Оп-арт (1960-е годы)

Осенью 1964 года журнал «Тайм» опубликовал материал о новом художественном стиле, основанном на оптических эффектах, назвав это явление «оп-арт». Иногда его называли еще «искусством сетчатки», намекая на оптические иллюзии, создаваемые произведениями. Геометрические художественные композиции словно двигались перед глазами зрителя.

Статья в «Тайм» гласила: «Игра на недостатках, ошибках человеческого зрения — это и есть суть нового течения "оптического искусства”. Наравне с поп-артом бунтуя против абстрактного экспрессионизма, оп-арт создает завораживающие, дразнящие воображение картины, основанные на зрительных эффектах, с использованием всех составляющих кошмара офтальмолога».

«Всякая форма основана на цвете, и всякий цвет есть свойство формы» Виктор Вазарели

Процесс восприятия

Вдохновленные опытом супрематизма и конструктивизма, художники оп-арта использовали геометрические формы и линии для создания оптических эффектов. Иногда это были только два цвета, черный и белый, или цветовые блоки; часто просто повторяющиеся элементы, размещенные по всему пространству холста с учетом законов перспективы и визуального восприятия — едва заметные, почти неуловимые, или яркие, бросающиеся в глаза. Некоторые из этих абстрактных изображений как будто двигались, если на них пристально смотреть.

Большинство произведений в стиле оп-арт основано на теории цвета, физических и эмоциональных особенностях восприятия. Главные представители этого стиля — Бриджет Райли (р. 1931), которая много лет работала в черно-белой технике, добиваясь визуального эффекта движения и нестабильности в своих геометрических композициях; Виктор Вазарели (1906-1997), создававший мозаики с трехмерным эффектом; Рафаэль Сото (1923-2005), чьи объемные картины то ли слегка вибрировали, то ли на самом деле двигались, сбивая с толку зрителя. Работы Сото находятся на стыке кинетического искусства и оп-арта.

Бриджет Райли
Бриджет Райли
«Природа для меня — это не пейзаж, а динамизм визуальных сил... более событие, чем облик. Эти силы можно удержать, считая цвет и форму изначально сущностными, освободив их от всяческих описаний и функций» Бриджет Райли

Кинетическое искусство

«Кинетический» означает «движущийся». Произведения кинетического искусства действительно подвижны, в отличие от картин оп-арта, движение в которых является просто иллюзией. Кинетические шедевры — это обычно трехмерная конструкция, сооруженная из нескольких деталей, приводимых в движение внутренним или внешним механизмом. В 1950-е и 1960-е, когда развивалось оптическое искусство, некоторые художники начали создавать подвижные скульптуры. Александр Колдер (1898-1976), Джордж Рики (1907-2002) и Жан Тэнгли (1925-1991), работая независимо друг от друга, создавали скульптуры, которые вращались на ветру или переворачивались случайным образом, даже разрушались.

Пионерами кинетических форм были Дюшан, Габо, некоторые конструктивисты, но действительно популярным это направление стало только в 1960-е. Некоторые из художников-кинетистов, как, например, Сото, занимались параллельно оп-артом, а многие кинетические произведения состоят из простых геометрических форм.

Жан Тэнгли
Жан Тэнгли

«Отзывчивый глаз»

В 1965 году оп-арт привлек внимание американской публики после выставки «Отзывчивый глаз», устроенной нью-йоркским городским Музеем современного искусства. В этой первой выставке участвовали Райли, Вазарели, Альберс, Ричард Анушкевич (р. 1930), Джулиан Стенчак (р. 1928), Тедески (р. 1935) и другие. Посетители, восхищенные новым искусством, даже приходили в нарядах, вдохновленных оп-артом, но критики отзывались о выставке крайне нелестно, сочтя новый стиль хитроумными визуальными фокусами.

Впрочем, в моде 1960-х оп-арт занял достойное место — его использовали в печати, рекламе, графике, на телевидении, в дизайне одежды и интерьеров. Но, несмотря на одобрение публики и дизайнеров, этот стиль все же не приобрел всемирной популярности, как поп-арт.

«Я думаю, чем больше я тренирую свой разум, тем более открытой становлюсь, и все больше разных вещей могут проникнуть в мое сознание» Бриджет Райли
Джулиан Стенчак
Джулиан Стенчак

Первоначальной целью оп-арта было обмануть зрение, и художники прилагали усилия, чтобы создать иллюзию движения. Цвета, линии и формы тщательно продумывали и подбирали — не для создания определенного настроения или атмосферы, не для передачи сюжета, но исключительно ради визуального опыта зрителя, ради замысловатых оптических эффектов. Однако не всех художников этого направления интересовало одобрение зрителя. Бриджет Райли, к примеру, угрожала судом предпринимателю, посмевшему использовать ее работы для рисунка на ткани. И заявляла, что «коммерциализация и истеричное стремление к сенсационности» угрожают миру искусства.

Восторженная реакция

Идеи оп-арта возникали из совершенно разных источников. Вазарели, например, был художником-графиком, и в большинстве его работ очевидна графическая основа. Его картины не смущают зрителя, но восхищают. Живопись Райли выглядит математически точной, хотя сама она утверждает, что всегда работала интуитивно, но аккуратно. Многие из произведений оп-арта сбивают с толку, озадачивают и смущают зрителя. Несмотря на всю абстрактность, порой в этих картинах мелькают узнаваемые элементы — вода, ветер или огонь.

Бриджет Райли

Иллюзия движущейся волны или абстрактное изображение повторяющихся кривых — картины Бриджет Райли никого не оставляют равнодушным. Много лет Райли работала в черно-белой технике, экспериментируя с формами, тщательно исследуя динамические эффекты оптических феноменов и ставя в тупик зрителя неожиданными находками. Она всегда стремилась заинтересовать не только собственно рисунком, но и тем, как он воспринимается. После поездки в Египет в начале 1980-х в ее работах появляется цвет. Многие из ее картин являются следствием ее личных наблюдений и опыта.

ОП-арт Бриджит Райли
ОП-арт Бриджит Райли

Хэппенинги

В конце 1950-х и начале 1960-х появились первые «хэппенинги». Эти представления художников позднее назовут «искусством перформанса». Хэппенинги иногда рассматривают как часть кинетического искусства, наследие дада и сюрреализма. Само название этому явлению дал Аллан Капров (1927-2006) в объявлении о собственном представлении 1959 года в Нью-Йорке: «18 хэппенингов в 6 частях». Хэппенинг предполагает участие зрителя и, хотя планируется заранее, может развиваться как импровизация и происходить практически в любом месте.

Аллан Капров
Аллан Капров



Поделиться ссылкой