Конструктивизм в архитектуре

Русское течение конструктивизма просуществовало недолго — лишь в 1920–1930-е гг. Архитекторы-конструктивисты создали захватывающие дух проекты, и многие увековечили их необычные и изобретательные замыслы. И пусть не все задуманное было реализовано, эти проекты серьезно повлияли на архитекторов не только в Советском Союзе, но и в Европе.

Бывают такие течения в искусстве, которые, несмотря на краткость жизни и ограниченную территорию распространения, оставляют след в истории, не пропорциональный своему весу. Один такой пример — конструктивизм, движение, получившее развитие в России 1920– 1930-х гг. и породившее несколько знаменитых оригинальных построек; прервалось оно в результате смены политики в советском искусстве. Однако его видение унаследовала группа швейцарских конструктивистов АВС и Баухауза, и оно по сей день продолжает воодушевлять архитекторов.

Памятник Третьему Интернационалу
Памятник Третьему Интернационалу

Революционные начала

Конструктивизм вырос из художественного авангарда, уже процветавшего в ту пору и ставившего дерзкие вопросы об искусстве и дизайне еще до революции 1917 г., и из ощущения, что новое послереволюционное коммунистическое общество нуждается в новых способах строительства и восприятия искусства. Конструктивизм стал не единственным художественным направлением, родившимся из этих идей, однако едва ли не самым значимым, особенно для архитектуры.

Первый великий конструктивистский проект оказался и самым знаменитым. Памятник Третьему Интернационалу работы художника и дизайнера Владимира Татлина — ошеломительное сооружение, воплощенное лишь в виде большой модели, однако, будь реализовано в натуральную величину, оно стало бы одной из самых причудливых и поразительных конструкций на свете.

Владимир Татлин
Владимир Татлин

Памятник, ныне известный как «Башня Татлина», планировали построить 400 метров в высоту на берегу Невы в Петрограде (Санкт-Петербурге). Башня представляла собой громадную двойную спиральную наклонную ферму, сужающуюся кверху. Внутри этой исполинской металлической паутины располагалось несколько подвешенных вращающихся стеклянных залов совершенных геометрических форм — куба, пирамиды и цилиндра.

«Долой эклектику! Да здравствует функциональный метод мышления! Да здравствует конструктивизм!» Девиз конструктивистов

Интересы конструктивистов

«Башня Татлина» (слева) сочетала в себе откровенность структуры, современные материалы, увлеченность чистой геометрией и жажду нетрадиционных, искаженных конструкций — все это и зачаровывало конструктивистов. Похожие устремления вдохновляли и другие столь же нереализуемые проекты, например «Ленинскую трибуну» — тоже наклонную башню-ферму — архитектора Эля Лисицкого, дизайнера, более известного воздушными и элегантными живописными работами в духе абстракционизма. Более практичными, но не менее дерзкими оказались «горизонтальные небоскребы» Лисицкого — башни, увенчанные громадными домами-облаками. Ни один так и не построили, однако эти проекты воодушевили архитекторов заново пересмотреть возможности стали, бетона и стекла.

«Ленинская трибуна»
«Ленинская трибуна»

Из многих проектов того времени воплощены были московский ДК Русакова по проекту Константина Мельникова, соединивший в себе странные углы и очертания и модернистские стены, ДК Зуева по проекту Ильи Голосова, украшенный стеклянной башней, а также дом самого Мельникова в Москве — в виде двух врезанных друг в друга цилиндров. Эти здания были смелее и экспериментальнее любых европейских построек того времени и тем самым выдвинули Советскую Россию в авангард архитектуры. Архитекторы и сторонники стиля осознавали, что их работа, как и существовавшее параллельно абстрактное искусство, представляла радикально свежие взгляды, вполне подходившие новой общественной системе, возникшей при коммунизме.

ДК Русакова
ДК Русакова
Константин Мельников
Константин Мельников
ДК Зуева
ДК Зуева
Дом Мельникова
Дом Мельникова

Противостояния и влияния

Не всем в России конструктивизм пришелся по душе. Против видевших важность нового искусства для нового общественного порядка были те, кто считал группировки художников и архитекторов, процветавших в то время, элитарными и далекими от народа.

«Строительство есть организация» Владимир Татлин (1885-1953), российский и советский художник, дизайнер, оформитель. Из программы группы продуктивистов (1920)

И поэтому в 1932 г. развитие художественных групп было властями прекращено. Русская архитектура отвернулась от модернизма, футуризма, конструктивизма и всяких прочих «-измов» и обратилась к консервативной неоренессансной норме.

Некоторые советские модернисты и конструктивисты проводили много времени на Западе. Эль Лисицкий, к примеру, ездил в Швейцарию, где стал одним из основателей конструктивистской группы АВС. Благодаря этой группе на некоторые его идеи обратили внимание другие европейские архитектурные сообщества, в том числе Баухауз. Их уникальный взгляд на модернизм до некоторой степени отражен в гораздо более поздних работах деконструктивистов конца ХХ в., при помощи прозрачной структуры и неожиданных углов и форм создавших новые, провокационные архитектурные эффекты.

ОСА

Конструктивистская архитектура пестрела разнообразием, однако были в ней две группировки архитекторов, каждая со своим обществом и определенным набором принципов. Одно из них — Общество современной архитектуры (ОСА). Его возглавлял Моисей Гинзбург, на которого значительно повлияло западное зодчество того времени, особенно функционалистские идеи Ле Корбюзье. Члены ОСА считали, что для общества рабочих важно ориентироваться на заводскую эстетику — и в смысле функциональности фабричных построек, и в отношении внешнего вида продукции массового производства. Архитекторы проделали большую работу по проектированию массового жилого строительства с оглядкой на ежедневные нужды жильцов: спальни и ванные комнаты в их домах были поменьше, а гостиные, к примеру, — побольше. Здания работы зодчих ОСА имели много общего с западным модернизмом — ленточные окна, подъем сооружения на открытые опоры и так далее.

Моисей Гинзбург
Моисей Гинзбург

АСНОВА

Члены Ассоциации новой архитектуры (АСНОВА) считали себя скорее рационалистами, нежели конструктивистами, но имели много общего с конструктивистским направлением. Обращая особое внимание на научный подход к современной архитектуре, они тем не менее желали, чтобы их здания были дерзкими и героическими, вдохновляющими людей на восприятие ценностей революции. Необычные сооружения с броским экстерьером, рожденные в АСНОВА, более сдержанные члены ОСА частенько подвергали критике за избыточность.




Поделиться ссылкой