От раннего Средневековья в Западной Европе сохранилось не так много сооружений. На севере каменное строительство еще только осваивали. Древние германцы, скандинавы, жители британских островов строили преимущественно из дерева, а их каменные здания были построены из необработанных, сложенных насухо, без раствора грубых камней. На юге многие здания были перестроены либо были разрушены пожарами и войнами.
Те немногие образцы, которые дошли до наших дней, демонстрируют, что, с одной стороны, здесь сохранялись строительные навыки и приемы времен Римской империи, с другой – то, что многие приемы упрощались, огрублялись; зачастую они трансформировались в соответствии с новыми задачами и взглядами. Примером тому может служить небольшая церковь Сан Хуан Баутиста в Баньос де Серрато в испанской провинции Паленсия (VII в.). При отсутствии элементов наружного декора особенное значение приобретает выразительность ее ясных, лаконичных объемов. В интерьере царит полумрак. Колонны, отделяющие центральный неф от боковых, напоминают колонны композитного ордера. Но высота колонны теперь стала меньше по отношению к ее капители, а листья аканфа, украшающие капители, из сочных и пластичных превратились в сухие и жесткие. Перекрытия здесь деревянные, хотя традиция возводить каменные своды не была до конца утрачена в южных регионах Западной Европы, не одно столетие остававшихся под властью Рима. Стены таких храмов могли покрывать росписью, но в большинстве случаев они утрачены.
Одно из самых знаменитых сооружений эпохи раннего Средневековья – Аахенская капелла, являвшаяся в свое время частью обширного дворцового комплекса – одной из резиденций короля франков Карла Великого (742? – 748).
Стиль возник в западноевропейской архитектуре в X в., в XI в. окончательно сформировался и в последней трети столетия достиг расцвета, XII в. этот расцвет продолжается.
Родившаяся в том же XII в. готика постепенно начинает вытеснять старый романский стиль, хотя в ряде стран романика продолжала существовать и в XIII в. Романский стиль стал первым стилем, единым для различных стран Западной Европы. Название было дано французскими учеными XIX в., которые увидели в зданиях той поры определенное сходство с древними постройками (Roma по-итальянски Рим). Действительно, многие архитектурные элементы и конструкции были заимствованы из римских памятников, сохранившихся в южной части Европы (в Италии, Франции, Испании). Там же продолжали жить и передаваться из поколения в поколение и некоторые строительные навыки. Отдельные композиционные решения романских зданий появились в немецких землях. Но как целостный стиль романика сложилась во Франции.
Шедевры романского стиля – церковные и монастырские здания, но интересны и образцы светской архитектуры, в небольшом объеме сохранившиеся до наших дней. В ансамбле пластических искусств доминировала архитектура. В первую очередь скульптурный декор выделял портал – архитектурно и скульптурно оформленный вход в храм. Порталы были важным смысловым и композиционным акцентом в архитектуре храмов. Колонны в интерьере храма дополняли покрытые рельефами сюжетные капители. Они имели поучительный смысл, иллюстрировали библейские тексты, наглядно демонстрировали, какие наказания могут последовать за греховные поступки. Многие капители имели чисто декоративный характер. Смысл целого ряда изображений до сих пор не до конца ясен. В отличие от античных зданий капители здесь очень часто не отличались единообразием. Иными были и пропорции колонн.
Средневековые мастера не использовали античную ордерную систему. С одной стороны, знания о ней были утрачены, с другой – у мастеров появились новые задачи и приоритеты. Но само использование такой детали, как колонна, умение возводить арки и своды, хорошо обрабатывать камни и строить идеально ровные стены говорят об обращении к опыту античной архитектуры. Действительно, церковные здания все чаще перекрывают каменными сводами. Хотя многие, особенно сельские церкви имели деревянные перекрытия. В светских зданиях деревянные перекрытия использовались еще чаще. Главный тип романского свода – цилиндрический. Оконные проемы были невелики. Лейтмотивом романского здания становятся полуциркульные арки: они лежат в основе сводчатых конструкций, повторяются в завершениях окон и дверей, в деталях архитектурного декора. Романским зданиям присущи суровая простота и монументальность, лапидарные, тяжелые и статичные формы.
Центральный неф собора в Сантьяго-де-Компостела перекрыт цилиндрическим сводом, который тянется по всей его длине, от входа – к алтарю, с запада на восток. Пространство главного и боковых нефов разделено опорами на отдельные ячейки. Вдоль опор снизу вверх тянутся полуколонны. Они украшают опоры, придают им стройность и одновременно выполняют конструктивную функцию, поскольку на них опираются пяты (основания) подпружных арок свода, расположенных поперек нефа. Такие арки помогают передать часть тяжести свода на опоры. По этим же соображением стена главного нефа в отличие от более поздних готических храмов делится только на два яруса: в нижнем – аркада, открывающаяся в боковые нефы, в верхнем – либо ряд небольших окон, расположенных над крышей бокового нефа, либо галереи-эмпоры, на которых во время богослужения присутствовала знать. В последнем случае боковой неф имел два этажа (эмпоры занимали второй этаж).
Часть распора свода центрального нефа передавалась на конструкции боковых нефов. В ряде случаев опоры ставили достаточно часто, в связи с чем пространство интерьера выглядело несколько стесненным.
Как следствие всего этого, интерьеры романских храмов были плохо освещенными. Яркие лучи света, проходящие через небольшие окна, составляли выразительный и драматический контраст с полутемным интерьером.
В средокрестии, на месте пересечения продольного и поперечного нефов любили размещать башню, прорезанную окнами, – так называемый фонарь (его также могут называть лантерна, в Испании симборьо). Оттуда падал мощный световой поток, выделяя важную с точки зрения богословской символики и богослужения часть храма.
Другим любимым дизайнерским решением романских архитекторов стали сдвоенные или строенные окна, разделенные тонкими колонками, а также невысокие (так называемые карликовые) галереи, составленные из череды небольших окошек, также разделенных колонками.
Знаменитая Пизанская башня является колокольней собора города Пиза и вместе с крещальней (баптистерием) входит в один из самых прекрасных храмовых ансамблей средневековой Европы. Строить колокольни (их здесь называют кампаниллы) отдельно от здания церкви – достаточно распространенная в средневековой Италии традиция.
Готический стиль сложился во Французском королевстве в середине XII века. В Средние века его называли «французской манерой». Термин «готика» появился позже.
В представлении итальянцев эпохи Возрождения этот стиль, как в целом и все Средневековье, был порождением одного из наиболее многочисленных «варварских» племен, вторгшихся на территорию Западной Римской империи – готов. Термин неточен, но он в итоге закрепился за этим ведущим стилем западноевропейского искусства середины XII–XV вв. В ряде стран готический стиль продолжал свое существование и в XVI в. В Италии, напротив, он был вытеснен новыми традициями уже в XV в.
Характерные особенности готического стиля в архитектуре – стрельчатая арка, свободное, устремленное ввысь и в направлении к алтарю пространство, большие окна, порой почти заменяющие стену, ясно выраженная конструкция, каркасная основа здания, удлиненность пропорций по вертикали, ажурный резной декор, динамика в композиционных решениях и в трактовке архитектурных форм. Архитектура по-прежнему доминировала в синтезе искусств, и потому элементы живописного (витражи, фрески, алтарная живопись) и скульптурного (статуи, рельефы) убранства храма вторили ей удлиненными пропорциями фигур, сложным ритмом складок их одеяний. Как и в романских зданиях, скульптура в первую очередь акцентирует порталы и главный, западный фасад. Центральную часть последнего обычно занимает круглое окно, именуемое «роза».
Как и сам цветок, оно часто посвящалось Богоматери. Основным достижением строителей стало изобретение каркасной конструкции, позволившей уменьшить распор и тяжесть свода. И свод, и поддерживающие его арки выкладывались из камня. Арки теперь возводились таким образом, что не только рельефно выступали над его поверхностью, но и служили ему опорой. В каждой отдельной пространственной ячейке храма четыре арки шли по ее периметру, и как минимум две (самый простой вариант свода) пересекали ее крест-накрест по диагонали. В старину своды обычно были раскрашены.
В готике соединились возвышенная одухотворенность и рациональный технический расчет, стремление к обобщению и любовь к конкретике, мистическое начало и пробуждающийся интерес к разнообразию земного мира. Собор воспринимался как образ мироздания. Также его воспринимали как образ лучезарного «Небесного Иерусалима» – обители праведных, Града Божия. Сияние витражей и легкость архитектурных форм стали апогеем характерного для Средневековья стремления к божественному свету и идеи торжества духа над плотью.
Стена почти перестала нести нагрузку со стороны сводов, окна стали огромными, давняя мечта наполнить храм светом была осуществлена. Окна заполняли подборки из цветных стекол – витражей (от франц. витро – стекла). Они почти вытесняют фресковую живопись. Впервые новые идеи были воплощены в церкви аббатства Сен-Дени под Парижем.
Однако даже такой хитроумной конструкции было недостаточно, чтобы нейтрализовать распор свода. Поэтому готические храмы (тем более большие соборы) имели систему аркбутанов и контрфорсов. Контрфорсы – это выступы, вырастающие из тела здания и идущие вдоль его стен. Их устраивали там, где пята (основание) арки опирается на опору. Но так как в базилике центральный неф выше боковых, то обычно снаружи его дополняют аркбутаны – подобие арок, идущих наклонно от стен главного нефа к контрфорсам боковых нефов. Аркбутаны выходят из стен в том месте, где внутри храма вдоль них проходят полуколонны, принимающие на себя тяжесть арок свода.
Пирамидальной формы навершия контрфорсов – пинакли – и декоративные детали фиалы не только придавали силуэту храма легкость, но во многих случаях служили своего рода противовесом, играли роль в конструкции готического храма.
Готика прошла три этапа: ранний, зрелый и поздний. В разных странах эти этапы приходились на разные годы и даже века. Во Франции фаза зрелой готики – XIII в., когда были построены соборы Шартра и Амьена, в разгаре было строительство собора Реймса. Собор Парижа относится к ранней готике. В простоте, строгости и весомости его форм еще чувствуется эхо романики. О ней напоминают и обширные участки гладких стен главного фасада. Из Франции готика распространилась в другие страны Западной Европы, где возникли свои варианты стиля. Для поздней готики свойственен сложный и обильный декор, появление все новых дизайнерских решений в очертаниях арок, в рисунке сводов. Многие из таких решений возникли в Германии и Англии. Готика – эпоха соборов.
Окна соборов в Англии, а также в Германии в условиях их климата и освещения обычно делали особенно большими. Старые кельтские и германские традиции, очень живучие в этих краях, вновь дали о себе знать в любви к сложному архитектурному декору фасадов, сводов, переплетов окон (интерьер и фасад собора в Линкольне. Типичен силуэт английского храма, сильно растянутого в ширину, не слишком высокого, но увенчанного огромной башней над средокрестием (собор в Солсбери). В период поздней готики появляются различные типы сводов, рисунок которых имеет в первую очередь чисто декоративное значение – звездчатые, веерные, сетчатые). (Капелла Кондестабля в соборе Бургоса, Королевская капелла в Кембридже, церковь Св. Анны в Аннабере). Наряду с базиликальным типом церкви большую популярность обретает зальный. В церкви зального типа все три нефа имеют равную или практически равную высоту. Для поздней готики характерны сложность и пышность декора, появление вариаций на тему стрельчатой арки, смягчение вертикальных ритмов. Прекрасный пример тому – один из порталов монастыря Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо.
Несмотря на то что целый ряд храмов в Южной Европе строится по примеру готики Центральной Франции, а в конце Средневековья, сюда проникают вкусы из Северной Европы, климатические условия и давние местные традиции привели к тому, что формы романской архитектуры оказались очень живучими, а большие окна, дающие много света, и высокие крыши, с которых хорошо стекают осадки, были просто бесполезными. Храмы готического периода здесь часто строже, проще по своим формам и статичнее и этим напоминают романские постройки, в свою очередь восходящие к древней средиземноморской традиции. Поэтому к архитектуре этих регионов нередко применяется термин «латинская» или «средиземноморская готика». Однако в их интерьере мы также встретим обширное, свободно растекающееся пространство, стрельчатые арки, нервюрные своды.
Средневековые монастыри Западной Европы нередко напоминали крепости. Являясь оплотом веры, хранилищем религиозных святынь и редких книг, они порой выполняли и крепостную функцию. Обычно здания в монастыре группировались вокруг внутреннего двора, клуатра. По периметру, вплотную друг к другу располагались монастырская церковь, рефекторий (трапезная), дормиторий (спальня), скрипторий (мастерская по переписке книг). В крупных монастырях где-нибудь в стороне имелись хозяйственный двор, огород, лазарет и т.п.
Планировка сада, разбитого в клуатре, как и садов средневековой христианской Европы в целом, была проста. Дорожки пересекаются под прямым углом, деля пространство на небольшие участки. Символично, что дорожки в клуатре обычно образуют крест. В центре, на месте их пересечения, размещался колодец или фонтан – источник воды и символический источник вечной жизни, истинной мудрости. Сад выполнял практические и эстетические функции. В религиозном смысле он являлся напоминанием о красоте рая и потому назывался парадизом (от лат. «рай»). Монастыри могли строится в городах, но чаще они основывались в необитаемой местности, подальше от мирской суеты. Как и замки, они живописно включались в пейзаж.
Возрождение старых городов, возникновение новых, возрождение, а затем и расцвет городской культуры приходится на вторую половину Средневековья. Города, также как монастыри и замки, были обычно хорошо укреплены. Когда город разрастался, приходилось строить новое кольцо укреплений. Ограниченность пространства приводила к тому, что улицы были узкими, площади (даже перед собором) – небольшими. Дома росли ввысь и имели узкие фасады. Существовало два типа планировки: регулярная, восходящая к античности, где улицы пересекались под прямым углом, и радиально-кольцевая, когда улицы разбегались в разные стороны от центра города.
Обычно таким центром являлся собор. Если местность имела неровный рельеф, собор старались ставить на возвышенности, чтобы его отовсюду было видно. В целом же серьезных градостроительных задач здесь не ставили. К этому вернулись уже в эпоху Возрождения. Тем не менее в конце Средневековья городские власти стали стараться регламентировать ширину улиц, высоту фасадов и т.п., обязывали жителей мостить участок улицы, прилегающей к их дому, или централизованно заниматься мощением центральных улиц и площадей. Важными вехами и ориентирами в городской тесноте становились церковные колокольни.
Расцвет замкового строительства был связан с расцветом системы феодализма. Структура замка обычно была следующая: в центре стояла башня донжон, самая мощная. Это был одновременно и дворец феодала, и его последней оплот, если враги брали приступом стены замка. Донжон окружали один или два пояса укреплений, увенчанных зубцами с бойницами, вдоль которых с внутренней стороны тянулись обходные галереи. Участки стен чередовались с башнями. Со временем стали отдавать предпочтение круглым и полукруглым башням, т.к. это увеличивало площадь обстрела и, соответственно, преимущества защитников замка. Мощные башни фланкировали въездные ворота с опускной решеткой и часто с подъемным мостом. Стены нередко окружал ров.