До начала Первой мировой войны автомобили были редкостью и в гражданской жизни, и в армии. Дорогие, сложные в обслуживании, требующие хороших дорог, машины не могли заменить лошадь в военных условиях, несмотря на большую мощность. Но для перевозки многомиллионных армий лошадей оказалось недостаточно, и пришлось задуматься о широком использовании автотранспорта.
Мобилизация гражданского автотранспорта не решила проблемы обеспечения армий. В России, например, смогли набрать лишь 3,5 тыс. легковых и около 500 грузовых машин разных марок – и это на 6,5 млн войск! До войны автомобилестроением занимались в основном мелкие фирмы, выпускавшие всего несколько машин в год. Поэтому быстро увеличить производство автомобилей тоже не удавалось. Поначалу дефицитные автомобили применялись для узкого круга задач. Легковушки перевозили офицеров штабов. Автобусы и грузовики (например, грузовики «Фиат» 15Тер, «Ауди» Typ Ct 14/35 PS Lastwagen, «Холлфорд») переоборудовали в санитарные машины – для быстрой доставки раненых в госпитали, что снизило смертность.
Машины несли и более экзотическую службу. Так, грузовики переделывали в передвижные голубятни для птиц, доставлявших сообщения от разведчиков за линией фронта и передовых частей. Несколько проще было обеспечить войска дешевыми и простыми мотоциклами – в России их называли самокатами. Мотоциклисты чаще всего служили связными. На русско-германском фронте, где велись маневренные бои, на мотоциклы с колясками устанавливали пулеметы, создавая передвижные огневые точки, быстро доставлявшиеся к месту прорыва для усиления обороны.
Автомобильные подразделения поначалу оказались укомплектованы машинами разных фирм и марок. Это усложняло ремонт и обслуживание автотранспорта – для разных машин требовались разные сменные детали и даже разные виды топлива, механикам трудно было разобраться в обилии систем. Для упрощения снабжения надо было обеспечить войска однотипными автомобилями. Справиться с массовым заказом могли только крупные компании, к ним и обратились военные. Получив громадные прибыли от военных заказов, эти компании смогли вложиться в расширение производства и тем сильнее оторваться от конкурентов.
На военных заказах выросли такие гиганты, как «Фиат», «Форд», «Рено», «Мерседес», , и др. Во время войны повсеместно внедряется сборка машин на конвейерах, впервые начатая американской фирмой Г. Форда в 1912 г. Форд добился такой точности изготовления деталей, которая позволяла ставить части от одной машины на другую без дополнительной подгонки. Из таких точных деталей рабочие на конвейере быстро собирали машины. Поэтому легковой «Форд» модели Т и созданный на его основе грузовик модели ТТ стали самыми массовыми машинами своего времени.
Большой проблемой для всех воюющих стран стало обеспечение автомобилей шинами – в полевых условиях колеса часто прокалывались или пробивались осколками. Каучук, из которого делали резину для шин, доставляли из Азии и Южной Америки. Но Германию от каучуковых поставок отрезала морская блокада, и немцы больше других страдали от нехватки шин. Они и нашли оригинальный выход, придумав пружинные шины. Между ободом колеса и внешней защитной лентой устанавливались пружины, смягчавшие тряску при езде. Такие колеса были дороже резиновых, зато им были не страшны осколки и пули.