочная и морская ракетоносная. Первая была представлена «Чайками» — самолетами-амфибиями Бе-12, базовыми противолодочными и патрульными самолетами среднего радиуса действия Ил-38 и дальними противолодочниками Ту-142, не имевшими мировых аналогов.

Основу морской ракетоносной авиации, лица советской ударной мощи флота, больше 30 лет составляли различные модификации знаменитого Ту-16 (это были не только ракетоносцы, но и торпедоносцы, самолеты-заправщики, постановщики помех, разведчики, спасатели). Немногочисленные, но внешне очень красивые сверхзвуковые Ту-22 заменить прославленных универсалов Ту-16 так и не смогли. Лишь в конце 1970-х гг. морские ракетоносные полки стали пополняться бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-22М2 и М3 — знаменитыми «Бэкфайрами», которые были названы так с легкой руки специалистами НАТО (с англ. — «встречный огонь») и прижились неофициально в советском флоте.

Бе-12 на патрулировании
Бе-12 на патрулировании
Ракетоносец Ту-22, прозванный натовцами «Слепец» (Blinder)
Ракетоносец Ту-22, прозванный натовцами «Слепец» (Blinder)

«Тим Уорк-64»

В сентябре 1964 г. Объединенные ВМС стран НАТО проводили в Северной Атлантике масштабные учения «Тим Уорк-64»: 51 боевой корабль в составе 2 авианосных ударных групп отрабатывал прорыв завесы советских атомных подводных лодок и нанесение ядерного удара по береговым объектам с последующей высадкой морского десанта. Разумеется, в качестве потенциальной цели обозначалась территория СССР.

Когда у Ньюфаундленда эскадра отрабатывала прорыв, она была обнаружена советскими дальними самолетами-разведчиками Ту-95РЦ. Случилось это 13 сентября. Через неделю уже флотские разведчики Ту-16Р заметили силы НАТО южнее Исландии в момент, когда обе авианосные группы соединились и на полной скорости стали идти на северо-восток — в сторону советских берегов.

Первый советский бомбардировщик-ракетоносец Ту-16К
Первый советский бомбардировщик-ракетоносец Ту-16К

Тогда командование 5-й Морской ракетоносной авиационной дивизии Северного флота решило провести свои учения. Исполняющий обязанности командующего авиации флота, советский адмирал Г. М. Егоров (будущий командующий Краснознаменным Северным флотом) дал добро, и 21 сентября, во второй половине дня, более 30 ракетоносцев Ту-16К-10 в обеспечении самолетов разведки Т-16Р, постановки помех Ту-16РР и указателей целей Ту-16РЦ поднялись в воздух. Проведя несколько часов над океаном, самолеты разделились на 3 группы, ушли на малые высоты и условно атаковали корабли противника с разных направлений, сблизившись с ними на дальность ракетного пуска 160 км. Моряки НАТО обнаружили самолеты, когда их корабли были уже облучены радарами так и не выпущенных ракет.

Учения «Тим Уорк-64» провалились, а в США с ужасом поняли: при правильной организации авиационного удара они не в состоянии не то что противодействовать уже выпущенным советским крылатым ракетам, но и своевременно засечь морские ракетоносцы. Значит, маршруты движения судов, зоны проведения учений и навигационное обеспечение своих флотов надо менять. Это вылилось в огромные средства, которые, как выяснилось позже, были потрачены зря.

Морская пехота

Рассказ о послевоенном советском флоте был бы неполон без его маленькой, но самой боевой составляющей — морской пехоты, история которой волнообразна. При Сталине ее попытались сделать очень сильной береговой структурой флота, которая могла бы и базы свои защитить, и на вражеском побережье плацдарм успешно захватить. Потому к 1953 г. советская морская пехота насчитывала 1 дивизию, 4 бригады, 1 полк и 11 отдельных батальонов, а также 2 танковых и 15 пулеметных батальонов.

Советский морской пехотинец Краснознаменного Тихоокеанского флота на посту. 1974. Владивосток
Советский морской пехотинец Краснознаменного Тихоокеанского флота на посту. 1974. Владивосток

При Хрущёве она была ликвидирована. Считалось, что в условиях глобальной ядерной войны будет не до морского десанта. Однако уже в середине 1960-х гг. пришло понимание того, что ядерной войны может и не быть, а иметь хорошо подготовленные подразделения, которые на кораблях можно доставить в любую точку планеты и высадить на любое побережье с надеждой на выполнение поставленных задач, необходимо. Особенно ясно это стало в октябре 1973 г.

Тогда Израиль в четвертый раз воевал с Египтом и Сирией, которые были в то время союзниками СССР. Оправившись после первых поражений, Армия обороны Израиля перешла в контрнаступление. Возникла реальная угроза поражения Египта. Тогда на корабли 5-й советской оперативной эскадры, действовавшей в Средиземном море, пришел приказ выделить с каждого корабля по взводу или роте моряков с целью высадки в Египте и защиты страны от «израильского агрессора». К счастью, война закончилась до его исполнения.

Выводы были сделаны быстро, на 3 флотах создали по бригаде морской пехоты, а на Краснознаменном Тихоокеанском — 55-ю дивизию. Кроме того, сформировали морские разведывательные пункты — секретный и прекрасно подготовленный морской спецназ. Специалисты НАТО очень высоко оценивали советскую морскую пехоту, считая ее самой профессиональной и сильной частью Вооруженных сил СССР. В 1977 г. было доказано, что она лучшая из лучших.

Эвакуация советских граждан из Сомали

В 1977 г. армия государства Сомали, которое было с 1964 г. союзником СССР, напала на соседнюю Эфиопию, тоже советского партнера (с 1974 г.). Не вдаваясь в подробности этого во многом бессмысленного конфликта, в котором правительство СССР и Кубы поддержало по до сих пор не ясным причинам Эфиопию, отметим следующее. Разозленный такой предательской позицией советского руководства, президент Сомали Сиад Барре (в разговоре с Л. И. Брежневым цитировал А. С. Пушкина) разорвал 13 ноября все отношения с СССР и потребовал от 2000 советских специалистов и советников в течение 3 дней покинуть страну. Столь короткие сроки объяснялись просто — Барре стремился сохранить построенную Советским Союзом для своих же кораблей и атомных подводных лодок базу в Бербере, поскольку за 3 дня эвакуировать ее было нереально.

В столицу Сомали Могадишо из Берберы на следующий день пришел большой десантный корабль Краснознаменного Тихоокеанского флота БДК-80 «50 лет шефства ВЛКСМ» с целью эвакуации советских и кубинских граждан (последним дали лишь сутки). Местные власти попытались не допустить заход корабля в порт. Тогда на берег на танках и бронетранспортерах с артиллерией высадился батальон морской пехоты. Это вызвало шок у местных военных, и тихоокеанские морские пехотинцы быстро, как на учении, эвакуировали на свой корабль советских и кубинских граждан, а заодно демонтировали часть оборудования на построенных СССР и Кубой объектах. Прихватив с собой плавучие мастерскую и док, корабль ушел в Аден, откуда советские граждане самолетами были доставлены на Родину.

Достоинства и недостатки ВМФ СССР

К началу 1991 г. Военно-морской флот Советского Союза достиг зенита своего могущества. По численности и боевой мощи он находился на втором месте в мире после ВМС США, хотя по ряду параметров занимал лидирующие позиции. ВМФ СССР обладал крупнейшим подводным флотом и флотом кораблей и катеров с динамическими принципами поддержания над водой. Советская морская ракетоносная авиация, вооруженная уникальными сверхзвуковыми тяжелыми ракетами, была непревзойденной — ее соединения могли потопить все, что плавает, практически в любой точке Мирового океана.

Средний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М (уже в раскраске ВВС России)
Основа советской морской ракетоносной авиации — средний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М (уже в раскраске ВВС России). Даже по современным меркам сбить такой самолет практически невозможно

Технологии, которые применялись в строительстве советских кораблей, катеров, самолетов и их оружия, по своим характеристикам и сейчас оставляют многие западные аналоги далеко позади.

ВМФ СССР имел и существенные недостатки. Во-первых, он был несбалансированным по своему составу. Так, на 285 подводных лодок приходилось всего 140 боевых надводных кораблей основных классов, то есть в соотношении 1:0,40 (для сравнения: ВМС США — 1:1,5; Великобритания —1:1,76). Несмотря на то что советские субмарины ходили быстрее и погружались глубже, в случае большой войны они вынуждены были бы действовать абсолютно самостоятельно, без прикрытия иных сил флота.

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 («Зубр») на 7-м Международном военно-морском салоне в СанктПетербурге. 5 июля 2015 г.
Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 («Зубр») на 7-м Международном военно-морском салоне в СанктПетербурге. 5 июля 2015 г. В СССР вкладывались огромные средства в создание кораблей с динамическими принципами поддержания над водой, в частности на воздушной подушке. Спустя четверть века советские технологии в этой области и соответствующие проекты кораблей остаются непревзойденными

Во-вторых, извечной была проблема указания целей, от которой зависел успех в будущей войне. Противокорабельные ракеты «Гранит» и «Базальт», не имеющие аналогов за рубежом и развивающие скорость в 3 раза большую, чем у звука, били на расстоянии 500 км, а их носители, ракетные крейсеры и атомные подводные лодки, могли обнаружить противника в лучшем случае на половине этой дистанции.

Еще одним недостатком, причем самым главным, была система базирования. В 1970-1980-х гг. советский флот интенсивно пополнялся новыми кораблями, катерами и вспомогательными судами, которые не обеспечивались соответствующей инфраструктурой и ремонтной базой. В результате даже прекрасные авианесущие крейсеры типа «Киев» вынуждены были в своих базах на Севере и Тихом океане стоять под работающим котлом, что резко уменьшало ресурс всей энергетики огромных и сложных кораблей, ремонтировать которые можно было лишь там, где они строились, — в Николаеве. Потому флот долгое время сохранял в своем составе боевые корабли постройки 1950-1960-х гг., значительно устаревшие, но простые по конструкции и надежные в эксплуатации.

Атомная подводная лодка К-222 проекта 661
Самая быстрая в истории человечества советская атомная подводная лодка К-222 проекта 661. Ей принадлежит рекорд подводной скорости хода — 44,9 узла
Большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников» типа «Удалой»
Большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников» типа «Удалой»

Собственно говоря, конструкции новейших кораблей также были далеки от совершенства. Так, знаменитые и, наверное, лучшие в мире даже сейчас эскадренные миноносцы типа «Современный» оснащались котлотурбинной энергетической установкой, которая требовала качественной системы обслуживания и подготовки даже котельной воды, что в реальных условиях обеспечить удавалось далеко не всегда. На их противолодочных аналогах, больших противолодочных кораблях типа «Удалой», долгое время не удавалось довести до ума прекрасный по возможностям зенитно-ракетный комплекс «Кинжал», в результате чего практически десятилетие корабли этого типа были плохо защищены от воздушного противника. Таким образом, вопрос о массовом списании значительного числа боевых и вспомогательных единиц ВМФ СССР встал еще до распада Советского Союза.




Поделиться ссылкой