Лондонский метрополитен

В середине XIX в. население Лондона достигло 2 млн человек, и ещё тысячи рабочих приезжали по железным дорогам из пригородов и добирались до заводов и фабрик на омнибусах и кебах. Плотная застройка не позволяла связать железной дорогой пригородные вокзалы с центром города, и на лондонских улицах появились транспортные «пробки». Для решения проблемы в 1863 г. в Лондоне построили первую в мире подземную железную дорогу — метрополитен, связавший пригородные станции с центром.

Лондонский метрополитен

История подземелий

Историю подземного строительства можно вести от землянок доисторического человека. Размахом подземных сооружений поражают древние цивилизации: многоэтажные лабиринты египетских пирамид, водоводные галереи древнего государства Урарту, греческих и римских городов, римские катакомбы и дорожные тоннели в горах, подземные храмы Индии. В Средние века хитроумные подземные ходы стали непременным атрибутом замков и крепостей. Их строили в основном для военных целей, чтобы совершать тайные вылазки в случае осады. Искусство осады включало в себя умение проделывать мины — подкопы под стены с целью обрушения, а позднее для закладки взрывчатки, которую также стали называть «миной». Некоторые подземелья строились как тайные ходы сообщения. Считается, что при Иване III под Московским Кремлём возник тайный поземный город с дорогами, ведущими в разные концы столицы.

В Новое время все военные крепости снабжались защищёнными подземными коммуникациями, долговременными убежищами, хранилищами боеприпасов, воды и продуктов. Тоннельное строительство приобрело широкие масштабы с появлением железных дорог. В 1867 г. Альфред Нобель запатентовал динамит — взрывчатку на основе жидкого нитроглицерина (соединения спирта глицерина с азотной кислотой). Динамит в военных целях не использовался — им подрывали скалы при строительстве тоннелей в горах.

Первая линия

В 1855 г. английский парламент принял решение провести в восточной, промышленной, части Лондона подземную железнодорожную линию, связав вокзал Паддингтон со станцией Фаррингдон. Строительные работы начались в 1860 г. и велись траншейным способом. По линии дороги рыли широкий ров глубиной 10 м, на дно рва клали рельсы, сверху возводили кирпичный свод и засыпали конструкцию. При таком методе на маршруте метро сносили все постройки и перекрывали улицы. Когда строительство закончилось, улицы восстановили, на месте снесённых зданий построили новые, а Лондон получил подземку с 7 станциями длиной 6 км. Железнодорожная компания «Грейт Вестерн Рейлвей» сделала для неё специальные паровозы и вагоны. Паровозы задымляли плохо вентилируемые тоннели так, что пассажиры задыхались, но это неудобство искупалось быстротой и дешевизной нового вида транспорта. Каждый день в метро ездили около 26 тыс. человек, и за 1863 г. число перевезённых пассажиров достигло 9,5 млн.

Первая линия лондонского метро. 1863 г.
Первая линия лондонского метро. 1863 г.

Строить, не ломая

До 1884 г. в Лондоне траншейным способом построили ещё 2 линии метро, а потом, чтобы не повреждать наземные сооружения, стали пользоваться проходческим щитом. Этот щит был придуман в 1818 г. французским эмигрантом инженером Марком Брюнелем и успешно применён в 1825-1843 гг. при строительстве тоннеля под рекой Темзой. Огромную чугунную трубу под землёй гидравлическими домкратами вдавливали в грунт и выгребали из него взрезанную породу. Щит поддерживал толщу земли над строящимся тоннелем, препятствуя его обрушению, оберегая и землекопов, и наземные строения над тоннелем, а также облегчая возведение кирпичного свода.

Траншейный способ прокладки тоннеля лондонского метро в 1863 — 1884 гг.
Траншейный способ прокладки тоннеля лондонского метро в 1863 — 1884 гг.
Современный проходческий щит
Современный проходческий щит

В 1890 г. с помощью проходческого щита в Лондоне была построена первая линия глубокого заложения. Все работы велись под землёй и не мешали городской жизни. По этой линии пустили электрические локомотивы, вытеснившие из подземки дымные паровозы. К 1907 г. в Лондоне работали уже 8 линий метро, ещё 3 линии появились во второй половине XX в.

Развитие идеи

Ливерпуль — в 1893 г., Будапешт — в 1896 г., Бостон — в 1897 г., Париж — в 1900 г., Берлин — в 1902 г., Буэнос — Айрес — в 1913 г., Сан — Франциско — в 1918 г., Мадрид — в 1924 г., Токио — в 1927 г., Стокгольм — в 1933 г. В Москве строительство метро задержали войны и революции первой четверти XX в. В 1931 г., когда страна оправилась от разрухи, в столице заложили первую шахту метро, а 15 мая 1935 г. пустили первую линию с 10 станциями между «Сокольниками» и «Парком культуры». Московские метростроевцы использовали для укрепления стен тоннеля не кирпичную обкладку, а бетон.

Станция метро «Бейкер — стрит», восстановленная в первоначальном виде. 1863 г.
Станция метро «Бейкер — стрит», восстановленная в первоначальном виде. 1863 г.

Во всём мире станции метро — это платформы в невзрачных тоннелях. Московское метро, по решению И.В. Сталина, строилось как галерея подземных дворцов для народа. Станции отделывались мрамором и богато украшались. В Москве и по сей день жива традиция строительства красивых станций метро.




Поделиться ссылкой