Исторический жанр

ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН
И.Е. Репин ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН 16 НОЯБРЯ 1581 ГОДА 1885 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Исторический жанр — самый сложный в сюжетном отношении. Он объединяет всё, из чего складывается прошлое человечества. Кроме сюжетов реальной истории (в том числе батальных сцен), к нему относятся произведения на мифологические, библейские и сказочно-былинные сюжеты, историко-бытовые произведения и многие исторические портреты, например «Царевна Софья» — портрет-картина И. Е. Репина.

ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ

Владимир и Рогнеда
Первой картиной на национальный сюжет стало полотно А. Лосенко «Владимир и Рогнеда», рассказывающее о сватовстве Великого князя Владимира (крестителя Руси) к полоцкой княжне Рогнеде.

Точную дату появления исторического жанра определить невозможно. Первые композиции появились в глубокой древности — тогда воспоминания о реальных исторических событиях соединялись с мифами. В Древнем Египте и Месопотамии история представлялась главным образом подвигами правителя и его войска. Но уже в Древней Греции известны обобщённо-идеальные изображения исторических сцен. В Средние века сюжеты реальной истории в живописи появляются редко, преимущество отдаётся религиозным мотивам. Формирование исторического жанра начинается в эпоху Возрождения, когда люди стали активно изучать культуру прошлого, Древней Греции и Древнего Рима. Первым шедевром исторической темы стали фрески, написанные знаменитым Рафаэлем в папском дворце Ватикана. В России первые «ласточки» исторического жанра рождаются в иконописи. Самый ранний пример — новгородская икона «Чудо от иконы Знамение», или, иначе, «Битва суздальцев с новгородцами». Но по-настоящему историческая картина появилась во второй половине XVIII столетия и заняла главное место среди других жанров живописи.

ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

Исторический жанр не обязан быть строго документальным, правдивым, ведь картина — не исторический документ. Она житет по своим особым законам красоты и гармонии. К тому же художник всегда невольно оценивает событие, вносит в него своё понимание происходящего. Одни и те же события у разных мастеров могут передаваться и выглядеть по-разному.

ТРАГЕДИЯ С КАРТИНОЙ

Сила воздействия живописи так велика, что порой с картинами случаются настоящие трагедии, как, например, с полотном Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». В 1913 г. молодой иконописец, сын мебельного фабриканта Абрам Балашов в припадке душевной болезни с криком «Довольно крови!» изрезал произведение ножом. Долго потом пришлось возвращать полотно к жизни. Но, к счастью, это удалось, и по сей день картина является гордостью Третьяковской галереи.




Поделиться ссылкой