«Большая одалиска» Жан Энгр

«Большая одалиска» Жан Энгр

Прекрасным образцом классической живописи является картина Энгра «Большая одалиска», в которой в полной мере проявила себя виртуозная техника этого художника – отдельные мазки кисти здесь практически незаметны, а холодные синие тона тщательно выписанных занавесок и подушек делают еще более осязаемой ровную теплоту, идущую от гладкой кожи изображенной героини. Попробуем проследить, как и какими красками писалось слой за слоем это полотно.

Деталь 1

«Большая одалиска» Жан Энгр (фрагмент)

После нанесения предварительного рисунка художник начал с передачи телесных оттенков нежной кожи одалиски. Первые живописные слои наносились жидко разведенной краской, а мазки кисти следовали горизонтальному расположению женской фигуры. Основной своей задачей автор видел максимально точное копирование гладкой кожи героини. Основной оттенок кожи на этом этапе был написан смесью прусской синьки с титановыми белилами. Самые светлые ее оттенки – той же смесью с добавлением желтой охры, а самые темные – с добавлением черной краски. Синева кожи была при этом умышленно подчеркнута художником. Поскольку позже она должна была чуть просвечивать сквозь нанесенные сверху слои краски.

Деталь 2

«Большая одалиска» Жан Энгр (фрагмент)

Нескольким слоями жидкой краски художник написал ткани и мех. После нанесения очередного слоя краски всякий раз приходилось восстанавливать рисунок, с тем, что бы каждая деталь оставалась на своем месте. Синяя ткань полога в правой части картины написана прусской синькой и белилами (с добавлением желтой охры), мех – жженой умброй, наложенной поверх черной краски и белил.

Деталь 3

«Большая одалиска» Жан Энгр (фрагмент)

Затем художник приступил к самому сложному этапу – придал всей красочной поверхности удивительную гладкость. В этом Энгр был непревзойденным мастером. На изображение тела одалиски он накладывал краску слой за слоем, используя при этом технику пунктирной штриховки, позволяющую создать иллюзию настоящей кожи. Работая над веером и другими мелко прописанными деталями, он не забывал о важном правиле – сначала накладываются самые темные цвета, а уже после них блики.




Поделиться ссылкой