«Интернациональный стиль»

«Интернациональный стиль» — название, обозначающее модернистскую архитектуру 1920-х и начала 1930-х гг., когда работы европейских архитекторов — Миса ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса, Ле Корбюзье и других — поучаствовали в Нью-Йоркской выставке 1932 г. Их архитектура со свободными планировками и эстетикой функционализма завоевала большую популярность и, казалось, суммировала зодческие идеалы предвоенных десятилетий.

К концу 1920-х гг. наиболее отважные архитекторы развили способ строить, ставший символом всего прогрессивного и нового в дизайне ХХ в. Современные коммуникации означали, что стиль этот станет международным — здания в Калифорнии будут похожи на те, что строят в Европе или Австралии. Неудивительно, что такая архитектура стала называться «интернациональным стилем».

Выставка МоМА

Впервые понятие «интернациональный стиль» громко прозвучало в 1932 г. и тут же прославилось: писатель Генри-Рассел Хичкок и архитектор Филип Джонсон курировали Международную выставку современной архитектуры в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА), и каталог, изданный ими к выставке, так и назывался — «Интернациональный стиль».

Филип Джонсон
Филип Джонсон

Выставка Хичкока и Джонсона представила множество ключевых сооружений 1920-х гг.: французские виллы работы Ле Корбюзье, здание школы «Баухауз» Вальтера Гропиуса, голландские дома Я. Й. П. Оуда и постройки Эриха Мендельсона и Миса ван дер Роэ. В некотором отношении все эти сооружения очень разнились — проекты жилья для рабочих Оуда, к примеру, сильно отличались от большого торгового центра Мендельсона. Но все же они имели и некоторые основополагающие сходства.

Уникальная вилла Савой архитектора Ле Корбюзье
Уникальная вилла Савой архитектора Ле Корбюзье

Черты стиля

Главные черты стиля — работа с бетоном, сталью и стеклом, отказ от украшений, асимметрия и верность материалам. Здания в «интернациональном стиле» также тяготели в большей степени к объемности, нежели массивности. Иными словами, без толстых несущих стен здания создавали впечатление легких и прозрачных, то есть совсем не таких, как массивный замок или дом «Искусств и ремесел». Однако все объемы и пространства внутри здания были тщательнейше проработаны, а форма им искусно придана фальш-стенками, переборками и окнами.

Именно легкость и прозрачность оказались наиболее впечатляющими свойствами стиля. Архитекторы активно использовали возможность поднимать здание над землей на внешних опорах и создавать таким образом словно висящие в воздухе консоли. Щедрая площадь окон также добавляла сооружению легкости.

Такие здания стали «интернациональными» еще и вот почему: архитекторы вроде Вальтера Гропиуса стремились пользоваться возможностями промышленно произведенных деталей. В «Баухаузе» (стр. 120–123) студенты учились создавать высококачественные проекты, пригодные к промышленному воспроизводству. Изготовленные заводским способом строительные детали — от арматуры до дверных ручек — можно было произвести где угодно, был бы завод, и поэтому строительство перестало быть привязанным к местным традициям, материалам и методикам.

Функционализм

Модернистская архитектура была неразрывно связана с представлением о форме, следующей за функцией, и поэтому архитекторам предписывалось работать «изнутри наружу», исходя из конкретных требований пользователей сооружения, и создавать пространства, наилучшим образом удовлетворяющие эти нужды. Так формировался и внешний вид здания — очертания, устройство фасада и так далее. Именно поэтому модернистские сооружения часто асимметричны.

Однако архитекторы калибра Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ имели крайне развитое архитектурное зрение и старались тщательно планировать и уравновешивать убранство зданий, даже если они асимметричны. Это и придает многим модернистским зданиям вроде вилл Ле Корбюзье вдумчивое изящество.

«...Архитектура — искусство общественное, связанное с жизнью людей, которым она служит, а не академическое упражнение в прикладном украшательстве» Дж. М. Ричардз (1907-1992), британский архитектуровед. Из книги «Введение в современную архитектуру» (1940)

Привлекательный комплект

Не обращая внимания на экспрессионизм (см. стр. 108–111) и работы видных архитекторов-индивидуалистов вроде Фрэнка Ллойда Райта, Хичкок и Джонсон определили стиль современной архитектуры. Получился вполне симпатичный комплект, и, поскольку входили в него работы именитых архитекторов, он вдохновил множество последователей. Штука еще и в том, что стиль обернул свои концепции в лаконичные, запоминающиеся обороты, например, «форма следует за функцией» или «дом — машина для жилья», которые сделали его доступным и простым в пропагандировании. Поэтому-то «интернациональный стиль» и оказался таким влиятельным в 1930-е гг. и сохранил господство даже после Второй мировой войны.

Необычная архитектура Фрэнка Ллойда
Необычная архитектура Фрэнка Ллойда

Пять отправных точек новой архитектуры

Ле Корбюзье определил пять ключевых характеристик новой архитектуры на примере своей «Виллы Савой»:

  • Подъем здания на опоры так, чтобы основная часть здания словно бы «висела» над землей
  • Плоская кровля-терраса: возможность сада на крыше
  • Свободная планировка: с посадкой здания на опоры комнаты и другие внутренние пространства могут быть организованы в зависимости от их функций произвольно, без необходимости во внутренних несущих стенах
  • Свободный фасад: свободная планировка предполагает произвольную форму фасада. Стены не обязаны быть несущими, поскольку опоры поддерживают вес кровли и перекрытий
  • Ленточные окна: больше света внутри

Сетка осей

Согласно «пяти отправным точкам», архитекторы размещали опоры на равных расстояниях друг от друга и таким образом формировали структурную сетку. И это всего лишь один пример такой планировки — системы, получившей широкое применение у архитекторов ХХ в. Такая планировка позволяла строителям использовать стандартные детали — панели одного размера, скажем, — а также поддерживала дисциплину при проектировании. Особенно практичным оказался этот вид проектирования для промышленных зданий: бетонные плиты и другие детали могли быть стандартных размеров, и строительство сводилось в таком случае просто к сборке.




Поделиться ссылкой