Развитие танков после Первой мировой войны

После того как на полях сражении появились первые танки, а их боевое применение определило исход Первой мировой войны, многие специалисты стали возлагать на них большие надежды. Некоторые военные задумались о том, что бронированными машинами нужно снабдить чуть ли не всех пехотинцев. К тому же экипажи подобных машин должны были сопровождать кавалерию, вести разведку, доставлять донесения, таскать за собой лёгкие пушки.

Танкетки

Работа над маленькими танками, рассчитанными на одного-двух членов экипажа, закипела во многих странах мира. Их стали строить в Англии, СССР, Франции, США. Строительство танков не приостановил даже экономический кризис конца 1920-х гг., затронувший многие страны Европы и США. А всё потому, что подобные боевые машины были простыми и дешёвыми. Так на свет появились танкетки. Наиболее удачной в те годы оказалась английская танкетка «Карден-Лойд» Мк-VI. Она стала одной из самых известных в мировом танкостроении. Танкетка весила всего полторы тонны (как современный легковой автомобиль). Оснащённая двигателем мощностью всего в 22 л. с., она носилась с достаточно высокой для тех времён скоростью — 45 км/ч. При этом никакой башни и даже крыши у этого «мини-танка» не было.

Т-27
Т-27
Польская танкетка TKS
Польская танкетка TKS

Экипаж, состоящий из двух человек и прикрытый противопульной бронёй толщиной всего 6-9 мм, мог вести огонь поверх бронелистов лишь из обычного пулемёта. Эту танкетку закупили многие страны, а затем на её базе выпускали машины собственного производства. В Советском Союзе появилась более мощная, чем английская, танкетка Т-27. Она была защищена 10-мм бронёй и весила уже более 2,5 т.

В Польше построили почти 600 танкеток. Именно эти слабые машины составили основу польских бронетанковых войск. Польская танкетка TKS получила полностью закрытый корпус, а японская танкетка «тип 2592» даже поворотную башню с пулемётом. Японская танкетка, по существу, была малым танком массой 3 т, имела 14-мм броню и шла со скоростью 45 км/ч. Правда, уже первый опыт боевых действий в ходе Гражданской войны в Испании показал, что танкеткам нет места на поле боя: их броня пробивалась даже пулями крупнокалиберных пулемётов, а ходовая часть выходила из строя от близкого разрыва ручной гранаты.

Итальянская танкетка
Итальянская танкетка
Японская танкетка
Японская танкетка
Хотя танкетки не проявили себя в боях, они дали толчок развитию лёгких плавающих танков, авиадесантных самоходных артиллерийских установок и лёгких бронетранспортёров.

Схожие решения

Успех французских лёгких танков «Рено» FT-17, оснащённых поворотной башней, заставил танкостроителей во всём мире обратиться к подобной схеме. Один из лучших проектов аналогичного танка в 1928 г. предложила английская фирма «Виккерс». Этот танк так и назывался «Виккерс 6-тонный». По сравнению с французским «Рено», он был куда более маневренным и мог развивать скорость до 35 км/ч, в то время как «Рено» двигался не быстрее 10 км/ч. Сами англичане не проявляли к этому танку особого интереса. Они тогда выпускали для своей армии куда более быстроходный лёгкий 5-тонный танк Мк-VI, способный двигаться со скоростью до 55 км/ч.

Однако «Виккерс 6-тонный» оценили за рубежом. Для своего времени это была настолько удачная конструкция, что подобные танки в Англии стали покупать другие страны. Мало того, лицензию на производство данного танка купили Польша и Советский Союз, где собственное танкостроение ещё только зарождалось.

В Советском Союзе «Виккерс 6-тонный» получил обозначение Т-26. Этот танк выпускался в разных вариантах: и с двумя пулемётными башнями, стоящими рядом, и с одной баш ней, в которой размещалась сначала 37-мм, а затем и 45-мм пушка. Т-26 постоянно модернизировался: усиливалась его броня, повышалась скорость хода.

Т-26
Т-26 участвовал в Гражданской войне в Испании и Великой Отечественной войне. На базе Т-26 выпускались также специальные огнемётные танки

С 1937 г. башня приобрела коническую форму, было усилено бронирование. Однако вес танка вырос незначительно — до 10 т, благодаря чему Т-26 сохранял высокую маневренность. Затем на базе Т-26 выпускались и огнемётные танки.

Советский Т-26 оказался очень удачным танком, а потому выпускался десять лет – с 1931 г. до начала 1941 г. –и стал своеобразным рекордсменом довоенного периода. Всего в СССР было выпущено более 11 тыс. подобных машин.

В польской армии танки «Виккерс» получили обозначение 7ТР, что означало «7-тонный, польский». Танк имел 17-мм броню в лобовой части корпуса, скорость 32 км/ч, экипаж состоял из трёх человек. Но самое главное — это был первый танк в мировом танкостроении, оснащённый дизель-мотором мощностью 110 л. с. До Второй мировой войны поляки выпустили 135 таких боевых машин. Вооружение польского танка было слабее советского танка Т-26 и меньше был запас хода. Однако 7ТР был быстроходнее и лучше бронирован. Когда польские танки встретились в бою с немецкими, то они оказались сильнее Pz-I и Pz-ll.

Польский танк 7TP
Польский танк 7TP

Ходовую часть от английского танка «Виккерс» позаимствовали и итальянцы при создании своего танка «Ансальдо-29», а затем М-11/39.

Правда, итальянские танкостроители смогли построить всего 24 боевые машины по этому образцу.

На гусеницах и на колесах

Во все времена генералы мечтали о том, чтобы их армии могли совершать стремительные переходы на большие расстояния. Вот только как можно совершать такие марш-броски в условиях современной войны без поддержки танков? А танки в начале своей истории были малоподвижными и тихоходными. Специальных автомобильных трейлеров, способных быстро доставить танк в нужное место, тогда ещё не было. Тогда инженеры предложили сделать гусеницы съёмными. Считалось, что по хорошей дороге танк сможет двигаться на своих катках, как на колёсах. Первым такое необычное колёсно-гусеничное шасси создал американский конструктор, инженер и изобретатель Дж. У. Кристи. Некоторые образцы его опытных машин на колёсах разгонялись до скорости 100 км/ч!

Советский танк БТ-5 без гусениц
Советский танк БТ-5 без гусениц передвигался по шоссе со скоростью до 70 км/ч

В 1930 г. советское правительство купило у Кристи два усовершенствованных опытных образца шасси танка, именуемого автором М.1930 (Модель 1930 г.) и лицензию на производство шасси по его образцу. После существенной переработки проекта в нашей стране с 1931 г. начали выпускать колёсно-гусеничные танки БТ-2 (аббревиатура БТ означала «быстроходный танк»). Первые танки типа БТ-2 оснащались маленькой 37-мм пушкой и имели противопульную броню толщиной 13 мм. Эту машину весом 11 т обслуживал экипаж из трёх человек. БТ-2 развивал скорость 52 км/ч на гусеницах и 72 км/ч на колёсах. Продолжая совершенствовать колёсно-гусеничный ход, советские конструкторы сумели создать ещё более мощные танки БТ-5 и БТ-7 с 45-мм и даже с 76-мм пушками.

БТ-7 с конической башней
Последние модификации танка БТ-7 с конической башней, аналогичной танку Т-26, оснащались мощными и экономичными дизельными моторами, а их скорость на колёсном ходу достигала 80 км/ч

Дизельный БТ-7М являлся одним из самых скоростных танков в мире, так как даже на гусеницах развивал скорость свыше 60 км/ч. При этом без дозаправки БТ-7М мог пройти на гусеницах расстояние в 600 км, а на колёсах — даже и 700! И это в то время, когда все остальные лёгкие и средние танки имели пробег порядка 200-250 км. Главным недостатком БТ являлась его слабая броня. Однако эти танки прекрасно проявили себя на Халхин-Голе в боях против японской армии, на вооружении которой состояли в основном более слабые лёгкие танки. Но они уже никак не могли противостоять германской армии, оснащённой более мощными танками, сухопутные войска которой были оснащены противотанковыми средствами.

Перед началом Великой Отечественной войны танки БТ наряду с танками типа Т-26 были основными в Красной армии. В общей сложности тогда на вооружении имелось почти 8 тыс. танков БТ и более 9 тыс. танков Т-26.

Французское решение

После окончания Первой мировой войны французы, считавшие себя главными победителями и обладателями самого большого в мире парка бронетанковой техники, долгие годы почивали на лаврах, занимаясь лишь модернизацией своего старого лёгкого танка «Рено» F-17. К созданию новых танков французы приступили лишь в 1933 г., после прихода Гитлера к власти в Германии, когда в воздухе запахло новой мировой войной. Не случайно уже в 1935 г. во Франции появился целый ряд новых боевых машин. Все они получили в своём обозначении цифру 35. Это были лёгкие танки «Рено» R-35 и «Гочкис» Н-35, а также средний танк «SOMUA» S-35. Последний французы называли кавалерийским танком, потому что его скорость превышала 40 км/ч и позволяла ему действовать не только совместно с пехотой.

S-35
Оригинальной была сама конструкция танка S-35 – корпус и башня были цельнолитыми. Это был первый в мире танк, на котором использовались столь большие отливки

Для своего времени «SOMUA» S-35 являлся действительно лучшим танком мира. Кроме достаточной скорости он имел самое мощное бронирование толщиной до 60 мм, а его вооружение включало 47-мм пушку, снаряд которой пробивал броню всех имеющихся тогда танков в мире.

В те же годы французы создали тяжёлый «двухэтажный» танк типа В 1. Толщина брони этого танка тоже доходила до 60 мм. Наличие столь совершенных боевых машин, явно превосходящих по своей боевой мощи германские танки, создало у французского командования благостное настроение. Французы надеялись, что в будущей войне с Германией сумеют отсидеться за мощнейшими оборонительными фортификационными сооружениями так называемой линии Мажино, а потому созданию бронетанковых войск уделяли недостаточное внимание. Считалось, что если немцы на каком-то участке и прорвут укрепрайон, то будут уничтожены имеющимися в наличии средними и тяжёлыми танками. Когда же в 1940 г. германские полчища, обойдя линию Мажино стороной, вырвались на оперативный простор, французы не сумели собрать разрозненные танковые подразделения в мощный бронированный кулак и дать немцам достойный отпор.

танк B1
В лобовой части корпуса танка B1 устанавливалась мощная 75-мм пушка, а во вращающейся башне, как и на танке S-35, ещё одна пушка калибра 47 мм

Многие французские танки, захваченные немцами, были переделаны под огнемётные танки или под самоходные артиллерийские установки. Они также использовались в качестве учебных танков и танков, поддерживающих карательные отряды, ведущие борьбу с партизанами.

Французские танки для начального периода войны считались весьма неплохими боевыми единицами. Но немцы трофейные машины особо не жаловали и часть из них передали союзникам – в итальянскую армию.

Танки-гиганты

В конце 1920 г. в Великобритании построили огромный пятибашенный танк «Индепендент». Вскоре и в СССР запустили в серийное производство ещё более мощный танк Т-35. Это был настоящий сухопутный крейсер с тремя пушками и шестью пулемётами, размещёнными в пяти поворотных башнях, а его экипаж составлял 11 человек. При создании Т-35 не предполагали, что через десяток лет появится противотанковая артиллерия, предназначенная для борьбы с такими монстрами. Но в начале 1930-х гг. таких пушек не было.

танк Т-35
Т-35 был защищён 20–30-мм бронёй. Военные считали, что это бронирование защитит его от осколков снарядов полевой артиллерии

Появление новых бронебойных снарядов позволило даже лёгким 37-мм противотанковым орудиям пробивать 30-мм броню. На Т-35 начали усиливать броню, лобовую броню довели до 70 мм. Но весь огромный танк мощной бронёй прикрыть было невозможно. Его вес и так уже превышал 50 т. Большего веса могла не выдержать ходовая часть. Практика эксплуатации многобашенных танков Т-35 показала, что все подобные машины имеют серьёзный недостаток: командиру сложно следить за разными целями и управлять огнем сразу нескольких башен. Даже если командир хотел сосредоточить огонь всех орудий на одной цели, это не всегда получалось, ведь у снарядов 76-мм и 45-мм орудий были разные баллистические характеристики. Да и цель, которую видел наводчик верхней башни, из нижней вообще могла быть не видна.

танк Т-100
Эвакуация подорвавшегося на мине Т-100 с поля боя показала, что сверхтяжёлый танк не столько вредит противнику, сколько создаёт проблемы своим войскам

Весной 1938 г было решено создать новый танк с противоснарядным бронированием и двумя башнями. В то время для защиты от 37-мм и 47-мм противотанковых пушек считалось достаточным иметь броню толщиной 60 мм. Разработка нового танка велась на двух заводах в Ленинграде. Первый завод разрабатывал танк СМК, другой — танк Т-100. Летом 1939 г. оба танка были готовы. В ноябре 1939 г. началась советско-финляндская война. Оба танка направили на фронт для продолжения испытаний в боевых условиях. Заводские испытатели прошли специальную программу обучения, после чего вместе с танками отправились воевать. Мощная броня новых танков себя оправдала. Финнам не удалось подбить их из своих пушек.

танк СМК
Военные поняли, что сверхтяжёлому, неповоротливому стальному монстру СМК не место на поле боя
«Смертный приговор» сверхтяжёлым советским танкам подписал тяжёлый танк КВ. Фактически это был СМК, но только однобашенный и укороченный на два опорных катка. Так как он ока зался легче, то толщину брони увеличили до 75 мм. КВ в Финляндии показал превосходство над двухбашенными «собратьями».



Поделиться ссылкой