Кафтан (персидское слово)

Одежда с многовековой историей. Сначала появилась у персов, арабов, турок; потом — в Испании, и только в XVII веке кафтаны надели в других странах Европы. На Руси кафтаны с XV—XVI веков.

Кафтан
Кафтан. Россия. XVII в.

Видимо, одним из первых увидел восточный кафтан больше пятисот лет назад наш тверской купец Афанасий Никитин, ходивший за три моря. «На султане ковтан весь сажен (то есть украшен. — К. Б.) яхонты (рубинами, сапфирами. — К. Б.)», — записал он.

В Персии и Турции султан жаловал кафтаны своим высшим сановникам, когда они вступали в должность. Не забывали и послов, таким способом оказывая им милость. То есть на Востоке кафтан сделали почетной одеждой, чем-то вроде награды.

Того же обычая придерживались русские князья и цари, когда доводилось им принимать у себя то крымского хана, то калмыцких или ногайских послов.

Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин, сбежав в 1664 году сначала в Литву, а потом в Швецию, сделал для шведского короля подробное описание того, как в Москве готовились к царскому приему: «А сколько их будет, послов, — будет с ними и людей, и на тех послов и на людей их, в чем им быти на приезде у царя и на отпуске, готовят платье: на послов — шубы отласные золотные, на куницах и на белках, да однорядки суконные красные с круживы, кафтаны качатые, шапки лисьи высокие, сапоги».

Кафтаны носили все — мужчины и женщины, цари и крепостные крестьяне. Только у одних они были сермяжные (из грубого некрашеного сукна домашней выработки) или из крашенины (крашеного холста), а у других — атласные, бархатные, камчатные (из цветного шелка), из объяри (шелковой волнистой ткани), из тафты, зуфные (шерстяные), мухояровые (из бухарской хлопчатобумажной ткани с шерстяной или шелковой нитью; у арабов — ткань из козьей шерсти), из заморского сукна.

Кафтан боярина. Россия. XVII в
Кафтан боярина. Россия. XVII в. По зарисовкам А. Олеария

До реформ Петра I люди состоятельные надевали по нескольку кафтанов сразу: поверх рубахи натягивали исподний, то есть нижний, узкий кафтан до колен — зипун; сверх него полагалось надеть более длинную ферязь. Такой была домашняя одежда. Со двора выходили, облачившись в еще один — верхний — кафтан, уже достающий до пят.

По торжественным дням и для приемов во дворце важным приказным людям и почетным боярам из царских кладовых на время ссужали парадные кафтаны из очень дорогих тканей — парчи, атласа, заморского сукна, с козырем — высоким стоячим воротником, прикрывавшим затылок.

У кафтанов знати были узкие длинные рукава до земли, и рук в них не было видно. Тем самым бояре давали понять, что физический труд не для них. Обычно правый рукав собирали в складки; но все равно пошевелить рукой в нем было трудно. Широкие кафтаны без воротника с застежками у самой шеи и на левом боку — на турецкий манер — назывались турскими. Становые кафтаны — по стану — были приталенными, имели воротник; на груди и разрезах по бокам и подолу украшались пуговицами; от других кафтанов они отличались широкими и короткими рукавами.

Зимой носили теплые шубные кафтаны на вате и на меху. Старинного покроя кафтаны с неотрезной спинкой называли досельными.

Терлик - кафтан в талию
Терлик - кафтан в талию (с отрезной спинкой), удобный для верховой езды. XVII в. Носили в основном молодые люди - те из них, что еще обладали талией. Терлики были также одеждой рынд, как называли царских стражей. Иногда поверх терлика надевали еще один кафтан

На Западе кафтаны имели иной вид. Более короткие, скорее полукафтаны, почти всегда в талию, их надевали поверх камзолов. Французы нарекли их жюстокорами (в переводе «вплоть по телу»).

В самом начале XVIII века Петр I предписал всем русским, кроме крестьян и духовенства, носить «басурманское» платье (на немецкий манер).

Такая одежда сильно смущала народ. Но против царской воли не пойдешь, и со временем к ней привыкли, как и к другим иноземным одеждам и порядкам...

А лет сто пятьдесят спустя укоротилась и крестьянская одежда. Будничные кафтаны «строили» из домотканого серого (иногда желтого) сукна, сермяги или понитка (ткани с основой из льна и шерстяным утком). На праздники же щеголяли в синих, черных или даже белых кафтанах из своего или покупного (оно было дороже) сукна.

Зимние кафтаны из овчины сверху крыли сукном.

Деревенский богатей носил кафтан на мерлушке с двумя рядами костяных пуговиц. Знай, мол, наших!

Однако зимой в одном кафтане выходить на улицу никто не решался, под него обязательно надевали овчинный полушубок: «Жар костей не ломит».




Поделиться ссылкой