Танки Японии

История японского танкостроения

Как и в других странах, в Японии с большим интересом следили за новым оружием, которое появилось на полях сражений Европы в Первую мировую войну. Однако предпринятые японским военным командованием в 1917 г. попытки получить образцы танков успехом не увенчались, поэтому первые танки попали в Японию только в конце войны. В октябре 1918 г. сюда доставили британский тяжелый танк Mk IV, а в течение 1919 г. еще около шести средних танков Mk A «Уайпет» и 13 легких французских танков «Рено» FT-17. Несколько позже были закуплены французские танки «Сант-Шемонд» М21, «Рено» FT-18, NC-27, NC-26 и английские «Виккерс» Mk С, «Виккерс» Mk Е («Виккерс-шеститонный»).

Танк Mk A «Уайпет»
Танк Mk A «Уайпет» состоял на вооружении Императорской армии Японии. Получил обозначение «Ко-Гата Сенша»

В 1925 г. Генеральный штаб сухопутных сил издал приказ о создании бронетанковых войск Японии, для вооружения которых планировалось и далее закупать танки за рубежом, прежде всего во Франции. Но данное решение вызвало бурю недовольства как в военных кругах, так и среди инженеров ведущих японских компаний, которые резонно полагали, что, во-первых, Япония не может зависеть от европейских поставок, а, во-вторых, инженерно-конструкторские кадры и промышленный комплекс страны были готовы к производству собственного танка. В июне 1925 г. группа военных инженеров в содружестве со специалистами ведущих японских компаний, прежде всего «Мицубиси» и «Хитачи», на основе имевшихся британских и французских машин начали разрабатывать собственный танк.

На пути к первому японскому танку группе инженеров под руководством офицера японской армии Томио Хары пришлось столкнуться с рядом существенных трудностей. До этого в Японии никто всерьез не занимался созданием бронетехники, поэтому молодые конструкторы, не имевшие опыта в проектировании таких машин, каждую деталь и узел своего танка, включая даже простейшие элементы, такие как болты и заклепки, разрабатывали самостоятельно. Японская промышленность ранее также не выпускала столь тяжелых машин. Мешали проекту и скептики из Министерства обороны, которые считали, что группа Томио Хары переводит средства впустую, ведь, даже если какие-либо успехи в данном направлении будут достигнуты, японская промышленность, с трудом освоившая производство крупной техники, не сможет выпустить танк.

Работу над первым японским танком закончили в 1927 г. Первый опытный образец двухбашенного танка «Чи-И» (с яп. — «средний первый») весом 18 т построили на арсенале «Осака Рикугун Зохейшо». Но даже на этом этапе мало кто верил, что машину примут на вооружение. Все сомнения были рассеяны только 21 июня, когда первый японский танк продемонстрировали военным. Машина произвела настоящий фурор, не оставив равнодушными ни генералов, ни рядовых. «Чи-И» успешно прошел все испытания, показав лучшие, чем у закупленных заграничных образцов, результаты.

Хотя первый японский танк так и не поступил в серию, в возможностях группы Томио Хары и японской промышленности уже никто не сомневался, и танкостроению Японии дали зеленый свет.

Тип 95 «Ха-Го»
Тип 95 «Ха-Го» — самый массовый танк Японии

История развития японского танкостроения имеет ряд характерных особенностей.

  • Из-за географического положения в Японии делали ставку на судо- и авиастроение, из-за чего танкостроение так и не стало приоритетной областью. По этой причине техническое отставание японских танков от ведущих мировых образцов усиливалось с каждым годом.
  • Плохо обстояли дела и с количественными показателями. Резонно полагая, что применение крупных танковых соединений на островах или против плохо вооруженного китайского противника не потребуется, японское руководство считало достаточным иметь 6000 танков разных типов при численности армии в 2 млн человек. Однако даже эти планы не выполнили, и к началу войны Япония располагала немногим более 2000 устаревших танков, из которых только 720 находились непосредственно в войсках. Пик производства танков в Японии пришелся на 1942 г., когда произвели 1191 танк. Для сравнения: в том же году в Германии выпустили 6189 танков, в Великобритании — 9233, в СССР — 24448, в США — 27 200.
  • Вплоть до Второй мировой войны в Японии отдавали предпочтение легким и средним танкам с пулеметным вооружением и слабой броней. Во- первых, это было связано с тем, что военные стратеги воспринимали танк исключительно как средство поддержки пехоты, которое только выполняло задачу «зачистки» местности после получения решающего превосходства флотом и авиацией. Танковые бои на островах и против противника в Китае представлялись маловероятными. Во- вторых, ни промышленность, ни дороги или мосты Японии не были готовы к эксплуатации тяжелых машин. В-третьих, тяжелые танки с хорошим бронированием и вооружением требовали большого количества материалов, дефицитных в Японии.

Средний танк Тип 89 «Йи-Го»

Несмотря на произведенный фурор, первый танк «Чи-И» так и не запустили в серию. Следующий танк, разработанный японскими конструкторами и выпущенный арсеналом «Осака Рикугун Зохейшо», получил обозначение Тип 87. Военные признали его слишком тяжелым.

Британский средний танк «Виккерс Медиум» Mk II
Британский средний танк «Виккерс Медиум» Mk II

Ситуация изменилась, когда в Японию прибыл танк «Виккерс Медиум» Mk C, экспортный вариант британского среднего танка «Виккерс Медиум» Mk II. По своим характеристикам он существенно опережал японские танки, даже находившиеся в стадии проектов, и был высоко оценен японскими военными. Однако британский танк имел и ряд недостатков. В частности, в ходе испытаний произошло самовозгорание карбюраторного двигателя.

В результате решили на основе «Виккерс Медиум» Mk C разработать собственный танк, оснастив его дизельным двигателем, а также применив на нем ряд удачных технических решений, полученных в ходе работы над средним танком Тип 87.

Разработку нового танка, которому присвоили обозначение Тип 89, начали в апреле 1928 г., и уже к концу 1929 г. новую машину, выпущенную арсеналом в Осаке, представили военным. Танк имел компоновку с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, боевого отделения — в средней, отделения управления — в лобовой части машины. Броневые плиты корпуса и лобовой части башни имели толщину 17 мм, борта и корма башни — 15 мм.

Ранние танки Тип 89 оснащали шестицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 115 л. с., который позволял развивать скорость 25 км/ч. Однако эти двигатели оказались крайне ненадежными в эксплуатации, и с 1933 г. их стали заменять шестицилиндровыми дизельными двигателями воздушного охлаждения мощностью 120 л. с.

Сверху во вращающейся башне установили 57-миллиметровую пушку Тип 90. Вспомогательное вооружение составляли два 6,5-миллиметровых пулемета Тип 91: один размещался в лобовом листе корпуса, второй — в корме башни.

Экипаж танка состоял из четырех человек: рабочие места командира и заряжающего находились в двухместной башне, механика-водителя и стрелка — в отделении управления.

В целом новый танк отвечал требованиям военных, и его решили запустить в серийное производство, хотя по сравнению с европейскими аналогами уже в момент производства Тип 89 считался безнадежно устаревшей машиной. Не исправила ситуации и модификация Тип 89 B, которую с 1937 г. оснастили более мощным 160-сильным двигателем и новой 57-миллиметровой пушкой Тип 97.

Серийный выпуск Тип 89 продолжался с 1931 по 1939 г. За это время выпустили около 400 танков данной модели.

Восстановленный танк «Йи-Го»
Восстановленный танк «Йи-Го»

Служба и боевое применение

Боевой дебют японского среднего танка Тип 89 состоялся в ходе Шанхайской войны 1932 г. Несмотря на отсталость машины от ведущих европейских образцов, а также отсутствие у японцев опыта применения танков в бою, Тип 89 показал себя с хорошей стороны. В этой войне сфера применения «Йи-Го» сводилась к поддержке наступления пехоты. Вооружения танка оказалось вполне достаточно, чтобы противостоять немногочисленной, устаревшей даже по японским меркам китайской бронетехнике.

События в Шанхае, а также последующее противостояние с плохо организованной китайской армией стали важным элементом пропаганды в Японии, превозносившей мощь Императорской армии и ее танков. Однако за излишний оптимизм японскому командованию вскоре пришлось заплатить высокую цену. Так, осенью 1939 г. 34 безнадежно устаревших «Йи-Го» в вооруженном конфликте у реки Халхин-Гол встретились с советскими танками, чьи орудия с легкостью пробивали тонкую броню японских машин, в то время как 57-миллиметровое орудие «Йи-Го» показало полную боевую неэффективность. Немало неприятностей доставила японцам и советская противотанковая оборона, на вооружении которой состояли 45-миллиметровые противотанковые орудия и 76,2-миллиметровые дивизионные орудия Ф-22. За несколько дней подавляющее большинство «Йи-Го» было потеряно, так и не успев нанести противнику значимого ущерба. Самоуверенность японского командования сменилось полным разочарованием. В преддверии Второй мировой войны у Японии не оказалось на вооружении современного танка.

К моменту вступления Японии во Вторую мировую войну «Йи-Го» хотя и уступили роль основного танка более современным машинам, но по-прежнему оставались на вооружении. В 1942 г. «Йи-Го» участвовали в захвате Филиппинских островов, а в 19441945 гг. обороняли архипелаг от войск США.

Легкий танк Тип 95 «Ха-Го»

Доктрина и организация японских бронетанковых частей в межвоенный период, как и доктрины других стран, предполагали использование двух типов танков — пехотного и кавалерийского. Место пехотного танка в это время занял средний танк «Йи-Го». Кавалерии же требовалась более быстрая и маневренная машина, способная поспевать за ней на поле боя. Первым для кавалерии в 1930-х гг. создали малый танк Тип 92. Однако его слабая броня не спасала даже от винтовочных пуль, поэтому с 1933 по 1936 г. выпустили всего 167 машин.

Легкий танк «Ха-Го»
Легкий танк «Ха-Го» можно считать успешной машиной, которая стала важным этапом в истории танкостроения Японии. Однако за время Второй мировой войны «Ха-Го» безнадежно устарел и не мог противостоять современным танкам союзников

Легкий танк с более мощным бронированием и вооружением начали разрабатывать в июле 1933 г. Первый прототип нового кавалерийского танка был готов к июню 1934 г. После удачных испытаний в 1935 г. машину приняли на вооружение под обозначением «Легкий танк Тип 95», или «Ха-Го».

Танк весил 7,4 т, имел классическую компоновку, корпус и башню из катаных поверхностно закаленных броневых листов. Максимальная толщина брони составила 12 мм. В движение танк приводил шестицилиндровый дизельный двигатель «Мицубиси» NVD 6120 воздушного охлаждения мощностью 120 л. с., позволявший развивать скорость до 45 км/ч. Вооружение — нарезную 37-миллиметровую пушку Тип 94 и два 6,5-миллиметровых пулемета Тип 91 — разместили в лобовом листе корпуса и корме башни.

Экипаж легкого танка «Ха-Го» состоял из трех человек: командира, также выполнявшего функции заряжающего, стрелка-техника, который обслуживал двигатель и вел огонь из пулемета, а также механика- водителя.

Танки «Ха-Го» серийно производились с 1936 по 1943 г. Всего за этот период выпустили 2348 машин. Это самый массовый японский танк в истории.

Служба и боевое применение

Боевое крещение легкие танки «Ха-Го» приняли в ходе Хэбэй-Чахарского конфликта между Китаем и Японией в 1935 г. Для войны с плохо вооруженной и необученной китайской армией возможностей этих машин оказалось более чем достаточно.

Японские бронетанковые войска имели и свои преимущества. Так, Япония была единственной страной, в которой серьезно рассматривали возможность применения танков на сильно пересеченной местности, в частности в лесах и джунглях. Это помогло японцам провести одну из самых эффективных операций бронетанковых войск в ходе Второй мировой войны.

Американский солдат у подбитого танка Тип 95 «Ха-Го»
Американский солдат у подбитого танка Тип 95 «Ха-Го»

В предвоенные годы Сингапур играл важную роль в торговле между Европой и Дальним Востоком и служил доказательством могущества Великобритании в этом регионе. Сингапур, защищенный с севера горами и густыми джунглями, имел и важное стратегическое значение, в частности, здесь должен был базироваться Британский Восточный флот. Британское командование считало, что такой естественной «линии обороны» вполне достаточно и сосредоточило все усилия на укреплении южных границ города, омывавшихся океаном. Здесь были возведены форты и долговременные оборонительные сооружения, штурм которых сулил большие потери противнику. С моря Сингапур прикрывал и флот Ее Величества. Атака с суши считалась настолько невероятной, что никто не задумался о переоборудовании орудий фортов, чтобы иметь возможность поворачиваться и обстреливать сухопутные сектора.

Императорская армия Японии не считала джунгли и горы севернее Сингапура непреодолимым препятствием. В ночь с 8 на 9 февраля 1942 г. войска японцев высадились на побережье Малайского полуострова в районе Малакки. Несмотря на сильно пересеченную местность, японский десант, в состав которого входили не только легкие танки «Ха-Го» и «Те-Ке», но и средние «Чи-Ха», используя небольшие лесные дороги, начал продвигаться к Сингапуру. Британские силы, которые предполагали атаку с моря, не были готовы к нападению с суши и, кроме нескольких легких танков и танкеток, ничего не могли противопоставить японской армии. Уже 15 февраля британские войска капитулировали.

Танки «Ха-Го» применялись и в других наступательных операциях Императорской армии на Тихоокеанском театре военных действий.

Средний танк Тип 97 «Чи-Ха»

К середине 1930-х гг. развитие военного дела в целом и бронетехники в частности требовало заменить устаревший средний танк «Йи-Го», составлявший основу японских бронетанковых сил. Императорская армия нуждалась в машине с лучшими показателями подвижности, бронирования и огневой мощи. За разработку такого танка в 1936 г. взялись компания «Мицубиси» и группа инженеров под руководством Томио Хары, которые уже имели опыт сотрудничества с генеральным штабом сухопутных сил. В частности, «Мицубиси» производила двигатели для танков «Йи-Го», «Ха-Го» и т. д. После успешных испытаний в 1937 г. новый танк приняли на вооружение под обозначением 2597, или Тип 97.

«Чи-Ха»
Отличительная черта танков «Чи-Ха», оборудованных радиостанцией, — поручневая антенна вокруг башни, которую впоследствии заменили на штыревую

Танк также назвали «Чи-Ха», что в переводе означало «средний третий».

Средний танк «Чи-Ха» выполнили по классической компоновочной схеме. Броневой корпус и башню танка собирали из катаных поверхностно закаленных броневых листов. Несмотря на требование построить хорошо защищенный танк, броня «Чи-Ха» по-прежнему защищала только от пуль и осколков. Основным вооружением танка стала 57-миллиметровая полуавтоматическая танковая пушка Тип 97, вспомогательным — два 7,7-миллиметровых пулемета Тип 97. Танк оборудовали V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 170 л. с., позволявшим развивать скорость до 38 км/ч.

Одновременно с базовой моделью на вооружение приняли и модификацию командирского танка «Си-Ки», которую оснастили современными радиостанцией и навигационными приборами. Для экономии места в башне танков данной модификации отсутствовало 57-миллиметровое орудие, которое на месте лобового пулемета заменили 37-миллиметровой пушкой. Несколько позднее основное вооружение командирских танков вернули в башню.

После сражений на реке Халхин-Гол, где стало очевидным отставание японской техники от бронетехники СССР, в Японии начали производить лишь относительно современные танки «Чи-Ха» и их новую модификацию «Шинхото Чи-Ха». Она отличалась новой башней с длинноствольной 47-миллиметровой пушкой Тип 1, которая, несмотря на меньший калибр, за счет высокой начальной скорости снаряда (830 м/с) превосходила 57-миллиметровую пушку в бронепробиваемости. Во второй половине войны по заказу морской пехоты некоторые «Чи-Ха» также вооружали короткоствольной 120-миллиметровой морской пушкой.

Служба и боевое применение

Первым вооруженным конфликтом с участием японских средних танков «Чи-Ха» стали бои на реке Халхин-Гол. Сюда на фронтовые испытания были направлены четыре машины, которые должны были вступить в бой по мере готовности экипажей. Однако 3-й бронетанковый полк, где находились новые японские танки, потерял всю технику еще до того, как новые машины вышли на поле боя. Тем не менее японским танковым экипажам все же пришлось испытать на себе мощь советского оружия. Так, один «Чи-Ха» был подбит в результате налета советской авиации.

Один из двух сохранившихся экземпляров «Чи-Ха»
Один из двух сохранившихся экземпляров «Чи-Ха». Народно-революционный военный музей Китая. Пекин

С началом Второй мировой войны танки «Чи-Ха» задействовали во всех основных операциях с участием японской армии на Тихоокеанском театре военных действий. В декабре 1941 г. на Филиппинах они впервые встретились с американскими танками М3 «Стюарт». Эти столкновения показали низкую эффективность 57-миллиметровых орудий танков «Чи-Ха», после чего все танковые подразделения укомплектовывали модификацией «Шинхото Чи-Ха». Однако даже «Шинхото Чи-Ха» со скорострельной пушкой не могли на равных соперничать с М3 «Стюарт». Ситуация ухудшилась, когда на Тихоокеанском театре военных действий появились танки М4 «Шерман», которые полностью превосходили японские средние танки по боевым показателям. Японские танки несли потери и от пехотных соединений противника, которые успешно боролись с «Чи-Ха» не только с помощью динамореактивных ручных противотанковых гранатометов «Базука», но и с помощью винтовочных противотанковых гранат.

Не лучше обстояли дела и у Квантунской армии, дислоцировавшейся на материке, против которой развернули войска, переброшенные с советско-германского фронта. Военные действия против Квантунской армии в Маньчжурии начались 9 августа 1945 г. В этом противоборстве японцы возлагали на танки «Чи-Ха» большие надежды. Но эти машины не могли противостоять современным образцам вооружения Советской армии. 14 августа 1945 г. правительство Японии приняло решение о капитуляции.

По окончании Второй мировой войны большинство захваченных армией США средних японских танков, как и другую бронетехнику, передали армии Чан Кайши. Около 350 танков «Чи-Ха», захваченных Красной армией в Маньчжурии и на Курилах, поступили Национально-освободительной армии Китая. Небольшое число танков «Чи-Ха» осталось и в Японии. Они состояли на вооружении вплоть до 1960-х гг. и использовались в качестве учебных.

Плавающий танк Тип 2 «Ка-Ми»

Своеобразие формирования японских бронетанковых сил состояло в том, что танки, неэффективные в войне на островах, играли второстепенную роль в структуре армии. Тем не менее, пренебрегать столь важным для данного периода вооружением также было нельзя. Еще в 1920-х гг. в Японии начались работы по созданию плавающего танка, приспособленного для выполнения десантных операций на островах. Первоначально японские конструкторы пошли по пути европейских коллег, разрабатывая машины, которые оставались на плаву за счет водоизмещающего корпуса большого объема. Однако испытание таких машин каждый раз давало крайне неудовлетворительные результаты. Мореходные качества этих танков были очень низкими, и даже небольшое волнение на море могло стать для них смертельным. Из-за больших габаритов корпуса на суше такие машины оказывались неповоротливыми и серьезно уступали своим «сухопутным» аналогам в бронировании и вооружении.

Американские военнослужащие рядом с поврежденным «Ка-Ми»
Американские военнослужащие рядом с поврежденным «Ка-Ми». Район города Ормок. Филиппины

Все изменилось в 1941 г., когда фирма «Мицубиси» представила прототип танка «Ка-Ми». При разработке этой машины специалисты компании отказались от общепринятой схемы с водоизмещающим корпусом большого объема. Вместо него плавучесть обеспечивалась за счет больших стальных понтонов, которые крепились спереди и сзади танка. Форма и размеры понтонов давали хорошие мореходные качества, делая машину пригодной даже к длительному плаванию в неспокойных водах. На суше, сбросив понтоны, танк вступал в бой как сухопутный.

Служба и боевое применение

Без сомнений, водоплавающий танк «Ка-Ми» стал выдающимся достижением японского танкостроения. Однако предназначенная для наступательных операций машина появилась слишком поздно, когда Япония уже перешла к обороне и экипажи «Ка-Ми» не могли реализовать все преимущества танка.

Боевой дебют «Ка-Ми» состоялся в конце 1942 г. в битве за Гуадалканал, где также участвовали танки «Ха-Го». Достаточное число «Ка-Ми» появилось в войсках только в 1943 г. Одним из немногочисленных эпизодов с массовым применением танков «Ка-Ми» стала ночная десантная операция с 15 на 16 июня 1944 г. на острове Сайпан с целью атаковать американские войска, которые начали высадку на остров. В ходе операции группе танков «Ка-Ми» удалось успешно десантироваться на фланге противника. Однако лишенные авиационной и артиллерийской поддержки машины не смогли ничего противопоставить успевшим перегруппироваться и оказать сопротивление американским войскам, на вооружении которых состояли средние танки М4 «Шерман» и РПГ «Базука».

В последующем до конца войны основной задачей водоплавающих танков «Ка-Ми» стали рейды по тылам противника, которые не принесли значимых результатов. Танки также применялись при обороне Иводзимы и Окинавы, когда, как и большинство другой, плохо бронированной японской бронетехники, закопанные в землю, они использовались в качестве неподвижных огневых точек.

тихий океан
В условиях Тихоокеанского театра военных действий применение водоплавающего танка имело большие перспективы

До настоящего момента сохранилось всего восемь образцов этого танка. Семь из них, поврежденные в боях и брошенные экипажами, разбросаны по островам Республики Палау. Все они хранятся под открытым небом и находятся в плохом состоянии. Без срочного вмешательства данные экземпляры вскоре придут в негодность и не смогут использоваться даже как музейные экспонаты. Восьмой экземпляр хранится в России, в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Благодаря усилиям сотрудников музея он прекрасно сохранился и до сих пор в рабочем состоянии.

Средний танк Тип 61

После окончания Второй мировой войны в оккупированной американскими войсками Японии проектирование и производство бронетехники полностью прекратилось. В результате этого на вооружение сформированных в 1954 г. Сил самообороны Японии поступили американские танки М24 «Чаффи» и М4 «Шерман». Однако они были плохо приспособлены к местным условиям. Так, даже средние танки М4 были слишком тяжелыми для большинства японских мостов, а их габариты затрудняли транспортировку по железным дорогам. Американские танки были также неудобны для японских танкистов, отличавшихся небольшим ростом. Не исправило ситуацию и поступление новых танков М41 «Уокер Бульдог» и М47 «Паттон» II.

Тип 61
Первый японский послевоенный танк Тип 61

В 1954 г. в Японии начали восстанавливать собственное танкостроение. Как и до войны, основным разработчиком стала компания «Мицубиси Хеви Индастриз». В качестве основы для разработки нового танка специалисты компании выбрали американский средний танк «Паттон» II. В целом американская машина отвечала потребностям японской стороны, и в ее конструкцию внесли всего несколько кардинальных изменений. Так, вместо бензинового установили дизельный двигатель воздушного охлаждения. Ведущие колеса разместили в лобовой части танка. Благодаря меньшей толщине брони снизили вес танка более чем на 10 т. Однако из-за того, что японский дизельный двигатель обладал меньшей мощностью, чем американский бензиновый, скоростные и маневренные характеристики японского танка остались на уровне М47 «Паттон II».

Японский танк также имел ряд инновационных нововведений. Так, одними из первых японские специалисты реализовали дистанционное управление зенитным пулеметом, установленным на крыше башни.

Первый прототип нового танка создали в марте 1957 г. После успешных испытаний в апреле 1961 г. новый танк приняли на вооружение Японских сил самообороны под обозначением Тип 61. В следующем году компания «Мицубиси» начала серийное производство, которое продолжалось до 1972 г. Всего выпустили около 560 танков этой модели.

танки Тип 61
Средние танки Тип 61 на совместных японско-американских учениях. Окинава, 1985 г.

Служба и боевое применение

В 1960-1970-х гг. средний танк Тип 61 составил основу танкового парка Сил самообороны Японии, вытеснив устаревшие танки американского производства. После войны Япония старалась не вступать в вооруженные конфликты, поэтому танк Тип 61 в боевых действиях не участвовал. В 1975 г. начали производить новые ОБТ Японии Тип 74, но, несмотря на это, танки Тип 61 составляли основу бронетанковых сил вплоть до 1984 г., когда их число в войсках стало постепенно сокращаться. Последние Тип 61 сняли с вооружения только в 2000 г.

Основной боевой танк Тип 74

Принятый на вооружение в 1961 г. Тип 61 по основным боевым характеристикам отставал от танков-аналогов других стран и уже в начале производства, в 1962 г., считался устаревшим. В связи с этим в том же году компания «Мицубиси» приступила к разработке нового ОБТ. Среди основных требований к нему значились увеличение огневой мощи, бронезащищенности и маневренности.

ОБТ Японии Тип 74
ОБТ Японии Тип 74

Работа над новым танком продлилась 11 лет. Только в 1973 г. на рассмотрение военных представили прототип, который под обозначением Тип 74 приняли на вооружение и запустили в серийное производство.

ОБТ Японии Тип 74 имеет классическую компоновку с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. При создании танка во главу угла ставили вес, поэтому Тип 74, как и его предшественник, не отличался мощным бронированием. Благодаря этому специалисты компании «Мицубиси» создали самый легкий в своем классе танк весом всего 38 т. Относительно небольшая толщина брони (максимум 110 мм) компенсируется обтекаемой формой башни и большими углами наклона броневых листов.

В качестве основного вооружения установили английскую 105-миллиметровую пушку L7A1, с которой спарили 7,62-миллиметровый пулемет Тип 74. Танк также оснастили зенитным пулеметом M2HB американского производства, который разместили в съемной вертлюжной турельной установке около люка командира. Хотя пулемет предназначался для использования в качестве зенитного, с большой эффективностью его можно применять и как оружие для стрельбы по наземным целям.

Тип 74
Для преодоления завалов Тип 74 оснащен бульдозерным ковшом-отвалом

Главная особенность ОБТ Японии Тип 74 — гидропневматическая подвеска ходовой части, которая позволяет на ходу менять клиренс машины от 0,2 до 0,65 м и регулировать продольный и поперечный наклоны. Это дает возможность наилучшим образом приспосабливаться к рельефу местности, что заметно повышает маневренность на поле боя. Благодаря регулировке продольного и поперечного наклонов машины существенно увеличивается сектор наведения орудия. Так, если для остальных ОБТ данного класса в среднем угол наведения главного орудия равен 16° (от 6,5 до 9,5°), то для Тип 74 он составляет 27,5° (от 12,5 до 15°). Предусмотрена также возможность изменять натяжение гусениц, что повышает маневренность танка, так как позволяет лучше приспособить машину к грунту разной плотности.

Служба и боевое применение

Из-за ограничений на экспорт японского оружия, в том числе танков, ОБТ Тип 74 поставлялся только Силам самообороны Японии и, как и его предшественник, средний танк Тип 61, в боевых действиях не участвовал, но все же смог прославиться. Так, созданные на его базе инженерные машины использовались в ходе проведения работ по ликвидации последствий аварии на АЭС «Фукусима».

Тип 74
Несмотря на относительно небольшую толщину брони, благодаря современным решениям по бронезащищенности Тип 74 практически не уступал ведущим западным аналогам

Для своего времени ОБТ Тип 74 был весьма прогрессивной машиной, по некоторым показателям оставившей позади именитых конкурентов из Европы и США, что в сочетании с высоким качеством позволило ей оставаться в строю до наших дней. По состоянию на 2010 г. в составе Сил самообороны Японии насчитывалось 560 танков этого типа. Только с принятием на вооружение новейшего японского основного боевого танка Тип 10 количество Тип 74 в войсках постепенно сокращается.

Основной боевой танк Тип 90

В 1973 г. на вооружение Советской армии приняли ОБТ Т-72. Это событие требовало скорейшего ответа от ведущих танкостроительных стран мира, в том числе Японии. Японское верховное командование поставило перед специалистами компании «Мицубиси» задачу разработать современный ОБТ, превосходивший по боевым характеристикам ОБТ Тип 74 и способный на равных противостоять советскому Т-72. Все комплектующие нового танка должны были производиться в Японии.

Тип 90
Защита бортов корпуса усилена за счет съемных экранов

Разработка нового японского ОБТ началась в 1976 г. В 1985 г. изготовили первые прототипы танка. После ряда испытаний и модификаций в 1989 г. под обозначением Тип 90 новый ОБТ приняли на вооружение. В следующем году компания «Мицубиси» начала его серийное производство.

В качестве образца конструкции для разработки танка Тип 90 специалисты «Мицубиси» впервые в послевоенный период взяли за основу не американскую, а немецкую машину: образцом послужил немецкий танк «Леопард». Теперь в рейтинге авторитетного военно-аналитического агентства «Форекест Интернэйшнл» японский и немецкий ОБТ занимают соседние строчки.

Однако японский ОБТ имеет ряд кардинальных отличий от немецкого аналога, важнейшее из которых — наличие автомата заряжания, что увеличило скорострельность танка, а также позволило сократить экипаж до трех человек. Отличается и броня танка. Японский ОБТ получил композитную броню, аналогичную броне «Хобхем», из двух слоев стали, между которыми находится специальный наполнитель, состоящий из сверхплотных керамических элементов и обедненного урана. Такая броня делает танк устойчивым к поражению кумулятивными снарядами.

Помимо композитной брони защищенность обеспечивают датчик обнаружения лазерного излучения, который оповещает командира о возможном наведении вооружения противника, а также производит индикацию возможного направления данного излучения.

В зависимости от настроек сигнал об обнаружении лазерного наведения может сопровождаться рядом автоматических действий, например отстрелом дымовых (аэрозольных) гранат, противодействующих управляемым ракетам с лазерным самонаведением или полуавтоматическим наведением по лучу лазера. Как и все ОБТ третьего поколения, Тип 90 оснащен системой защиты от оружия массового поражения.

В ОБТ Тип 90 применили удачные конструкторские решения японских специалистов, полученные в ходе предыдущих разработок. Так, в Тип 90 использовали активную гидропневматическую подвеску, как и в Тип 74, которая позволяет регулировать угол наклона продольной плоскости и существенно увеличить сектор наведения главного орудия. Для этого танка характерна высокая степень насыщенности современной электроникой.

ОБТ Тип 90
ОБТ Тип 90 несколько уступает аналогам из других стран в запасе хода. Так, при полностью заполненных баках (1100 л) танк способен преодолеть 350 км

Главное орудие танка Тип 90 — немецкая 120-миллиметровая гладкоствольная пушка «Феинметал» L44, которая производится в Японии по лицензии. Такими же пушками оснащены танки «Леопард» и «Абрамс». В качестве дополнительного вооружения на танке Тип 90 установлены спаренный с пушкой 7,62-миллиметровый пулемет Тип 74 и 12,7-миллиметровый зенитный пулемет М2НВ на крыше башни. Имеются на вооружении и гранатометы, которые создают дымовые (аэрозольные) завесы.

За подготовку вооружений к стрельбе и наведение на цель отвечает разработанная компанией «Мицубиси» полностью компьютеризованная СУО, в состав которой входят лазерный дальномер, системы наблюдения и наведения наводчика и командира, термовизор, 32-битный цифровой баллистический вычислитель, система автоматического слежения за целью, двухполостный стабилизатор пушки и набор датчиков, позволяющих получить информацию о скорости ветра, температуре воздуха, атмосферном давлении и т. д. Все данные автоматически поступают в СУО, и наводчику или командиру остается только сделать поправки на температуру заряда и тип выстрела.

СУО позволяет не только обнаружить цель на расстоянии до 5 км независимо от времени суток, погодных условий и т. д., но и наблюдать за ней 24 ч в сутки и при необходимости в любой момент поразить ее. При этом прицелы командира и наводчика полностью независимы. Так, найдя цель, командир может передать ее наводчику, чтобы тот выполнил дальнейшие действия по уничтожению цели, а сам продолжил заниматься поиском новых целей.

На Тип 90 установлен 10-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом мощностью 1500 л. с., позволяющий разгонять машину боевой массой 50 т до 70 км/ч.

Первоначально предполагалось, что на вооружение поступит 600 новых танков Тип 90. Однако высокая стоимость машины (6,59 млн долл. в зависимости от комплектации) внесла коррективы в планы японского командования. По состоянию на 2010 г. на вооружении Сил самообороны Японии находился 341 танк Тип 90. В настоящий момент в связи с выпуском более современных, но при этом более дешевых танков Тип 10, производство Тип 90 завершено.

Основной боевой танк Тип 10

В 2010 г. мировой общественности представили новый ОБТ Японии под обозначением Тип 10, разработанный промышленной группой «Мицубиси Хеви Индастриз». По заявлению японской стороны, новый танк призван дополнить, а не заменить в войсках Тип 90, так как эти танки имеют различные характеристики, позволяющие им успешно выполнять задачи в разных уголках региона. Так, если ОБТ Тип 90 можно успешно применить только в пределах острова Хоккайдо, большинство мостов и дорог которого выдержат его вес, то танк Тип 10, благодаря меньшему весу и габаритам, имеет более широкую область использования. Это же относится и к действиям в тихоокеанском регионе, где грузоподъемность мостов также весьма ограничена, что в сочетании с мягкими грунтами делает использование танков Тип 90 и его тяжеловесных западных аналогов, например танков «Абрамс», малоэффективным.

ОБТ Японии Тип 10
ОБТ Японии Тип 10

Еще одно преимущество Тип 10 по сравнению с Тип 90 и прочими современными ОБТ — расширенные возможности по перемещению авиационным, морским и железнодорожным транспортом.

Несмотря на меньший вес, Тип 10 — весьма грозная и эффективная боевая машина. В качестве основного вооружения танк получил немецкую 120-миллиметровую пушку фирмы «Феинметал». Аналогичным орудием оснащен не только его более тяжеловесный предшественник Тип 90, но и ОБТ других стран, такие как «Абрамс» и «Леопард». Более того, впоследствии предусмотрена возможность установить на танк новую 140-миллиметровую пушку с длиной ствола 55 калибров. Перенял Тип 10 и удачные конструкторские решения предшественника — автомат заряжания, активную гидропневматическую подвеску, позволяющую менять клиренс танка и наклонять его на левый или правый борт, и т. д.

Несмотря на относительно небольшую толщину брони, танк весьма неплохо защищен. Это обеспечивается за счет современной конструкции башни и корпуса, а также набора прочих защитных средств вроде постановки аэрозольных завес и т. д. Модульная конструкция брони предусматривает возможность замены поврежденных участков, а при необходимости на Тип 10 можно установить дополнительные бортовые экраны, что увеличивает защищенность, а вместе с ней и вес танка до 48 т. Из-за небольших габаритов и высокой маневренности танк трудно поразить.

При разработке Тип 10 особое внимание уделили электронике. Танк оснащен современными боевой информационно-управляющей системой (БИУС) и танковой информационно-управляющей системой (ТИУС). Он имеет систему панорамного обзора, что значительно упрощает принятие решений командиру; приборы ночного видения и прочие системы, свойственные современным ОБТ.

К настоящему времени Силы самообороны Японии закупили около 40 танков Тип 10, большая часть которых поступила на вооружение бронетанковой школы в Фудзи.

Эксперты в сфере вооружения предполагают, что в случае серийного производства этой модели она заменит устаревшие танки ОБТ Тип 74. Однако модель Тип 90 списывать не собираются, поскольку это, хоть и дорогостоящая машина, но достаточно современная и состоит на вооружение японской армии не слишком продолжительное время, около 20 лет. Кроме того, Тип 90 наверняка модернизируют, и тогда по боевым способностям он не будет уступать Типу 10. Скорее, последний его дополнит, так как вес танка Тип 90 не уменьшится при любой модернизации.

ОБТ Японии Тип 10
Модульное бронирование повышает защиту бортов

До недавнего времени военная доктрина Японии основывалась исключительно на принципе самообороны. Однако в 2009 г. ситуация изменилась, и Япония отказалась от этого принципа.

Впервые за послевоенное время подразделение Сил самообороны Японии было отправлено в зону боевых действий Ирака. Стоит заметить, что это были подразделения, выполнявшие исключительно гуманитарную функцию. Однако здесь интересен факт того, что Япония подключилась к международным военным операциям. Поэтому многие эксперты считают возможным увеличить присутствие японских военных в мировых силовых операциях. Это говорит о том, что, вероятно, танк Тип 10 сможет принять участие в боевых действиях и антитеррористических операциях, также не исключено, что танк поступит на вооружение других стран.

Подводя итог сказанному, отметим, что в Тип 10 соединились все лучшие наработки современного танкостроения и конструкторской мысли. Отдельно стоит упомянуть электронную систему C41. Она дает возможности наведения, управления, связи и разведки. Кроме того, танки одного подразделения могут автоматически обмениваться информацией. СУО танка Тип 10 способна поражать даже небольшие движущиеся объекты, по крайней мере, так заявляют представители Минобороны Японии.

Подвижность, вооружение, которым оснащен танк Тип 10, позволяют ему выполнять боевые задачи различного характера. Так, эту модель можно использовать в сражениях против армий, оснащенных ОБТ, и в тоже время против партизанских отрядов. Защита Тип 10 способна выдерживать удары противотанковых гранатометов, которыми часто вооружены партизаны. Кроме того, японские военные подчеркивают, что броня танка может отражать удары российских РПГ-7. Также этот танк может быть задействован в антитеррористических операциях.

ОБТ Японии Тип 10
Массогабаритные характеристики японского танка позволяют эффективно использовать его практически на всей территории Японии

Мы уже говорили, что своими качествами Тип 10 во многом обязан предшественникам. Например, устойчивость к РПГ возможна благодаря модульной композитной брони, которая изначально использовалась у известного немецкого танка «Леопард» 2А5. Как известно, модульная композитная броня позволяет проводить ремонт поврежденных участков в полевых условиях. Стоит отметить, что при перемещении этой модели ее массу можно снизить за счет снятия дополнительных модулей. Первоначально масса танка составляет 44 т, без модулей ее можно снизить до 40 т.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что танк Тип 10 действительно мощная боевая машина последнего поколения, оснащенная современным оборудованием.




Поделиться ссылкой