Бронеавтомобили Первой мировой войны

К началу Первой мировой войны автомобиль представлял собой еще достаточно «молодое» техническое средство, армейское использование которого предполагалось лишь самыми прогрессивно мыслящими военными. Однако с началом войны автомобили, эти дорогие «игрушки» богатых слоев общества, начали мобилизоваться в действующие армии. Первыми, по понятным причинам, «встали в строй» грузовики. Подвоз боеприпасов, продовольствия на передовую, перевозка солдат — с этими задачами грузовые автомобили справлялись лучше лошадей.

Вскоре потребовалось защищать автомобили от вражеских пуль и осколков снарядов, для чего их стали обвешивать листами брони. Следующим шагом стало рождение нового класса автотехники — специализированных армейских бронеавтомобилей.

Первые бронеавтомобили представляли собой обычные гражданские «легковушки» или грузовики, обвешанные броней. Понятно, что их конструкция была несовершенна: мощности моторов и прочности конструкции ответственных узлов, в особенности подвески и рессор, не хватало для полноценного армейского использования. Впрочем, до конца войны броневикам так и не удалось избавиться от «болезней роста».

Бронеавтомобиль «Ланчестер» (Великобритания)

Бронеавтомобиль «Ланчестер»
Бронеавтомобиль «Ланчестер»

Бронеавтомобиль «Ланчестер» был разработан в самом начале Первой мировой войны фирмой «Lanchester Motor Company». В качестве базы фирма взяла шасси своего легкового автомобиля, выполненного по колесной формуле 4 х 2, т. е. ведущей была задняя ось.

Колеса со спицами конструкторы бронемашины заимствовали у базового легкового автомобиля, однако шины были заполнены эластичным гуссматиком, благодаря чему получили высокую пулестойкость.

При движении по дороге с твердым покрытием машина могла развивать наибольшую скорость 72 км/ч. Топливные баки вмещали 100 л бензина и обеспечивали запас хода по шоссе 320 км (!).

Толщина листов составляла 8 мм. Такая броня обеспечивала надежную защиту от винтовочных пуль и мелких осколков снарядов. Повышению защищенности машины способствовали расположение переднего лобового бронелиста с большим углом наклона, а также сравнительно малая высота бронекорпуса.

На крыше отсека была установлена вращающаяся башня с основным вооружением бронеавтомобиля — 7,7-мм пулеметом системы Виккерса — Максима. Для ведения боя вне машины или стрельбы через амбразуру в задней части башни имелся 7,7-мм ручной пулемет системы Льюиса.

Бронеавтомобили «Ланчестер» зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые боевые машины с хорошей броневой защитой.

Всего фирма-производитель выпустила около 50 своих бронеавтомобилей. Часть из них (примерно 20 единиц) попала в Бельгию, часть — в Россию.

В 1915 г. в Россию были доставлены 20 бронеавтомобилей «Ланчестер». Еще одна большая партия машин этого типа прибыла в январе следующего года в составе британского экспедиционного корпуса Королевской морской воздушной службы (RNAS).

Подразделения экспедиционного корпуса RNAS вели боевые действия на турецком фронте, а также в Румынии и Галиции. После революции войска были эвакуированы в Англию.

Бронированная самоходная установка «Autocannone 102/35 SPA 9000 Ansaldo» (Италия)

Бронированная самоходная установка «Autocannone 102/35 SPA 9000 Ansaldo»
Бронированная самоходная установка «Autocannone 102/35 SPA 9000 Ansaldo»

Сразу после начала Первой мировой войны нейтральная тогда Италия приступила к разработке так называемых «автопушек» — полубронированных грузовиков, на которых устанавливались обычные противоаэростатные орудия. Такие машины можно назвать первыми самоходными артустановками.

Начиная с 1915 по 1917 г. фирмой «Ansaldo» была выпущена партия из 135 «автопушек» под обозначением «Autocannone 102/35 SPA 9000». Основой машины стала ходовая часть грузового автомобиля SPA 9000 с колесной формулой 4x2, разработанная перед войной.

Вместо кузова оборудовалась стрелковая точка зенитного 101,6-мм орудия «Cannone 102/35». Орудие монтировалось на тумбовой установке и закрывалось бронещитом. Теоретический темп стрельбы этого полуавтоматического орудия, разработанного при участии фирм «Schneider» и «Armstrong», составлял 20 выстрелов в минуту — очень даже прилично для своего времени. Стрельба велась двумя основными типами боеприпасов; фугасным снарядом «Ansaldo» массой 13,35 кг или шрапнельной гранатой «Pancani» весом 14,65 кг. Для учебных стрельб использовался практический снаряд.

«Autocannone 102/35 su SPA 90000 принимали участие во всех крупных сражениях, которые велись на итало-австрийском фронте. К моменту неудачной для Италии битвы у Капоретто в строю имелось уже 7 групп батарей, которые в первую очередь использовались как самоходные артустановки. В ходе отступления «автопушки» прикрывали отход своих войск. Последнее массированное применение «Autocannone 102/35 SPA 9000» имело место летом 1918 г. в ходе всеобщего наступления союзных войск по всему Западному фронту.

Бронированный автомобиль «Autocannone 102/35 SPA 9000»
С 1915 по 1917 г. фирма «Ansaldo» выпустила 134 бронированных автомобиля «Autocannone 102/35 SPA 9000»

Бронеавтомобиль Накашидзе (Россия)

Бронеавтомобиль Накашидзе
Бронеавтомобиль Накашидзе

К началу XX в. командование Русской Армии еще не имело «благоприятного решения о применении автомобилей к военным целям».

Выработка «благоприятного решения» могла длиться очень долго, если бы не русско-японская война, продемонстрировавшая огромные боевые возможности пулеметов. Появление же на поле боя подвижных пулеметных установок на шасси автомобилей могло стать важным фактором, решающим исход сражения. Поэтому предложенный в 1904 г. казачьим подъесаулом М. Накашидзе проект бронированного автомобиля с пулеметным вооружением был воспринят весьма благожелательно. Более того, с несвойственной для русской бюрократии оперативностью опытный образец автомобиля был заказан французской фирме «Шаррон, Жирардо э Вуа», а в конце 1904 г. его уже доставили в Россию.

Бронеавтомобиль Накашидзе
Русская армия после создания бронеавтомобиля Накашидзе одной из первых обзавелась подобным вооружением

В 1906 г. бронеавтомобиль совершил пробег по маршруту Петербург — Венки, а также принял участие в маневрах Русской Армии под Красным Селом и прошел испытания стрельбой в ораниенбаумской Офицерской школе. Комиссия, образованная для оценки возможностей бронеавтомобиля, признала его «пригодным для разведки, связи, борьбы с конницей, а также для преследования отступающего противника».

Констатацией факта дело не ограничилось: опытная партия бронеавтомобилей была заказана на Ижорском заводе и еще на 10 машин контракт был подписан во Франции. Судя по имеющимся данным, Ижорский завод так и не выполнил заказ, французы же оказались более надежными партнерами: все 10 машин были изготовлены и отправлены в Россию в 1908 г. Правда, до места назначения доставлены были не все — при транспортировании по территории Германии две машины были «потеряны» (германские генералы тоже заинтересовались броневиками).

Бронеавтомобиль «Руссо-Балт М» (Россия)

Грузовик «Руссо-Балт» модели М24_35 1912 г. стал прототипом для бронеавтомобилей
Грузовик «Руссо-Балт» модели М24_35 1912 г. стал прототипом для бронеавтомобилей

В конце октября 1914 г. в состав русской действующей армии было включено первое боевое подразделение бронеавтомобилей — «1-я автомобильная пулеметная рота». Боевое крещение рота получила в боях в Восточной Пруссии и Польше.

Штаб 1-й Русской Армии, в состав которого первоначально входила рота, дал следующую оценку ее боевой деятельности: «Эти автомобили своей боевой службой с ноября месяца уже в полной мере оправдали возлагавшиеся на этот новый вид оружия надежды...»

Руссо-Балт Т» с зенитным 76,2-мм орудием системы Лендера
Руссо-Балт Т» с зенитным 76,2-мм орудием системы Лендера

Ротой командовал лейб-гвардии Егерского полка полковник А. Домбржанский. Именно ему и штабс-капитану Некрасову уже в первые дни войны было поручено построить два десятка бронированных автомобилей и сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею».

В первых числах сентября специалисты Ижорского завода разработали чертежи двух типов бронеавтомобилей по проекту полковника Домбржанского — с пулеметным и пушечно-пулеметным вооружением. Всего изготовили восемь бронеавтомобилей с пулеметным вооружением и один — со смешанным, пулеметно-пушечным.

В качестве шасси бронеавтомобиля был использован грузовик типа «М» Русско-Балтийского вагонного завода. Именно поэтому в названии машины «Руссо-Балт М» появилась буква «М».

«Руссо-Балт»
«Руссо-Балт»

Шасси имело грузоподъемность 2 т и было выполнено по колесной формуле 4 х 2, т. е. из двух осей ведущей была только одна (задняя). Компоновочная схема боевой машины была обусловлена конструкцией шасси и практически повторяла в этом плане бронеавтомобиль Накашидзе.

Одной из примечательных особенностей бронеавтомобиля «Руссо-Балт М» была конструкция его корпуса. Он был образован броневыми листами, расположенными под большими углами наклона. По сравнению с вертикальными броневыми листами это обеспечивало значительное усиление броневой защиты. Такой подход к проектированию броне-корпусов утвердился в мировой практике лишь к началу Второй мировой войны.

Вооружение состояло из трех 7,62-мм пулеметов системы Максима и располагалось треугольником: один пулемет в лобовой стенке, второй в кормовой (устанавливались стационарно), третий в одном из бортов (мог перемещаться с одного борта на другой в зависимости от ситуации на поле боя). При этом углы обстрела в горизонтальной и вертикальной плоскостях были сравнительно невелики и находились в пределах 15-20°.

«Руссо-Балт ХII-бис»
«Руссо-Балт ХII-бис»

Значительно больший сектор обстрела имела установленная на одном из бронеавтомобилей 37-мм автоматическая пушка Максима—Норденфельда. Она была смонтирована на тумбе и имела угол наведения в горизонтальной плоскости 300°.

Для стрельбы из пушки применялись осколочные стальные или чугунные гранаты и картечь. Дальность прицельного огня осколочными гранатами составляла 2000 м. Картечь имела 75 сферических пуль с дальностью поражения до 200 м. Для защиты расчета пушки от пуль и осколков снарядов был предусмотрен броневой щит.

Бронеавтомобили Мгберова (Россия)

Бронеавтомобиль Мгберова на шасси «Рено»
Бронеавтомобиль Мгберова на шасси «Рено»

Штабс-капитан В. Мгберов в 1915 г. спроектировал серию бронеавтомобилей, постройка которых осуществлялась на Ижорском заводе.

В качестве базы для бронеавтомобилей Мгберова использовались шасси трех типов: легкового автомобиля «Рено», грузовиков «Уайт» и «Изотта-Фраскини». Все машины были выполнены по компоновочной схеме с передним расположением моторного отделения, за которым размещалось отделение управления с креслом водителя и боевое отделение с вооружением.

Особенностью закрытых корпусов бронеавтомобилей Мгберова был значительный наклон лобовых бронелистов. Наиболее отчетливо это проявилось у машины, созданной на шасси «Рено», где радиатор системы водяного охлаждения находился за двигателем. Бронеавтомобиль на этом шасси имел переднюю часть в форме клина, от которой, как правило, рикошетировали винтовочные пули. Пробить такую броню было гораздо труднее, чем броневые листы, в том числе расположенные вертикально.

Как и у других бронеавтомобилей того времени, листы броневой хромоникелевой стали приклепывались к каркасу из стального уголкового профиля, закрепленного на шасси.

Русские солдаты вокруг бронеавтомобиля
Русские солдаты вокруг бронеавтомобиля. Многие из них такое чудо техники видят впервые

При постройке бронеавтомобилей учитывались и существовавшие требования к толщине броневых листов, предусматривавшие усиленную защиту наиболее важных узлов.

Все жизненно важные части машины защищались 7-мм броней.

Установленный в моторном отделении 4-цилиндровый карбюраторный двигатель развивал максимальную мощность 75 л. с., что позволяло машине двигаться по шоссе со скоростью до 55 км/ч. Такая скорость была рекордной для отечественных бронеавтомобилей.

На крыше боевого отделения была смонтирована башня с установленным в ней 7,62-мм пулеметом системы Максима. С помощью специального штурвала пулеметчик мог вращать башню на 360°, обеспечивая таким образом круговой обстрел. Башня была оборудована небольшой командирской башенкой с узкими смотровыми щелями, сквозь которые командир машины мог вести наблюдение за полем боя.

В течение 1915 г. по проекту Мгберова на шасси «Рено» было построено 16 бронеавтомобилей. Все машины до конца 1915 г. поступили в броневые части действующей армии.

Бронеавтомобиль «Изотта-Фраскини» прибыл из Англии в Россию полностью собранным и боеготовым. Однако его броня и вооружение (один пулемет в маленькой вращающейся башне) были признаны неудовлетворительными. Поэтому на Ижорском заводе под руководством Мгберова английскую броню заменили 7-мм русской и установили двухпулеметную «мгберовскую» башню. В таком виде весной 1916 г. машину отправили на фронт.

Бронеавтомобиль Мгберова на шасси «Уайт» представляет определенный интерес как пример броневика со смешанным пулеметно-пушечным вооружением.

За основу была взята компоновочная схема броневика на шасси «Рено», боевое отделение же было спроектировано в составе двух частей — надстройки с пулеметным вооружением в средней части машины и вращающейся башни с артиллерийским орудием в ее кормовой части.

Надстройка имела сложную конфигурацию и в плане напоминала треугольник с закругленными углами. В передней части были оборудованы два спонсона, в которых за скользящими на роликах броневыми щитами были установлены два 7,62-мм пулемета системы Максима. Сектор обстрела каждого пулемета достигал 180°. В задней части надстройки находилась командирская башенка, из которой можно было вести наблюдение за полем боя и управлять действиями пулеметчиков.

За надстройкой на платформе с закругленной кормовой частью смонтировали цилиндрическую вращающуюся башню со скорострельной 37-мм пушкой «Гочкисс». Угол поворота башни был ограничен деталями конструкции бронекорпуса и составлял 260—270°. При этом стрельба по ходу движения машины была невозможна.

Таким образом, наиболее мощное оружие машины — 37-мм пушка не могла быть использована в полной мере, что являлось основным недостатком броневика Мгберова на шасси «Уайт».

Впрочем, нельзя признать удачным и выбор шасси. Оно имело 4-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью всего 35 л. с.

17 сентября 1915 г. на основе Боевой автомобильной разведывательной команды был сформирован 29-й Пулеметный автомобильный взвод, на вооружение которого кроме бронеавтомобиля на шасси «Уайт» поступили также броневики на шасси «Бенц» и «Пирс-Арроу».

Бронеавтомобиль «Гарфорд-Путиловец» (Россия)

Бронеавтомобиль «Гарфорд-Путиловец»
Бронеавтомобиль «Гарфорд-Путиловец»

Для огневой поддержки действий броневиков с пулеметным вооружением начальник Офицерской стрелковой школы генерал-майор Н. Филатов в начале 1915 г. разработал проект тяжелого пушечно-пулеметного бронеавтомобиля на шасси американского грузовика «Гарфорд». По проекту Филатова на Путиловском заводе была изготовлена серия из 30 боевых машин, получивших название «Гарфорд-Путиловец». Первый автомобиль был готов к отправке на фронт 3 мая 1915 г., остальные — до конца того же года.

Кроме броневиков «Гарфорд-Путиловец», предназначавшихся для Русской Армии, Путиловский завод до декабря 1917 г. выпустил партию из 18 таких машин для Морского ведомства. Они поступали на вооружение Броневого артиллерийского дивизиона сухопутного фронта Морской крепости Петра Великого (г. Ревель).

Стремясь в полной мере использовать большую грузовую платформу шасси «Гарфорд», Филатов разместил на ней боевое отделение, состоявшее из неподвижной бронированной надстройки с пулеметным вооружением и расположенной за ней вращающейся броневой башни с 76,2-мм противоштурмовой (короткой) пушкой обр. 1910 г. Выступающий из башни ствол пушки защитили от пуль и осколков снарядов громоздким броневым кожухом.

Первым оружием русских бронеавтомобилей был пулемет, в частности «Максим» обр. 1910 г.
Первым оружием русских бронеавтомобилей был пулемет, в частности «Максим» обр. 1910 г.

Бронированная надстройка по обоим бортам машины имела спонсоны, в каждом из которых был закреплен 7,62-мм пулемет системы Максима. Сектор обстрела пулеметов составлял 110°.

Башня занимала кормовую часть шасси. Кроме пушки в ней был установлен еще один пулемет системы Максима (в лобовом бронелисте справа от пушки). Поворот башни осуществлялся по круговому погону на трех роликах. Это обеспечивало наведение орудия в горизонтальной плоскости в секторе 260°, однако стрельба в направлении движения машины была невозможна — мешали детали броневой надстройки.

Корпус машины и башня были склепаны из катаных броневых листов толщиной 8—13 мм ижорского производства, которые не пробивались винтовочной пулей с расстояния в 150 шагов.

Бронеавтомобиль «Гарфорд-Путиловец» на улице украинского города
Бронеавтомобиль «Гарфорд-Путиловец» на улице украинского города

Следует отметить, что полная масса бронеавтомобиля с командой из 8—9 человек, 44 пушечными выстрелами, 20 пулеметными лентами (5000 патронов), запасами бензина (98 л) и различным возимым имуществом составляла 8,6 т. Для установленного в передней части шасси двигателя мощностью всего 35 л. с. эта нагрузка была чрезмерно большой.

Представляет интерес подготовленная в августе 1916 г. обобщенная оценка бронеавтомобиля «Гарфорд-Путиловец» командирами пулеметных автомобильных взводов: «1) 3-дм пушка отличная; 2) граната и шрапнель отличная; 3) необходимо облегчить систему (до 400 пудов); 4) необходимо иметь сильный мотор (более 40 л. с.); 5) необходимо дать скорость до 40 верст; 6) необходимо мотор сделать легко доступным для исправления и осмотра».

Медлительные, но надежные и обладавшие большой огневой мощью бронеавтомобили «Гарфорд-Путиловец» были любимцами экипажей и пехоты, которую они не раз выручали в бою. Многим из этих броневиков присваивались собственные названия.

Бронеавтомобиль «Остин» (Россия)

Бронеавтомобиль «Остин»
Бронеавтомобиль «Остин»

В августе 1914 г. в Англию была направлена русская комиссия для выбора бронеавтомобиля, который должен был стать на вооружении Русской Армии.

Прибыв в Англию, члены комиссии, к своему удивлению, выяснили, что британские вооруженные силы используют весьма примитивные броневики, представлявшие собой автомобильные шасси, обшитые по бокам листами броневой стали. Комиссии не оставалось ничего иного, как обратиться к одной из ведущих английских автомобильных фирм — «Austin Motor Company» с предложением разработать соответствующий русским требованиям бронеавтомобиль и выпустить серию из 48 таких машин. Заказ был достаточно выгодным, поэтому уже в октябре 1914 г. на шасси легкового автомобиля «Колониал» был изготовлен прототип броневика, после одобрения, которого командованием Русской Армии фирма приступила к выполнению заказа.

Бронеавтомобиль «Остин» представлял собой боевую машину с полностью закрытым броневым корпусом, собранным из стальных листов толщиной 3,5—4 мм. В передней части корпуса находилось моторное отделение с карбюраторным двигателем мощностью 30 л. На крыше боевого отделения в поперечной плоскости смонтировали две вращающиеся цилиндрические башни, в каждой из которых установили пулемет системы Максима с сектором обстрела 240°.

Бронеавтомобили «Остин» поступали на вооружение отдельных автомобильных пулеметных взводов Русской Армии. Они нередко весьма удачно проявляли себя в боевых действиях.

«Остин» был одним излучших русских бронеавтомобилей Первой мировой
«Остин» был одним излучших русских бронеавтомобилей Первой мировой

Спешное в целом использование бронеавтомобилей «Остин» позволило командованию Русской Армии выдать в марте 1915 г. новый заказ фирме «Остин Мотор Компани» на 60 экземпляров, модернизированных с учетом боевого опыта выпущенных ранее машин 1-й серии.

«Остины» 2-й серии были спроектированы на базе 1,5-тонного грузовика с двигателем мощностью 50 л. с. Машина имела усиленную раму и усовершенствованную силовую передачу, что способствовало устранению неприятностей с ходовой частью, случавшихся при эксплуатации машин 1-й серии. Бронирование усилили за счет применения катаных броневых листов толщиной 7 мм, при этом несколько уменьшили высоту корпуса в зоне отделения управления. Это позволило увеличить сектор обстрела пулеметов. Так как кожухи пулеметов нередко пробивались пулями и осколками снарядов, их прикрыли с боков броневыми заслонками.

Пожелание экипажей броневиков оборудовать второй пест управления фирма оставила без внимания, так что такие посты пришлось монтировать силами самих пулеметных взводов и Запасной броневой роты.

Задний пост управления появился на бронеавтомобилях 3-й серии, которая была заказана в августе 1916 г. Поставка этих машин в Россию была начата в конце того же года, а к лету 1917 г. Русская Армия получила все 60 машин этой серии. Кроме дополнительного поста управления все автомобили 3-й серии имели пуленепробиваемые стекла в смотровых щелях и усовершенствованную броневую защиту.

Судьба «Остинов», состоявших на вооружении Русской Армии, сложилась по-разному. Они использовались Красной и Белой Армиями в сражениях Гражданской войны, некоторое количество машин оказалось в германской, финской, румынской, польской и даже монгольской армиях.

Бронеавтомобиль «Остин-Путиловец» (Россия)

Бронеавтомобиль «Остин-Путиловец»
Бронеавтомобиль «Остин-Путиловец»

Хотя в боях Первой мировой войны именно этому бронеавтомобилю поучаствовать и не пришлось, он все же заслуживает внимание как продолжение серии броневиков «Остин», хорошо зарекомендовавших себя на полях сражений в этой войне.

К середине 1916 г. русские предприятия накопили значительный опыт модернизации и ремонта бронеавтомобилей «Остин» английского производства. С учетом этого обстоятельства главное военно-техническое управление Генерального штаба предложило русскому правительству помимо закупок броневиков за рубежом выпускать их и в России, используя при этом шасси грузовиков «Остин», неплохо показавших себя в качестве базы бронеавтомобилей «Остин» 2-й серии.

Это предложение было поддержано, и в августе 1916 г. с фирмой «Austin Motor Company» был заключен контракт на поставку первых 60 шасси. Все работы по изготовлению бронекорпусов и окончательной сборке бронеавтомобилей были поручены Путиловскому заводу, при этом первые 10 машин ожидались к 15 января 1917 г. Первая партия прибыла только в январе 1917 г., а к февралю было получено лишь 20 единиц. После Февральской революции поставки шасси вообще прекратились.

Первые две машины были готовы лишь в марте 1918 г. Эти и последующие автомобили поступали уже на вооружение автобронеотрядов Красной Армии.

По своей конструкции выпускавшиеся на Путиловском заводе бронеавтомобили несколько отличались от машин английского производства.

В компоновочную схему машины было включено заднее отделение управления. Кроме того, вращающиеся башни разместили на крыше боевого отделения не в поперечной плоскости, а по диагонали. Это позволило увеличить сектор обстрела каждого пулемета до 300° и сосредотачивать огонь обоих пулеметов не только по ходу движения машины, но и в обе стороны

Установленные в башнях 7,62-мм пулеметы системы Максима имели усовершенствованную систему охлаждения стволов при стрельбе: к потолку каждой башни крепился бачок с охлаждающей жидкостью, которая по шлангу поступала в кожух пулемета. От повреждения пулями и осколками снарядов кожух каждого пулемета прикрывался сбоку щитками из 7-мм броневой стали.

Броня защищала экипаж от винтовочных пуль на всех дистанциях, а чтобы предотвратить поражение экипажа осколками, отлетающими от внутренней поверхности брони при обстреле, корпус изнутри оклеивали тонким войлоком или сукном.

Броневик «Остин-Путиловец» вошел в мировую историю как «стальная трибуна», с которой в апреле 1917 г. выступал вождь мирового пролетариата В. И. Ленин. Однако гораздо более важную роль машины этого типа и их английские аналоги сыграли в Гражданскую войну, являясь основой вооружения автомобильных броневых частей Красной и Белой Армий.

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс» (Россия)

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»
Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

В августе 1916 г. механик царского гаража А. Кегресс предъявил комиссии свой первый в мире полугусеничный бронеавтомобиль. Тестирование машины было рассчитано на два месяца и включало ходовые испытания в районе Царского Села и Могилёва, а также длительный пробег Могилёв — Царское Село.

Во время пробега Могилёв — Царское Село испытывалась надежность ходовой части машины при движении по шоссе после того, как она прошла 303 км по бездорожью Могилевской губернии. При этом нагруженный по-боевому до массы 5,3 т автомобиль преодолел 768 км за 34 ч 15 мин. Повреждения были незначительными.

Полугусеничные бронеавтомобили «Остин-Кегресс» по своей компоновочной схеме и конструкции бронекорпуса не отличались от обычных бронеавтомобилей «Остин-Путиловец», однако их иногда называли «полутанками», так как по проходимости, да и по вооружению они лишь ненамного уступали танкам того времени. Причиной тому был разработанный Кегрессом гусеничный движитель, который устанавливался вместо колес заднего моста. С каждого борта он состоял из сплошной ленты из прорезиненной ткани с резиновым протектором шириной 350 мм, четырех сдвоенных опорных и двух поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес.

Революционные события 1917 г. не позволили Кегрессу построить ни один полугусеничный бронеавтомобиль, однако до отъезда на свою историческую родину во Францию он разработал полный комплект необходимой технической документации, на основании которой Ижорский завод в годы Гражданской войны выпустил 12 броневиков «Остин-Кегресс». Эти машины приняли участие в сражениях завершающего этапа Гражданской войны.

Бронеавтомобиль «Фиат» (Россия)

Бронеавтомобиль «Фиат» обр. 1915 г.
Бронеавтомобиль «Фиат» обр. 1915 г.

Появлению бронеавтомобилей «Фиат» на вооружении Русской Армии предшествовало принятие русским правительством в начале 1916 г. решения не только закупать готовые бронеавтомобили за рубежом, но и изготавливать их на отечественных предприятиях с использованием подходящих импортных колесных шасси.

В исполнение принятого решения были произведены закупки не только шасси фирмы «Austin Motor Company», но и заключен соответствующий контракт с американским филиалом фирмы «Fiat».

Соглашение с фирмой «Fiat» было подписано в феврале 1916 г. Оно предусматривало поставку в Россию к 1 ноября 1916 г. 90 модифицированных шасси легкового автомобиля «Фиат». Первая партия таких шасси была отправлена в Россию летом 1916 г.

До апреля 1918 г. было выпущено 47 броневиков на шасси «Фиат», благодаря чему они заняли второе место по численности (после «Остинов») на вооружении Русской Армии.

Пулеметные башни бронеавтомобиля «Фиат» размещались на крыше боевого отделения но диагонали
Пулеметные башни бронеавтомобиля «Фиат» размещались на крыше боевого отделения но диагонали

Бронированный корпус был склепан из броневых листов толщиной 7 мм, толщина брони крыши составляла 5 мм. Основная броня пробивалась винтовочными пулями с расстояния не более 75 шагов.

Вооружение состояло из двух 7,62-мм пулеметов системы Максима, смонтированных в двух высоких цилиндрических вращающихся башнях.

Башни размещались на крыше боевого отделения по диагонали. Это обеспечивало сектор обстрела каждого пулемета в 290°. Станки пулеметов позволяли вести стрельбу с углом возвышения до 80°, что давало возможность использовать их для борьбы с летательными аппаратами противника.

Опыт боевого использования «Фиатов» показал, что они являлись весьма надежными боевыми машинами с достаточно мощным вооружением. Благодаря 72-сильному двигателю машины развивали на хорошей дороге скорость до 60 км/ч. По проходимости на пересеченной местности они уступали лишь «Остинам» с ходовой частью типа «Кегресс». Запас хода по шоссе достигал 140 км.

В качестве отрицательных моментов указывалась недостаточная прочность задних рессор и дифференциала заднего моста. Впрочем, их можно было устранить, использовав соответствующие узлы от грузового автомобиля «Фиат 1,5 т».

Бронеавтомобиль Поплавко (Россия)

Бронеавтомобиль Поплавко
Бронеавтомобиль Поплавко

В середине 1915 г. по проекту командира 2б-го Автомобильного пулеметного взвода штабс- капитана В. Поплавко было выполнено бронирование одного из состоявших на вооружении взвода грузовых автомобилей типа «Джеффери». Машина, получившая название «Чародей», предназначалась для обеспечения боевой деятельности штатных бронеавтомобилей взвода; подвоза боеприпасов, горючего, эвакуации поврежденных машин.

На фронте выяснилось, что «Чародея» можно использовать для решения задач, которые в настоящее время возлагаются на инженерные машины разграждения, а именно — для разборки завалов и разрушения проволочных заграждений. Чтобы лучше приспособить машину для такого рода деятельности, Поплавко разработал к ней приспособление, позволявшее, используя ударную силу машины, рвать проволоку и выворачивать колья из земли.

По сравнению с наиболее распространенными в Русской Армии броневиками «Остин» и «Фиат» бронемашина «Джеффери» имела достаточно простую конструкцию: в передней части шасси грузовика был установлен закрытый бронированный корпус, в котором находились моторное и боевое отделения.

Бронированный корпус был склепан из броневых листов толщиной 7 мм и обеспечивал достаточно эффективную защиту от пуль и мелких осколков снарядов.

Монтировавшееся в передней части корпуса специальное оборудование состояло из ломающего приспособления, изготовленного из уголкового стального профиля. С помощью него машина подминала под себя проволочное заграждение и открывала путь наступающей пехоте.

За бронекорпусом на грузовой платформы находился бронированный короб для инженерного имущества, запчастей, горючего и боеприпасов.

Вооружение машин первоначально предназначалось лишь для самозащиты. Оно включало два 7,62-мм пулемета системы Максима, установленных на специальных станках в лобовом и кормовом бронелистах бронекорпуса. Сектор обстрела каждого из пулеметов составлял не более 15°.

На проводившихся в конце апреля 1916 г. испытаниях модернизированный «Чародей» неоднократно преодолевал проволочные заграждения, а потому Поплавко обратился к командованию 7-й армии со следующим рапортом: «Прошу оказать содействие в проведении моей идеи в жизнь».

Тем не менее, в Главном военно-техническом управлении отнеслись к бронеавтомобилю скептически и в начале июня 1916 г. устроили дополнительные испытания на Инженерном полигоне под Петербургом. Результаты их произвели ошеломительное впечатление даже на скептиков, и Ижорскому заводу был выдан заказ срочно изготовить 30 бронеавтомобилей на шасси «Джеффери» по проекту Поплавко. Контракт был подписан 8 августа 1916 г., а в конце сентября того же года все машины были сданы заказчику!

Бронемашины поступили на вооружение специально сформированного Броневого автомобильного дивизиона особого назначения. Дивизион состоял из трех взводов (по 10 бронеавтомобилей в каждом); в каждом взводе было потри отделения (по 3 бронеавтомобиля). Кроме 30 броневиков в дивизионе было 4 грузовых и 3 легковых автомобиля, 4 автоцистерны, 1 автомастерская и 9 мотоциклов. Командовал дивизионом В. Поплавко, повышенный в звании до капитана.

В годы Гражданской войны бронеавтомобили «Джеффери» использовались также войсками Белой армии, Чехословацким корпусом и польской армией.

Бронеавтомобиль «Маннесманн-Мулаг» (Россия)

Бронеавтомобиль «Маннесманн-Мулаг»
Бронеавтомобиль «Маннесманн-Мулаг»

Сформированная в самом начале войны 1-я автомобильная пулеметная рота имела на вооружении бронеавтомобили «Руссо-Балт». В качестве средства огневой поддержки «Руссо-Балтов» в состав роты включили один автомобильный пушечный взвод, в котором первоначально имелся только один бронеавтомобиль «Маннесманн-Мулаг», вооруженный 47-мм пушкой «Гочкисс». В задачи взвода входили действия «против неприятеля, скрытого в окопах, против укрыто поставленного пулемета или бронированных автомобилей противника».

Бронеавтомобиль «Маннесманн-Мулаг» был создан на базе 4-тонного грузового автомобиля германской фирмы «Маннесманн-Мулаг», выполненного по колесной формуле 4 х 2. Машина имела полузакрытый броневой корпус. При этом защищенными броней со всех сторон были расположенные впереди моторное отделение и отделение управления, а размещенное в кормовой части машины боевое отделение получило лишь невысокие броневые борта и щитовое прикрытие орудия.

Бронекорпус был склепан из катаных броневых листов толщиной всего 5 мм и при обстреле с близкого расстояния мог поражаться винтовочными пулями. Поэтому экипаж не стремился ввязываться в ближний бой и вел стрельбу по противнику с приличного расстояния.

Кроме расположенного в отделении управления пулемета системы Максима еще один такой пулемет находился в боевом отделении. Для его установки были оборудованы станки в левой и правой передних частях бортов. Однако основное вооружение машины составляла 47-мм морская скорострельная пушка «Гочкисс». Пушка находилась на тумбе, смонтированной непосредственно над задней осью, и была снабжена щитовым прикрытием.

Как и следовало ожидать, боевая служба неповоротливого и слабо защищенного бронеавтомобиля «Маннесманн-Мулаг» оказалась недолгой. Уже в конце 1914 г. он был сильно поврежден в бою и вышел из строя. На замену ему в марте 1915 г. в 1-ю автомобильную пулеметную роту прислали два аналогичных бронеавтомобиля, построенных на шасси грузовиков той же фирмы «Маннесманн-Мулаг», но меньшей грузоподъемности (3 т). Машины имели двигатели мощностью 42 л. с. и были вооружены 37-мм пушкой системы Максима—Норденфельда и 7,62-мм пулеметом системы Максима.

Бронеавтомобиль «Паккард» (Россия)

Бронеавтомобиль «Паккард»
Бронеавтомобиль «Паккард»

В марте 1915 г. на доукомплектование 1-й автомобильной пулеметной роты наряду с двумя пушечными бронеавтомобилями «Маннесманн-Мулаг» поступили два пушечных бронеавтомобиля «Паккард».

В качестве базы при разработке этих бронеавтомобилей был использован 3-тонный грузовик американской фирмы «Паккард». Бронирование и установка пушечного вооружения были выполнены по аналогии с броневиками типа «Маннесманн-Мулаг»: в передней части бронекорпуса — моторное отделение и отделение управления, а в кормовой части на открытой сверху платформе установлена 37-мм автоматическая пушка системы Максима— Норденфельда.

Бронеавтомобиль «Паккард» (усовершенствованный вариант)
Бронеавтомобиль «Паккард» (усовершенствованный вариант)

При использовании по прямому назначению (огневая поддержка действий линейных пулеметных бронеавтомобилей и подавление огневых точек противника) бронеавтомобили «Паккард» оказались весьма эффективным оружием. Так, уже 15 апреля 1915 г., т. е. через несколько недель после прибытия на фронт, в бою у деревни Бромерж обе машины, подойдя вплотную к проволочным заграждениям, огнем из автоматических пушек разрушили опорный пункт противника и открыли путь своей наступающей пехоте.

В ходе боев 1-ю автомобильную роту переформировали в 1-й броневой дивизион. Летом 1917 г. дивизион перебросили в Петроград для подавления большевистских выступлений, а в октябре того же года вернули на фронт под Двинск, где в 1918 г. часть машин оказалась в числе трофеев германской армии.

Бронеавтомобиль «Charron, Girardot et Voigt» М 1902 (Франция)

Бронеавтомобиль «Charron, Girardot et Voigt» М 1902
Бронеавтомобиль «Charron, Girardot et Voigt» М 1902

Французская фирма — производитель гоночных велосипедов и автомобилей «Charron, Girardot et Voigt» была основана французскими автогонщиками и пионерами из автоспорта и автомобильной промышленности — Фернаном Шарроном, Леоном Жирардо и Карлом Вуа — в 1897 г. В 1901 г. компания показала свой первый автомобиль. К 1904 г. она уже выпустила 216 автомобилей с мощным 4-цилиндровым двигателем — довольно впечатляющее количество для начала XX в.

Фирма «Charron, Girardot et Voigt» известна как «соавтор» русского инженера — изобретателя бронетехники, офицера русской армии М. Накашидзе. Опыт совместной работы не пропал даром. В 1902 г. Шаррон, Жирардо и Вуа представили бронеавтомобиль «Automitrailleuse Blindee», представлявший собой гоночный автомобиль «Charron, Girardot et Voigt», обшитый листами 7-мм брони. В качестве вооружения использовался пулемет «Hotchkiss». Новая машина была представлена на Автомобильном и велосипедном салоне в Брюсселе 8 марта 1902 г. Во время Первой мировой войны несколько десятков бронеавтомобилей «Charron, Girardot et Voigt» M 1902 использовались бельгийской и французской армиями, некоторое количество попало к немцам в качестве трофеев. Уже после начала войны несколько гоночных автомобилей были обшиты бронелистами и превращены в бронеавтомобили.

Гражданский автомобиль «Charron, Girardot et Voigt» — прототип броневика обр. 1902 г.
Гражданский автомобиль «Charron, Girardot et Voigt» — прототип броневика обр. 1902 г.

Бронеавтомобиль «Hotchkiss еt Cie» М 1909 (Франция)

Бронеавтомобиль «Hotchkiss еt Cie» М 1909
Бронеавтомобиль «Hotchkiss еt Cie» М 1909

В 1909 г. султан Османской империи, лично следивший за новинками военной техники, заказал во Франции у промышленной компании «Hotchkiss» (начинала с производства артиллерийских систем, однако производила и гражданские машины) легкий бронированный автомобиль, в котором широко использовались узлы и агрегаты серийных авто.

В том же году появился бронеавтомобиль «Hotchkiss et Cie» М 1909. После исполнения турецкого заказа броневиками заинтересовались французские военные. Незадолго до и уже после начала Первой мировой войны фирма «Hotchkiss» поставила несколько десятков этих бронеавтомобилей в бельгийскую и французскую армии.

Бронеавтомобиль обр. 1909 г. на дворе сборочного цеха предприятия «Hotchkiss»
Бронеавтомобиль обр. 1909 г. на дворе сборочного цеха предприятия «Hotchkiss»

«Hotchkiss et Cie» М 1909 представлял собой автомобиль с колесной формулой 2x4, на месте задних сидений которого была установлена открытая сверху бронированная рубка с установленным пулеметом «Hotchkiss». Водитель броней защищен не был. В качестве двигателя использовался достаточно мощный и надежный шестицилиндровый карбюраторный мотор «Hotchkiss V 9.5L» мощностью 75 л. с.




Поделиться ссылкой