Рубаха

Предмет одежды для верхней части тела. Из ткани или трикотажа. Как правило, с рукавами. Носят под курткой, пиджаком, жакетом и другой верхней одеждой.

Основные разновидности: рубаха для повседневной носки, форменная, ночная, нижняя рубахи. Древним цивилизациям рубаха часто заменяла верхнюю одежду. Очень долго в нижней рубахе — как предмете гигиены — вообще не видели нужды.

Художник Ж. Д. Энгр
Художник Ж. Д. Энгр смотрит на нас со своего автопортрета (начало XIX в.). А нам ничто не мешает рассмотреть его сорочку

В Древнем Египте, например, рубаху кроили без затей, из куска полотна, складывали его вдвое и сшивали по сторонам, делая вырез для головы. Были у египтян и рубашки с рукавами — длинными, вшитыми в проймы.

Прошли тысячи лет, и только к концу Средних веков рубахи норманнов обрели воротник и манжеты. К концу XV столетия появляются рубашки из шерсти, льна, шелка (для представителей высшего класса).

На этом никто не успокоился, и с XVI веком пришло увлечение вышивками, кружевами, жабо.

Александр фон Гумбольдт
Выдающийся естествоиспытатель барон Александр фон Гумбольдт не тень-то считался с сословными предрассудками и запросто позировал в рубахе с жилетом. Конец XVIII в. Портрет кисти Г. Вейча

Особенно отличились мужчины: их дублеты и жакеты имели низкий вырез, чтобы выставить напоказ дорогую рубашку, которая указывала на принадлежность к аристократии. Простому люду королевский регламент запрещал носить такие рубахи.

В начале XVII столетия дублет настолько укоротился, что между ним и штанами обнаружилась сборчатая рубашка. Положение выправил английский король Карл II, которому в 1666 году сшили длинный жилет. Но придворный портной перестарался: отныне жилет — а по существу это уже был камзол — скрыл от глаз рубашечную красоту.

Рубаха
Рубаху в XVI в. европейцы носили не столько ради гигиены, сколько ради брыжей, служивших свидетельством состоятельности и украшением. Портрет неизвестного. Художник Б. Венето. Италия. 1540 г.

В конце XVIII — начале XIX века арбитр элегантности «Бю» (от фр. beau - прекрасный) Браммел все утро отдавал тому, чтобы должным образом повязать шейный платок — будущий галстук. В прилежных учениках у него ходил наследник английского престола принц Уэльский, будущий король Георг IV. С 1806 года Браммел вводит в моду белоснежные сорочки — одну надевали днем, другую — вечером.

Викторианский период (1837—1901), уже без Браммела, обрек мужчин на одежду мрачных тонов. Высоко повязанный галстук ушел в прошлое — новым сорочкам и их воротникам он был противопоказан.




Поделиться ссылкой