Архитектура классицизма XVII века

В Европе XVII в. классицизм стал вторым значительным стилем после барокко. Его также можно считать интернациональным стилем. Истоки классицизма можно найти в архитектуре итальянского ренессанса, сквозь призму которой тогда воспринимали античность.

Госпиталь в Гринвиче. Англия
Госпиталь в Гринвиче. Англия. Госпиталь в Гринчиве представляет собой целый комплекс построек, размещенных симметрично относительно центральной оси на значительном расстоянии друг от друга. Вместе они создают выразительный ансамбль, свободно развернутый в пространстве. Общая композиция ансамбля достаточно динамична, пространство развивается вглубь комплекса. Здания ансамбля выдержаны в стиле классицизма XVII столетия.

Античность и ренессанс – то, что привлекало мастеров классицизма. Любовь к античности объяснялась тем, что в ней видели воплощение близких сердцу идей: господство рационального начала над чувственным, стремление к общественному благу, побеждающему личностные интересы.

Классицизм мог получать ту или иную окраску в отдельных национальных школах. При этом он очень часто взаимодействовал с барокко. В особенности это касается Франции, где в результате такого синтеза и сложился «большой стиль» времен Людовика XIV. Если говорить о ведущих европейских школах в области архитектуры и изобразительного искусства, то классицизм преобладал в архитектуре Франции, Англии и Голландии.

В стиле классицизма строились и светские, и церковные здания. Среди светских, в свою очередь, были как общественные, так и частные сооружения. Во Франции большой удельный вес занимало дворцовое строительство. И это не удивительно, поскольку оно было призвано утвердить престиж окрепшей королевской власти, а также высшей аристократии. Другой важной задачей было продемонстрировать мощь самого Французского государства, его богатство и процветание. Королевские резиденции всегда были, если можно так сказать, лицом государства.

Усадьба Чизик-хаус. Великобритания
Усадьба Чизик-хаус. Великобритания. Усадебный дом представляет собой простой объем с абсолютно гладкими стенами. Сильно вынесенные вперед карнизы, декорированные лепными деталями, перекликаются с горизонтальными линиями балюстрад и карнизом под колоннами портика. Они украшают здание и одновременно оттеняют гладь его стен. Графически ясные линии придают завершенность всей композиции. Лишь ряд деталей помогает оживить его строгие формы и внести элемент изысканности.

Классицизм сложился несколько позже барокко. Своего расцвета он достиг во второй половине XVII в. Как и барокко, он продолжал существовать и в XVIII в. Зачастую классицистические формы и отделку здания получали лишь снаружи. Их интерьеры могли оформляться в стиле барокко (в чистом виде или в синтезе с классицистическими, как в Версале), а в XVIII столетии – в стиле рококо. В Англии, где необычайно полюбилась готика, в отделке парадных залов могли использоваться и позднеготические мотивы. Строгости наружного облика здания противопоставлялась пышность его убранства.

Представители классицизма стремились, чтобы в структуре и оформлении зданий читалась ясность замысла, они отдавали предпочтение устойчивым и четким геометрическим формам, уравновешенным пропорциям. Ордерная система сохраняет свою суть, хотя пропорциональные соотношения между ее составляющими и то, как они включаются в композицию здания, сильно отличаются от античного прототипа. Тонкие отличия существовали и от классических в своей основе форм архитектуры итальянского ренессанса.

Главный усадебный дом поместья Чизик-хаус выдержан в традициях палладианской архитектуры. Наследие итальянского архитектора эпохи Возрождения А. Палладио стало подлинной классикой и породило отдельное направление в рамках классицизма.

Коллеж Четырех Наций. Париж. Франция
Коллеж Четырех Наций. Париж. Франция. В архитектурном решении Коллежа гармонично сочетаются классицизм и барокко. Главный фасад дает хорошее представление о том, как во французской архитектуре интерпретировались барочные формы.
Колоннада восточного фасада Лувра. Париж. Франция
Колоннада восточного фасада Лувра. Париж. Франция. Фасад имеет значительную протяженность. На высоком цокольном этаже попарно поставлены сдвоенные колонны большого ордера. Второй и третий этажи несколько заглублены. В результате на фасаде образуется подобие лоджии. Перестройка Лувра продолжалась и в XVII в. Его восточный фасад стал наиболее классицистическим памятником французской архитектуры XVII в. и триумфом меры и рационализма.

Во времена Людовика XIV основной сферой, в которой велось строительство, стало строительство дворцовых сооружений. Одно из них – Коллеж Четырех наций в Париже (ныне Институт Франции, 1661–1665, арх. Л. Лево). Эта постройка с ее ясной композицией, логично выстроенной системой архитектурного декора и выверенными пропорциями, относится к числу лучших архитектурных памятников своей эпохи. В архитектурном решении Коллежа гармонично сочетаются классицизм и барокко. Главный фасад дает хорошее представление о том, как во французской архитектуре интерпретировались барочные формы. При строительстве Коллежа Лево преследовал и определенные градостроительные задачи. Главный фасад обращен в сторону Сены и соотнесен с архитектурой Лувра на противоположном берегу.

Рококо

Стиль рококо рождается во Франции к двадцатым годам XVIII в. В середине столетия он достигает своего расцвета. Рококо стал своеобразной реакцией на строгость классицизма и велеречивость большого стиля, на строгий и чопорный этикет двора Людовика XIV. Ему свойственны изящество, легкость, прихотливая игра капризных изгибающихся линий. Если говорить о содержании – жизнерадостность, а порою и легкомысленность. Рококо – прежде всего стиль королевского двора и аристократии.

Подавляющее большинство шедевров стиля рококо в области архитектуры – это дворцы и парковые павильоны, светская архитектура. Распространяясь из Франции в другие европейские страны, рококо зачастую выступал с другими стилями. Так, в Германии он образует синтез с поздним барокко, а в России – и с барокко, и с классицизмом. Кстати, в России в чистом виде рококо проявил себя только в одном памятнике – Китайском дворце в Ораниенбауме под Петербургом. В целом ряде случаев рококо находил применение только в интерьере, а фасады здания выдерживались в стиле классицизма. Это, прежде всего, касается тех стран, в которых классицизм имел наибольшую популярность, – Франции и Англии.

В других странах фасады зданий, включавших рокайльные интерьеры, могли строиться в стиле барокко или сочетать элемент барокко и классицизма. Такая ситуация объясняется не только национальными вкусами и предпочтениями, но и спецификой самого стиля. Стиль рококо по своей природе подчеркнуто атектоничен. Он любит формы легкие и хрупкие (что отличает его от барокко), зачастую еще более сложные и прихотливые, чем в барокко.

К тому же рококо свойственна камерность, небольшие масштабы произведений. Все это объясняет, почему практически не существует зданий, целиком построенных в стиле рококо. Если таковые все-таки встречаются, то это небольшие постройки павильонного типа. Это могли быть и собственно парковые павильоны (как, например, в подмосковной усадьбе Кусково), которые в подавляющем большинстве не сохранились до наших дней в силу своей хрупкости. В архитектуре рококо нашел применение в первую очередь в области убранства интерьеров. И это неудивительно, поскольку главная его стихия – это орнамент. На фасадах здания могли помещать различные элементы рокайльного декора, которые придавал их более строгим и ясным формам большую легкость и делал постройки нарядными.

Церковь в Фирценхайлигене. Германия
Церковь в Фирценхайлигене. Германия. В синтезе с другими стилистическими решениями приемы рококо находили применение в церковной фресковой живописи, оказывали влияние на трактовку архитектурных форм.
Интерьер церкви в Цвифальтене. Германия
Интерьер церкви в Цвифальтене. Германия. Казалось бы, рококо не подходил для церковного зодчества. Тем не менее рокайльные орнаменты часто украшали церковные интерьеры и фасады. Примером могут служить интерьеры немецких церквей в Цвифальтене и Фирценхайлигене, центральная часть фасада собора в Валенсии.

В тех случаях, когда рококо соединялся с барокко, он сообщал барочным формам большую мягкость, камерность, изящество. Барокко и рококо в чем-то родственны друг другу. Рококо часто называют неким продолжением барокко.

Искусство различных неевропейских стран – в первую очередь Китая и Японии – было популярно и ранее, в XVII в. Примеры такого интереса можно найти в первую очередь в сфере живописи, декоративно-прикладного искусства, в оформлении интерьеров. Прежде всего это касается мастеров стиля барокко, которым импонировали красочность и необычность экзотического для Европы искусства. Мода на него сохраняется и в эпоху рококо. Китайский и японский фарфор, лаковые изделия органично включались в богатое оформление рокайльных интерьеров.

Возникает целое направление в рамках стиля рококо – шинуазри, или шинуазери (от фр. «шинуа» – китайский). В русском языке его также именуют «китайщина». Шинуазри подразумевает не только включение в отделку интерьера собственно китайских предметов, но и подражание им, а также обращение к китайской тематике, получавшей у европейских мастеров различную интерпретацию. Китайские мотивы соединялись с приемами рококо. Стиль шинуазри был популярен и в России. Самый яркий тому пример – знаменитый Китайский дворец в Ораниенбауме. В Большом дворце и дворце Монплезир Петергофа были устроены отдельные кабинеты, где выставлялись японские и китайские изделия и т.п. В стиле шинуазри строились парковые павильоны. Среди них – Китайский чайный домик в Сан-Суси в Потсдаме, павильон «Скрипучая беседка» и беседка на вершине Большого каприза в Царскосельском парке.

Павильон Амалиенбург в парке дворца Нимфенбург. Мюнхен. Германия
Павильон Амалиенбург в парке дворца Нимфенбург. Мюнхен. Германия. Небольшой увеселительный охотничий дворец – павильон Амалиенбург был построен в 1734–1739 гг. курфюрстом Карлом Альбрехтом для своей супруги, дочери императора, Марии Амалии. Проектировал здание в стиле рококо и руководил строительством Франсуа Кювилье-старший.
Фарфоровый кабинет во дворце Аранхуэса. Мадрид. Испания
Фарфоровый кабинет во дворце Аранхуэса. Мадрид. Испания. Китайская и японская тематика продолжала оставаться необычайно популярной и после открытия своего рецепта фарфора. Ее можно заметить и в оформлении Фарфорового кабинета в Аранхуэсе – дворцовом ансамбле неподалеку от Мадрида.

Фарфор – один из атрибутов рококо. Хрупкость и декоративность фарфоровых изделий необычайно импонировали вкусам той поры. Широкому распространению фарфора в интерьерах эпохи рококо способствовало открытие рецепта фарфоровой массы, сделанное независимо друг от друга И.Ф. Бёттгером в Германии и Д. Виноградовым в России. Фарфоровые мануфактуры начинают появляться по всей Европе. Особенно славились Севрская во Франции и Мейсенская в Германии. В России был создан Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге. До этого фарфор привозили из Китая и Японии.

Барокко в России

Проникновение форм барокко в русскую архитектуру началось еще в XVII в. Искусствоведы архитектуры выделяют в истории существования барокко в России несколько периодов, а точнее, несколько его разновидностей: нарышкинское барокко, петровское барокко, аннинское и елизаветинское. Три последних названы по именам правивших Россией государей и соответственно связаны с эпохой их правления. На самом деле стиль барокко продолжал существовать и при Екатерине II и даже при Павле, проявляясь в отдельных композиционных решениях и деталях декора. Барокко можно назвать ведущим стилем в русском искусстве первой половины – середины XVIII в, но не единственным. На каждом из этапов процентное соотношение барокко с другими стилями было разным, как и характер самого барокко.

Так, в петровское время барокко проявилось больше в планировочных решениях, в декоративной живописи и скульптуре, нежели в архитектуре зданий. Несмотря на то что во внешней политике при Петре начинают активно ориентироваться на Западную Европу, в том числе и в области культуры, со многими из своих традиций в России вовсе не собирались порывать. Более того, многие западноевропейские архитекторы, приехавшие работать в Россию, и в петровское время, и позднее плодотворно использовали их в своем творчестве. Новый стиль рождался из сложного и интересного сплава.

Необычайного размаха достигает строительство при дочери Петра I – Елизавете. Особенным великолепием отличались дворцовые и церковные здания. Дворцово-парковые ансамбли должны были не только удовлетворять стремление императрицы и ее двора к красоте и роскоши, но, как и в петровское время, прославлять Российское государство. С этой целью расширялись и перестраивались уже существующие ансамбли (Зимний дворец в Петербурге, дворцы Петергофа и Царского Села в его окрестностях) и строились новые.

Самым прославленным мастером этой эпохи стал талантливейший зодчий и декоратор Б. Растрелли – сын итальянского скульптора, приехавшего в Россию еще при Петре I: он глубоко освоил опыт как современной ему западноевропейской архитектуры (Растрелли совершал поездки за границу), так и русское национальное наследие. Он пристально изучал московские постройки допетровского времени, храмы Ярославля. Их многоцветье и жизнеутверждающий характер произвели на мастера неизгладимое впечатление. Это стало одной из причин той праздничности, мажорности, которая так отличает работы Растрелли. Огромную роль в создании такого впечатления играл цвет.

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Россия
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Россия. Россия Строительство Петербурга началось с закладки петропавловской крепости и застройки соседней с нею территории – Петроградской стороны.
Петр Михайлович Еропкин
Петр Михайлович Еропкин. Окончательно идея трехлучия она была закреплена на плане П. Еропкина, составленном в конце 1730-х гг.

В церковной архитектуре во времена Елизаветы Петровны зодчие возвращаются к пятиглавию; вновь становится распространенным крестово-купольный тип храма. Но средства воплощения этих композиционных решений и их варианты – теперь совсем другие.

Стиль барокко достигает в это время в России, пожалуй, своего апогея. Но существует он не в чистом виде. Планировочные решения зданий преимущественно просты, архитекторы отдают предпочтение прямым строгим линиям, призматическим объемам и тем самым привносят в свои проекты ясность и равновесие. Это отличает памятники русского барокко от чистых примеров этого стиля в Западной Европе и указывает на обращение к традициям классицизма. В декоре активно используются элементы стиля рококо. Даже сама трактовка скульптур и элементов архитектурного декора зачастую была мягче и грациознее, чем в чистом барокко.

Кунсткамера. Санкт-Петербург. Россия
Кунсткамера. Санкт-Петербург. Россия. Кунсткамера яркий пример архитектуры петровского времени. В нем совмещаются принципы классицизма голландского толка, барокко, традиции старой русской архитектуры.
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф под Санкт-Петербургом. Большой дворец. Россия
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф под Санкт-Петербургом. Большой дворец. Россия. Большой дворец неоднократно перестраивался и расширялся. В годы Великой Отечественной войны он пострадал гораздо сильнее Монплезира. Советские реставраторы бережно законсервировали сохранившиеся фрагменты и на основании их и различных архивных материалов восстановили дворец в его былом великолепии. Дворец поставлен на кромке холма и господствует в центральной части ансамбля.
Фонтаны Петергофа. Санкт-Петербург. Россия
Фонтаны Петергофа. Санкт-Петербург. Россия. Водная феерия Петергофа потрясала иностранных гостей. Фонтаны Петергофа превзошли по своей мощности и разнообразию фонтаны Версаля. Архитектурное обрамление фонтанов видоизменялось, претерпевал изменения и рисунок водных струй, заменялась обветшалая скульптура, но в основе своей они сохранили первоначальные идеи петровского времени. Впоследствии возникали новые фонтаны, но Большой каскад и ряд других важнейших фонтанов парка восходят к раннему этапу в истории Петергофа.

В период правления Екатерины II барокко вытесняет ранний классицизм. Какое- то время оно еще удерживает свои позиции – не только в тех проектах, которые были задуманы ранее и медленно воплощались в жизнь, но и в новых. В последнем случае классицизм и барокко сочетаются в рамках одного памятника.

Новой важной главой в русской архитектуре XVIII в. стало решение градостроительных задач. В этой области было осуществлено много блестящих идей. Большинство из них связано с новой столицей России – Санкт-Петербургом. В новом городе решать градостроительные задачи было, разумеется, легче. Разрабатывались генеральные планы, согласно которым в план города включались земли и Васильевского острова, и противоположного берега Невы.

В разработке планировки нового города сыграли роль предложения Д. Трезини, Ж.-Б. Леблона и даже самого Петра I. Считается, что идея применить в планировке Петербурга трехлучевую систему принадлежит Петру. Три магистрали сходятся к зданию Адмиралтейства (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект). Их пересекают улицы и каналы. На таком каркасе была основана регулярная в своей основе планировка старой части города. Главные магистрали призваны были связать наиболее важные религиозные, общественные и административные здания города – императорский Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Александро-Невскую лавру, а также соотнести их с акваторией Невы. Другая важная задача, вставшая перед архитекторами, была композиционно связать постройки на обоих берегах Невы. В целом в застройке города преобладали протяженные фасады зданий, выстроившихся вдоль Невы и ее протоков, вдоль улиц и каналов. Такая застройка вторила равнинному характеру местности. Но она могла бы стать монотонной и однообразной, если бы зодчие не расставили в городе высотные доминанты – колокольни, башни общественных сооружений, снабдив их к тому же заимствованными из западноевропейской архитектуры шпилями. При создании рядовой гражданской застройки, строительстве городских усадеб архитекторы и их заказчики должны были руководствоваться строго регламентированными правилами. Они должны были соблюдать определенную высоту зданий, рекомендации по их отделке и окраске, но главное – сохранять красную линию, за которую не должны были выступать фасады зданий.

На улицу должны были выходить парадные фасады сооружений, как частных, так и общественных. Такие требования выдвигались городскими властями не только в Петербурге, но и в Москве, и в российской провинции. Надо сказать, что и в старых городах была предпринята попытка внести регулярное начало в городскую планировку. В Москве это было непросто, поскольку здесь преобладала радиально-кольцевая система, рельеф местности был неровным, и структура города уже давно сформировалась. В дальнейшем архитекторы много работали в этом направлении, создавая целые городские ансамбли. В Петербурге при этом зачастую развивали уже намеченные решения. В Москве, при сохранении ее основной планировки, многое было скорректировано после пожара 1812 года.

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф под Санкт-Петербургом. Дворец Марли. Россия
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф под Санкт-Петербургом. Дворец Марли. Россия. Дворец получил свое имя в память о посещении Петром I в 1717 г. резиденции французских королей в Мирли-ле-Руа под Парижем.
Екатерининский дворец в Царском Селе под Санкт-Петербургом. Россия
Екатерининский дворец в Царском Селе под Санкт-Петербургом. Россия. Изначально дворец строился для жены Петра I, будущей Екатерины I. Дворец перестраивался и постепенно расширялся. Современный свой вид он приобрел благодаря Б.Ф. Растрелли в 1752–1756 гг. Цветовая гамма дворца необычайно богата. Пожалуй, это самый нарядный и роскошный из дворцов, построенных Растрелли. Сочетание лазоревого, белого и золотисто-желтого (когда-то это действительно была позолота) делает нарядное здание еще более праздничным и великолепным.
Павильон Грот в усадьбе Кусково в Москве. Россия
Павильон Грот в усадьбе Кусково в Москве. Россия. Регулярные барочные парки Западной Европы и России украшали различные павильоны. Наряду с Эрмитажами, предназначенными для уединения в тесном кругу друзей, Бельведерами и другими типами парковых сооружений особенно популярны были гроты. Мода на них пошла еще в эпоху Возрождения. Итальянские архитекторы подражали отделке одной из разновидностей античных святилищ, расположенных в гротах, или заглубленных в землю, а также архитектуре нимфеев. Внутри грот имеет круглый центральный зал с высоким большим куполом и окнами-люкарнами, а также более низкие боковые кабинеты, до сих сохранявшие отделку из морских экзотических раковин, битого стекла, лепных деталей.
Фасад зимнего дворца. Санкт-Петербург. Россия
Фасад зимнего дворца. Санкт-Петербург. Россия. Внутренние и внешние фасады дворца решены в насыщенной цветовой гамме: зеленые стены, белые колонны и другие архитектурные детали, золотисто-желтые капители и детали лепного декора.

Петергоф (Петров двор) был основан в 1710 г. по личному указанию Петра 1 как его главная загородная резиденция. Дворцово-парковый ансамбль стал любимым детищем Петра, в создании которого царь принимал самое деятельное участие. Он давал указания мастерам касаемо планировки, отделки. Принимал он участие и в подборе произведений для художественных коллекций, украсивших дворцы Петергофа. На территории регулярного парка были построены Большой дворец (начат в 1714), дворец Марли и дворец Моплезир, поставленный прямо на морском берегу. Монплезир (в переводе с французского – «мое удовольствие») сохранил интерьеры и свой наружный облик петровского времени. Петергоф стал воплощением триумфа петровской России. Прежде всего – ее выхода к Балтийскому морю, успехов в Северной войне со Швецией. Над строительством Большого дворца работали многие мастера – А. Шлютер, И.-Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов. От старых частей сохранилось немногое. Перестройку дворца осуществил главный архитектор времен Елизаветы Б.Ф. Растрелли (1747–1752).

Когда-то в Санкт-Петербурге существовал не один царский дворец. Уже при Петре были построены два дворца – Летний и Зимний. Летний дворец Петра сохранился, Летние дворцы других правителей – нет. Петровский Зимний дворец также утрачен. Нынешний Зимний дворец был построен в 1754–1762 гг. по проекту архитектора Б.Ф. Растрелли. В 1764–1787 гг. к зданию старого дворца примкнули новые корпуса – Малый и Большой (Старый) Эрмитажи. В них по распоряжению Екатерины II была размещена царская коллекция произведений искусства, которая с 1852 г. стала доступной широкой публике. В середине XIX в. было возведено здание Нового Эрмитажа. Впоследствии появилось понятие «музей Эрмитаж», значительная часть его коллекции выставляется и в Зимнем дворце.

Зимний дворец. Вид сверху. Санкт-Петербург. Россия
Зимний дворец. Вид сверху. Санкт-Петербург. Россия.
Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. Россия
Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. Россия. Воскресенский Новодевичий монастырь был построен в той части Петербурга, где когда-то находился Смоляной двор, отсюда и второе название монастыря и его собора – Смольный.
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф под Санкт-Петербургом. дворец Моплезир. Санкт-Петербург. Россия
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф под Санкт-Петербургом. дворец Моплезир. Санкт-Петербург. Россия
Андреевская церковь. Киев. Украина
Андреевская церковь. Киев. Украина. Церковь Святого Андрея в стиле барокко построена по проекту архитектора Б.Ф. Растрелли в 1754 г. на Андреевской горе.
Андреевская церковь. Интерьер. Киев. Украина
Андреевская церковь. Интерьер. Киев. Украина

Здание Зимнего дворца представляет собою в плане большой четырехугольник с ломаными линиями стен. Дворцовые покои идут по периметру просторного внутреннего двора. Главный фасад Зимнего дворца выходит на Дворцовую площадь . Все четыре фасада дворца решены по-разному. У главного фасада выделена центральная часть, в которой устроен трехпролетный арочный въезд во внутренний двор. Фасад дворца, растянувшийся на 210 м, разнообразят выступы – ризалиты, выделенные небольшими декоративными фронтонами – треугольными или лучковыми.

Здание имеет три этажа (не считая цокольного, точнее, даже полуподвального). Второй и третий этажи объединены полуколоннами большого ордера с коринфскими капителями. Вдоль края невысокой крыши пробегает непрерывная лента балюстрады. Она помогает зрительно связать отдельные их части и подчеркнуть их протяженность. Особенно удачен этот прием в отношении невского фасада, протянувшегося вдоль набережной реки. Скульптура, по распространенной в барокко традиции украшающая балюстраду, была заново выполнена в XIX в.




Поделиться ссылкой