Современная классическая музыка

«Моя музыка — не современная, просто ее плохо исполняют».
Шенберг

Разумеется, история современной классической музыки гораздо сложнее, чем в любой другой исторический период. С 1900 года живопись и другие виды искусства испытывали на себе самые разнообразные влияния. В развитии классической музыки огромную роль сыграли политические и идеологические тенденции, достижения техники и растущий интерес к исторической музыке и старинным музыкальным инструментам.

Развитие средств массовой информации, появление радио, телевидения, кино и рекламы привели к тому, что музыка сегодня гораздо более знакома и доступна, чем это было в прошлом. С конца XIX века в классической музыке росла популярность диссонанса в противоположность консонансу (слиянию тонов в созвучии), безраздельно господствовавшему в прошлом. Поэтому XX век часто называют «периодом диссонанса» в классической музыке.

Арнольд Шенберг
Арнольд Шенберг

В начале XX века продолжали творить композиторы-романтики — например, Сибелиус в Финляндии и Малер в Австрии. Близок к австро-германской романтической традиции Арнольд Шенберг. Шенберг был дружен с художниками-экспрессионистами — Кандинским и Кокошкой — и старался развивать идеи экспрессионизма в музыке. Период творчества Шенберга с 1908 по 1921 год называют «свободным атональным». На него пришелся расцвет этого стиля музыки. В том же стиле работали ученики Шенберга, Альбан Берг и Антон Веберн. Элементы экспрессионизма присутствовали в творчестве и других композиторов: Малера, Бартока, Хиндемита и Айвза. Но к концу 1920-х годов экспрессионизм постепенно вышел из моды, и его сменил неоклассицизм. В нацистской Германии экспрессионизм считали дегенеративным искусством, и после победы над нацизмом в 1945 году это течение вновь стало популярным.

Одним из первых от романтизма отошел французский композитор Клод Дебюсси, который начал использовать в музыкальной композиции идеи импрессионизма. Его творчество отражало чувственный опыт, а не этический и не интеллектуальный. В нем не было эмоциональной пышности и эпичности германской романтической традиции, свойственной, к примеру, музыке Вагнера.

Дебюсси заново открыл творчество мастеров XVIII века, для которых музыка была способом очаровывать и развлекать. Помимо Дебюсси, импрессионизмом увлекались Морис Равель, Фредерик Дилиус, Отторино Респиги и Поль Дюка. Хотя в конце 1920-х годов импрессионизм тоже уступил место неоклассицизму, черты этого музыкального стиля прослеживаются во всей музыке ХХ века.

Клод Дебюсси
Клод Дебюсси

Неоклассицизм, как это ясно из названия, стал возвращением к музыке XVII—XVIII веков, которая служила для современных композиторов источником вдохновения. В этот период стали использовать старинные инструменты и давно забытые приемы игры на них. Яркими представителями этого течения были Игорь Стравинский («Пульчинелла» (1918), «Похождения повесы» (1948-1951)), Сергей Прокофьев (Первая симфония «Классическая» (1917)) и Морис Равель («Гробница Куперена» (1917-1919)). В Британии старинной музыкой увлекался Ральф Воан-Уильямс. В 1910 году он написал «Фантазию на тему Томаса Таллиса», которую переработал тринадцать лет спустя.

Однако Уильямса нельзя назвать чистым неоклассицистом. В его творчестве ярко проявилась еще одна мощная тенденция композиции ХХ века: осознание национального музыкального наследия, классического и народного. Уильямс сочинял песни в народном стиле и был не одинок в этом. Бела Барток и Золтан Кодаи много путешествовали по Центральной Европе. Они записывали народные мотивы, а затем использовали их в своей работе. Перси Грейнджер родился в Австралии, но большую часть жизни провел в Европе и Северной Америке. Он также увлекался народной музыкой, включал фольклорные мотивы в собственные сочинения. Аарон Копленд в Северной Америке изучал музыку ковбоев и нонконформистов.

Аарон Копленд
Аарон Копленд

История музыки ХХ века неразрывно связана с двумя мощными политическими движениями эпохи: коммунизмом и фашизмом. Точно так же музыка XVI века была связана с Реформацией и Контрреформацией. Придя к власти в Германии, нацисты запретили исполнение музыки еврейских композиторов, в частности Альбана Берга. Германские же романтики использовались ими очень широко. Сочинения Вагнера подкрепляли мифы Третьего рейха. В Советском Союзе композиторы были вынуждены работать в атмосфере полного государственного контроля, и это явственно чувствуется в творчестве, к примеру, Шостаковича. Только после падения советской системы и освобождения государств Восточной Европы свободу творчества получили такие композиторы, как Арво Пярт.

Если определить главную тему современной классической музыки одним словом — это будет «эксперимент». К примеру, Шенберг после атонального периода начал исследовать додекафонию. Но такие эксперименты проводились на традиционных инструментах. Сегодня же композиторы смело используют электронные устройства и инструменты. В мире классической музыки такие термины, как «модернизм», «постмодернизм» и «минимализм», применяются так же широко, как и в других видах искусства. Такие произведения, как постмодернистская пьеса Джона Кейджа «4’33"», во время исполнения которой царит полная тишина, так как музыканты не должны играть все эти четыре минуты тридцать три секунды, — показывают, что классическая музыка в наши дни практически не знает границ.

Эдвард Элгар

Эдвард Элгар

Эдвард Элгар родился в городке Нижний Бродхит в графстве Вустершир 2 июня 1857 года. Его отец, Уильям Элгар, был органистом и продавал музыкальные инструменты и ноты. Мать будущего композитора, Анна, незадолго до рождения сына приняла католицизм, поэтому мальчик воспитывался в католическом духе — удивительная ирония судьбы, если учесть, какую значительную роль ему предстояло сыграть в протестантском истеблишменте. Он писал музыку для важных государственных событий, и она широко использовалась в англиканской церкви.

Элгар вырос в Молверн-Хиллз и на всю жизнь сохранил эмоциональную связь с этим местом. Сюда он возвращался постоянно. Формального музыкального образования он не получил, а был талантливым самоучкой. В 15 лет Элгар собирался поехать в Лейпциг, но финансовое положение семьи не позволило ему отправиться в Германию. Эдварду пришлось бросить школу и начать работать помощником местного юриста. Но любовь к музыке он сохранил, поэтому вскоре оставил юридическую карьеру и устремился к своей мечте.

Дом-музей Элгара в Вустершире, Англия
Дом-музей Элгара в Вустершире, Англия

Элгар давал уроки игры на фортепиано и скрипке и работал в магазине отца. В то время в Англии существовало множество музыкальных обществ, члены которых исполняли небольшие песни. Элгар вместе с отцом вступил в вустерский клуб любителей хорового пения. Когда ему исполнилось 22 года, его назначили капельмейстером вустерской психиатрической больницы, а затем он сменил отца в должности органиста церкви Святого Георгия.

Элгар хорошо играл на скрипке и в составе оркестра принимал участие в местных музыкальных фестивалях. Однажды он участвовал в концерте под управлением Дворжака. Элгар перекладывал произведения известных композиторов, в том числе Бетховена, для духового квинтета, в котором играл со своими друзьями. Это позволило ему отточить навыки композиции и аранжировки, что очень пригодилось в дальнейшей композиторской карьере.

«Музыка разлита в воздухе. Нужно только взять столько, сколько требуется». Элгар

В 1880 году Элгар впервые отправился за границу и познакомился с великолепной европейской музыкой того времени, в частности с музыкой Рихарда Вагнера. 1880-е годы складывались для Элгара непросто. Переезд в Лондоне не принес успеха, и он вернулся в Грейт-Молверн, где стал работать учителем музыки и дирижером. В 1889 году он женился на дочери генерал-майора сэра Генри Робертса Каролине Робертс. Семья не одобрила этот брак. В 1890 году в семье Элгара родилась дочь — его единственный ребенок. И в это же время к нему пришел первый настоящий успех.

Элгар на записи сюиты «В детской». Присутствуют герцог и герцогиня Йоркские. 1931
Элгар на записи сюиты «В детской». Присутствуют герцог и герцогиня Йоркские. 1931

В 1890-е годы он начал писать хоровые произведения для многочисленных хоровых фестивалей, в том числе для Фестиваля трех хоров (трех соборов Глостера, Херефорда и Вустера), где они исполнялись с большим успехом. Но настоящую славу Элгару принесло первое крупное оркестровое произведение — вариации на оригинальную тему «Энигма» (1899). Столь же успешной оказалась оратория «Сон Геронтия», созданная в 1900 году. Положение Элгара еще больше упрочилось в 1902 году, когда он написал большую часть музыки для коронации короля Эдуарда VII, в том числе «Страну надежды и славы» на слова А. С. Бенсона. В 1904 году Элгар был удостоен рыцарского титула — и это была одна из множества наград, полученных им в последние тридцать лет жизни.

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, Элгар добился огромного успеха. Он много писал, создал две симфонии, скрипичный и виолончельный концерт. Но после войны его популярность снизилась, хотя в 1924 году он был назначен Мастером королевской музыки. Он оказался одним из первых композиторов, которые с энтузиазмом восприняли появление звукозаписи. Элгар сам дирижировал исполнением своих произведений для компании Gramophone. Он продолжал сочинять до конца жизни, но несколько произведений, в том числе и Третья симфония, остались незавершенными.

Бенджамин Бриттен

Бенджамин Бриттен

Самый влиятельный британский композитор второй половины XX века (Эдвард) Бенджамин Бриттен родился в Лоустофте, в графстве Саффолк, 22 ноября 1913 года. Его отец, дантист, страстно любил музыку и был непрофессиональным музыкантом. Бенджамин продемонстрировал музыкальный талант в самом раннем возрасте. Параллельно с обычным образованием Бриттен в 11 лет начал изучать музыку у композитора Фрэнка Бриджа. Впоследствии он учился в Королевском колледже музыки и Джона Айрленда. Большое влияние на него оказал еще один великий британский композитор Ральф Воан-Уильямс. В 1935 году Бриттен хотел поехать в Австрию, чтобы учиться у Альбана Берга, но этому воспротивились его родители, считавшие, что Берг может оказать на него плохое влияние.

В 1935 году режиссер Альберто Кавальканти предложил Бриттену поработать в документальном кино, которое стремительно развивалось в Англии. Бриттен и поэт У. X. Оден начали сотрудничать со студией GPO Film Unit. Тогда Бриттен написал музыку к классическому фильму «Ночная почта». В 1937 году Бриттен познакомился с тенором Питером Пирсом, который стал его партнером и главным исполнителем многих произведений композитора. Незадолго до начала Второй мировой войны Бриттен и Пирс отправились в Соединенные Штаты и провели там три года до возвращения в Британию. По пути домой Бриттен завершил работу над весьма серьезными ранними произведениями — «Гимном святой Цецилии» и «Рождественскими песнями». В Британии Бриттен и Пирс официально отказались от военного призыва. Тогда же Бриттен начал работать над оперой «Билли Бадд», премьера которой состоялась в 1945 году. В том же году Бриттен и Пирс переехали в Олдборо. Британский музыкальный истеблишмент относился к Бриттену недоброжелательно, тем не менее, в 1947 году композитор создал Английскую национальную оперу, а в 1948-м — фестиваль в Олдборо.

«Тема очень близка моему сердцу — борьба личности против общества. Чем более порочно общество, тем более порочна личность». Бенджамин Бриттен о «Питере Граймсе», 1948

В Олдборо Бриттен жил до самой смерти. Он продолжал сочинять оперы и оркестровые произведения. Среди инструментальных выделяются работы для виолончели, написанные для знаменитого русского виолончелиста Мстислава Ростроповича, с которым Бриттен познакомился в I960 году. Дружил он и с русским композитором Дмитрием Шостаковичем. Шостакович посвятил Бриттену Четырнадцатую симфонию, а Бриттен Шостаковичу — ораторию «Блудный сын». Но самый большой успех выпал в 1960-е годы на долю «Военного реквиема», написанного в 1962 году по поводу освящения отстроенного заново собора в Ковентри.

Бриттен удостоен множества наград — в 1953 году он стал кавалером ордена Кавалеров почета, а в 1965 году получил орден «За заслуги». Однако он отклонил рыцарский титул, хотя в 1976 году стал пэром Англии.

Но пэрство пришло слишком поздно — тяжело больной Бриттен умер 4 декабря 1976 года. Он похоронен на кладбище церкви Святых Петра и Павла в Олдсборо. Рядом с его могилой находится могила сэра Питера Пирса (он умер в 1986 году). Бриттен был очень сложным человеком, и порой его личность заслоняет его композиторскую репутацию. Он был открытым гомосексуалистом, а подобный образ жизни считался в Англии противозаконным. Его откровенно тянуло к молоденьким мальчикам — романтические отношения связывали его с актером Дэвидом Хеммингсом. Однако официальных обвинений ему никто не предъявлял.

Генеральная репетиция оперы Бенджамина Бриттена «Смерть в Венеции», Брегенц, 2007
Генеральная репетиция оперы Бенджамина Бриттена «Смерть в Венеции», Брегенц, 2007

Весьма символично, что последняя великая опера Бриттена «Смерть в Венеции» написана по новелле немецкого писателя Томаса Манна, в которой рассказывается о роковых отношениях между художником (в новелле — писателем) и мальчиком-подростком.

Арво Пярт

Арво Пярт

Один из виднейших современных композиторов Арво Пярт родился 11 сентября 1935 года в Пайде, когда прибалтийская Эстония была еще независимым государством. В 1940 году Эстония по условиям пакта Молотова — Риббентропа была оккупирована Советским Союзом, а затем нацистской Германией. Эстонии, как и другим странам Восточной Европы, пришлось сражаться и с немцами, и с русскими. Но в мае 1945 года Советский Союз одержал окончательную победу. На протяжении сорока пяти лет Эстония была частью Советского Союза и обрела независимость лишь в августе 1991 года. Музыкальное развитие Пярта шло в условиях тоталитарного режима. Он был полностью отрезан от влияния западной музыки.

Учиться музыке Пярт начал в возрасте семи лет. В конце 40-х годов он уже сочинял. Завершил образование он в таллиннской консерватории по классу композиции под руководством Хейно Эллера. Ранние его работы явственно выдают влияние таких композиторов, как Шостакович и Прокофьев, но впоследствии он экспериментировал с додекафонией Арнольда Шенберга (этот метод композиции заключается в том, что все составляющие произведение мелодические голоса и созвучия производятся из избранной последовательности всех двенадцати звуков хроматической гаммы, воспринимаемых как единство, то есть все двенадцать нот гаммы имеют более или менее равное значение). Первым сочинением Пярта в этом стиле был «Некролог», написанный в 1960 году и вызвавший абсолютное неодобрение со стороны критики и властей.

Следом за додекафонией Пярт применял прием «коллажа», в котором использовались самые разные стили. Этот прием также не встретил симпатии у властей. После завершения Второй симфонии в 1966 году Пярт на время оставил занятия композицией и занялся изучением средневековой хоровой музыки Франции и Нидерландов. В 1968 году он написал первое религиозное произведение Credo. Это был его последний опыт в технике коллажа. Но в светском, атеистическом Советском Союзе подобная музыка находилась не в чести, и произведение, несмотря на популярность, было запрещено.

Пасхальное богослужение в московском Елоховском соборе
Пасхальное богослужение в московском Елоховском соборе

Неприятие музыки Арво Пярта привело к серьезным проблемам со здоровьем и осознанию им роли религии в жизни. Пярт принял крещение и вступил в лоно Русской православной церкви.

После второго перерыва в композиторской деятельности Пярт в середине 1970-х годов вступил в «колокольный» период творчества. Тогда он написал такие пьесы, как «Для Алины». Официального признания он так и не получил. В 1980 году Пярт со своей второй женой-еврейкой получил разрешение выехать в Израиль. Но семья осталась в Вене, а через полтора года перебралась в Германию, где Пярт продолжил создавать религиозную музыку. Одна из особенностей поздних работ Пярта заключается в том, что они часто написаны на священные тексты. Чаще всего Пярт выбирал латынь или церковно-славянский язык, используемый в православных богослужениях, а не родной эстонский.

«Казалось, он просто встряхивает рукавами, и оттуда сыплются ноты». О Пярте, когда он учился в Таллиннской консерватории, 1957

В 1991 году после краха Советского Союза и обретения Эстонией независимости Пярт получил возможность вернуться на родину. С начала XXI века он живет в Таллинне. Арво Пярт продолжает писать музыку. В 2008 году он завершил работу над Четвертой симфонией.

Другие современные композиторы

  • Сэмюэл Барбер (1910-1981). Композитор Сэмюэл Барбер оставил небольшое творческое наследие, но написанное им в 1938 году «Адажио для струнных» является знаковым произведением американской классической музыки.
Сэмюэл Барбер
Сэмюэл Барбер
  • Бела Барток (1881-1945). Венгерский композитор Барток является одним из самых крупных мастеров первой половины XX века. Барток был очень плодовит — он написал не менее 436 пьес для фортепиано. Истоки его музыки лежат в народных традициях, которые он тщательно изучал.
  • Альбан Берг (1885-1935). Находившийся под сильным влиянием своего соотечественника Шенберга, Берг развил далее технику додекафонии. Берг стал одним из самых влиятельных композиторов-экспрессионистов. Поскольку многие из них были евреями, этот стиль находился под запретом в Германии и Австрии, где такое искусство считалось дегенеративным.
  • Леонард Бернстайн (1918-1990). Американский композитор и дирижер Бернстайн был одним из самых влиятельных мастеров классической музыки второй половины XX века. Его произведения исполняются в театрах. Он писал музыку и для кино. Самое известное произведение Бернстайна — «Вестсайдская история» (1957) на слова Стивена Сондхайма.
Леонард Бернстайн
Леонард Бернстайн
  • Аарон Копленд (1900-1990). Пожалуй, величайший американский композитор Аарон Копленд оставил небольшое творческое наследие — всего 135 произведений. В его сочинениях сочетаются джаз, фолк и неоклассика. К числу самых известных его произведений относятся «Фанфары в честь обычного человека» (1942) и «Весна в Аппалачах» (1943).
  • Джордж Гершвин (1898-1937). Родители Гершвина были евреями-эмигрантами. В творчестве этого композитора присутствуют элементы разных жанров, преимущественно джаза. Он много сочинял для кино, писал оркестровые, камерные и вокальные произведения. Самые известные его произведения — «Рапсодия в стиле блюз» (1924), «Американец в Париже» (1928), «Порги и Бесс» (1935).
Гершвин сочиняет музыку за роялем, ок. 1935
Гершвин сочиняет музыку за роялем, ок. 1935
  • Чарльз Айвз (1874-1954). Американский композитор Чарльз Айвз был одним из пионеров модернизма, но в то же время отличался удивительным консерватизмом. Многие его произведения отражают религиозные убеждения композитора. Самые известные его произведения — «Три селения в Новой Англии» (1903-1914) и Четвертая симфония (1916).
  • Сергей Прокофьев (1891-1953). Русский пианист и композитор провел некоторое время в Европе, но в 1935 году вернулся на родину. Прокофьев написал семь симфоний, девять опер и десять балетов. Он писал музыку для кино и оркестровые произведения.
Сергей Прокофьев в возрасте девяти лет за роялем с партитурой своей оперы «Великан»
Сергей Прокофьев в возрасте девяти лет за роялем с партитурой своей оперы «Великан»
  • Арнольд Шенберг (1874-1951). Один из самых влиятельных композиторов переходного от романтизма к современности периода Шенберг родился в Австрии. Он был пионером атональной музыки и метода додекафонии.
  • Дмитрий Шостакович (1906-1975). Русский композитор Шостакович не похож на других: во время революции и сталинских чисток он жил на родине. Шостаковича по праву можно считать крупнейшим композитором-симфонистом после Малера. Он написал пятнадцать симфоний, несколько опер, балетов, оркестровых произведений. Кроме того, он много работал в кино. Самые известные его произведения — опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1936) и Восьмой струнный квартет (1960). Струнный квартет был написан в память о разрушенном во время войны Дрездене.
Дмитрий Шостакович с квартетом имени Глазунова, 1930
Дмитрий Шостакович с квартетом имени Глазунова, 1930
  • Игорь Стравинский (1882-1971). Творческое наследие Стравинского невелико — за свою долгую жизнь он написал всего 127 произведений. Однако его по праву считают одним из самых выдающихся композиторов XX века. Он родился в России, но, как и многие его соотечественники, покинул родину и умер в США. Большой популярностью пользуются его балеты, в частности «Весна священная» (1940), и опера «Похождения повесы», премьера которой состоялась в 1951 году.
  • Сэр Уильям Уолтон (1902-1983). Британский композитор-самоучка Уильям Уолтон считается наследником Элгара. Он писал музыку для государственных церемоний и в 1951 году был удостоен рыцарского титула. Среди самых значительных его классических работ оратория «Пир Валтасара» (1931). Уолтон писал много музыки для кино.
Сэр Уильям Уолтон
Сэр Уильям Уолтон



Поделиться ссылкой