Ренессанс в архитектуре

Термин «Ренессанс» происходит от итальянского слова, означающего «возрождение»; оно случилось, когда художники отвернулись от Средневековья и взялись искать образец цивилизации в Древней Греции и Риме. Это течение возникло в Италии, но распространилось впоследствии по всей Европе, преобразив и архитектуру: готика осталась позади, а ей на смену пришли разнообразные формы классики.

Архитектура Ренессанса в Италии
Архитектура Ренессанса в Италии

Возрождение, одно из самых влиятельных культурных явлений в истории, началось в Италии, когда художники благодаря деньгам и поддержке состоятельных купцов, дворян и гильдий отвергли недавнее прошлое и обратились к классическим ценностям античного мира. В результате вместе с расцветом итальянских городов XV в. — в первую очередь Флоренции — произошла революция в живописи, скульптуре и архитектуре.

Новый взгляд на классику

Изучение Древнего мира уже давно не было в новинку. Образованный класс, в основном священники и монахи, читал античных авторов и в Средние века, пользовался латынью и в своих изысканиях, и в международном общении. Но занимала их преимущественно философия и теология античных авторов. С Возрождением искусство этих авторов стали рассматривать и оценивать как таковое, само по себе.

В изобразительных искусствах эта смена взгляда привела к натурализму и новому «гуманизму», иными словами, возросла важность человека в системе вещного мира. Ценностей христианства при этом никто не отвергал. Вовсе нет. Однако художники и мыслители Возрождения признали: человек в силах привнести в мир нечто стоящее, а именно произведения искусства — достойные, гармоничные, прекрасных пропорций и так далее.

Этот ориентированный на человека подход развивался в союзе с успешными и вполне революционными теоретическими изысканиями, в том числе, в геометрической перспективе и пропорциях. Для архитектуры это означало возврат к некоторой разновидности классического стиля и пересмотр классических работ по зодчеству, пропорциям, декорированию, строительству и смежным предметам, в особенности — труда великого Витрувия.

Писатели и печатники

Возрождение совпало с изобретением подвижных литер, и благодаря, в частности, этому работы Витрувия, в том числе переведенные и «дополненные» издания, стали широко доступны. Последние включали иллюстрации к оригинальному тексту, делая его яснее, шире и адекватнее целям XV в.

Помимо переводов античных были изданы и собственные работы многих художников, зодчих и ученых Возрождения, посвященные архитектуре и строительству. Первым свои труды опубликовал Леон Баттиста Альберти, великий архитектор, писатель, художник, математик и ученый, писавший также о живописи и скульптуре. Его труд «De re aedificatoria» («Десять книг о зодчестве», 1452 г., с дальнейшими переизданиями) состоял из десяти книг (как и работа Витрувия) и раскрывал темы в диапазоне от архитектурных планов до украшений и, конечно, ордеров. Кроме того, он, среди прочего, развивал идеи decorum, строительства в соответствии с предназначением здания, и civitas — городской цивилизации.

Ордеры и планы

Из переизданий Витрувия и работ, подобных десятитомнику Альберти, возникли новые ключевые элементы стиля. Разумеется, в первую очередь теперь описали и проиллюстрировали ордеры, и архитекторы обзавелись наглядным словарем классического зодчества.

Поскольку Витрувий был римским автором, а Возрождение началось именно с Италии, в работах художников Возрождения появились все пять римских ордеров (тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный), а не исходная греческая тройка.

«...Краса, достоинство, изящество и тому подобное — такие свойства, что, если отнять, убавить или изменить в них что-либо, они тотчас же испаряются и гибнут»  Леон Баттиста Альберти (1404-1472), «Десять книг о зодчестве» (1452), IX, гл. 5

К тому же в новых книгах приводились изображения построек, чей вид восстановили по текстам древних и уцелевших развалин. Как некогда вышло с ордерами, архитекторы обрели набор моделей и планов, на основании которых можно было создавать новые проекты — например, воплощать изображение античного храма в виде современной церкви. Случалось, что иллюстрации оказывались очень неточны. Но их геометрическая основа, комбинации планов и перспективные изображения давали архитекторам богатую пищу для размышлений и возможности приспосабливать античные идеи к современности.

Италия и далее

Новое осознание классицизма и классических пропорций преобразило архитектуру, прежде всего — итальянскую. Первым великим архитектором итальянского Возрождения стал Филиппо Брунеллески, его самая знаменитая работа — грандиозный купол флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре. Другие здания, также спроектированные им во Флоренции, — например, изящная часовня Пацци или более монументальная базилика Святого Духа — воплощения классики. Альберти — другой великий архитектор раннего Возрождения, самые известные его постройки — кафедральный собор Темпио Малатестиано в Римини и обширная базилика Сант-Андреа в Мантуе с западным фронтоном в виде римской триумфальной арки. Такие сооружения вдохновляли следующие поколения и архитекторов итальянского Возрождения до конца XV в. и далее и строителей других стран: идеи Возрождения за несколько десятилетий распространились по всей Европе.

Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески
Купол Брунеллески во Флоренции
Купол Брунеллески во Флоренции
часовня Пацци
Часовня Пацци
кафедральный собор Темпио Малатестиано
Кафедральный собор Темпио Малатестиано

Порядок в Витрувии

Читателям эпохи Возрождения книги Витрувия представлялись недостаточно упорядоченными, и поэтому многие писатели того времени брали из работ античного классика самое, на их взгляд, полезное и пытались сделать этот материал более складным. Альберти, к примеру, свой труд «De re aedificatoria» специально разбил на десять книг, осознанно подражая Витрувию. Однако Альберти расставил акценты иначе, нежели его римский предшественник, — ради пущей ясности и последовательности изложения собственных теорий. Альберти особенно подчеркивал важность трех ключевых свойств любой постройки, о которых говорил и Витрувий: польза, прочность, красота.

Витрувианские пропорции

Еще Витрувий усматривал связь между ордерами и человеческим телом: дорический он уподоблял мужскому, ионический — женскому, а коринфский — девичьему. Теоретики Возрождения пошли дальше: они связали пропорции человеческого тела и геометрию — появился «витрувианский человек». Его изображали многие художники, однако самая красивая и чаще всего цитируемая версия — Леонардо да Винчи (справа). Позы и точные пропорции варьируют от рисунка к рисунку (иногда изображают ноги вместе, иногда врозь — поуже или пошире), но какой бы ни была геометрия, описываемая «витрувианским человеком», его узнаваемость показывает, насколько важным для идеальных пропорций Возрождения стало человеческое тело.

Витрувианские пропорции
Витрувианские пропорции



Поделиться ссылкой