Раннехристианское искусство Европы

«Творить есть не что иное, как верить»
Р. Роллан

Относительно «раннехристианского» искусства и его места в истории в среде искусствоведов долгое время велись споры... Впрочем, спор — одно из любимых занятий в научном сообществе. Спорили в основном о том, что считать началом истории раннехристианского искусства и стоит ли вообще относить его к Средневековью. Почему? Давайте выясним.

Шедевры в катакомбах

Ряд исследователей считают, что это направление родилось около 313 года, когда римский император Константин I Великий провозгласил христианство государственной религией. Некоторые специалисты резонно возражают, что христианство как таковое к этому времени уже было широко распространено и многие произведения, которые возникли под его влиянием, созданы задолго до Константина. Значит, точка отсчета должна быть еще раньше. Но в этом случае стоит ли вообще относить раннехристианское искусство к средневековому, а не к античному? Правда, его «закат» относят уже к раннему Средневековью: считается, что раннехристианское искусство просуществовало приблизительно до второй половины VI века.

Константин I Великий. Гравюра нач. XX в.
Константин I Великий. Гравюра нач. XX в.

В целом этот период в искусстве можно считать переходным от античного к средневековому. Или «первыми шагами средневекового искусства» — как вам больше нравится.

Напомним, что первые христиане (а возникло христианство на землях Иудеи, находившихся под управлением Рима) подвергались гонениям. И, создавая свои произведения искусства, были вынуждены активно использовать язык иносказаний и символов. Так, всем хорошо известен один из старейших символов христианства — рыба. По-гречески «рыба» звучит как «их тис» (1хбис), что является аббревиатурой греческой фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Стилизованные изображения рыбки первые христиане часто оставляли в укромных уголках — как знак того, что здесь можно найти единомышленников.

В произведениях художников этого периода удивительным образом сливаются античные, мифологические и христианские изображения и символы. Так, Иисус (вернее, его сущность) на некоторых древних фресках представлен в виде Орфея. Как мы помним, Орфей был одним из персонажей древнегреческого мифа. По преданиям, этот музыкант своей бесподобной игрой на кифаре был способен даже утихомирить бурю и укротить диких зверей. Когда его жена Эври- дика была ужалена ядовитой змеей, Орфей отправился за ней в царство мертвых, чтобы уговорить владыку подземелья Аида отпустить его любимую и позволить ей жить... Наверное, вы уже догадались, как этот образ трансформировался у христиан. Орфей олицетворял силу, побеждающую смерть, выводящую души из мрака неверия на свет истины.

Подобные изображения встречаются, например, в римских катакомбах (возникло даже определение «катакомбное искусство»).

Изначально, в дохристианский период, катакомбы служили римлянам склепами, но в первых веках нашей эры в них иногда собирались первые христиане, которые были вынуждены совершать свои обряды скрытно. Постепенно в катакомбах начали появляться и христианские захоронения, а их стены все чаще украшали разного рода изображениями. Выполнялись они обычно в технике фрески, но позднее кое-где появились и мозаики. Самые ранние подобные произведения обычно представляли собой одиночные символы: уже известная нам рыба, корабль и якорь (символы веры и Церкви как спасительного ковчега), птица Феникс (символ воскресения и бессмертия), виноградная лоза (олицетворение Причастия). Виноградную лозу с ее множеством листьев, побегов и ягод трактовали также и как символ христианской общины. Нередок был и образ Иисуса как «доброго пастыря» — юноши с ягненком или козленком.

Постепенно сюжеты фресок становились все более сложными и многофигурными. В катакомбах (например, в Риме и Сиракузах) можно увидеть сохранившиеся до наших дней фрески: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Воскрешение Лазаря», «Проповедь Иисуса».

Новое и хорошо забытое старое

По мере распространения христианства и признания его властями появляются новые интересные образцы произведений искусства. К ним можно отнести, в частности, раннехристианские римские саркофаги. До начала IV столетия вырезанные на их каменных стенах сюжеты представляли собой единство античной и христианской символики: изображения Орфея, «пастырей», виноградных лоз. Позднее рисунки и сюжеты становятся более однозначными. Например, в музее при соборе Святого Петра в Риме хранится римский саркофаг IV века, изготовленный для римского префекта Юния Басса (на саркофагах часто делали подробные надписи, позволявшие иногда восстановить краткую биографию их «владельцев»). Судя по всему, чиновник принял христианство незадолго до смерти. На стенках саркофага Юния Басса с большим мастерством вырезаны иллюстрации к библейским сюжетам.

«„Плохие времена, тяжелые времена", — повторяют люди. Но давайте жить хорошо, и времена станут хорошими... Каковы мы, таковы и времена» (Аврелий Августин)

С именем императора Константина Великого связано появление первых христианских культовых зданий. В Риме распространяются два их типа — базилика и ротонда. Сами по себе подобные постройки не были чем-то новым и необычным. Так, базилики (от греч. βασɩλɩκἠ— «дом базилевса, правителя») существовали в античном мире уже давно. Подобные здания представляли собой прямоугольные в плане постройки, разделенные рядами колонн на отдельные сегменты — нефы. Часто они использовались для разнообразных правительственных заседаний и собраний. Первые раннехристианские базилики имели плоскую крышу, но постепенно их начинают венчать куполом, символизирующим небесное царство.

Ротонды (от лат. rotundus — «круглый») имели, как несложно догадаться, круглую в плане форму и часто были окружены колоннами. Подобные постройки также были известны еще в ранней Античности — например, в Древней Греции они служили небольшими храмами, обычно посвященными какому-то второстепенному божеству.

Адам и Ева. Фреска на стене римской катакомбы Св. Марцеллина и Петра. IV в.
Адам и Ева. Фреска на стене римской катакомбы Св. Марцеллина и Петра. IV в.

Внутреннее убранство первых христианских культовых зданий Рима было, судя по всему, скромным. К сожалению, до наших дней дошло не так уж много подобных сооружений; те, что уцелели, много раз перестраивались — далеко не всегда с сохранением первоначального облика. В качестве примеров можно привести базилику Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или базилику Святого Павла (Рим). Построенные еще при Константине I Великом, эти здания почти не сохранили первоначальных черт. Кстати, на месте знаменитого римского собора Святого Петра тоже когда-то стояла небольшая базилика, заложенная по воле Константина.

В 330 году этот правитель переносит столицу Римской империи в город Византий (он же — Новый Рим, позднее — Константинополь).

Разнообразие имен

Византийцы называли свое государство «Романия», а себя — «ромеями», то есть «римлянами». Официально государство именовалось «Римской империей», а иностранцы называли его «империей греков». Впрочем, в историографии закрепилось наименование «Византия» — по названию главного города, появившееся в трудах римских историков еще в IV веке, но затем забытое на долгих тысячу лет и воскрешенное западными учеными. Правда, тогда, в XVI столетии, немецкие историки заявляли, что наследница Рима — не Византия, а Священная Римская империя германской нации!

Восток и запад: части бывшей империи

После распада Римской империи на Западную и Восточную в конце IV столетия в Западной Римской империи столичные функции некоторое время выполняет город Медиолан (ныне Милан). Там в IV веке возводится базилика Святого Лаврентия, частично сохранившая до наших дней первоначальные архитектурные очертания.

С Медиоланом за «столичные права» некоторое время соперничала Равенна. Здесь, в мавзолее Галлы Плацидии, построенном для дочери императора Феодосия Великого, сохранились уникальные мозаики первой половины V века. Искусство мозаики — набора изображений из маленьких кусочков специального стекла, раскрашенных керамических плиточек или цветного камня — восходит к IV тысячелетию до нашей эры. Видимо, первые мозаики появились в Двуречье, но впоследствии подобным образом украшали постройки в Греции, Египте, Риме...

«Рим — это связь между древним и новым миром, так как безусловно необходимо, чтобы на земле существовала такая точка, куда каждый человек мог бы иногда обращаться с целью конкретно, физиологически соприкоснуться со всеми воспоминаниями человеческого рода...» (П. Я. Чаадаев)

К сожалению, неизвестно, откуда родом были мастера, превратившие внутреннее убранство мавзолея в роскошный мозаичный ковер. Внутри купола на небесно-синем фоне рассыпаны звезды и стилизованные цветки, олицетворяющие райские кущи. Самые крупные мозаичные картины мавзолея представляют Иисуса в образе доброго пастыря, а также святого Лаврентия (правда, по некоторым версиям, это тоже изображение Спасителя). Эти произведения относят к числу наиболее значимых памятников раннехристианского искусства...

Восточная часть Римской империи, превратившись в самостоятельное государство, начинает именоваться Романией, Империей римлян или Византией. И в первой трети VI столетия византийский император Юстиниан отвоевывает у «варварских королей», увлеченных дележом Западной империи, Апеннинский полуостров. И в Равенне, перешедшей благодаря Юстиниану под власть Византии, до наших дней сохранилась базилика Святого Виталия (Сан-Витале). Ее внутреннее убранство и сейчас составляют многочисленные мозаичные картины. Мозаики базилики Сан-Витале, помимо изображений Иисуса Христа, святых и сцен из Священного Писания, представляют портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры в окружении придворных и священников. Правители изображены во время торжественного шествия — судя по всему, они входят в храм, неся дары и священные сосуды. Некоторая статичность фигур вкупе с яркими цветами мозаики — золотистым, красным, желтым, зеленым — придают изображению особую торжественность, а лица всех изображенных персонажей обладают явными индивидуальными характеристиками.

Давайте познакомимся подробнее со средневековым искусством Византии!




Поделиться ссылкой