Небоскреб

Хотя строители средневековых храмов умели возводить высокие башни и шпили, поиски способов строить практичные высокие здания делового и бытового пользования начались лишь в конце XIX в. Результатом этих поисков стал небоскреб, спроектированный в Америке, а потом ставший одной из отличительных черт любой городской застройки.

Первый небоскреб
Первый небоскреб

В 1850–1860-х гг., с возникновением железных дорог и развитием лесозаготовительных и мясоперерабатывающих предприятий, Чикаго стал одним из важнейших для экономики США городов. Однако в 1871 г. случилось бедствие — пожар, уничтоживший значительную часть городского центра. Город быстро взялись отстраивать заново.

Огнестойкое строительство

Главным приоритетом нового строительства стало использование негорючих материалов, камня и кирпича, вместо дерева. Огнестойкое строительство обходилось дороже, чем люди привыкли платить за жилье, цены на жилые дома в восстанавливаемом после пожара центре города выросли, и поэтому заново отстроенные районы заняли почти исключительно коммерческие и административные здания. Цена и спрос на землю в деловых кварталах навязали застройщикам еще одно требование: напихать на эту ценную городскую территорию как можно больше жилья. Добиться этого можно было только одним способом: строить выше.

Вот так за несколько десятилетий после пожара в Чикаго построили первые небоскребы — высокие здания на основе стального каркаса. Они преобразили город и подарили миру принципиально иную архитектуру, преобладавшую в городском строительстве практически весь XX в.

Первый небоскреб — скромное десятиэтажное здание «Компании домашнего страхования», построенное в 1885 г., — спланировал Уильям Ле Барон Дженни, чикагский архитектор, который к тому же был еще и инженером и таким образом идеально подходил для решения поставленной задачи. По нынешним меркам первые чикагские небоскребы не слишком-то высоки, но по их образу и подобию — и по сходным же принципам — в дальнейшем стали строить гораздо выше.

Уильям Ле Барон Дженни
Уильям Ле Барон Дженни
«Стальной каркас стал катализатором архитектуры» Колин Роу (1920-1999), британско-американский историк архитектуры, критик, теоретик, педагог. Из журнала «Обзор архитектуры», 1956

Встреча технологий

Принципиально иным, по сравнению с предыдущими постройками, в первых небоскребах было нечто куда более тонкое, чем просто высота. В этом новом строительстве слились несколько разных технологических решений — системы отопления и канализации, стальной каркас и безопасные лифты. Лишь со всеми этими устройствами, с талями и другим оборудованием, разрабатываемым строительной промышленностью того времени, небоскребы смогли постепенно дорасти до видного положения.

Архитектура небоскребов

Небоскребы тянулись ввысь, а попутно формировались общие черты их архитектуры. Поскольку такое сооружение — всегда большая инженерная задача, высотные здания часто проектировались людьми вроде Дженни, то есть архитекторами и инженерами в одном лице, или целыми фирмами — такими, как «Холабёрд и Рош» или «Бёрнэм и Рут» (обе компании — чикагские), располагавшими специалистами в обеих дисциплинах. Часто такие фирмы свои высотные здания никак не украшали — те смотрелись эффектно уже за счет своих размеров.

С ростом высоты небоскребы обычно сужались кверху, сходясь к точке последовательностью уступов, которые одновременно и делали очертания постройки изящнее, и позволяли свету достигать улиц внизу. Такие уступы позднее закрепили в законодательстве, регулирующем застройку городов масштаба Нью-Йорка.

Планировка этажей

Еще одна общая черта тогдашних небоскребов — планировка этажей. Постоянный элемент — лифтовая шахта, обычно располагавшаяся посередине этажа (или иногда в одном углу). Остальная площадь могла быть разгорожена или открыта — стены не были несущими, вес здания нес на себе его стальной каркас.

Преимущество центрального размещения лифтовой шахты состояло в том, что периметр любого этажа оставался свободным и пронизанным светом извне — идеально для деловых помещений.

Гонка за высоту

Инженеры совершенствовали дизайн стального каркаса, здания все больше росли ввысь, и высота стала целью сама по себе. Мировую гонку за высоту выиграл «Эмпайр-стейт-билдинг» (318 м) — он удерживал звание самого высокого здания на свете более сорока лет.

Эмпайр-стейт-билдинг
Эмпайр-стейт-билдинг

К тому времени небоскребы перестали быть всего лишь способом набить как можно больше коммерческой площади на как можно меньший земельный участок. Они превратились в символ инженерных достижений и коммерческого успеха. И таковым остаются — развивающиеся экономики от Дубаи до Шанхая по-прежнему тягаются между собой, кто построит выше.

Безопасный лифт

Шкив — древнее изобретение, а в сочетании с источником энергии — от парового двигателя до электромотора — его можно было использовать для подъема грузов с одного этажа здания на другой. Но если трос рвался, груз падал, и поэтому такой подъемник был небезопасен для пассажиров. Эту задачу успешно решил Элиша Грейвз Отис (справа) — он изобрел безопасный лифт, снабженный ловителями: при обрыве троса стопоры кабины подъемника под действием пружин задействовали храповой механизм. Он останавливал кабину, и смертельное падение пассажирам не грозило. Отис убедил скептиков на собственном примере: сам проехался на спроектированном устройстве и приказал помощнику перерубить трос топором.

Элиша Грейвз Отис
Элиша Грейвз Отис
Безопасный лифт
Безопасный лифт

Навесная стена

В небоскребе тяжесть здания полностью берет на себя стальной каркас. Стены не являются несущими, их главная задача — изолировать помещения от внешней среды. У первых небоскребов стены строили из самых разных материалов — от кирпича до керамических глазурованных плит. Позднее небоскребы обросли шкурой, почти целиком состоящей из листов стекла — т. н. навесных (светопрозрачных) стен, — подвешенных к внешней стороне стальной рамы. Такой дизайн нравился обитателям здания и залитым светом внутренним пространством, и сверкающим экстерьером.




Поделиться ссылкой