Джинсы (англ, jeans, denim, dungaree)

Брюки из прочной ткани, со швами, усиленными двойной строчкой, заклепками, с задними карманами. Поначалу были рабочими штанами в основном старателей, фермеров, ковбоев. Их автором довелось стать Леви Страусу.

На историю джинсов проливает свет происхождение самого их названия — от итальянского города Генуи (по-английски Janua), которая в XV—XVI веках торговала грубой и прочной хлопчатобумажной тканью jean для парусов. Шла она и на одежду генуэзских моряков.

в джинсах

В английском языке на равных с джинсами бытует и «деним» (denim).

Дело тут в том, что упомянутую ткань генуэзцы делали не сами, а покупали у французов, в городе Ним. Здесь производили (по одной из версий — заключенные) прочную саржу и парусину. И слово «деним» (denim) означает по-французски «ткань из Нима».

В Генуе эту ткань иногда окрашивали натуральным индиго (красителем из Индии) в синий цвет.

Первые брюки из денима Леви Страус стал шить для старателей в середине XIX века, когда в Калифорнии разгорелась «золотая лихорадка». Лет десять спустя на задних карманах джинсов появились оранжевая строчка и медные заклепки. Вскоре глава фирмы придумал знаменитый лейбл (англ, label — «ярлык»): две подгоняемые фермерами лошади напрасно пытаются разорвать джинсы, к штанинам которых они привязаны. Плюс название компании «Levis».

В конце 1880-х годов у «Ливайз» появился опасный конкурент из штата Канзас — фирма «Ли де Мариам», а в 1904 году — «Блю Белл» из Северной Каролины, основанная Джоном Хадсоном. 43 года спустя именно он разработал джинсовый хит «Ранглер» (wrangler — «ковбой»).

Когда умер в 1902 году Леви Страус, компания досталась его племяннику Джекобу Стерну, который сумел добиться ее дальнейшего процветания.

Золотым ключиком послужил джинсовый комбинезон, придуманный дядей Леви еще тридцать лет назад. С его помощью годовой доход фирмы к концу 1920-х годов достиг фантастической по тем временам цифры — 4 миллиардов долларов. И даже жесточайшая депрессия 1929 года пошла на пользу «Ливайз»: американцы круто изменили стиль жизни, забыли о дорогих вояжах в Европу, стали проводить свободное время на фермах и на природе.

Джеймс Дин
Кумир американской молодежи начала 1950-х гг. Джеймс Дин

Джинсовая одежда, недорогая и практичная, оказалась очень кстати.

А спустя десять лет джинсами заболели студенты. Дошло до того, что «старики» (вроде наших армейских «дедов») университета Беркли в Калифорнии запретили носить их первокурсникам. Лучшей рекламы было не придумать, и «Леви Страус» поспешила попросить власти штата узаконить такую дискриминацию.

Грянувшая затем Вторая мировая война распахнула компании двери в Европу и другие континенты: по заказу военных начались поставки обмундирования. Из той же ткани.

С середины 1950-х джинсы становятся молодежным символом Америки. Толчком послужила смерть в автомобильной катастрофе ее кумира, совсем юного киноактера Джеймса Дина, блондина с ясным взором и в джинсах.

Вожделенным предметом становятся голубые джинсы. Они вне конкуренции и среди мужчин, и среди женщин — достаточно молодых, конечно.

Проходит еще немного времени, и джинсы превращаются чуть ли не в знамя протеста против сытой буржуазной жизни.

Негры южных штатов, феминистки и хиппи митингуют и демонстрируют в джинсах. Кто-то придумал бахрому, пеструю аппликацию, украшения из ракушек, нацепил гирлянды из значков; другие завели моду на потертости и дыры. Обычные джинсы годились лишь для скучных обывателей.

Мэрилин Монро
Несравненная Мэрилин Монро оказалась среди тех, кому была обязана бешеная мода на голубые джинсы (blue jeans) конца 1950-х гг.

Джинсы уже продавали сотнями миллионов — в США и по всему миру, — как вдруг в самом начале 1980-х годов что-то произошло. Многим показалось, что эре джинсов пришел конец. Но не тут-то было: с середины 1980-х спад сменился небывалым подъемом.

И опять джинсы в цене. Богатеи покупают их в фешенебельных магазинах, студенты и работяги — на городских развалах. И все довольны...




Поделиться ссылкой