Обувь с высокими голенищами. Лингвисты спорят о происхождении слова «сапоги»; возможно, оно произошло от древнерусского «соп» — труба.
Не исключено, что изобретателей сапог надо искать среди древних египтян: на оставшихся после них фресках можно обнаружить сандалии, снабженные голенищами.
Видимо, к их соавторам можно отнести и персов, которые носили высокую обувь из тонкой кожи — персикаи, у щиколотки перетянутые ремнями.
Подобие высоких сапог — эмбады — носили древние греки. В их распоряжении были также эндромисы — котурны охотников и наездников. В эндромисах древнегреческие скульпторы ваяли своих мифических героев — Геракла и Персея.
Особые сапоги, с отрезным задником и со складками на взъеме — тангии и ксангии — были обычной мужской обувью в Византии.
Средневековому мужчине, много времени проводившему на коне, очень пригодились полусапоги из телячьих кож и сукна — хуссо. После крестовых походов в Европе появились высокие сапоги «кальцеи рострати» с острыми, по-восточному загнутыми вверх носами (в виде ростров, то есть носов боевых кораблей).
К середине XVII века уважающие себя кавалеры обзаводятся громоздкими сапогами. Тягу к ним усилила Тридцатилетняя война (1618—1648), и давний спор башмаков с сапогами решился в пользу сапог.
К сапогам располагали королевская охота и вошедшая в большую моду верховая езда.
Широкие, с отворотами до середины голенищ, они были похожи на цветочные горшки, которые сверху обильно украшали кружевами. А высокие каблуки и массивные шпоры — часто позолоченные — придавали представителям сильного пола лихой и воинственный вид. Фигурные кожаные нашпорники спереди почти полностью закрывали ступню.
Без таких сапог невозможно себе представить отважных мушкетеров короля, воспетых Дюма-отцом.
На Руси сапоги стали носить не меньше тысячи лет назад, но в древности они «составляли обувь только князей и старейшин». В XVI—XVII веках «сапоги носились до колен и служили вместо штанов для нижней части тела и для того подкладывались холстиною; их снабжали высокими железными подборами (каблуками) и подковами со множеством гвоздей по всей подошве. У царей и знатных лиц эти гвозди были серебряные», — писал Н. И. Костомаров в «Очерке домашней жизни великорусского народа в XVI—XVII столетиях». С Петровскими реформами (начало XVIII в.) пришла новая технология обработки кож. По царскому указу деготь заменили ворванью (жиром морских животных и некоторых рыб), иначе было не уберечь ноги от сырости. Мастерам, продолжавшим выделывать кожи по старинке, Петр пригрозил лишением «имения» и ссылкой «с наказанием на вечную работу на галеры».
В XIX веке деревенские сапоги тачали из простой черной кожи. Подошвы подшивали «варными» нитками. Но чуть ли не до конца века в глубинке сапоги шили на прямой колодке: левый сапог не отличался от правого; сапоги, сделанные на косой колодке, в глубинке не носили, почитая за великий грех. Избегали металлических гвоздей — «в таких сапогах скоморохи плясали»; пользовались березовыми гвоздями. Кожаные сапоги были мечтой трудового человека, крестьянина или мастерового, составляли для мужика «самый соблазнительный предмет... Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапоги» (Д. Н. Мамин-Сибиряк, 1880-е годы).
Голенища купеческих сапог делали круглыми, шестигранными и восьмигранными, с «моршыной» и лаковыми «бураками». И под стать этой красоте — высокий каблук и тупой нос. В большом ходу был «смазной товар» из юфти (кожи крупного рогатого скота), то есть сапоги, смазанные чистым дегтем или ворванью.
См. также «Ботфорты».