Осадная техника

Уже в VIII тысячелетии до н.э. появились укрепления – сначала частоколы из бревен и земляные валы, затем стены из камня и рвы, башни для наблюдателей и стрелков. Укрепления было сложно захватить даже превосходящими силами. Осаждающим приходилось изобретать способы взять их. Первым решением были штурмовые лестницы. Но чем выше стена, тем труднее было ее преодолеть. Штурмующие были беззащитны против стрел, камней и кипящей воды, обрушивавшихся сверху.

Ассирийский таран. Барельеф. IX век до н. э.
Ассирийский таран. Барельеф. IX век до н. э.

Дверная колотушка

Даже в самой прочной стене есть слабое место – ворота. Их нельзя сделать столь же толстыми и прочными, как стена, ведь их тогда было бы трудно быстро открыть и закрыть. Для пробития ворот придумали тараны. Таран – древнее изобретение. На ассирийском барельефе IХ в. до н.э. изображен уже довольно совершенный таран. Поначалу таран был обычным бревном, к которому для удобства удержания привязывали петли или поперечные планки. Несколько пар воинов брали такое бревно и, разогнавшись, наносили им удары по воротам, пока те не сломаются. Позже тараны стали устанавливать на колеса, что позволило использовать более тяжелые бревна, а их конец уснащали прочным металлическим наконечником. Это позволило пробивать не только ворота, но и слабые участки стен. Отсюда еще одно название тарана – стенобитное орудие.

Таран на колесах
Таран на колесах

Стенобитная черепашка

Для защиты бойцов, толкающих таран, от обстрела со стен над ним делали навес. А чтобы его труднее было поджечь, его изготавливали из сырой древесины, например ивовой, и покрывали свежесодранными шкурами животных. Впоследствии таран под навесом стали подвешивать на цепях, что позволяло для удара толкать не всю конструкцию, а только само бревно. Такой таран называли «черепахой» из-за сходства с животным, прячущим голову под панцирь и высовывающим ее.

«Черепаха» – защищенный таран
«Черепаха» – защищенный таран

Гуляй-Башня

Победить защитников стен можно было, оказавшись выше них. Для этого рядом со стеной насыпали холм из земли или строили высокую осадную башню. Но обороняющиеся могли перестрелять строителей, разрушить башню внезапной вылазкой или нарастить стену напротив нее. Поэтому башни стали строить вдали от стен, а затем подвозить к ним на колесах или на кораблях. Римляне приписывали изобретение осадных башен своим врагам, жителям Карфагена, хотя неизвестно, придумали ли те это устройство сами или у кого-то позаимствовали. Уже в IV в. до н.э. такие башни, или туры (от латинского turres), широко применялись во всем Средиземноморье.

Плавучая осадная башня
Плавучая осадная башня

«Высотка» для штурма

При осаде Родоса в 305 г. до н.э. македонские воины построили девятиэтажную осадную башню высотой 45 м и шириной 20 м, вмещавшую 200 бойцов. Лестницы, по которым штурмующие поднимались внутри башни, были защищены дощатыми стенами и сырыми шкурами. На этажах делались бойницы для стрельбы, на верхнем уровне – перекидной мостик, по которому солдаты перебегали на стену вражеской крепости. В нижних уровнях могли помещать стенобитные орудия. Часто на башнях устанавливали метательные машины, а позднее пушки. Чтобы подкатить башню к стене, солдаты, укрывшись за большими плетеными щитами – мантелетами, расчищали дорогу, засыпали ямы и рвы.

Осадная башня
Осадная башня
«Турá» – устаревшее русское название шахматной ладьи, которая действительно больше похожа на башню, чем на корабль, напоминает о том, что и в нашей стране широко применялись осадные башни. Отсюда и русское выражение «турусы на колесах», обозначающее вздор или чепуху. Видимо, солдатам не очень нравилось строить башни, которые отнимали много сил и времени, но часто не приносили успеха.



Поделиться ссылкой