Если обманка стремится сразу запутать зрителя, то анаморфоза как художественный прием работает намного тоньше. Художник так строит изображение на холсте, что с ряда ракурсов мы видим лишь нечто непонятное. Зато, найдя нужную точку, задуманную художником, мы вдруг испытываем потрясение от возникновения на плоскости обычной картины объемного предмета, будто повисающего в пространстве.
Сегодня жанр обманки процветает — это и 3D-живопись на асфальте, фестивали которой проводятся практически во всех столицах мира, и покрытия для интерьера, изображающие, к примеру, акул, кружащих на полу в ванной. К новейшим вариациям жанра можно отнести и дополненную реальность, создающую особые, уже динамичные, визуальные эффекты.
Самый популярный сегодня пример анаморфозы — картина «Послы» Ганса Гольбейна. Кроме несомненных живописных достоинств и массы сложно выстроенных информативных деталей натюрморта (забава образованных людей, коими были и заказчики, и художник), работа поражает странным бежево-серым пятном в нижней части. Если встать справа от картины, в воздухе повиснет череп, который и является анаморфозой.
В черепе-анаморфозе с картины «Послы» нет угрозы смерти — это всего лишь напоминание о бренности бытия и необходимости ценить и с удовольствием — духовным, душевным и интеллектуальным — проживать каждый отпущенный нам день.
Иногда художники не прочь пошутить со своей любимицей перспективой. Так, английский художник Уильям Хогарт, автор знаменитых циклов «Модный брак», «Карьера мота» и других не менее роскошных живописных произведений, в гравюре «Сатира на неправильную перспективу» решительно стыдит тех своих коллег, которые малюют без знания перспективы. На этом рисунке демонстративно собраны всевозможные ошибки при перспективном построении. Думается, отыскать большинство из них будет по силам даже не слишком внимательному читателю.