Торпедные катера — морская кавалерия

Изобретение самодвижущейся торпеды (от лат. «torpedo» — «электрический скат») сильно повлияло на развитие миноносных лодок. Возможность запускать в противника боевой снаряд с дистанции, не сближаясь вплотную, полностью изменила их конструкцию.

Первая мировая война. Бой немецких торпедных катеров с английскими кораблями
Первая мировая война. Бой немецких торпедных катеров с английскими кораблями, 31 мая 1916 года. Картина немецкого художника Вилли Штёвера

Торпеда — это самодвижущийся, самонаводящийся подводный снаряд сигарообразной формы, в головной части которого помещена взрывчатка. Самодвижущаяся торпеда бы ла изобретена Р. Уайтхедом в 1866 г.

13 января 1878 г. катера «Чесма» и «Синоп» с первой же атаки потопили торпедами турецкий вооруженный пароход, стоявший на рейде Батума. Отныне все катера строились в основном в расчете на применение самодвижущихся торпед. Эти новые боевые корабли, торпедные катера, можно сравнить с кавалерией. Их атаки стремительны, успех боя чаще всего решается с одного внезапного удара, а вот повторные атаки чаще не так эффективны.

Итальянский катер MAS 15
Итальянский катер MAS 15

Свои проекты подобных судов разработали также конструкторы США, Великобритании, Германии и Австро-Венгрии. Англичане сделали ставку на малые скоростные торпедные катера, которые именовали катерами береговой охраны.

Было выпущено несколько серий таких катеров с корпусами длиной 12, 17 и 21 м. Катера вооружались пулеметами и малокалиберными пушками, одной-двумя торпедами в кормовом желобе. На некоторых катерах размещали глубинные бомбы для борьбы с подводными лодками.

Британские матросы заряжают пусковую установку торпедой
Британские матросы заряжают пусковую установку торпедой

В годы Первой мировой войны английские торпедные катера выполняли в основном задачи по патрулированию прибрежных вод. Максимально результативно действовали подразделения итальянских торпедных катеров серии MAS (противолодочные моторные катера). Они вооружались глубинными бомбами или торпедами, а также 57-мм пушками и пулеметами. Операции против австрийских конвоев и портов итальянцы проводили группами по 2—3 катера MAS в сопровождении эсминцев.

Английский торпедный катер береговой охраны
Английский торпедный катер береговой охраны

Первую успешную атаку итальянские катера MAS 5 и MAS 7 совершили в ночь на 7 июня 1916 г., потопив на рейде австрийского порта Дураццо пароход «Локрум». В ночь на 10 декабря 1917 г. в бухте Триест катер MAS 9 отправил на дно австрийский броненосец «Вена». 10 июня 1918 г. катер MAS 15 торпедировал австрийский дредноут «Святой Инггван».

Апофеозом боевой деятельности итальянского флота торпедных катеров должен был стать рейд на австрийскую базу Пола, запланированный на октябрь-ноябрь 1918 г. В атаке должны были участвовать 40 (!) катеров. Но окончание боевых действий не позволило осуществить этот уникальный рейд.

Палубный торпедный аппарат с пневматическим запуском торпед
Палубный торпедный аппарат с пневматическим запуском торпед. Подобное орудие устанавливалось на первых катерах и эсминцах

Торпедные катера Второй мировой войны

В период между двумя мировыми войнами торпедные катера разрабатывались и серийно выпускались только в Италии, СССР и Германии. Увлечение итальянских моряков подобными судами вполне понятно: с их помощью они добились в Первой мировой войне значительных успехов. Поэтому в 1920-х гг., учитывая опыт минувшей войны, итальянские фирмы разработали несколько усовершенствованных проектов торпедных катеров.

Германский катер «Шнельбот» атакуют

Фирма «Баглиетто» сконструировала 22-т катер MAS 500, который развивал наибольшую скорость хода 42 узла и был вооружен одним 13,2-мм пулеметом и двумя 450-мм торпедами. Этот катер стал основой флотилий торпедных катеров итальянского флота. С 1936 по 1937 г. была изготовлена первая серия таких катеров в количестве 24 единиц. Три последующие серии включали в общей сложности 48 подобных кораблей.

Производство торпедных катеров в Германии отчасти можно объяснить стремлением компенсировать нехватку крупных боевых кораблей, которая была обусловлена Версальским договором.

Торпедные катера типа Г-5 у причала советского порта

Первые германские торпедные катера типа S1 и S2 (S — сокр. от «Schnellboot» — «быстроходный катер») имели сравнительно большое водоизмещение (51,6 и 58,0 т соответственно). Кроме двух 500-мм торпед они были вооружены 20-мм автоматической пушкой. Благодаря исключительно удачной форме корпуса и мощным двигателям (900 и 1100 л. с.) они могли развивать в штормовом море скорость до 34 узлов. Всего в годы войны в Германии было построено 210 торпедных катеров.

Первые советские торпедные катера разрабатывались в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) под руководством авиаконструктора А. Туполева.

В 1928 г. ЦАГИ начал работу над созданием нового катера Г-5. При водоизмещении 17 т он имел на вооружении две 533-мм торпеды, 2 пулемета и мог нести 4 мины. Два двигателя суммарной мощностью 2000 л. с. обеспечивали скорость до 56 узлов. Именно эти катера в предвоенные годы составили основу соединений малых кораблей нашего флота и широко применялись в Великую Отечественную войну.

Итальянский катер MAS 505 с торпедой на борту
Итальянский катер MAS 505 с торпедой на борту

В общей сложности в составе ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны насчитывалось 269 торпедных катеров — больше, чем у флотов всех остальных стран вместе взятых.

Наибольших успехов в период Второй мировой войны добились германские катера. Они потопили 101 грузовое судно общим тоннажем 214 728 т, что почти в пять (!) раз превышало тоннаж флота СССР (42 200 т).

Пулемет «Бреда» калибра 13,2 мм
Пулемет «Бреда» калибра 13,2 мм устанавливался на итальянские катера



Поделиться ссылкой