Танки Второй мировой войны

Легкие танки

В разразившейся Второй мировой войне все легкие танки воюющих сторон постигла одна участь — быстрое истребление. От огня противотанковых ружей и пушек не спасали ни скорость, ни хорошая маневренность. Поэтому выпуск стремительных советских красавцев БТ и плавающих Т-40 был прекращен. Хорошо бронированный легкий танк Т-50 сняли с конвейера по другой причине: трудоемкость изготовления была, как у среднего Т-34.

танк БТ
БТ были лучшими легкими танками 30-х годов. БТ-7М имел максимальную скорость 86 км/ч, а изображенный здесь БТ-7А был вооружен 76-мм орудием

Но в летних отступлениях 1941 года Красная Армия потеряла так много боевых машин, что уже в сентябре пошел в серию новый легкий танк Т-60. Разработанная в инициативном порядке «шестидесятка» была аналогом немецкой «двойки», выпуск которой немцы возобновили из-за общей нехватки танков в вермахте. Дешевый и в целом неплохой легкий танк Т-60 так же легко и уничтожался. В 1942 году его сменил Т-70 с более толстой броней и 45-мм пушкой. Но если в «шестидесятке» самолетная 20-мм пушка заряжалась снарядной лентой, и командир стрелял из нее, как из пулемета, то в «семидесятке» орудие приходилось заряжать, как обычно — после каждого выстрела. В результате командир и за боем следил, и водителем командовал, и сам цели находил, сам заряжал, наводил и стрелял.

Т-50
Было построено всего 65 легких танков Т-50
Танк Т-60
За год выпуска цеха заводов покинули 5915 танков Т-60
Танк Т-70
За год было произведено 8226 танков Т-70

С новой башней, где нашлось место для стрелка-наводчика, танк стал называться Т-80. Но это уже был 1943 год, когда надобность в массовом насыщении войск легкими танками вместо недостающих средних отпала.

Уделом же «легкочей» стало боевое охранение и разведка, где они со своими тихо журчащими автомобильными движками были особенно востребованы. Немцы даже успели создать специальный танк-разведчик «лухс» (рысь).

«Рено» R-35
Французский танк «Рено» 1935 года состоял из литых деталей корпуса и башни, был, как и его знаменитый собрат 1917 года, двухместным и вооружался фактический его же 37-мм пушкой-коротышкой (взрывная мощь которой меньше, чем у подствольника от «калаша»)

Англичане, потеряв в начале войны свои «крусейдеры», уже не возвращались к строительству новых легких танков.

Крусейдер
Британский «Крусейдер» и чешский LT-38, хоть и имели колеса большого диаметра, но в отличие от БТ без гусениц двигаться не могли

Американцы же, зачарованные быстроходным «стюартом», модернизировали его всю войну. Внешний облик последних машин изменился настолько, что пришлось сменить индекс танков с М3 на М5.

Стюарт
«Стюарт» стал самым массовым легким танком в мире. Всего построено 22 743 танк

Грозный первенец фашистской Германии Panzer I появился на свет в 1934 году и вооружался пулеметной спаркой. Вслед за этой учебной машиной  учебно-боевой Panzer II, вооруженный 20-мм самолетной пушкой. Из-за ленточного питания эта автоматическая пушка называлась у немцев 20-мм пулеметом. Вот с — такими «учебно-пулеметными» машинами Гитлер и начал Вторую мировую войну.

Танк Т-I
В серийное производство первые «панцеры» запускались как сельскохозяйственные тракторы. Танк Panzer I, вооружённый двумя пулемётами, считался учебной машиной
Panzer II
Panzer II
LT-38
Самоходных орудий на базе чешского LT-38 было построено в несколько раз больше, чем самих танков
Первый в мире специализированный танк-разведчик «лухс»
Первый в мире специализированный танк-разведчик «лухс»

Средние танки

Первые же бои начавшейся Второй мировой войны показали, что время легких танков прошло. Основной боевой машиной становился хорошо бронированный средний танк.

Французы еще в 1935 году создали подобный танк «Сомуа» S 35, характерной особенностью которого были отлитые из броневой стали башня и корпус. Литье не только удешевляло и ускоряло производство танка, но и повышало его бронестойкость. Снаряды немецких 37-мм противотанковых пушек просто отскакивали от S 35. Еще более толстая броня была на английском танке «валентайн», созданном в 1940 году.

«Сотуа» S 35
«Сотуа» S 35

Чтобы масса машины из-за сильного бронирования не возросла, танк сделали невысоким и предельно компактным (если не сказать тесным). Но его скорость в 30 км/ч и 40-мм пушка были недостаточными в такой войне. Поэтому в 1943 году британцы создали танк «кромвель» с 57-мм орудием и в два раза большей скоростью.

«Кромвель»
«Кромвель»

До войны на среднем американском танке М 2 стояла всего лишь 37-мм «пуколка». В 1940 году на танке с правой стороны приделали пристройку-спонсон времен Первой мировой войны, где и разместили 75-мм орудие. И трехэтажный танк М 3 еще как воевал! Англичане, не имея танков с такой пушкой, души в нем не чаяли. Но сами американцы понимали, что это не танк. Настоящий средний танк М 4 «шерман» появился в 1942 году и в пяти основных модификациях строился до конца войны. После Т-34 он был самым массовым танком Второй мировой — построено 49 234.

После войны в эту простую и надежную боевую машину израильтяне вдохнули новую жизнь. Установив в новой башне длинноствольную 105-мм пушку, они успешно воевали на «супер-шермане» с арабами, имевшими на вооружении уже новые советские танки послевоенного поколения.

М 3 «Генерал Ли»
М 3 «Генерал Ли»
Первые «шерманы» имели узкие гусеницы и короткую пушку. К концу войны гусеницы на танках стали шире, а орудия длиннее
Чехословацкий танк LT-35
Чехословацкий танк LT-35 испытывался в СССР, строился для Румынии, но более всего «прославился» на службе в вермахте
«Валентайн»
«Валентайн»
Итальянские танки М13/40
Итальянские танки М13/40 весом всего в 14 т назывались средними только потому, что у них были еще более легкие семитонные танки L 6/40
Японский «чи-ха»
Японский «чи-ха» в 15 т также считался средним в сравнении с восьмитонным «ха-го»
Двадцатитонный венгерский танк «турам»
Двадцатитонный венгерский танк «турам» ведет свою родословную от чешского танка LT-35, бывшего на вооружении вермахта. «Туран» отличался новой башней и 40-мм пушкой

«Рабочие лошади» вермахта

В 1938 году Австрия и Чехословакия были захвачены вермахтом, имевшем на вооружении учебно-тренировочные пулеметные танки Panzer I и Panzer II.

Перед нападением на Польшу в 1939 году немецкие танковые дивизии пополнились не только трофейными танками LT-35 и LT-38, вооруженными 37-мм пушкой, но и наконец созданными своими средними танками Panzer III (с пушкой, как у чехов) и тяжелыми Panzer IV (с 75-мм коротким орудием). С сотней «троек» и двумя сотнями «четверок» Польша была раздавлена за один месяц. Не очень затруднительным оказалось и сокрушение Франции в 1940 году. Казалось, и с Россией будет так же...

Перед нападением на СССР немцы скупили в рейхе все книги о походе на Русь Наполеона. С неумолимой жестокостью там было написано о том, что взятие Наполеоном Москвы обернулось... приходом русских в Париж!

Panzer III
Panzer III

22 июня 1941 года роковую границу пересекли около 1400 Panzer III и 500 Panzer IV. И удар сокрушительный нанесли, и невиданные по количеству и качеству трофеи захватили, и тысячи километров советской территории поглотили, и... даже Москвы не взяли! В 1942 году, добавив на свои танки брони и удлинив пушки, немцы дошли до Волги и Кавказа. И воды из матухны-реки хлебнули, и вожделенной нефти в Майкопе понюхали. Но были разгромлены в Сталинграде, скатились с гор и отступили до самого Курска.

В 1943 году, укрыв бронещитами «тройку» и «четверку», придали им «тигриный» вид. Но русские, хоть и приняли эти танки за разновидность «тигров», снова одержали верх.

Panzer IV
Panzer IV

После поражения под Курском из упряжки вермахта выбыл Panzer III, выпуск которого прекратили. Отступая на всех фронтах, немцы переключились на производство истребительных самоходок на его базе.

«Четверке» же предстояло не только «тянуть лямку» до конца войны, но и после ее окончания попасть в качестве трофеев к французам, а от них в Сирию, где и повоевать против израильтян в войне 1967 года.

Танк-легенда

Подобно тому, как непросто было руководству СССР решиться на строительство однобашенного тяжелого танка вместо двухбашенных, так и трудно было понять, каким должен быть танк средний. Поэтому к испытаниям осенью 1939 года построили колесно-гусеничный танк А-20 и гусеничный А-32.

Если БТ мог двигаться на колесном ходу лишь с помощью одной пары колес и только по асфальту, то А-20 благодаря трем парам ведущих колес мог передвигаться без гусениц и по полю. Ну не чудо ли танк получился — потеряв в бою гусеницу, продолжает движение по бездорожью на колесах!

Но это «чудо» обошлось танку дорогой ценой. На А-20 было невозможно установить 76-мм пушку и защитить его противоснарядной броней. Массу и внутренний объем «съела» сложная колесно-гусеничная трансмиссия.

А на более простом гусеничном А-32 и пушку установили, и броню в два раза толще сделали. Получился танк А-34. Причем «изюминкой» советского танка было бронирование с большими углами наклона. Из-за этого снаряд противника, попадая в корпус танка А-34 толщиной всего 4,5 см, должен был пробить 9 см брони спереди и 6 см сбоку!

Т-34/85
Т-34/85

Запущенный в производство А-34 стал называться Т-34. Установленная на нем грабинская пушка Ф-34 в 1941 году считалась «недопустимо длинной», а с появлением у немцев в 1943-м еще более длинных стволов стала «коротышкой». Поэтому в январе 1944 года появилась хорошо знакомая нам по фильмам «тридцатьчетверка» с большой башней и 85-мм пушкой.

Считая только что созданную 76-мм пушку Л-11 слабой и ненадежной, В. Грабин в инициативном порядке разработал и фактически незаконно установил на Т-34 более мощную длинноствольную пушку Ф-34. Грабин признался в этом Сталину только в 1942 г. Поскольку война подтвердила правоту рискового конструктора, вождь простил его, а пушку узаконил.

Гениальность Т-34 заключалась в достижении гармонии между плохо совместимыми качествами боевой машины. Хорошее бронирование не сказалось отрицательно на скорости, проходимости, маневренности и запасе хода. Неудивительно, что этот простой в обслуживании и не очень сложный в производстве танк полюбили не только наши танкисты, но и все, кто воевал на нем в разных уголках планеты.

Т-34
Вражеским снарядам было очень трудно пробить обтекаемую башню Т-34, формой своей напоминавшей пирожок. Правда, ударяясь о ее нижнюю лобовую часть, снаряды нередко соскальзывали вниз и пробивали тонкую крышу корпуса. Поэтому в конце 1942 г. на танке появилась башня-«гайка», от которой снаряды могли срикошетировать только в небо
Т-34
Хотя главной целью танка является уничтожение пулеметных гнезд и пушек; Т-34 неплохо проявил себя и в борьбе с танками противника. Всего за четыре первых месяца войны Д. Лавриненко подбил на нем 52 вражеских танка. До конца войны на трофейном Т-34 воевал фашистский танковый ас Э. Зайболд, одержавший 69 побед

Тяжелые танки

В разразившейся Второй мировой вой не печальная участь постигла не только «легкочей», но и «гигантов».

Первыми показали свою несостоятельность французские тяжелые танки. Изготовленные всего в шести экземпляpax двухбашенные махины 2С весом в 70 т даже не успели съехать с железнодорожных платформ, как были выведены из строя немецкими бомбардировщиками. Из 342 однобашенных танков В1, успевших «понюхать пороха», около 200 было уничтожено. Оказалось, что в маневренной войне одной только противоснарядной брони в 6 см мало. Нужны скорость, мощное орудие во вращающейся башне и свободный командир.

Французский тяжелый танк В1
Французский тяжелый танк В1

Как раз всего этого в неуклюжем В1 и не было. Орудие торчало в корпусе, а командир, сидя в тесной башенке наверху, сам вертел ею, сам находил цели, сам наводил противотанковую 47-мм пушку, сам заряжал и стрелял. Командовать тремя сидящими внизу танкистами было некогда. Результат известен.

В советском 50-тонном танке Т-35 командир был свободен. Но в танке-то было пять (!) башен, и командовать приходилось аж десятью танкистами! Почти десятиметровый в длину, Т-35 не блистал особой скоростью и имел броню всего в 5 см.

Т-35
Советский Т-35 был единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшемся серийно

Из 61 построенного танка в боях погибли считанные машины. Все остальные Т-35 были потеряны из-за поломок в трансмиссии.

У 213 построенных КВ-2 с броней и 152-мм орудием и командиром все было хорошо. Только вот создавался танк для сокрушения своей «кувалдой» кенигсбергских дотов! А в оборонительной войне пришлось лупить бетонобойными снарядами по немецким «панцерам», как обухом — по воробьям. Конечно же, выпуск КВ-2 был сразу прекращен.

КВ-2
КВ-2 стал первым и пока единственным танком в мире, во вращающейся башне которого удалось установить орудие столь крупного (152-мм) калибра!
Трехбашенный Т-28
Трехбашенный Т-28
«Маус»
Самый же амбициозный 188-тонный монстр, заказанный в 1942 г. как «танк прорыва», появился в фашистской Германии в 1944 г., когда вермахту было уже не до прорывов. Поэтому успешно прошедший испытание «Маус» так и не был запущен в серию.

«Климы» и «Иосифы»

Новый тяжелый танк для Красной Армии был заказан в конце 1938 года. Руководству СССР он виделся трех- или двухбашенным, с противоснарядной броней и 76-мм пушкой. Через год двухбашенные монстры Т-100 и СМК были испытаны на войне с финнами. Лучшим оказался... однобашенный КВ, разработанный в инициативном порядке группой молодых инженеров. «Клим Ворошилов» был легче на 7 т, имел более толстую броню и дизельный двигатель. Вот так своим более крепким лбом энергичный «Климент» пробил дорогу для строительства тяжелых, но однобашенных танков.

КВ-1
КВ-1. Конструктор пушек В. Грабин еще в 1939 г. предлагал устанавливать на КВ свою 85-мм, а еще лучше 107-мм пушку. С ним не согласились, мотивируя тем, что при езде по бездорожью длинные стволы его пушек будут утыкаться в землю
КВ-2
КВ-2. 76-мм пушка танка КВ оказалась слабой в борьбе с финскими дотами. Когда на танке установили новую башню с 152-мм орудием, он стал называться КВ-2

С нападением фашистской Германии на СССР 48-тонный КВ, защищенный со всех сторон 7,5 см броней, показал себя в обороне неплохо. Наши танкисты на «Климах» могли едва ли не в одиночку эффектно контратаковать противника или безнаказанно расстреливать из засады целые колонны вражеской техники.

Но с переходом Красной Армии в наступление сказались сразу и его недостатки.

Тяжелый танк был медленным, ломал все мосты, разбивал и без того не ахти какие дороги. Его техническая ненадежность и недостаточно мощная пушка сорвали не одно наше наступление. После ряда модификаций стало ясно, что лучше создать новый танк.

После Курской Дуги, где «Климу» оказалась не по зубам броня «тигров» и «пантер», пошел в серию новый тяжелый танк — «Иосиф Сталин». Технически надежная 46-тонная машина, защищенная спереди 12 см броней, в январе 1944 года получила длинноствольную 122-мм пушку. С этой «сталинской кувалдой» танки ИС не только успешно разгромили фашистского зверя, но и повоевали в Корее против американцев и во Вьетнаме против французов. Охраняя наши южные рубежи на границе с Китаем, «Иосиф Сталин» был официально снят с вооружения только в 1995 году!

ИС-1
ИС-1
ИС-2
ИС-2. После горькой победы под Курском 85-мм пушка была срочно установлена на танке КВ-85 и новом ИС-1. Но оказалось, что тяжелому танку и ее мощи уже не достаточно. Поэтому ИС-2 получил 122-мм пушку конструктора П. Петрова.
КВ-85
КВ-85
ИС-3
Благодаря абсолютно новой форме корпуса и башне танк ИС-3 при равной с ИС-2 массе имел лучшую бронезащищенность. Толщина башни доходила до 25 см!

«Тигры» и «пантеры»

До 22 июня 1941 года вермахт одерживал победы, имея в качестве тяжелого танка 25-тонный Panzer IV. И только столкнувшись с русским 46-тонным КВ, немцы взялись за создание тяжелой машины, которая должна была быть лучше советских танков.

Panzer VI «Tiger»
Panzer VI «Tiger»

Летом 1942 года в вермахте появились первые по-настоящему тяжелые 57-тонные танки «тигр». Машина получилась вроде бы серьезная, но с ее применением в России начались какие-то курьезы. С помощью «тигров» немцы хотели взять Ленинград, но русские не только удержали северную столицу, но, и прорвав блокаду города, захватили секретный «тигр» в исправном состоянии и со всей технической документацией! В это же время на юге Манштейн на «тиграх» не смог пробиться к окруженному в I Сталинграде Паулюсу.

Летом 1943 года «тигры» вместе с только что созданными 46-тонными «пантерами» намеревались переломить ход войны под Курском. И броня была у них отменная, и поражали они русские танки с 1500-2000 м, но фашисты снова потерпели поражение.

пантера танк
Лоб корпуса «пантеры» не пробивался нашими пушками даже при стрельбе в упор

Последним тяжелым танком Германии стал 70-тонный «Королевский тигр». От «пантеры» он унаследовал наклонную форму корпуса, от «тигра»- двигатель и солидное бронирование, а от «фердинанда» — шестиметровую 88-мм пушку.

Тигр танк
«Тигр» имел самую медленноповорачивающуюся башню в мире. На максимальных оборотах она разворачивалась на 360° за одну минуту, на минимальных — за один час!

Чтобы ускорить наведение орудия на цель, бывший самоходчик Михаель Виттман разворачивал башню «тигра» «по-самоходному» — поворотом всего танка. В итоге на счету этого танкового аса числилось 138 пораженных танков противника

Михаель Виттман
Михаель Виттман

В оборонительных боях, которые вермахт вел в 1944 году на всех фронтах, все эти танки, ведя огонь из засад, показали блестящие результаты. Но в наступлении, как это было у озера Балатон или в Арденнах, они несли большие потери.

Нелепым оказался и дебют «Королевских тигров» на Восточном фронте. 12 августа 1944 года немцы, угодив в засаду, потеряли подбитым сразу 21 танк, а 3 исправных «Королевских тигра» были брошены, застрявшими в песке. Немыслимо большие, хотя и секретные, громадины немцам просто нечем было утащить!

Символично, что последним танком, уничтоженным во Второй мировой войне, стал именно «Королевский тигр». Он был взорван в Австрии собственным экипажем 10 мая 1945 года.

Королевский тигр
Первые 50 «Королевских тигров» имели башни Фердинанда Порше. Все остальные — фирмы Хеншеля



Поделиться ссылкой