Ар-деко

В 1920-х гг. несколько французских дизайнеров создали стиль, осовременивший декоративность. Они отказались от традиционного классического и готического архитектурного украшения зданий и обратились за вдохновением к еще более удаленным источникам — например, Древнему Египту — и увлеклись сочетанием ярких цветов и орнаментов с современными линиями. В результате получился ар-деко, ставший невероятно значимым в межвоенный период ХХ в.

В архитектуре 1920–1930-х гг. самым вездесущим был «интернациональный стиль», или «интернациональный модернизм», — способ строительства, при котором форма, как говорили, следовала за функцией, материалы (бетон, сталь, стекло) ценились за их естественные свойства, а украшательство было чуть ли не запрещено. Но существовала и противоположная тенденция — стиль архитектуры и декора, в котором современные материалы сочетались с дерзким и зачастую экзотичным геометрическим орнаментом. Этот стиль получил название «ар-деко».

С чего все начиналось

Ар-деко зародился во Франции с подачи группы французских художников «Societe2 2 des artistes decorateurs». 2 В 1925 г. общество организовало в Париже выставку — «Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes» 2 (Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств). Она представляла множество различных дизайнов и стилей, в том числе и русский конструктивизм например, а также лаконичные проекты Ле Корбюзье и его единомышленников, ключевые для «интернационального модернизма». Однако душой выставки были крайне декоративные объекты роскоши — предметы, определившие стиль «ар-деко» (от «Arts Decoratifs»  в названии выставки).

Ар-деко
Ар-деко

Стиль ар-деко определило оформление объектов — оно происходило из эклектичной смеси различных источников: стилизованного, сглаженного классицизма, применения геометрических узоров, образующих кристаллоподобные формы, декоративных мотивов древнеегипетского, ацтекского и африканского искусств, использования ярких цветовых пятен или обильного золочения на светлых фонах. Часто встречались стилизованные фонтаны, солнечные лучи и вспышки молний, среди материалов — полированная сталь, алюминий, инкрустированное дерево.

От декоративности к архитектуре

Ар-деко — вполне популярный стиль, подходящий к самым разным декоративным предметам, от керамики до настольных ламп и статуэток, часто запечатлевающий томных женщин, одетых или обнаженных, на неожиданных геометричных подставках. Стиль прижился и в архитектуре того времени. Его тяготение к декоративности хорошо сочеталось и с жилыми домами, и с гостиницами, и даже с деловыми зданиями: два самых известных из первых нью-йоркских небоскребов, «Эмпайр-стейт-билдинг» и «Крайслер-билдинг», — образчики ар-деко.

Эмпайр-стейт-билдинг
Эмпайр-стейт-билдинг
Крайслер Билдинг
Крайслер Билдинг

Промышленникам нравилось применять этот стиль к заводским зданиям — они чуяли, что эта декоративность, так легко переносимая с дизайна упаковки на архитектуру, позволит им демонстрировать свою торговую марку гораздо масштабнее. Владельцы кинотеатров, разумеется, также сочли ар-деко с его мощными линиями и колоритом идеальным для своих зданий.

«Косметический деко и современные фасады — лицевая подтяжка Америке с ее Мейн-стритами...» Стивен Сеннотт, американский архитектуровед, профессор. Из «Энциклопедии архитектуры XX века» (2004)

Деко во всем мире

Ар-деко захватил мир. Города, активно развивавшиеся в 1930-х, стали рассадниками стиля: в Майами, Гаване и больших городах Индонезии и поныне можно увидеть множество зданий ар-деко. А город Нейпир в Новой Зеландии, серьезно пострадавший от землетрясения 1931 г., был в основном отстроен заново в этом стиле. Он и в наши дни славится концентрацией зданий ар-деко.

Популярность стиля

Благодаря шикарным кинотеатрам и гостиницам ар-деко завоевал уйму последователей. Однако многие архитекторы косились на него без одобрения, предпочитая что построже — эстетику «интернационального стиля» и «формы, следующей за функцией». Модернистским архитекторам и многим критикам ар-деко представлялся эфемерным, более подходящим для пепельниц и статуэток, нежели для зданий. Но конец этому стилю положила Вторая мировая война, в 1939 г. фактически прервавшая во многих частях света какое бы то ни было строительство.

По окончании войны, когда проектировщики и архитекторы взялись за колоссальные программы восстановительного строительства, им потребовался модернистский стиль посерьезнее. Ар-деко выжил в интерьерах некоторых ресторанов и торговых центров, но все-таки в большей степени остался воспоминанием о былых легкомысленных временах.

Стримлайн

Обтекаемый стиль, или стримлайн, — двоюродный брат ар-деко, родившийся в 1930-х гг. Вдохновленный длинными, приземистыми, зализанными контурами обтекаемых автомобилей наподобие «крайслера-эйрфлоу», модели того времени, этот стиль впитал такую эстетику применительно к архитектуре. У зданий стримлайна акцент часто на горизонтальности и приземистости — длинные ряды окон, зачастую оформленных металлом, со множеством горизонтальных планок, балконы с длинными перилами, как у океанских лайнеров. В отличие от зданий ар-деко — остроугольных, кристаллоподобных — здания стримлайна тяготеют к изогнутым линиям: окна — круглые, похожие на иллюминаторы, круглые же источники освещения, скругленные углы и даже эркеры и торцовые окна могут оборачивать угол здания изогнутой стеклянной поверхностью.

Именины стиля

Термин «ар-деко» ныне вполне знаком. Однако он не был слишком употребим в свое время — стиль тогда называли «модерн». В 1960-х интерес к нему возродился, и писатель и критик Бевис Хиллиер издал книгу «Ар-деко в 20-е и 30-е», в которой популяризовал современное название, оставив «модерн» для стиля выглаженных линий, вдохновленного автомобилестроением и развившегося сразу после ар-деко.




Поделиться ссылкой