Ретабло: выразить благодарность

Выдающийся философ XX в. Умберто Эко утверждал, что верующий счастливее атеиста, поскольку ему всегда есть кому сказать спасибо. Традиция выражения благодарности высшим силам средствами искусства определенно заслуживает внимания.

Ретабло семьи Гонсалес с благодарностью за спасение от ночных грабителей. 1947 г.
Ретабло семьи Гонсалес с благодарностью за спасение от ночных грабителей. 1947 г.

Наивность молитвы

Яркие картинки зачастую с детективным сюжетом украшают стены храмов Мексики и Бразилии. Нарисованные в наивной манере, сопровождаемые текстовыми вставками, — что они делают в священном месте? Что за выставка детского творчества?

Перед нами особый жанр самодеятельного искусства — так называемые ретабло.

Изначально в Испании под этим словом понимали алтарный образ, а затем и сам створчатый алтарь с многочисленными скульптурными и живописными вставками. Эти сложные произведения, лучшие из которых созданы выдающимися мастерами, и забавные картинки сближает главное — искренняя вера и благодарность Господу, сколь бы малое происшествие ни случилось с человеком. И величественные алтари, и трогательные картинки заказывали художникам спасенные люди. Только в разное время они жили и разными средствами располагали.

Картинки ретабло имели хождение и на территории стран Азиатского региона. Посвятительные тексты японцев периода Эдо производят сильное впечатление. Вотивные таблички-сангаку содержали математические задачки, головоломки, теоремы, принесенные в дар богам. Другие прихожане, увидев такую табличку, старались во славу богов их решить.

И туристам нравится

В Латинской Америке ретабло появились вместе с европейскими завоевателями. Испанская традиция удачно совпала со старым местным обычаем принесения благодарственных жертв богам, и жанр сохранился до наших дней.

В последние годы популярность латиноамериканских ретабло возросла, ведь туристический бизнес не стоит на месте, и все больше европейцев имеют возможность увидеть эти картинки воочию.

Мадонна делла Витториа. Андреа Мантенья. 1496 г.
Мадонна делла Витториа. Андреа Мантенья. 1496 г.

Ретабло с признательностью за спасение дочери в аварии заказали и родители знаменитой Фриды Кало. Это ретабло, которое она слегка подправила своей кистью, подписано инициалом, хотя в классической традиции мастера ретабло подписей не ставят — они здесь лишь исполнители благодарности.

До первой половины XX в. благодарственные картинки встречались в храмах Словении и Баварии, Хорватии и Италии.

И так ли сильно отличается ретабло раненого, но выжившего итальянского берсальера от заказанного с той же целью образа, который писал Андреа Мантенья? Разумеется, нам заметна разница, но создавались эти произведения не ради нас.

От Фриды Кало

Фрида Кало и Диего Ривера стали первыми коллекционерами и популяризаторами этого вида народного творчества. Сама Фрида использовала приемы ретабло в некоторых своих картинах, введя их тем самым в общемировое культурное пространство.

Перуанский алтарь

Это экзотическое произведение, полное пестрых маленьких фигурок, — перуанское воплощение большого парадного испанского ретабло. Такие произведения создает Никарио Хименес Квиспе, представитель очередного поколения мастеров ретабло, продолжающий семейное дело. Фигурки для таких алтарей создаются вручную из смеси вареного картофеля и гипсового порошка. Работы Квиспе участвовали в крупных музейных выставках, в том числе в Смитсоновском институте, где они являются частью постоянной коллекции. В 2012 г. он стал лауреатом премии Национального наследия Флориды.

Современный мексиканский ретабло с благодарностью Богородице Сан-Лагос за выживание после ножевого удара
Современный мексиканский ретабло с благодарностью Богородице Сан-Лагос за выживание после ножевого удара



Поделиться ссылкой