Пароход Фултона

Водный транспорт кроме силы гребцов знал только один двигатель — парус, преобразующий энергию ветра в механическую работу — передвижение судна. На морях под парусами ходили и по ветру, и против него — галсами. Но на реках, в ограниченном пространстве русла, ход галсами не везде был возможен. В ряде мест единственным способом движения судов был волок — суда тянули животные или бурлаки. Поэтому речным судам был особенно необходим новый тип двигателя. Первый успешный речной корабль на паровом двигателе — пароход «Клермонт» — создал Роберт Фултон в 1807 г.

Модель первой паровой лодки Фитча «Персеверанс»
Модель первой паровой лодки Фитча «Персеверанс». Коромысло (1) двухцилиндровой (2) паровой машины раскручивало 2 вала с рабочими колёсами (3). К каждому колесу крепился кривошипно — шатунный механизм с 3 вёслами. Кривошипы передних (4) и задних (5) колёс поочерёдно поднимали прикреплённые к ним вёсла (6) так, что они по очереди загребали воду, продвигая судно

Короткий путь Пироскафа

В 1783 г. маркиз д'Аббан испытал первое в мире судно на паровом двигателе — небольшую паровую лодку пироскаф (от греч. «пиро» — огонь, «скафос» — судно). Движителем пироскафа служили два гребных колеса, вращаемых горизонтальной одноцилиндровой паровой машиной. Гребные колёса, которые потом стали неотъемлемой чертой ранних пароходов, были устроены по принципу водяных мельничных колёс, а их лопасти играли роль вёсел. На испытаниях пироскаф д'Аббана прошёл всего 365 м со скоростью 1,5 км/ч и сломался.

Три лодки Фитча

Следующую попытку создать пароход предпринял американец Джон Фитч в 1787 г. Он сам сконструировал двухцилиндровый паровой двигатель для приведения в движение 12 бортовых вёсел. Вёсельная паровая лодка Фитча «Персеверанс» («Настойчивость») двигалась со скоростью пешехода, но шла исправно, и Фитч занялся усовершенствованием конструкции. В 1790 г. он создал 18-метровую лодку с движителем, подобным утиным лапам. Большие гребные лопасти он расположил за кормой (сзади), и они толкали судно вперёд со скоростью около 10 км/ч.

Второй пароход Фитча. 1790 г.
Второй пароход Фитча. 1790 г. Коромысло (1) двухцилиндровой (2) паровой машины раскручивало 2 рабочих колеса (3), которые с помощью кривошипов (4) двигали вперёд, и вверх, и назад, и вниз раму (5) с 3 гребными лопастями (6), которые загребали воду подобно утиным лапам.

Всё лето 1790 г. лодка Фитча курсировала по реке между Филадельфией и Берлингтоном, перевозя до 30 пассажиров за рейс. Но коммерческие просчёты не дали Фитчу развить дело. Свою последнюю паровую лодку Фитч спустил на воду за год до своей смерти, в 1797 г. В этой лодке он опробовал в качестве движителя гребной винт, который действовал по принципу архимедова винта, «наматывая» воду на лопасти и отталкиваясь от неё. Через полстолетия такие типы движителей будут устанавливаться на всех пароходах, а позднее займут своё место на теплоходах и даже на самолётах.

Движитель — устройство, преобразующее энергию двигателя в полезную работу по перемещению транспортного средства.

«Клермонт» на гудзоне

Первого коммерческого успеха добился пароход «Клермонт» американского изобретателя Роберта Фултона. В 1807 г. это судно длиной 43 м было спущено на реку Гудзон. Двигателем «Клермонта» стала закупленная в Англии одноцилиндровая паровая машина Уатта, а передаточный механизм и большое гребное колесо Фултон спроектировал и построил сам. «Клермонт» успешно выдержал испытания, пройдя по реке со скоростью 9 км/ч. По свидетельству самого Фултона, «Клермонт», обогнав все попутные лодки и шхуны, доказал пригодность силы пара для движения кораблей.

Пароход «Клермонт» на реке Гудзон. 1807 г. Открытка начала XX в.
Пароход «Клермонт» на реке Гудзон. 1807 г. Открытка начала XX в.
Схема устройства двигателя парохода «Клермонт»
Схема устройства двигателя парохода «Клермонт» Шток (1) поршня цилиндра (2) паровой машины поднимал и опускал по направляющим (3) железный брус (4) с шатунами (5), соединёнными с треугольными чугунными балансирами (6). Вершины балансиров (7) толкали вперёд и оттягивали назад соединённые с ними кривошипно — шатунные механизмы (8), раскручивавшие маховики (9). Маховики через зубчатую передачу (10) передавали вращение валу (11), на который были насажены два гребных колеса (12) диаметрами 3 м.

Развитие идеи

Во время англо — американской войны 1812 — 1815 гг. Фултон построил также первый военный пароход «Демологос», спущенный на воду в 1814 г. для защиты гавани Нью — Йорка. Единственное гребное колесо «Демологоса» располагалось в центре палубы, защищённое корпусом корабля от вражеского огня. 16 тяжёлых орудий по бортам превратили «Демологос» в передвижную артиллерийскую батарею. Первый в мире морской пароход «Саванна» был также построен американцами.

Первый морской пароход — паруснопаровое почтовое судно «Саванна». 1819 г.
Первый морской пароход — паруснопаровое почтовое судно «Саванна». 1819 г.

«Саванна» задумывалась как парусный корабль, но в ходе постройки владельцы решили снабдить её ещё и паровым двигателем. В 1819 г. «Саванна» пересекла Атлантический океан, но на колёсный ход она переходила лишь изредка, а шла в основном под парусами, при этом её гребные колёса складывались, чтобы не замедлять ход. По такому принципу строились все первые пароходы — и гражданские, и военные. В 1838 г. английский фермер Френсис Смит построил пароход «Архимед» с гребным винтом, положив начало внедрению более быстрых и манёвренных винтовых пароходов, к концу XIX в. вытеснивших пароходы с гребными колёсами. У крупнейшего в истории парохода «Титаник» (длина 269 м, ширина 28 м, водоизмещение 52 000 т), спущенного на воду в 1912 г., было 3 гребных винта. Боковые винты диаметрами 7,2 м приводились в движение двумя паровыми машинами высокого давления, а турбина низкого давления вращала средний винт поменьше. Корпус «Титаника» был изготовлен из листовой стали, на его борту находились примерно 2200 пассажиров и членов команды. Однако в первом же рейсе «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул, унеся около 1500 жизней.

Гибель «Титаника» стала одной из величайших катастроф в истории.




Поделиться ссылкой