Народный костюм России

Древними предками русских были восточнославянские племена полян, кривичей, вятичей и другие, населявшие Восточно-Европейскую равнину. В IX в. на обширной территории от Белого моря на севере до Черного — на юге и от берегов Днестра на западе до Волги на востоке образовалось государство Киевская Русь. Русской землей (название которой поначалу относилось только к Киевской и Черниговской землям) к XIV в. называли уже весь северо-восток Киевской Руси. Владимиро-Суздальское княжество со столицей во Владимире было центром Северо-Восточной Руси, а Новгородская республика с Великим Новгородом — северо-западной. В эти времена Россия была тесно связана с Византией, с ней она вела активную торговлю и имела общую религию.

Народный костюм России

Во второй половине XIII в. произошло усиление Москвы, сумевшей в XV в. объединить русские земли в единое Российское государство. Два с половиной столетия (в 1243—1480 гг.) Русь находилась под гнетом монголо-татарского ига. В XVI—XVII вв. Русь присоединила к своей территории часть земель Великого княжества Литовского, Поволжье, Сибирь и стала многонациональным государством. Культура этих народов оказала влияние на развитие русского народного костюма. И хотя Петр I, прорубая «окно в Европу», сумел навязать русской знати европейскую моду, простые люди продолжали носить свои традиционные народные одежды. С развитием промышленности к концу XIX в. им на смену пришла городская одежда из фабричных тканей, но в отдаленных деревнях (например, в Воронежской губернии) традиционные костюмы бытовали вплоть до 1960-х гг.

Народный костюм России делился на две основные группы. У северных великорусов в Архангельской, Вологодской, Московской и Нижегородской губерниях был популярен комплекс с сарафаном. Комплекс с поневой, древним видом поясной одежды, характерен для южных великорусов: для Рязанской губернии (в традициях ее населения сохранилась связь с культурой финно-угорских народов); Тамбовской, которую населяли мордва, татары и другие народы; Воронежской — самой южной и удаленной от Москвы небогатой русской губернии; Курской — юго-западной губернии, населенной с древности кроме однодворцев (служилых людей или государственных крестьян) полехами (жителями полесья), горюнами (имевшими белорусские корни) и саянами (выходцами из Литвы). Костюмы крестьян Орловской губернии испытывали влияние своих западных соседей, а также Москвы. В Тульской, Калужской и самой западной, Смоленской губернии наряду с поневным бытовал и сарафанный костюмный комплекс.

Девушка в распашном косоклинном сарафане, шитом жемчугом кокошнике и душегрейке и купец
Девушка в распашном косоклинном сарафане, шитом жемчугом кокошнике и душегрейке и купец из Архангельской губернии

Ткани

Полотно и сукно на Руси были домоткаными. В северных и центральных губерниях одежду предпочитали изготовлять из льняного холста, в южных — из конопляного. Повседневную одежду часто шили из пестряди — льняной или пеньковой ткани в клетку или полоску. Привозная ткань миткаль (суровое полотно), окрашенная в красный цвет, носила название кумач, в желтый или синий — киндяк, узорчатый киндяк называли выбойкой. Узорный крашеный холст, из которого шили сарафаны, назывался крашениной. На Руси всегда использовали натуральные красители. Черным, добытым из дубовой коры, ржавчины или хлебного кваса, окрашивали поневы и сарафаны сук маны. Из настоя желтых кувшинок делали желтый краситель для нагрудников желтиков. Однако самым любимым праздничным у русских крестьян был красный цвет (недаром его синонимами являются «красивый» и «дорогой»). Красный краситель изготовляли из корней морены. В конце XIX в. домотканину постепенно вытеснили фабричные ткани: ситец, сатин, коленкор.

Женский костюм

Длинная женская рубаха имела прямые или косые плечевые вставки полики. В северных губерниях праздничные рубахи из белого холста с длинными и пышными рукавами украшали узорным ткачеством. Повседневные рубахи шили из пестряди. Особо украшали покосные (пожнивные) рубахи для работы в поле. У смоленских рубах рукава собирали внизу на манжеты. Московские и рязанские долгорукавки имели очень длинные и сужающиеся к запястьям рукава. Их «набирали» сборками по всей длине руки или продевали руки в окошечки — прорези на уровне локтя. Рукава рязанских долгорукавок из красного сатина достигали в длину 3 м. В Тамбове широкие рукава скрепляли узкими съемными «манжетами», застегнутыми на пуговку, имитируя внизу оборку. Позже рубахи из фабричных тканей имели кокетку и напоминали городские кофты. Воронежские рубахи отличала вышивка черными нитями, а также краса — украшение из позумента, лент и блесток, нашитое поверх основной ткани рукавов.

Сарафан — безрукавное платье на лямках — традиционная одежда женщин. Древнейший его вид — глухой косоклинный сарафан бытовал в Московской и Нижегородской губерниях. В Архангельской губернии косоклинный сарафан иногда делали распашным, на подкладке. Его шили из кумача, синей крашенины или из узорчатого шелка. В Московской губернии шили прямой сарафан на сборках. Его нарядный вариант — парчовый, с широким подгибом по подолу, называли шубкой. Смоленский сорококлин и сарафан костолан шили из синей или белой домотканины.

Парень в городском костюме и девушка в глухом косоклинном сарафане и зипуне
Парень в городском костюме и девушка в глухом косоклинном сарафане и зипуне из Курской губернии

Понева — архаичный вид поясной одежды замужних женщин из шерстяной домотканины в клетку. Девушки первый раз надевали поневу в день свадьбы. Распашная понева состояла из трех не сшитых полотнищ, закрепленных на талии пояском. Понева разнополка имела два длинных полотнища и одно короткое. Распашные поневы носили на юго-западе России. Там их украшали красочной вышивкой, галунами, кружевами. Глухие поневы юго-востока России напоминали юбки: они имели прошву — четвертое полотнище из другой ткани. Часто подол понев подтыкали за пояс. Поневы декорировали узорным ткачеством, нашитыми вдоль полосами, гарусом, сутажом, позументом, блестками. В Смоленске носили белорусские полосатые юбки андараки.

Передник, собранный в сборки и закрепленный завязками над грудью, носили на Русском Севере. Запон — с грудкой, закрепленный на талии и вокруг шеи, — в центре России. Туникообразные занавески с рукавами или без них носили на юге. Праздничные передники богато расшивали узорным ткачеством, лентами, бахромой, прошвами и кружевом.

Нагрудная одежда. С сарафаном носили шугай, епаничку и душегрейку — парчовые курточки на меху или стеганные на вате, с трубчатыми сборками на спинке, с рукавами или на лямках. С поневой носили туникообразные, распашные или глухие коротаи, навершники, желтики и т. д. Шушпаны и шушуны были летней одеждой.

Женщина в сарафане из набивного ситца и старик в зипуне
Женщина в сарафане из набивного ситца и старик в зипуне из Московской губернии

Головные уборы. Женщины на Руси носили кокошники, кички-сороки и рогатые кички, повойники, полотенчатые ширинки, платки. На севере и в центре носили кокошник — парадный и свадебный убор, украшенный золотым шитьем и жемчугом. Повсеместно бытовал сложный убор, состоящий из твердой (или рогатой — на юге) кички, верхней мягкой, богато украшенной части — сороки и позатыльника. Девушки заплетали одну косу и носили обручи, венцы, повязки, шитые золотом головки. Женщины прятали волосы под головной убор. Украшениями жительниц северных губерний были жемчужные ожерелья перла, наборушники на тканой основе, а южных — бисерные ошейники, гайтаны. В Воронеже и Рязани носили поясные парные и одиночные украшения махры.

Мужской костюм

Рубахи голошейки (без воротника) или косоворотки шили с кумачовыми ластовицами и украшали по вырезу горловины, низу рукавов и подолу вышивками-оберегами. Неширокие порты в старину шили из белой домотканины, позже — из пестряди. Синие или красные шаровары из фабричного плиса заправляли в сапоги. Головные уборы — войлочные шапки валенки, четырехугольные рогульки, зимние шапки с оторочкой из овчины, треух. В городах — фуражки.

Верхняя одеждаармяки из толстого сукна овечьей или верблюжьей шерсти, свиты (в южных губерниях), синие сукманники, мужские кафтаны с борами или сибирки на вате или кудели. Кафтаны, балахоны, зипуны, шубы имели одинаковый покрой и у мужчин, и у женщин.

Женщина в поневе, навершнике желтике, рогатой кичке с наушниками, украшенными раковинами каури и бисерными подвесками, и мужчина в рубахе
Женщина в поневе, навершнике желтике, рогатой кичке с наушниками, украшенными раковинами каури и бисерными подвесками, и мужчина в рубахе из Тамбовской губернии

Пояса

Пояса были обязательной частью любого русского костюма. Узким подпоясывали рубаху (а женщины — сарафан), широким кушаком — верхнюю одежду. Тканые пояса украшали геометрическими орнаментами, а их концы — цветными шерстяными кистями, бахромой, помпонами. Декоративные лопасти на концах отличали женские воронежские пояса.

Обувь

Обувью крестьян были лапти с онучами длиной до 3 м, горожан — сапоги. Женщины носили туфли коты с вязаными чулками — до шести пар (толстые ноги считались красивыми).




Поделиться ссылкой