Нэцкэ. Совершенство «пуговицы»

Нэцкэ — небольшой резной брелок в виде миниатюрной скульптуры — сегодня является предметом коллекционирования не только увлеченных влиянием фэншуй «просветленных» любителей Востока, но и серьезных музеев. Само название «нэцкэ» переводится как «прикреплять и подвешивать».

Нэцкэ в виде двух рыбаков с уловом. XVIII в.
Нэцкэ в виде двух рыбаков с уловом. XVIII в.

Кто придумал нэцкэ?

Маленькие фигурки типа нэцкэ, державшие на поясе своеобразные съемные карманы, были распространены везде, где эти самые карманы использовали: от Венгрии до Эфиопии и регионов Крайнего Севера. В Японию специфика художественного оформления противовеса-брелока в виде резной скульптуры пришла из Китая. В самом Китае такие изделия использовались уже в III в. до н. э. и назывались чжуй-цзы — «маленький висящий предмет».

Изысканно и практично

Использовались нэцкэ следующим образом. Небольшие предметы клали в особую коробочку, называемую сагэмоно, — маленькую сумочку, которая затягивалась шнурком и фиксировалась с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ). Такие сумочки-коробочки подвешивались к поясу кимоно (оби) за шнурок — его пропускали через пояс и к свободному концу прикрепляли нэцкэ. Узел шнура скрывали в самом нэцкэ, которое одновременно и удерживало сагэмоно, и демонстрировало тонкий вкус и настроение владельца. Нэцкэ делали из дерева, бамбука, кости.

Мальчик с карпом
«Мальчик с карпом» — подарок-пожелание стойкости и мужества будущему мужчине. XVII—XVIII вв

Дань традиции

Дошедшие до наших дней самые ранние маленькие скульптуры были вырезаны в первой половине XVII в. В это время и сложился особый художественный язык нэцкэ. И период с середины XVIII в. по середину XIX в. считается расцветом этого искусства. Тогда строго следовали традициям, и возможностей украсить одежду у рядовых горожан было не много. Наряжались только аристократы, тем самым демонстрируя статус. Нэцкэ стали отдушиной в регламентированном в области моды обществе. Перебирая нэцкэ у пояса, владелец не только демонстрировал тонкий художественный вкус, но и обретал сосредоточенность, душевное равновесие. Огромное разнообразие фигурок позволяло подобрать поделку в соответствии с местом ношения и ситуацией. Есть знаменитые мастера нэцкэ и в наше время. Цена на некоторые их работы доходит до 100 тысяч долларов и более. Но современные произведения уже исключительно декоративны — японцы перешли на европейскую одежду.

Нэцкэ в виде тигра. Япония.
Нэцкэ в виде тигра. Япония.

Путь на Запад

На Запад нэцкэ попали в середине XIX в., когда Япония начала открытую торговлю. Один из морских офицеров, сопровождавших торговый флот, увидел на поясе носильщика изящную фигурку и попросил ее продать. В то время частная торговля с иностранцами каралась тюремным заключением, что и случилось с беднягой. Но заступничество «новых друзей» помогло ему не только выбраться из тюрьмы, но и впоследствии открыть торговую компанию Sanko Schokai по продаже нэцкэ и предметов искусства на Запад. И теперь лучшие нэцкэ украшают коллекции по всему миру.

Монументальность форм

Существовала профессия нэцукэси, то есть мастер, занимающийся производством нэцкэ. Возникли целые школы резчиков, как в Эдо, Осаке и Киото, так и в провинциях, специализировавшиеся на особых формах и темах этих маленьких скульптур. Так, резьба иттобори производилась с помощью одного ножа, намеренно грубовато, без скрупулезной проработки деталей, и крошечные фигурки выглядели удивительно монументально.

Нэцкэ в виде божества. Япония. XVIII в.
Нэцкэ в виде божества. Япония. XVIII в.



Поделиться ссылкой