Военно-морские флоты в Эпоху Географических открытий

Стараниями морских разбойников на морях и океанах с XVI по XIX в. кипели боевые действия. В то время экономика европейских стран с заморскими владениями зависела от морской торговли, а её требовалось защищать. Для этого были нужны мощные военные флоты. Первый регулярный военный флот, постройка которого финансировалась государством, принадлежал североевропейскому торговому союзу – Ганзе. Другие страны до начала эпохи Великих географических открытий не уделяли должного внимания военному кораблестроению, полагаясь на пиратов и каперов.

Бригантина
Бригантина

Небольшие корабли, одномачтовые флейты, гукеры, шлюпы и авизо, двухмачтовые бриги и бригантины, обладали отличной скоростью хода и маневренностью. Все они именовались лёгкими силами. Их основной задачей была разведка и доставка срочных депеш. Корабли лёгких сил несли и лёгкое вооружение: небольшие скорострельные пушки располагались на верхней палубе на лёгких станках – вертлюгах, обеспечивавших быстрый перенос огня с одной цели на другую. Крупные шлюпы и бриги иногда имели одну закрытую палубу, где располагались тяжёлые пушки на колёсных лафетах, которые вели огонь сквозь квадратные люки в бортах – портики. Эта палуба именовалась батарейной.

Пинасс
Пинасс

Рангом выше стояли маневренные силы флота, состоявшие из трёхмачтовых пинассов, а позже – из фрегатов с прямым и косым парусным вооружением. Их задачей была охота за вражескими торговыми и каперскими судами, эскортирование «купцов», а также бой в составе главных сил эскадры. Фрегаты имели одну-две батарейные палубы и часть артиллерии, размещённой на верхней палубе. Главные силы военного флота состояли из могучих мэноваров, или линейных кораблей. Такая плавучая крепость именовалась «бэттлшип» («боевой корабль»). Русский термин «линейный корабль» происходит от боевого построения главных сил в линию, то есть в кильватер. Мэновары имели 3–4 мачты и 2–4 батарейные палубы. На больших кораблях устанавливали огромное число орудий, потому что старинная дульнозарядная пушка была громоздким сооружением, она медленно перезаряжалась, целиться и стрелять из такого орудия было нелегко.

Корабли военноморского флота, созданного Петром Великим
Корабли военноморского флота, созданного Петром Великим: фрегат «Ингерманланд» (слева) и линейный корабль «Гото Предестинация» (справа)
Построенные из отличного дерева, боевые корабли при счастливом раскладе служили более полутора столетий. Соединение боевых кораблей называется эскадрой, командует им адмирал, держащий флаг на флагманском корабле.

Битва при Лепанто

Средиземное море представляло собой арену, где причудливо переплетались интересы различных стран и сообществ: Венеции, Генуи, Испании, Турции, магрибских пиратских вольниц... И вот 7 октября 1571 г. в Ионическом море произошло самое крупное и кровавое столкновение гребных флотов в истории – турецкого и объединённого флота Священной лиги, военного союза, в который вошли венецианцы и итальянцы. Это сражение получило название битвы при Лепанто. На стороне турок и магрибских пиратов в нём приняло участие 275 галер, на стороне Лиги – около 300 галер и крупных галеасов. Венеция выставила 108 галер и 6 громадных галеасов. На одном из них, «Сфинксе», держал флаг главнокомандующий объединённым флотом дон Хуан Австрийский. Турками командовал адмирал Али-паша. Сначала стороны не знали расположения друг друга, флот Лиги подошёл к месту боя в заливе Патраикос на вёслах и первым обнаружил турок, на кораблях которых были подняты паруса. Армады начали боевые перестроения на вёслах, образовав два противоборствующих центральных «кулака», прикрытых с флангов развёрнутыми во фронт лёгкими силами. Союзники выдвинули тихоходные галеасы вперёд и встретили врага единым фронтом. Турецкие галеасы к началу боя отстали от лёгких галер и не смогли прикрыть их огнём. Левое крыло флота лиги отстало в наступлении, и турки окружили его. Командир фланга Барбариго принял абордажный бой и вышел из него победителем.

Сражение при Лепанто
Сражение при Лепанто

Сражение переросло в ряд схваток между кораблями: флагманский галеас христиан «Сфинкс» сцепился в абордаже с галерой турецкого флотоводца Али-паши. Турецкий адмирал погиб, разорванный пушечным ядром, и лишившиеся командования османы дрогнули. Тем не менее при отступлении командир левого фланга турок Улудж Али захватил флагманскую мальтийскую галеру. Турецкий флот, хуже вооружённый и организованный, потерпел поражение, потеряв 224 корабля. Из пиратского плена Священная лига вызволила более 12 тыс. христианских гребцов. Погибло более 15 тыс. турок. Потери лиги были вдвое меньше. Крупнейшее морское сражение XVI в., битва при Лепанто, подорвало могущество Османской империи. Битва при Лепанто стала последним в истории крупным сражением галерных флотов.

В сражении при Лепанто был дважды ранен Мигель де Сервантес, будущий знаменитый испанский писатель, автор одного из величайших произведений мировой литературы – романа «Дон Кихот». Пушка
Мигель де Сервантес
Мигель де Сервантес

Разгром Непобедимой армады

Опыт морских войн показывает, что побеждает в бою тот флотоводец, который лучше знает сильные и слабые стороны своих и вражеских кораблей, умело использует свои знания на практике и постоянно управляет своими силами, нападая на неприятеля там, где тот меньше всего ожидает удара. В 1587 г. испанский король Филипп II, разгневанный набегами британских флибустьеров, решил объявить Англии войну. В испанских портах стал собираться громадный боевой флот. Его прозвали «великой и самой счастливой армадой». В её состав вошло более 130 тяжёлых галеонов и галеасов. Командование Непобедимой армадой принял на себя герцог Медина-Седония, не имевший опыта флотоводца. Армада представляла собой сборище кораблей, командовать которым было очень трудно.

Пушка с ядрами
Пушка с ядрами

Планы испанцев стали известны англичанам. Британский флот состоял из небольших, быстроходных и маневренных каперских галеонов, многочисленных рыболовных судов, получивших лёгкое вооружение, а также голландских кораблей. Голландия находилась под испанским владычеством, её суда нашли в Англии приют. Имелись также брандеры («поджигатели») – небольшие корабли с минимальным экипажем, под завязку набитые порохом. Задачей брандера было сблизиться с вражеским кораблём, после чего экипаж направлял брандер на курс, ведущий к столкновению, поджигал фитили и прыгал за борт. Брандер врезался в неприятеля и взрывался, поджигая или сразу отправляя того ко дну. Командовать флотом был назначен адмирал сэр Фрэнсис Дрейк.

Точная копия флагманского корабля Ф. Дрейка «Золотая лань»
Точная копия флагманского корабля Ф. Дрейка «Золотая лань»

В апреле 1587 г., напав на испанский порт Кадис, где готовились к походу 60 кораблей испанцев, Дрейк нанёс армаде упреждающий удар. Британцы сумели сжечь половину испанских судов, несколько кораблей захватили и увели с собой. Этот смелый рейд отсрочил выход армады в море на целый год, дав англичанам время для подготовки к бою.

Армада приблизилась к английским берегам у мыса Гравелин в Ла-Манше 29 июля 1588 г. Медина-Седония отдал приказ развернуть корабли в боевой порядок. 80 английских кораблей под командованием герцога Г. Эффингемского и Ф. Дрейка приблизились к армаде с тыла, заставив испанцев сломать строй. Атаковали британцы слаженно: Дрейк – левое крыло строя армады, Говард – правое. Понеся ощутимые потери, Медина-Седония отказался от плана высадить в Британии десант и принял решение отступать на восток и ожидать подхода резервов. Ночью англичане пустили в ход брандеры. В результате много испанских кораблей было сожжено. Медина-Седония побоялся ещё одной встречи с англичанами. Он принял решение возвращаться домой, обогнув Британию с севера. Армада рассеялась по Бискайскому заливу, Ла-Маншу и Северному морю. Разгром её довершил шторм. В Испанию вернулось 50 кораблей. Погибло более 20 тыс. испанцев.

Фрэнсис Дрейк
Фрэнсис Дрейк
За самоуверенность, трусость и бездарность командования армады испанские моряки и сол даты морской пехоты заплатили страшную цену. Гибель военного флота надолго подорвала военную и экономическую мощь Испании.



Поделиться ссылкой